«ПОКОРЕНИЕ СИЛЫ», окружающий мир, 4 класс, программа «Школа 2100»
Оценка 4.6

«ПОКОРЕНИЕ СИЛЫ», окружающий мир, 4 класс, программа «Школа 2100»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл—5 кл
07.07.2024
«ПОКОРЕНИЕ СИЛЫ», окружающий мир, 4 класс, программа «Школа 2100»
Разработка урока по окружающему миру в помощь учителю по теме: "ПОКОРЕНИЕ СИЛЫ", 4 класс, программа «Школа 2100»
Покорение силы, урок.docx


Урок по окружающему миру  4 класс «ПОКОРЕНИЕ СИЛЫ»

по программе «Школа 2100»

Цель: формировать понятия рычага, колеса и наклонной плоскости, познакомить со способами их использования.

Задачи урока:

Образовательные:

Ø закрепить понятия: орудия труда, человек разумный, земледелие, животноводство,

Ø закрепить умения: выделять взаимосвязь человеческого разума и условий жизни человека.

Развивающие:

Ø содействовать формированию познавательных УУД: анализ, обобщение, вычленение критериев для сравнения, чтение рисунков, схем, работа с понятием, установление причинно-следственных связей, выборочного чтения;

     Коммуникативных УУД:

Ø работе в парах

Ø развитию адекватной самооценки в соответствии с гендерной принадлежностью.

     Регулятивные УУД:

Ø развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника,

Ø оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Ø прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Коммуникативные УУД:

Ø развиваем умение слушать и понимать других,

Ø строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

Ø оформлять свои мысли в устной форме,

Ø умение работать в паре и в группах.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением механизмов с рычагом, колесом, наклонной плоскостью и т. д.; линейка, 8 карандашей (круглые - 3 и с ребрами – 5), весы и гирьки, детская машинка, клей, конверт с картинками по животноводству и земледелию.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учитель. Прочтите и поясните слово   Слайд 1 «Сила»

Послушайте пояснение из толкового словаря.

Способность живых существ 

напряжением мышц 

производить физические 

действия, движения; 

вообще физическая или 

моральная возможность 

активно действовать. 

 

Например: Большая сила в руках. 

Толкнуть с силой. 

Нет больше сил. 

Это свыше моих сил. 

Лишиться сил. 

Выбиться из сил. 

Собраться с силами. 

Приняться за работу со 

свежими силами. 

Как вы думаете, просто ли так мы начали урок с этого слова. Задайте вопрос глядя на картинки? СЛАЙД 2 без СЛОВ.

Можем ли мы ответить на вопрос: (СЛАЙД 2) Кто сильнее? Почему?

Может ли человек СТАТЬ сильнее? Каким образом? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ(слайд 3)  

(занимаясь спортом, использовать инструменты)

Учитель. Да. Благодаря технике человек переносить тяжелые предметы, двигает мосты, выполняет непосильную работу.

Какие инструменты вы знаете, которые помогают человеку стать сильнее?

(ответы детей)

Знакомы ли Вам эти инструменты? (СЛАЙД 4)

Посмотрите на слайд 4. Назовите и расскажите, как используются эти инструменты.

Слайд 4 «Инструменты» (молоток, кусачки, лом, гаечный ключ) ВЫКЛЮЧИТЬ!!!

III. Совместное открытие знаний.

Учитель. Итак, с  помощью инструментов мы становимся ….. (стать сильнее)

Откройте учебник на стр. 79, прочтите тему урока, как вы понимаете слово ПОКОРЕНИЕ? Подберите синонимы к этому слову. (захват, подчинение, завоевание). Предположите о чем мы сегодня узнаем?(Как стать сильнее? Какие инструменты помогают нам стать сильнее? Как человек научился быть сильнее?)

Предлагаю ознакомиться со статьей учебника на стр. 79 – 81. Читайте внимательно, я потом задам вам вопросы.

ВОПРОСЫ:

Вопрос 1) Что помогло человеку стать сильнее? (разум)

Вопрос 2) О каких приспособления вы узнали? (рычаг, колесо, наклонная плоскость)

СЛАЙД 5  Опыт

Вопрос 3) Поясните, почему друзьям не удаётся покачаться? Как им выйти из данной ситуации.

Дети: Вес одно мальчика, больше веса другого. Надо уменьшить расстояние более тяжелого мальчика от центра качели, до его места, тогда удастся покачаться.

Вопрос 4) На что указывает треугольник? (точка опоры) А стрелки? (плечо 1 и 2)

Вопрос 5) Прочтите ВЫВОД о действии рычага из учебника? (Чем длиннее плечо, тем меньше нужно силы. Чем длиннее плечо, тем больший путь оно проходит.)

Вопрос 6) Какой вывод подходит к нашей картинке? (первый)

Эксперимент № 1

1. Линейка, резинка и карандаши.

