«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока подчинена главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Материал урока дает возможность для формирования нравственных ценностей, духовного мира подростка, помогает представить эпоху Великой Отечественной войны, создает образное представление о погибшем летчике, вызывает интерес к прошлому нашей страны, уважение к памяти погибших и желание защищать Родину. Использование компьютерной технологии стимулирует интерес к предмету, позволяет осуществлять литературное развитие школьников, а информационной – эффективно использовать групповую и индивидуальную работу. Привлечение местного краеведческого материала повышает интерес учащихся к малой родине.Урок литературы в 7 классе
Иконка файла материала Помнить, чтобы жить.docx
Тема:  «Помнить,   чтобы   жить!»   (по   рассказу   Е.   Носова   «Живое пламя»)                                                                                                             Слайд № 1 Цели: образовательные:  совершенствовать умение и навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;  показать умение писателя через один эпизод выразить свое отношение к истинным ценностям. развивающие:  развивать интерес к литературе на военную тему. воспитательные:  содействовать   воспитанию   чувства   патриотизма   и   любви   к   Родине, чувства благодарности к погибшим в годы войны. Ход урока.                                                                       …Я только хочу, чтобы вы, мужчины   и   женщины,   бывшие солдаты   и солдатские   жёны,   участники   и   очевидцы, пока ещё живы,…передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.                                                                                                              Е.Носов   I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, садитесь. Я рада приветствовать вас и очень надеюсь на сотрудничество. Мне хочется, чтобы  мы сегодня  плодотворно поработали на уроке.  Желаю вам позитивного настроения и успехов. II. Стадия вызова.                                                                      Слайд № 2 ­ На прошлом уроке мы начали изучение творчества Е. И. Носова и познакомились   с   его     рассказом   «Живое   пламя».   Сегодня   мы   продолжим работу   с   этим   удивительным   и     интереснейшим   рассказом   и   постараемся почувствовать   и   пережить   то,   о   чем   нам   хотел   рассказать   автор   в   своем произведении. И начать  урок мне хочется словами К. Симонова:С чего начинается память? С берез? С речного песочка? С дождя на пороге? А если с убийства? А если со слез? А если с воздушной тревоги? И в 5, и в 15, и в 25 лет Войной начинается память. ­ Как вы думаете, почему именно эти строки я вам прочла? Что, на ваш взгляд, объединяет эти строки и главную  тему рассказа?  ( Война. Горе. Смерть. Подвиг. Память). ­ Сформулируйте основную   тему   текста, опираясь на эти слова.       ( Тема   памяти). III. Мотивация   ­   Давайте   задумаемся,   а   что   такое   память,     и   зачем   она   нужна человеку?     IV. Составление кластера. Назовите, пожалуйста, слова – ассоциации к слову память  (на доске записываем кластер – в центре слово «память») Воспоминание.   Незабываемый.   Частичный.   Запечатлеть.   Стереть. Освежить.   Всплыть.   Почтить.   Воскресить.   Восстанавливать.   Чтить. Сохранить. Хранить. Ворошить.                                                   Слайд № 3 Примерные   ответы :  впечатления   о   прошлом;   прошлый опыт;  информация;   прежние   впечатления;   воспоминания;   запас хранимых   в   сознании   впечатлений; прошлое;, способность   запоминать   , людская память, чтить память, хранить память и т.д.  ­Ребята, эпиграфом к уроку послужат слова Е. Носова:      Слайд №4 …Я   только   хочу,   чтобы   вы,   мужчины   и   женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы,…передали   бы   своим   детям   и   внукам   священную   память   о павших из рук в руки, от сердца к сердцу. Потому что именно память сопровождает человека всю его жизнь. И именно ради этого стоит жить.V.  Работа в группах  ­ Я предлагаю вам объединиться в три группы:   «Умудренные   жизненным   опытом»   и   «Литературные «Философы», аналитики» (на столы ставлю таблички с название рабочих групп) Каждая   группа   создает   свою   философию     по   вопросу  «Для   чего стоит   жить?»  (музыкальное   сопровождение   «Там,   за   облаками»   в исполнении ансамбля «Самоцветы») 1. 2. 3. Высказывают свое мнение. Примеры из жизни. Пример из произведения  Е.Носова «Живое пламя» ( Да, сгорел…вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как­то раньше без внимания к маку­то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.  И у людей так бывает…) VI.  Актуализация. (слово учителя)                                       Слайд № 5 Война – для всех величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает   бесконечно  тяжелый   грохот  бомбежек…и  ужасающие  сводки    о положении современной Украины.  В тексте рассказа Евгения Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений. Найдите   и   прочитайте   строки   из   произведения  :«Алексей   погиб, спикировав   на   своем   крошечном   «ястребке»   на   спину   тяжелого фашистского бомбардировщика») И мы узнаем о героической гибели летчика, сына тети Оли. А тем самые маки  передают весь ужас войны.                        