Политология
Оценка 4.7

Политология

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
28.10.2018
Политология
Введение Глава I. Выборы в политической системе общества. 1.1. Избирательная система, ее типы и общие характеристики. 1.2. Сущность выборов и их функции. Выводы по первой главе Глава II. Понятие современных избирательных систем. 2.1. Организация и порядок избирательного процесса. 2.2. Выборы и избирательная система в России Выводы по второй главе Заключение
Глава I к.р. по политологии.docx
Введение Одним из показателей и условий реальной демократии являются выборы в различные представительные органы управления: центральные, региональные и местные. Эти органы создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. В то же время существуют и другие органы, которые также избираются либо   населением   страны,   либо   населением   субъектов   федерации   или административно­территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие,  федеральные,  местные   и  другие   выборы,  представляющие  собой массовые политические компании[262,1]. В   политической   жизни   выборы   –   это   способ   формирования   органов политической власти путем волеизъявления воли граждан в соответствии с установленными   правовыми   нормами.   Ведя   речь   о   выборах,   политическая наука имеет в виду, прежде всего, выборы в органы государственной власти. Она   подчеркивает,   что   выборы   являются   фундаментом   демократии, важнейшим   способом   волеизъявления   народа,   массовой   формой политического участия граждан и социальных групп общества. Для   демократического   политического   режима   выборы   есть   норма, способ его существования. Они распространяются практически на все уровни и   ветви   власти,   начиная   от   высшей   (Президент   страны,   парламент)   и заканчивая   местным   самоуправлением.   Так,   в   современной   России происходят   выборы   Президента   Российской   Федерации,   губернаторов субъектов федерации, парламента страны (Федеральное собрание), депутатов представительных органов субъектов Федерации и представительных органов местного   самоуправления   и   т.д.  механизм   выборов   широко   применяется   в деятельности   политических   партий,   профсоюзов,   иных   объединений. Многообразие   ровней   и   форм   выборов   открывает   перед   гражданами достаточно   широкие   возможности   для   участия   в   политической   жизни общества[75,3]. Выборы   всегда   осуществляются   в   конкретной   общественно­ политической   среде,   которая   во   многом   определяет   их   подлинно демократический или манипулятивный (недемократический) характер.  Политическая   система   как   любой   действующий   институт   должна находиться в состоянии динамической стабильности, т.е. быть устойчивой к внешним   и   внутренним   дестабилизирующим   воздействиям   и   одновременно обеспечивать собственный прогресс и обновление. Существенную роль в этом плане   играет   избирательная   система,   обеспечивающая   постоянное взаимодействие общества и государства. Выборы предоставляю гражданам и политическим силам возможности реализовать   свое   право   участия   в   политической   жизни   (избирать   и   быть избранным); они воспитывают у граждан уважение к действующим законам и традициям,  позволяют   определить   реальный   вес  и  авторитет   политических партий,   их   возможное   участие   в   формировании   политического   курса; способствуют   подготовке,   отбору,   воспитанию   кадров,   в   конечном   счете обновлению   политической   элиты,   обеспечивают   приведение   структуры парламента   в   соответствие   с   изменившимися   условиями   экономической, политической   жизни,   социальной   стратификацией   общества,   обеспечивают формирование   и   структурирование   партийной   системы,   ее   соответствие потребностям общества. Практика   выборов   и   голосования   граждан   широко   распространена   в современном   мире.   Принято   считать,   что   их   цель   –   дать   «народу» возможность   выражать   свою   волю   и   выбирать   собственных   лидеров   и представителей. Само понятие «голосование» очень древнее. Считается, что оно пришло из   античной   Спарты,   где   высший   орган   государственной   власти (герусия)формировался в ходе общего собрания (апеллы) общими выкриками. Из   античных   Афин   до   нас   дошло   и   понятие   «урна».   В   ходе   голосования именно   в   урну   опускали   древние   афиняне   свои   черные   или   белые   камни­ бюллетени[128,2]. Глава I. Выборы в политической системе общества. 1.1. Избирательная система, ее типы и общие характеристики. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной   непосредственно   или   через   посредство   свободно   набранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; да воля   должна   находить   себе   выражение   в   периодических   и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и   равном   избирательном   праве,   путем   тайного   голосования   или   же посредством   других   равнозначных   форм,   обеспечивающих   свободу голосования» (ст. 21). Совершенствование избирательной системы ­ одна из актуальнейших   задач   политического   развития   молодой   российской демократий. Что же такое избирательная система? Избирательная система есть порядок организации и проведения выборов в   представительные   учреждения   или   индивидуального   руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности, государственных и общественных организаций. Избирательная система — составная часть политической системы, но и сама,   подобно   любой   другой   системе,   подразделяется   на   структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих 1) 2) практическо ­ организационный. избирательное право ­ теоретико­юридический компонент; избирательная   процедура   (или   избирательный   процесс)  —   компонент Под избирательной системой понимается совокупность установленных законодательством   принципов,   норм   и   процедур,   на   основе   которых происходят   выборы   в   органы   представительной   власти,   должностных   лиц исполнительной   власти,   а   также   высшего   должностного   дица   государства. Назначение   избирательной   системы   ­   обеспечить   волеизъявление   народа   и сформировать действенные и ответственные органы власти [76,3]. Тип   избирательной   системы   определяется   порядком   установления количества голосов избирателей, необходимых для победы на выборах или получения   мест   в   парламенте,   и   зависит   от   определенного   соотношения приоритетов.   Если   во   главу   угла   ставится   формирование   стабильного эффективного правительства, предпочтение отдается мажоритарной системе; если   же   делается   акцент   на   адекватном   представительстве   в   парламенте интересов различных групп населения — пропорциональной. Во многом это зависит   от   характера   взаимоотношений   законодательной   и   исполнительной власти.   