Положите линейку на резинку. Разместите на линейке по одному карандашу так, чтобы линейка находилась в равновесии. Добавьте с одной стороны второй карандаш, но линейка должна остаться в равновесии. Добавьте третий карандаш с одной стороны, линейка должна находиться в равновесии.

Сделайте вывод по эксперименту. 

Вывод: Чем длиннее плечо, тем меньше нужно силы.

Передвинули край линейки с тремя карандашами ближе к точке опоры.

Эксперимент № 2

2. Положите линейку на три круглых карандаша. Сверху поставьте пенал. С помощью карандашей и линейки, не прикасаясь к пеналу, перемести его на другую сторону парты.

Расскажите, как Вам это удалось? 

Вывод: Перекладывали карандаши и двигали линейку.

Вопрос 7) Прочтите из учебника ту часть статьи, которая помогла Вам переместить пенал.

(Когда-то люди заметили, что катить бревно легче, чем тащить. При строительстве пирамид древние греки перемещали огромные каменные глыбы, подкатывая под них бревна.)

Вопрос 8) Что изобрел человек на основе этого принципа? (колесо)

Эксперимент № 3

3. Проводит учитель. Понаблюдайте, что происходит. Машинка на ровной поверхности стоит, а по наклонной катится.

Вопрос 8) Подумайте, как человек использует это?

Вывод: Катить легче, чем тащить. Если создать наклонную плоскость, то предмет можно перекатывать, а не нести.

Подведем черту, сделаем итоговый вывод.

Ответьте на вопрос урока: Можем ли мы стать сильнее?

Вывод: Да, если будем применять  разум и механизмы.

Работа с учебником.

Обратимся к нашему учебнику. Соотнесем наш вывод с выводом учебника. (СТР. 81)

 

 

IV. Самостоятельное применение знаний.

СЛАЙД 6

Вопрос: Что происходит? Рассмотрите и расскажите?

Дети: Суда вытаскивают на сушу для перемещения.

Учитель. Да, суда вытаскивают на сушу для того чтобы переместить в другое место. Сейчас суда тоже поднимают из воды для ремонта с помощью специальных доков.

Петру 1 тоже пришлось тащить свои фрегаты. Возьмите листочки и прочтите о событиях «Северной войны». Читайте внимательно, потом опять будет каверзные вопросы. Все ли слова понятны? Поясните.

Словарная работа:

Ø Фрегат  - это … (из текста)

Ø Захватнические походы (захват, завоевание)

Ø Перетащить волоком  (тащить по суше с помощью бревен)

Ø Лесные дебри (Места, заросшие непроходимым, густым лесом)

Ø Корчевали пни (выкапывать, удалять из земли)

Ø Тяжёлые валуны (рисунок)

Ø Просека (рисунок)

Ø Непосильный труд (тяжёлый)

А теперь мои вопросы. Постарайтесь отвечать словами текста.

Вопросы:

1.     В кем воевал Петр? (со шведами)

Работа по карте СЛАЙД 7 (за выход к Балтийскому морю)

2.     Сколько длилась война? (21 год)

3.     Зачем Петру пришлось волочить суда? (для перемещения их из Белого моря в Ладогу)

4.     Что нового для себя вы узнали из этого текста? (ответы детей: что такое волок, как назывались корабли Петра, живописца Сурикова и его картину)

Картина Слайд 9 Не только Сурикова вдохновлял труд Петра, но и ближайшие сподвижников Петра I, Фёдор Алексеевич Головин, тоже рисовали «Осудареву дорогу». Хотя Федор Алексеевич являлся главой внешнеполитического ведомства (президент Посольских дел), генерал-адмирал (1699) и первый в России генерал-фельдмаршал (1700). В разное время управлял также Военно-морским приказом, Оружейной, Золотой и Серебряной палатами, Сибирским наместничеством, Ямским приказом и Монетным двором. Первый кавалер высшей государственной награды — ордена Святого Андрея Первозванного. Сам был участником волока судов в Онегу и об этом его картина.

5. Почему этот текст я взяла для знакомства на этом уроке про силу? (Петр использовал способ перемещения судов как древние египтяне, Катить легче, чем нести)

V. Подведение итогов.

Учитель. Может ли человек покорить силу?

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне было интересно …
Дома я обязательно …

Домашнее задание. Стр. 82 читать, РТ стр. 31-32 выполнить.


 

Урок по окружающему миру 4 класс «ПОКОРЕНИЕ

Урок по окружающему миру 4 класс «ПОКОРЕНИЕ

Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще физическая или моральная возможность активно действовать

Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения; вообще физическая или моральная возможность активно действовать

Положите линейку на резинку. Разместите на линейке по одному карандашу так, чтобы линейка находилась в равновесии

Положите линейку на резинку. Разместите на линейке по одному карандашу так, чтобы линейка находилась в равновесии

Словарная работа: Ø Фрегат - это … (из текста) Ø

Словарная работа: Ø Фрегат - это … (из текста) Ø
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2024