Слайд № 6   маки   ­   это   символ   возвышенного,   восторженного, У   Носова   героического. Автор  сравнивает маки с зажженными  факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежий, в капельках росы лепесток», мать   вспоминает   сына,   вспыхнувшего   могуществом   человеческого   духа   исгоревшего   «без   оглядки».   Любуясь   «большим   костром   маков»,   автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». VII. Постижение смысла рассказа. Тётя Оля, глядя на расцветшие «живым» пламенем   маки на клумбе и через два дня закончившие своё цветение, понимает глубокий   смысл жизни и гибели своего сына – лётчика.      А писатель заставляет нас задуматься над нравственной сущностью жизни,   заставляет   стремиться   не   к   безликому   существованию,   а   к   жизни, полной глубокого смысла. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.  Цветущими  Память о погибших в Великой Отечественной войне живёт в сердцах всех  родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие   с   фронта,   возвращаются   в   нашу   жизнь   дуновением   легкого ветерка,   лазоревым   тихим   утром,   разросшимся   под   окном   жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим маком на клумбе.  Красный мак – символ Памяти.                                                  Слайд № 7 О   происхождении   мака   существует   много   легенд.   В   христианской мифологии   происхождение   мака   связывают   с   кровью   невинно   убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с   тех   пор   растёт   там,   где   пролилось   много   человеческой   крови.  Считается,   что   семена   мака   любят,   когда   землю   "беспокоят":   они   могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали.   В   Первую   мировую   войну   во   Фландрии   шли   кровопролитные сражения,   после   которых   немногим,   оставшимся   в   живых,   приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков   в   тех   местах   не   видели   никогда   ни   до,   ни   после   того   страшного времени.                                                                          Слайд № 8В   Англии   существует   День   Маков   –   дань   памяти   погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября . Эта дата знаменует годовщину окончания   1­й   мировой   войны. За   2   недели   до   Дня   маков   повсеместно начинают   продавать   красные   искусственные   маки,   средства   от   продажи которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти. Какой еще символ памяти вы можете назвать? Его можно увидеть в России   повсюду   в   канун   празднования   Дня   Победы.   (Дети   называют Георгиевскую ленточку) VIII. Рефлексия.                                                                         Слайд № 9 Близка ли вам позиция «Короткая …жизнь. Зато…в полную 1 силу прожита» 2 На   ваших   столах   есть   листочки   с   афоризмами, высказываниями выдающихся людей  и пословицами. Подумайте, какое слово пропущено в данных высказываниях, впишите его.  Прочитайте, что у вас получилось. Какое слово вставил ты?   А ты?   А   ты?   Верно, 1.   …   ­   это   сокровищница   и   опекунша   всего   в   мире.   (Цицерон)    это   слово   –   ПАМЯТЬ.   2.   Прошлое,   хранящееся   в   …   ,   есть   часть   настоящего.   (Т. Котарбиньский)    Потерял 3. (Пословица)  4.   Единственной   мерой   времени   является   …   .   (В.   Гжегорчик)    …   потерял ­     себя.   5.   Без   …   наше   прошлое   было   бы   мертво   для   нашего   будущего,   а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн) 6 .Доброму – добрая…. 7. Верная и деятельная … удваивает жизнь.   (Оноре Мирабо)Я предлагаю собрать ваши листочки в одну  книгу афоризмов со словом «ПАМЯТЬ». Учащийся читает наизусть стихотворение Е. Акимовой «Маки»:  ­ Война прошла, минуло много лет ,из памяти стирая эти годы. Но не забудь, Россия, этих бед, о них тебе напомнят маков всходы. ­ Алеют маки искрой на земле, горят они в степных просторах, в поле, И обжигают сердце всей стране, как капли крови, да, горячей крови. ­ Цветут они и не дают забыть о тех боях за жизнь и за свободу, О тех, кто смог себя не пощадить, своею кровью обагрить всю воду. ­ Алеют маки искрой на земле, и пламень тот горит не угасая. Он обжигает сердце всей стране ,о горьких годах ей напоминая. ­ И сердце наше память ту хранит, и слёзы скорби на глазах усталых. И память прошлого в душе земли горит, как тот пожар в траве из маков алых. ­ Алеют маки искрой на земле, как капли крови, да, горячей крови, И обжигают сердце всей стране своим огнём до страшной нашей боли! Слайд № 11 (щелкнуть по изображению – видеоролик, звук тихо) IX. Домашнее задание.  (звучит песня Ю.Антонова «Красные маки»)  ­   Ребята,   именно   с   сегодняшнего   дня   мы   с   вами   вступаем   в исследовательский проект «Нет в России семьи такой, где бы не был памятен свой герой», посвященный празднованию   72 годовщины   Великой Победы. Нам предстоит собрать материал о рузаевцах, воевавших  и не вернувшихся с фронта домой. Это и будет вашим домашним заданием.

Посмотрите также