В   том   случае,   когда   правительство   формируется   парламентом, большое   значение   имеет   формирование   в   парламенте   устойчивого большинства. Напротив, в президентских республиках, где правительство в меньшей   степени   зависит   от   парламентского   большинства,   более   важным становится вопрос об адекватном представительстве в парламенте интересов различных групп населения.  Следует отметить и такой фактор, как величина территории, на которой проводятся   выборы   (косвенно   этот   фактор   связан   с   уровнем   публичной власти,   по   в   России,   например,   некоторые   муниципальные   образования превышают по численности населения иные субъекты Федерации). Главным достоинством   системы,   основанной   на   одномандатных   округах   (т.   е. мажоритарной),   считается   близость   кандидатов   и   избранных   депутатов   к избирателям. Однако это преимущество не стоит абсолютизировать, особенно когда речь идет об общенациональных выборах. Так, в Российской Федерации одномандатные   округа   по   выборам   депутатов   Государственной   думы охватывали в среднем около 500 тыс. избирателей. Не трудно подсчитать, что если   избранный   по   такому   округу   депутат   в   течение   всего   срока   своих полномочий только  делает, что встречается с избирателями, то и при этом он может уделить каждому в среднем лишь около четырех минут.   основанные   на   преференциальном   голосовании, Размер округа играет важную роль в том случае, когда решается вопрос о возможности применения преференциального голосования. Дело в том, что системы,   требуют централизованной   обработки   всех   бюллетеней,   что   чрезвычайно   трудно осуществить в рамках большого округа. Важнейшим фактором, влияющим на выбор   избирательной   системы,   выполняемые представительным органом [130,2].   являются   функции, Политическая наука выделяет два основных типа избирательных систем ­ мажоритарную (альтернативную) и пропорциональную (представительную). Мажоритарная система. Она предполагает, что избранным считается тот   кандидат,   который   получил   в   конкретном   избирательном   округе наибольшее количество голосов избирателей, нежели другие его соперники. Если   же   ни   один   из   кандидатов   не   получил   более   половины   голосов   от участников   голосования,   то   в   таком   случае   назначается   второй   тур голосования, в который выходят первые два кандидата. Выборы могут быть признаны   несостоявшимися,   если   не   достигнут   установленный   порог   явки избирателей [77,3]. Существует   две   разновидности   мажоритарной   системы;   абсолютного большинства и относительного большинства. В   случае   абсолютного   большинства   избранным   считается   кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50% плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому­либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, проводится второй тур выборов. Ко второму туру выборов   допускаются   кандидаты,   набравшие   определенное   количество. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто­либо из соперников. В   случае   относительного   большинства   (плюральной   избирательной системы)   кандидату   для   победы   достаточно   набрать   больше   голосов,   чем кому­либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины.  Достоинства   мажоритарной   системы:   учет   мнения   большинства избирателей   определенного   округа;   предопределяет   господство   нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом. Недостатки   мажоритарной   системы:   не   полностью   выражает политическую волю населения (может теряться, не учитываться практически до   49%   голосов   избирателей);   нарушается   принцип   всеобщности избирательного   права   (голоса,   поданные   за   кандидатов,   потерпевших поражение,   пропадают);   избиратели,   голосовавшие   за   проигравших кандидатов,   лишаются  возможности   провести   своих   представителей   в выборные   органы;   не   дает   адекватного   соотношения   между   поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте [273,1]. Пропорциональная   система.   Она   предполагает   распределение мандатов во власть между политическими партиями, которые идут на выборы со списком своих представителей. Основной принцип этой системы гласит: наибольшее   место   во   власти   получают   те   партии,   которые   набрали, соответственно, наибольшее число голосов (в конкретном округе, в целом по стране).   Чтобы   усилить   конкуренцию   между   партиями,   в   законе   обычно устанавливается процентная планка численности («заградительный пункт»), чтобы не допустить в парламент те партии, которые набрали незначительный процент голосов и, следовательно, не пользуются доверием широкой части общества. Избирательные системы и избирательный процесс как их динамическая характеристика всегда вызывали интерес в политической науке. Это связано с целым рядом причин. Во­первых, избирательные системы и процессы являются центральной   Политический   режим   считается характеристикой   демократий. демократическим, если он обеспечивает реализацию ряда условий: ­все взрослое население имеет право участвовать в голосовании; ­выборы   проводятся   регулярно   и   в   соответствии   с   предписанными временными границами; ­ никакая группа взрослого населения не лишена права формировать партию и выставлять кандидата на выборы; ­ кампании должны проводиться честно и справедливо. Во­вторых,  избирательные   системы   и   процессы   обеспечивают легальность и легитимность  политической власти, они показывают уровень доверия к проводимой правительством политике. В­третьих, избирательные системы и процессы оказывают существенное влияние  на состояние  политического  плюрализма, конкуренции и  характер политической   системы.   Они   способствуют   (в   зависимости   от   избранной электоральной   формулы)   увеличению   или   понижению   числа   партий, модифицируют   отношения   между   партиями,  участвовавшими   в  выборах,   и партиями, получившими места в парламенте [128,2].   Практика выборов и голосования граждан широко распространена в современном   мире.   Принято   считать,   что   их   цель   —   дать   «народу» возможность   выражать   свою   волю   и   выбирать   собственных   лидеров   и представителей. Достоинства   и   недостатки   различных   избирательных   систем   широко обсуждаются в научной литературе. Считается математически доказанным, что   идеальной   демократической   процедуры   проведения   выборов   не существует.   Каждая   из   избирательных   систем   имеет   свои   достоинства   и недостатки. 1.2. Сущность выборов и их функции. Выборы   всегда   осуществляются   в   конкретной   общественно­ политической   среде,   которая   во   многом   определяет   их   подлинно­ демократический   или   манипулятивный   (недемократический)   характер.   Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс.   К   ним   относятся:   наличия   в   обществе   ценностного   консенсуса, атмосферы   доверия,   готовности   политических   партий,   подавляющего большинства граждан признать результаты выборов; уважение в государстве прав   человека;   электоральная   (гражданская)   просвещенность   избирателей; демократический   характер   регистрации   избирателей,   кандидатов   и взаимоотношений между ними; формирование независимых, беспристрастных и   компетентных   органов   управления   избирательным   процессом;   наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров,   а   также   эффективных   и   независимых   органов   контроля   за соблюдением избирательного права [263,1]. Ключевой   категорией   для   выборов   является   понятие   избирательного права.   Этот   термин   употребляется   в   двух   значениях:   объективном   и субъективном.   Объективно   избирательное   право   —   это   раздел конституционного   права;   субъективно   —   это   право   конкретного   лица участвовать в выборах. Избирательное   право   ­     это   совокупность   юридических   норм, регулирующих   участие   граждан   в   выборах,   организацию   и   проведение последних, взаимоотношения между избирателями и выборными органами или должностными   лицами,   а   также   порядок   отзыва   не   оправдавших   доверие избирателей выбранных представителей.  Термин «избирательное право» может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах: либо в качестве   избирающего   (активное   избирательное   право),   либо   в   качестве избираемого (пассивное избирательное право). В  соответствии   с   принципами   трактуемого   в  широком   смысле   слова избирательного права и некоторыми другими критериями (объект выборов, их масштаб, срок и т.д) можно дать определенную классификацию выборов. Так, бывают выборы президентские, парламентские, в местные органы самоуправления   —   региональные   (областные),   муниципальные   (городские), выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными. Наибольший   интерес   заслуживает   классификация   выборов   согласно принципам   избирательного   права,   отражающим   степень   правового, демократического развития тон или ивой страны, ее избирательной системы. В этом   случае   общепринятое   деление   приобретает   вид   парных противоположностей:   всеобщие   —   ограниченные   (цензовые),   равные   — неравные; прямые — косвенные (многостепенные); с тайным — с открытым голосованием. Большинство   стран   современного   мира   провозгласили   в   своих конституциях   или   специальных   избирательных   законах   права   граждан   на всеобщие  равные выборы при тайном голосовании.  Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так н пассивное. Однако и то, и другое в ряде стран ограничено так называемыми избирательными   цензами:   имущественным   (обладание   имуществом   или доходом определенной ценности), цензом оседлости (проживание на данной территории   не   менее   определенного   законом   срока),   образовательным (например, знание государственного языка страны), возрастным и т д. Цензы   пассивного   избирательного   права   обычно   значительно   жестче цензов нрава активного. Так, в Канаде в Сенат может входить только лицо, владеющее   недвижимой   собственностью,   в   Великобритании   для   получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии — 30 лет, во Франции   —   35,  в   Бельгии   и   Испании   ­   40  лет,   В   то   же   время   нельзя   не отметить,   что   неуклонный   процесс   демократизации   в   мире   не   обходит стороной и цензовые ограничения, шаг за шагом смягчая их, а следовательно, расширяя контингент избирателей. Так, если в 1830 г. в Англии последние составляли лишь 4% взрослого населения, во Франции — менее 2%, то уже в 1848 г. во Франции впервые в истории было введено всеобщее избирательное право для взрослых мужчин, ставшее к 1914 г. достоянием большинства стран Запада. Женщины получили избирательные права впервые в 1893 г. — в Новой Зеландии,   а   в   Европе   в   1906   г.   В   70­х   гг.   в   большинстве   развитых   стран возрастной ценз для избирателей был снижен до 18 лет. Избирательное право в полном смысле слова становится всеобщим. В явном противоречии с этой мировой тенденцией оказываются цензовые ограничения в Латвии и Эстонии, призванные   отстранить   от   участия   в   выборах   русскоязычное   население, составляющее около 40% общего населения молодых государств [275,4]. Наряду   с   названными   цензами   существует   целый   ряд   способов   и методов   лишения   избирательных   прав.   В   некоторых     странах   лишаются избирательных прав военнослужащие; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, признанные недееспособными и т. д. Кое­где применяются различного рода моральные цензы. Равное   избирательное   право   —   это   установленные   законом   равные возможности   для   избирателя   влиять   на   результаты   выборов   и   одинаковые возможности  быть  избранным  в  соответствии  с условиями закона.  Выборы считаются равными, если: каждый избиратель имеет равное число голосов; в стране   существует   единый   избирательный   корпус   (т.   е.   все   избиратели   не разделены   на   социальные   или   иные   группы   с   неодинаковым представительством);   депутат   избирается   от   равного   числа   жителей   или избирателей;   закон   предъявляет   одинаковые   требования   к   порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов   выборов.   Равенство   избирательного   права   предполагает   также создание равных по численности населения избирательных округов [266,1]. Разница между прямыми и косвенными (многостепенными) выборами состоит в том, что в первом случае избиратели непосредственно голосуют за кандидатов   на   замещаемую   должность,   тогда   как   во   втором   —   за   лиц, которым   отводится   роль   выборщиков.   Общеизвестно,   что   такая   система практикуется   при   выборах   президента   США.   Президента   может   избирать парламент (Израиль, Греция, Ливан) или смешанная коллегия выборщиков, в которую входят как депутаты парламента, так и депутаты выборных органов областей или субъектов федераций (Индия, Италия, ФРГ), Некоторые страны, например Франция, перешли в сравнительно недавнем прошлом от косвенных к прямым выборам главы государства ­ президента. Этой, несомненно, более демократической   формы   выборов   своих   руководителей   придерживается большинство других стран, включая и Россию. Что   касается   выборов   коллегиальных   органов   власти,   то   здесь просматривается   следующая   закономерность:   повсюду   местные   органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, а в ряде   стран   —   и   верхние   палаты   (в   частности,   Сенат   США)   избираются прямыми выборами. Голосование это является также тайным, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира. В политическом процессе выборы выполняют целый ряд функций: (законодательной), ­ изъявление воли народа как основного источника власти; ­   формирование   органов   представительной   исполнительной власти; ­ обретение легитимности властью и ее отдельными органами; ­ обновление (или даже радикальная смена) политической элиты общества; ­   определение   стратегии,   приоритетов   и   программ   дальнейшего   развития общества и государства; ­ осуществление социального контроля над политической властью; ­ совершенствование каналов обратной связи между обществом и властью; ­ выявление и представление интересов социальных групп и слоев общества; ­ интеграция различных интересов и формирование общей политической воли; ­ разрешение существующих в обществе политических конфликтов; ­ реализация функции политического участия граждан; ­ формирование политической культуры граждан, общества в целом.  Чтобы   быть   «подлинными»,   выборы,   в   части   их   организации   и проведения, должны соответствовать ряду основных принципов: ­ всеобщность (право всех граждан избирать и быть избранным); ­ свобода выборов и их разумная периодичность; ­ равное избирательное право для всех кандидатов; ­ свободная состязательность для всех кандидатов; ­ непосредственность выборов (прямое их проведение, без посредников); ­ тайна голосования и объективный подсчет голосов; ­ общественный контроль за ходом избирательной кампании [76,3]. «Воля   народа   должна   быть   основой   власти   правительства:   эта   воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном нраве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». (Всеобщая декларация прав человека. Ст. 21, п.3.) Выводы по первой главе Избирательная   система   в   каждой   стране   создается   в   зависимости   от того, как избиратели понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура.  Избирательная   система   —   это   совокупность   установленных   законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. В мире существует большое количество избирательных систем, однако их   разнообразие   может   быть   сведено   к   следующим   трем   типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной   непосредственно   или   через   посредство   свободно   избранных представителей. Этим, прежде всего, и объясняется исключительно важная роль выборов в функционировании и развитии демократической политической системы. Выборы   —   это   способ   формирования   системы   представительной власти, осуществляемый посредством голосования. Место   и   роль   института   выборов   определяются   теми   функциями, которые он выполняет в политической системе общества. Посредством   выборов   обеспечивается   формирование   различных политических   институтов.   Таков   порядок   формирования   парламентов, органов   местного   самоуправления,   нередко   судебных   органов,   наделения полномочиями президентов, губернаторов, мэров городов и т.д. Кроме того, выборы   являются   важной   формой   участия   граждан   в   разного   рода политических процессах. Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) говорится (ст. 21): — во­первых,   выборы   представляют   собой   политический   институт, который   позволяет   отдельным   гражданам   и   социальным   группам сформулировать   свои   требования,   отвечающие   их   реальным   либо   мнимым интересам,   а   в   ходе   предвыборной   кампании   обеспечить   поддержку действиям   тех   кандидатов,   позиции   и   взгляды   которых   соответствуют запросам большей части избирателей; ­ во­вторых,   выборы   выступают   одним   из   механизмов   разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах продолжается, как правило, ненасильственная   конкуренция   различных,   а   порой   и   противоположных интересов, а общество в виде избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим данный конфликт; ­ в­третьих,   выборы   являются   надежным   средством   легитимации политического   режима,   так   как   способствуют   вовлечению   населения   в избирательные   объединения,   отдельные   политические   партии   и   иные общественные объединения, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов; ­ в­четвертых,   выборы   —   одна   из   форм   политической   социализации граждан,   поскольку   реализация   их   избирательных   прав,   создание предвыборных   объединений,   широкое   применение   СМИ   для   агитации   и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс,   так   и   создают   условия   для   активного   вовлечения   граждан   и   их объединений в политический процесс [264,1]. Таким   образом,   сущность   выборов—это   определение   партий   и должностных лиц, которые в течение определенного срока будут управлять государством,   его   субъектами   или   административно­территориальной единицей.   В   подавляющем   большинстве   стран   свобод   ные,   честные   и регулярные   выборы   рассматриваются   как   один   из   важнейших   признаков демократии. Глава II. Понятие современных избирательных систем. 2.1. Организация и порядок избирательного процесса. Избирательный   процесс   —   деятельность   субъектов   избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав   и   обязанностей   путем   осуществления   в   определенной последовательности   избирательных   действий,   направленных   на   избрание депутатов   и   выборных   должностных   лиц.   Избирательный   процесс представляет   собой   цепь   последовательно   проводимых   этапов:   назначение выборов;   формирование   избирательных   округов   и   участков;   назначение избирательных органов; регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов;   проведение   агитационной   кампании;   голосование;   подсчет голосов   и   объявление   результатов   выборов.   Назначение   выборов.   Выборы проводятся   в   сроки,   устанавливаемые   конституциями   либо   обычным законодательством.  В  обычных   условиях  выборы   проводятся   по  истечении срока полномочий представительного органа — очередные выборы. В случае досрочного   прерывания   полномочий   выборного   органа   (лица)   проводятся внеочередные выборы. Кроме основных выборов часть должностей (например, в США) на всех уровнях,   замещается   на   так   называемых промежуточных выборах, которые проводятся с разной периодичностью. В   кроме   президентского, случае отзыва (отстранения), отставки или смерти депутата и открывшейся вакансии   в   парламенте   проводятся   дополнительные   выборы.   Выборы производятся по избирательным округам, учрежденным на основании закона. Если   от   округа   избирается   один   депутат,   такой   округ   называется одномандатным   (одноименным),   если   же   от   округа   избирается   несколько депутатов, такой округ называется многомандатным (многоименным). Избирательный   округ   подразделяется   на   избирательные   участки   — минимальные   территориальные   единицы,   обслуживаемые   одним   пунктом голосования. На избирательных участках проводится голосование и подсчет голосов избирателей [268,1]. Избирательная   процедура  составляет   практически­организационную часть избирательной системы. Следует   отличать   такие   нередко   отождествляемые   понятия,   как «избирательная процедура» и «избирательная кампания». Избирательная процедура — это мероприятия государства по организации и проведению   выборов,   «избирательный   закон   в   действии.   Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию. Избирательная кампания — это действия непосредственных участников   различных   соперничающих   на   выборах   сторон   (партий, выборов, общественных организаций, самих кандидатов). Избирательная процедура включает в себя наначение выборов; создание избирательных   органов,   ответственных   за   их   проведение;   организацию избирательных   округов,   районов,   участков;   регистрацию   кандидатов   в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования. Избирательная   кампания   предусматривает   выдвижение   кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т.п. Предвыборная программа кандидата на пост президента или партии на парламентских   выборах   включает   обычно   четыре   раздела:   экономический, социальный, внутри­ и внешнеполитический.  Расплывчатость программных обещаний обычно не идет на пользу тем, от кого они исходят, но иногда она неизбежна, хотя четкий конкретный язык программы всегда предпочтительнее. Хорошо украсить программу яркими, звучными   лозунгами,   чтобы воздействовать   не   только   на   разум,   но   и   на   эмоции   избирателей.   «Массы следуют не за идеями, а за лозунгами», — подметил еще в конце прошлого века русский военный и политический мыслитель М.И. Драгомиров.   завораживающим   названием,   с   тем, Зачастую   программы   включают   в   себя   заведомо   невыполнимые   или просто лживые обязательства. Так, в начале 80­х гг. испанский социалист Ф. Гонсалес добился популярности предвыборными обещаниями ликвидировать безработицу в стране и оставить Испанию за пределами НАТО. Однако став премьер­министром,  он  не   преуспел   в  борьбе   с  безработицей,  зато   быстро сделал Испанию членом Североатлантического союза. Разумеется,   далеко   не   все   избиратели   наивно   верят   в   предвыборные посулы своих склонных к преувеличениям политиков. Для многих выборы — не  более,  чем   политическое   шоу,  в  котором  ценится  состязание  улыбок   и остроумие его участников, т.е. на первый план выдвигается имидж, но уже в самом поверхностном, обывательском смысле. И   все   же   большинство   голосующих   предъявляют   своим   кандидатам весьма высокие требования. Значительную   роль   в   предвыборной   кампании   играет   политический маркетинг,   который   представляет   собой   комплекс   мероприятий   в   области исследований   политического   рынка,  по   изучению   поведения   избирателей   и воздействия   на   них   с   целью   победы   кандидатов   на   выборах.   В   рамках политического   маркетинга   разрабатываются   и   применяются   избирательные технологии, позволяющие кандидатам получить доступ к власти (разработка стратегии и тактики избирательной кампании) [283,4]. Избирательная   кампания   —   весьма   дорогостоящее   мероприятие (вернее,   обширный   комплекс   мероприятий).   В   результате   преимущество зачастую оказывается на стороне не тех, кто прав, а тех, кто богат. Назначение   избирательных   органов.  Объем   работ,   связанный   с регистрацией избирателей, составлением и уточнением списка, регистрацией кандидатов   на   выборные   должности,   проведением   голосования,   подсчетом голосов и определением его результатов возлагается в каждой стране на свою систему   органов   по   проведению   выборов   (избирательные   комиссии,   суды, муниципалитеты).   Органы   по   проведению   выборов   имеют   иерархию   и включают в себя: центральные (общенациональные), окружные и участковые избирательные органы. Регистрация   избирателей.   Важнейшим   этапом   выборов   является регистрация   избирателей   и   составление   избирательных   списков. Избирательный список определяет круг участников голосования, которые в установленный момент выразят свое отношение к кандидатам. При системе необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования. Выдвижение   и   регистрация   кандидатов.  После   образования избирательных   округов   (а   в   случае,   если   выборы   проводятся   по   одному избирательному   округу,   —   со   дня   опубликования   решения   о   назначении выборов)   начинается   выдвижение   кандидатов,   образование   ими избирательных фондов, сбор подписей в их поддержку. Выдвижение   кандидатов   может   осуществляться   тремя   основными способами: выдвижение избирателями, самовыдвижение или самовыдвижение с   поддержкой   избирателей;   выдвижение   политическими   партиями; выдвижение   кандидатов   путем   особой   процедуры   (праймериз).   Стадия выдвижения   заканчивается   регистрацией,   определяющей   круг   участников процесса, которые будут бороться за получение распределяемых на выборах мандатов и которые в случае, если не откажутся от участия в выборах, будут находиться   в   избирательном   бюллетене.   После   регистрации   кандидаты, избирательные   объединения,   избирательные   блоки   вправе   приступать   к предвыборной агитации, в ходе которой в различных формах осуществляется воздействие на избирателей с целью побудить их к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) [268,1]. Проведение агитационной кампании. Как правило, процесс проведения агитационной   кампании   регламентируется   законодательными   нормами, основанными на следующих важнейших принципах: ­   создание   равенства   возможностей   для   всех   участвующих   в   выборах кандидатов (всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций   в   фонды   избирательных   кампаний,  государство   берет   на   себя финансирование   предвыборной   кампании,   всем   партиям   и   кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении); ­   лояльное   поведение   по   отношению   к   своим   противникам,   недопущение оскорблений противника и т. д.; ­ сохранение нейтралитета государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы. Голосование.   Подача   голосов   является   завершающим   этапом избирательной   кампании.   Голосование   за   выдвинутых   кандидатов   обычно осуществляется   лично   (законодательства   отдельных   стран   допускают голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных). О времени и месте   голосования   участковые   избирательные   органы   обязаны   оповестить избирателей   заранее   (через   средства   массовой   информации,   наглядную агитацию, лично, в ходе обхода мест жительства и т. д.).  Тайное голосование.  При тайном голосовании избиратель подает свой голос  без   ведома   других   лиц   путем   заполнения   избирательного   бюллетеня (открытые   выборы   осуществляются   очень   редко,   обычно   в   низовом   звене представительных   органов   путем   поднятия   руки).   Нарушение   тайны голосования карается законом. Сразу   же   после   завершения   голосования   избирательные   органы начинают подводить его итоги. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для   различного   рода   фальсификаций.   Для   того   чтобы   предотвратить подобные   фальсификации   и   обеспечить   доверие   граждан   к   результатам выборов, применяется контроль за голосованием и подведением его итогов. Подсчет   голосов   не   представляет   ни   технической,   ни   моральной проблемы в цивилизованных странах. В тех же, что пока не входят в их число, возможны   и   фальсификации   итогов   голосования.   Такое   имело   место   на президентских выборах 1986 г. на Филиппинах (разоблачение этих махинаций привело к свержению переизбранного «подавляющим большинством голосов» диктатора — президента Маркоса вскоре после его избирательного триумфа), на   парламентских   выборах   1988   г.   в   Бангладеш   и   других   странах,   где подозрения не всегда подкреплялись разоблачениями. Однако и подозрений, как   например,   в   1992   г.   в   Анголе,   оказалось   достаточно   для   того,   чтобы проигравшая   сторона   объявила   итоги   выборов   сфальсифицированными   и обратилась к недемократическим средствам борьбы [286,4]. Таким образом, организация выборов — явление чрезвычайно сложное и динамичное. Их конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны содержание этого процесса также со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется. 2.2.Выборы и избирательная система в России   Так   избирались, В   современной   России   с   начала   90­х   годов   XX   века   существовала смешанная   избирательная   система,   основанная   на   синтезе   мажоритарной   и пропорциональной   системе.   депутаты Государственной   Думы   нашей   страны   (всего   их   ­   450):   половина   ­   по одномандатным   округам,   а   другая   половина   ­   от   политических   партий   и избирательных блоков. С целью усиления роли и веса, поднятия авторитета политических   партий   в   2005   году   был   принят   федеральный   закон,   в соответствии   с   которым   выборы   в   Государственную   Думу   будут   впредь происходить на основе пропорциональной системы.   например, В постсоветский период (после 1991 года) в России прошла длительная серия   крупных   избирательных   кампаний   на   федеральном,   региональном   и местном   уровнях,   что   в   итоге   коренным   образом   изменило   политическую систему,   обновило   политическую   элиту   общества.   Особенно   в   этом   ряду выделяются выборы Президента Российской Федерации в 1991, 1996, 2000 и 2004 гг., а также референдум по принятию Конституции страны в декабре 1993   года.   По   своему   основному   содержанию   эти   политические   кампании означали выбор россияиами вектора дальнейшего развития своей страны; отрицание прошлого и переход в будущее. Избирательные и иные  кампании 90­х   лет   стали   очень   важным   шагом   в   становлении   демократии, формировании современной политической культуры граждан [77,3]. Предпочтения, высказанные в процессе голосования избирателями, т.е. гражданами, которые в соответствии с законом обладают правом голоса, есть, по   сути,   критерий   для   определения   того,   каков   будет   конкретный   состав представительного органа или кто займет отдельную выборную должность. Вся совокупность избирателей страны или административно­территориальной единицы называется избирательным корпусом. Чтобы прийти в день выборов и проголосовать, недостаточно просто иметь   право   голоса.   Необходимо,   чтобы   гражданин   был   внесен   в   списки избирателей. Эта процедура может носить обязательный или добровольный характер. В первом случае соответствующие службы вносят в списки всех имеющих   право   голоса,   вне   зависимости   от   их   желания   (например,   в Германии,   Италии,   Великобритании,   Швеции   и   др.).   Таков   порядок   и   в России.  В   России   правом   самостоятельного   участия   в   выборах   до   недавнего времени обладали не только партии, но и другие общественные объединения.   В процессе трансформации политической системы на рубеже 1980— 1990­х годов возникло множество общественных организаций и движений. В этих   условиях,   когда   отсутствовало   четкое   разграничение   политических партий   и   других   общественных   объединений,   появляется   термин «избирательное   объединение»,   закрепленный   позже   в   избирательном законодательстве.   Считаться   избирательным   объединением,   а   значит, самостоятельно   участвовать   в   выборах,   могло   практически   любое общественное   объединение,   в   уставе   которого   в   качестве   основной   цели деятельности записано участие в политической жизни. В результате правом участия в выборах депутатов Государственной Думы в 1995 г. обладали 258 общественных   организаций.   Число   тех,   которые   были   зарегистрированы   в качестве избирательных объединений, было значительно меньше — 43, однако и эта цифра, видимо, избыточна. В их числе были и такие, как, например, Партия любителей пива, которые были партиями лишь по названию. Радикальная   трансформация   советской   избирательной   системы начинается   в   конце   1980­х   годов.   Первые   конкурентные   выборы общенационального масштаба состоялись в России в 1989 г. Это были выборы Съезда народных депутатов СССР. С   принятием   в   2001   г.   Закона   «О   политических   партиях»   ситуация изменилась. Согласно ст. 36 этого Закона политическая партия признается единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно участвовать в выборах. Те же политические партии, которые в течение пяти лет подряд не принимали участия в выборах, ликвидируются (ст. 37). Избирательная   кампания   —   это   развернутый   во   времени   процесс, состоящий   из   последовательно   сменяющих   друг   друга   этапов.   Каждый   из этапов, в свою очередь, включает совокупность конкретных избирательных процедур и действий. Основные этапы избирательной кампании: • • • • • назначение выборов; выдвижение кандидатов; предвыборная борьба; голосование; определение результатов выборов. Выборы   президента   РФ   назначаются   Советом   Федерации,   а   днем голосования   является   первое   воскресенье   месяца,   в   который   проходили предыдущие выборы. выдвижение политическими партиями. выдвижение группой избирателей; самовыдвижение, при котором обычно требуется поддержка подписями Существуют различные способы выдвижения кандидатов; • • некоторого числа избирателей; • Специфической   разновидностью   последнего   способа   являются   первичные выборы   —   праймериз,   применяемые   в   США.   Они   представляют   собой голосование   избирателей,   поддерживающих   ту   или   иную   партию,   за   ряд кандидатур.   Праймериз   помогают   каждой   партии   выявить   наиболее популярную среди избирателей кандидатуру, которая и будет выдвинута на «настоящих» выборах [295,5]. В России используются все перечисленные выше способы выдвижения кандидатов, за исключением праймериз. В   России   при   выборах   депутатов   Государственной   Думы предусмотрены   два   варианта   действий:   либо   сбор   подписей   в   поддержку кандидата или списка кандидатов, либо внесение избирательного залога. На этом этапе избирательной кампании претенденты на выборные должности вступают в острую конкурентную борьбу. В ее рамках отдельные кандидаты и политические   партии   осуществляют   сложный   комплекс   мероприятий, направленных на обеспечение желаемого результата. Все эти мероприятия в сумме также обозначаются термином «избирательная кампания», но уже в другом значении — как кампания кандидата или партии.  На первый взгляд цель названных субъектов выборов одна — победа. Однако   так   обстоит   дело   далеко   не   всегда.   Некоторые   из   участников избирательной кампании включаются в нее ради привлечения внимания или укрепления известности с расчетом на будущие выборы. Существует также практика   выдвижения   однофамильцев   кандидатов­соперников.   Этот   прием ориентирован на то, чтобы сбить с толку избирателей и снизить число голосов, поданных за соперника. Каковы   бы   ни   были   предвыборные   цели   кандидата   или   партии, избирательная   кампания   должна   быть   тщательно   подготовлена,   что предполагает,   прежде   всего,   создание   штаба   кампании,   разработку   ее стратегии   и   тактики,   аккумуляцию   ресурсов.   Особое   место   в   числе   этих мероприятий   занимает   разработка   стратегии   и   тактики   избирательной кампании. Несмотря на распространенное убеждение, что «на выборах все решают   деньги»,   сами   по   себе   они   не   способны   обеспечить   победу   в избирательной кампании. Приведем наглядный пример. На выборах депутатов Государственной   Думы   в   1993   г.   список   кандидатов   «Демократического выбора России» получил 15,5% голосов, а список ЛДПР В. Жириновского — 22,9% голосов. При этом прямые финансовые затраты ДВР были примерно в 40   раз   больше,   чем   у   ЛДПР.   Чтобы   с   пользой   израсходовать   собранные средства,   необходимо   иметь   продуманную   стратегию   и   тактику   кампании. Стратегия   представляет   собой   содержательную   часть   избирательной кампании, а тактика — в большей степени ее техническую сторону.  Особую   роль   в   проведении   избирательной   кампании   кандидата   или партии играет ее финансирование. Современная избирательная кампания — весьма дорогостоящее мероприятие. Финансовые   средства   на   проведение   избирательной   кампании формируются   за   счет   членских   взносов,   доходов   от   издательской деятельности   партии,   государственного   финансирования,   добровольных пожертвований. Эти легальные источники финансирования не могут покрыть всех   расходов.   Общепризнанным   считается   тот   факт,   что   кандидаты   и политические   партии   обеспечивают   проведение   своей   избирательной кампании  также  и  за  счет  нелегальных  источников.  К их  числу  относятся коммерческая   деятельность   партий,   финансовая   помощь   самими избирателями.  Одновременно   усиливается   зависимость   депутатов   от   своих партий, ведь именно партия в лице ее верхушки решает, включить ли данного депутата в свой список на следующих выборах и каково будет его место в этом списке [298,5]. Проводимые   в   настоящее   время   в   России   выборы   не   являются абсолютным новшеством. Наоборот, у этого института в нашей стране есть прошлое.   В   качестве   примера   можно   привести   вечевые   собрания   в Новгородской и Псковской республиках, где выбирались князья и посадники, Земские соборы XVI—XVII вв., выборы органов местного самоуправления — земских  учреждений  в XIX в. Выборы,  ориентированные  на формирование общегосударственного   представительного   органа,   ведут   свою   историю   в России   с   1905   г.   в   связи   с   учреждением   Государственной   думы. Избирательную систему до 1917 г. отличали куриальный характер выборов, весьма жесткие возрастной и имущественный цензы, ценз оседлости, а также по признаку пола и ряд других. По   Конституции   РСФСР   1918   г.   была   создана   новая   избирательная система,   принципиально   отличавшаяся   по   сути   от   действовавшей   в Российской империи,  но  близкая ей  тем  не менее по  форме.  Всеобщность избирательного права исключалась за счет запрета на участие в выборах так называемых   эксплуататорских   классов,   служителей   церкви.   В   нарушение принципа   равенства   существовало   неодинаковое   представительство различных социальных слоев. Выборы в Советы были многоступенчатыми, а не прямыми. Тайного голосования не существовало. Дальнейшая   трансформация   избирательной   системы   была   связана   с принятием Конституций СССР 1936 и 1977 гт. Выборы в Советском Союзе стали проводиться на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Однако, как было отмечено выше, декларация этих   принципов   не   превращает   автоматически   процесс   формирования представительных   органов   власти   в   подлинные   выборы.   Существенным недостатком   действовавшей   избирательной   системы   являлось   то,   что выдвижение   кандидатов   осуществлялось   по   производственному   принципу (общественными организациями и трудовыми коллективами), а их избрание — по территориальному. Поэтому избиратели в большинстве случаев не знали почти ничего о выдвинутых кандидатах. Кроме того, это были фактически «выборы без выбора», так как отсутствовала альтернативность. Современная избирательная система сложилась в 1993­1995 а также в ходе последующих изменений, вносимых в избирательное законодательство. Избирательная система современной России строится на основе  всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно Конституции   РФ,   в   выборах   не   участвуют   граждане,   признанные   судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы (ст. 32). Выборы   президента   Российской   Федерации   проводятся   по   единому федеральному   избирательному   округу   на   основе   мажоритарной   системы абсолютного большинства. Порядок формирования Федерального Собрания — парламента страны —   является   смешанным,   поскольку   осуществляется   на   основе   различных процедур. Нижняя палата — Государственная Дума — формируется путем прямых выборов. Процедура   формирования   Совета   Федерации   —   верхней   палаты парламента — претерпела за последние годы существенные изменения, хотя его количественный состав сохранился. В 1993 г. одновременно с выборами в Государственную   Думу   избирались   178   депутатов   (по   два   от   каждого субъекта Федерации) и в Совет Федерации. В соответствии с законом 1995 г. о порядке   формирования   этой   палаты   Совет   Федерации   перестал   быть институтом,   избираемым   непосредственно   народом.   В   его   состав   стали входить   глава   законодательного   органа   и   глава   исполнительной   власти каждого субъекта Федерации. В третий раз порядок формирования верхней палаты был изменен в 2000 г. Согласно новому закону, с 2002 г. в ее состав входят   по   два   представителя   от   каждого   субъекта:   один   —   избирается законодательным   органом   из   своего   состава   и  один  —  назначается  главой исполнительной власти (ст. 2 и 4) [309,5]. В ходе трансформации политического режима выборы сыграли важную роль в формировании новых политических институтов, установлении новых правил   «политической   игры».   Несмотря   на   имевшуюся   угрозу   отмены выборов, этого все же не произошло. Однако нельзя упускать из виду того, что в России имели место также факты переноса выборов. Выводы по второй главе Во многих современных государствах голосование — не только право, но и обязанность, за невыполнение которой полагается наказание: в Бельгии, Нидерландах,   Австралии   —   штраф,   в   Пакистане   —   даже   тюремное заключение. В ряде государств приняты меры для реализации избирательного права наиболее   удобным   для   избирателя   способом,   например,   по   почте   (так голосует до l/З шведских избирателей) или с оплатой за счет властей проезда к месту голосования и т.д. В некоторых странах во избежание «выборной давки» ограничивается количество   кандидатов,   баллотирующихся   по   каждому   избирательному округу.   Так,   в   Великобритании   это   число   не   должно   превышать   пяти кандидатов.   Кроме   того,   каждый   кандидат   вносит   довольно   большой денежный   залог,   который   будет   удержан,   если   претендент   не   наберет минимум 5% от общего числа голосов. Пятипроцентный барьер установлен в ряде стран (в том числе и России) и для партий. Во многих странах за день до выборов предвыборная агитация запрещается, чтобы избиратель мог спокойно взвесить, кому же все­таки отдать свой голос. В   1991   г.   прошли   первые   в   истории   России   президентские   выборы, Современная имевшие некоторые отличия от проводимых сегодня . избирательная система сложилась в 1993­1995 а также в ходе последующих изменений, вносимых в избирательное законодательство.   Избирательная   система   современной   России   строится   на   основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Серьезная   проблема   любых   выборов,   происходящих   в   процессе   состоит   в   обеспечении   их модернизации   политической   системы, справедливости. Не избежала ее и Россия. Особенно ярко необъективность сказалась в ходе выборов 1996 г. Накануне кампании рейтинг поддержки Б. Ельцина был крайне низким. Однако уже в первом туре выборов он получил 35% голосов против 32% > Г. Зюганова. Не последнюю роль в его успехе сыграла   проведенная   избирательная   кампания.   Можно   ли   говорить   о равенстве условий борьбы конкурентов, если для проведения этой кампании были мобилизованы значительно более масштабные финансовые ресурсы, если вся мощь ангажированных СМИ была обращена в поддержку Б. Ельцина и направлена   против   его   конкурентов,   если   отечественные   звезды   на практически   бесплатных   концертах   по   всей   стране   призывали   молодежь голосовать   за   действующего   президента   под   лозунгом   «Голосуй   или проиграешь!»? А после ухода Б. Ельцина с поста президента в последний день 1999   г.   деятельность   кандидата   на   должность   президента   В,   Путина, возглавившего государство, оказалась в центре внимания СМИ. Понятно, что таких возможностей у других кандидатов не было. Заключение Созданный В. Путиным политический режим ко времени истечения его второго   президентского   срока   стал   обнаруживать   серьезные   слабости, которые невозможно было устранить ни «точечными» мероприятиями, ни его дальнейшим   ужесточением.   Главная   из   этих   слабостей   ­     неспособность гарантировать на ближайшее, а тем более – отдаленное будущее сохранение политической   стабильности.   Несмотря   на   разобщенность   радикальной оппозиции,   ее   активность   отнюдь   не   свертывалась,   все   более   четко вырисовывалась угроза того, что при очередном всплеске недовольства теми или   иными   действиями   властей   или   в   результате   ухудшения   социально­ экономического   положения   политическая   ситуация   на   какое­то   время   и   в каком­то   месте   может   выйти   из­под   контроля,   и   внесистемная   оппозиция использует представившийся шанс для сведения счетов с властью. Нарастало отчуждение   общества   от   власти,   все   более   очевидной   становились контрпродуктивность   отношений,   сложившихся   между   бизнесом   и бюрократией,   неспособность   государства   обеспечить   административно­ бюрократическими методами реализацию курса на модернизацию экономики и инновационное развитие. Состоявшиеся в 2007­2008 гг. парламентские и президентские выборы создали   ситуацию,   которая   позволила   начать   пересмотр   некоторых устоявшихся стереотипов как в самой структуре власти, так и в механизмах ее связей с обществом. Но наряду с изменениями, инициированными сверху, политическая   система   стала   реагировать   и   на   те   объективные   процессы   в общественной   жизни   и   экономике,   которые   происходили   и   происходят помимо воли и желания властей [23,6].  Рассмотрев   вопрос   выборов,   в   частности   выборов,   проводимых   в России,   и   разобравшись   в   нем,   я   могу   сказать,   что   намного   яснее   стала понимать   политическую   ситуацию   нашей   страны,   ее   отношения   между властью   и   обществом,   отношения   внешнеполитические.   Выборы   как президентские,   так   и   парламентские,   местные   несомненно   имеют   прямое отношение   к   нам,  гражданам.  Ведь  именно  мы  сами   выбираем   эту   власть, надеясь, конечно, что обещанное будет хоть в какой­то мере выполнено, что наша жизнь изменится к лучшему. Ну или на худой конец, не станет хуже. Список литературы 1. Введение в политологию (основные положения). Учебное пособие. –  Брянск: Курсив, 2006. – 112 с. 2. Зеленков. М.Ю. Политология: Учебник / М.Ю. Зеленков. – М.: Издательско­торговая  корпорация «Дашков и К», 2013. – 340 с. 3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ­ДАНА, 2003. – 544 с. 4. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики,  2004. – 588 с. 5. Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. – СПб.:  Питер, 2008. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»). 6. Научный и культурно­просветительский журнал «Полис», издается 6  раз в год. Москва №2, 2009. 1­192 с. План Введение  Глава I. Выборы в политической системе общества. 1.1. Избирательная система, ее типы и общие характеристики. 1.2. Сущность выборов и их функции. Выводы по первой главе Глава II. Понятие современных избирательных систем. 2.1. Организация и порядок избирательного процесса. 2.2. Выборы и избирательная система в России Выводы по второй главе Заключение Список литературы

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология

Политология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018