«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)
Оценка 4.6

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
03.02.2018
«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)
Тема урока подчинена главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Материал урока дает возможность для формирования нравственных ценностей, духовного мира подростка, помогает представить эпоху Великой Отечественной войны, создает образное представление о погибшем летчике, вызывает интерес к прошлому нашей страны, уважение к памяти погибших и желание защищать Родину. Использование компьютерной технологии стимулирует интерес к предмету, позволяет осуществлять литературное развитие школьников, а информационной – эффективно использовать групповую и индивидуальную работу. Привлечение местного краеведческого материала повышает интерес учащихся к малой родине.Урок литературы в 7 классе
Помнить, чтобы жить.docx
Тема:  «Помнить,   чтобы   жить!»   (по   рассказу   Е.   Носова   «Живое пламя»)                                                                                                             Слайд № 1 Цели: образовательные:  совершенствовать умение и навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения;  показать умение писателя через один эпизод выразить свое отношение к истинным ценностям. развивающие:  развивать интерес к литературе на военную тему. воспитательные:  содействовать   воспитанию   чувства   патриотизма   и   любви   к   Родине, чувства благодарности к погибшим в годы войны. Ход урока.                                                                       …Я только хочу, чтобы вы, мужчины   и   женщины,   бывшие солдаты   и солдатские   жёны,   участники   и   очевидцы, пока ещё живы,…передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу.                                                                                                              Е.Носов   I. Организационный момент. ­ Здравствуйте, садитесь. Я рада приветствовать вас и очень надеюсь на сотрудничество. Мне хочется, чтобы  мы сегодня  плодотворно поработали на уроке.  Желаю вам позитивного настроения и успехов. II. Стадия вызова.                                                                      Слайд № 2 ­ На прошлом уроке мы начали изучение творчества Е. И. Носова и познакомились   с   его     рассказом   «Живое   пламя».   Сегодня   мы   продолжим работу   с   этим   удивительным   и     интереснейшим   рассказом   и   постараемся почувствовать   и   пережить   то,   о   чем   нам   хотел   рассказать   автор   в   своем произведении. И начать  урок мне хочется словами К. Симонова: С чего начинается память? С берез? С речного песочка? С дождя на пороге? А если с убийства? А если со слез? А если с воздушной тревоги? И в 5, и в 15, и в 25 лет Войной начинается память. ­ Как вы думаете, почему именно эти строки я вам прочла? Что, на ваш взгляд, объединяет эти строки и главную  тему рассказа?  ( Война. Горе. Смерть. Подвиг. Память). ­ Сформулируйте основную   тему   текста, опираясь на эти слова.       ( Тема   памяти). III. Мотивация   ­   Давайте   задумаемся,   а   что   такое   память,     и   зачем   она   нужна человеку?     IV. Составление кластера. Назовите, пожалуйста, слова – ассоциации к слову память  (на доске записываем кластер – в центре слово «память») Воспоминание.   Незабываемый.   Частичный.   Запечатлеть.   Стереть. Освежить.   Всплыть.   Почтить.   Воскресить.   Восстанавливать.   Чтить. Сохранить. Хранить. Ворошить.                                                   Слайд № 3 Примерные   ответы :  впечатления   о   прошлом;   прошлый опыт;  информация;   прежние   впечатления;   воспоминания;   запас хранимых   в   сознании   впечатлений; прошлое;, способность   запоминать   , людская память, чтить память, хранить память и т.д.  ­Ребята, эпиграфом к уроку послужат слова Е. Носова:      Слайд №4 …Я   только   хочу,   чтобы   вы,   мужчины   и   женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, пока ещё живы,…передали   бы   своим   детям   и   внукам   священную   память   о павших из рук в руки, от сердца к сердцу. Потому что именно память сопровождает человека всю его жизнь. И именно ради этого стоит жить. V.  Работа в группах  ­ Я предлагаю вам объединиться в три группы:   «Умудренные   жизненным   опытом»   и   «Литературные «Философы», аналитики» (на столы ставлю таблички с название рабочих групп) Каждая   группа   создает   свою   философию     по   вопросу  «Для   чего стоит   жить?»  (музыкальное   сопровождение   «Там,   за   облаками»   в исполнении ансамбля «Самоцветы») 1. 2. 3. Высказывают свое мнение. Примеры из жизни. Пример из произведения  Е.Носова «Живое пламя» ( Да, сгорел…вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля. – А я как­то раньше без внимания к маку­то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита.  И у людей так бывает…) VI.  Актуализация. (слово учителя)                                       Слайд № 5 Война – для всех величайшая трагедия. Когда произносишь это слово, в мыслях встают разрушенные города, вспышки ракет и зарево пожарищ, в ушах возникает   бесконечно  тяжелый   грохот  бомбежек…и  ужасающие  сводки    о положении современной Украины.  В тексте рассказа Евгения Носова нет описаний военных событий, и о войне автор упоминает вскользь. Всего лишь несколько предложений. Найдите   и   прочитайте   строки   из   произведения  :«Алексей   погиб, спикировав   на   своем   крошечном   «ястребке»   на   спину   тяжелого фашистского бомбардировщика») И мы узнаем о героической гибели летчика, сына тети Оли. А тем самые маки  передают весь ужас войны.                        Слайд № 6   маки   ­   это   символ   возвышенного,   восторженного, У   Носова   героического. Автор  сравнивает маки с зажженными  факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежий, в капельках росы лепесток», мать   вспоминает   сына,   вспыхнувшего   могуществом   человеческого   духа   и сгоревшего   «без   оглядки».   Любуясь   «большим   костром   маков»,   автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». VII. Постижение смысла рассказа. Тётя Оля, глядя на расцветшие «живым» пламенем   маки на клумбе и через два дня закончившие своё цветение, понимает глубокий   смысл жизни и гибели своего сына – лётчика.      А писатель заставляет нас задуматься над нравственной сущностью жизни,   заставляет   стремиться   не   к   безликому   существованию,   а   к   жизни, полной глубокого смысла. А сколько молодых людей не вернулось с войны! В памяти близких и их боевых товарищей они остались вечно молодыми.  Цветущими  Память о погибших в Великой Отечественной войне живёт в сердцах всех  родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие   с   фронта,   возвращаются   в   нашу   жизнь   дуновением   легкого ветерка,   лазоревым   тихим   утром,   разросшимся   под   окном   жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим маком на клумбе.  Красный мак – символ Памяти.                                                  Слайд № 7 О   происхождении   мака   существует   много   легенд.   В   христианской мифологии   происхождение   мака   связывают   с   кровью   невинно   убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с   тех   пор   растёт   там,   где   пролилось   много   человеческой   крови.  Считается,   что   семена   мака   любят,   когда   землю   "беспокоят":   они   могут годами пролежать в почве и начнут прорастать только после того, как почву перекопали.   В   Первую   мировую   войну   во   Фландрии   шли   кровопролитные сражения,   после   которых   немногим,   оставшимся   в   живых,   приходилось хоронить погибших товарищей прямо на поле боя. Говорят, такого количества маков   в   тех   местах   не   видели   никогда   ни   до,   ни   после   того   страшного времени.                                                                          Слайд № 8 В   Англии   существует   День   Маков   –   дань   памяти   погибшим солдатам, который отмечается 11 ноября . Эта дата знаменует годовщину окончания   1­й   мировой   войны. За   2   недели   до   Дня   маков   повсеместно начинают   продавать   красные   искусственные   маки,   средства   от   продажи которых полностью идут на помощь ветеранам войн. Яркий и символичный цветок покупает почти каждый, чтобы сразу же приколоть к одежде в знак благодарности и светлой памяти. Какой еще символ памяти вы можете назвать? Его можно увидеть в России   повсюду   в   канун   празднования   Дня   Победы.   (Дети   называют Георгиевскую ленточку) VIII. Рефлексия.                                                                         Слайд № 9 Близка ли вам позиция «Короткая …жизнь. Зато…в полную 1 силу прожита» 2 На   ваших   столах   есть   листочки   с   афоризмами, высказываниями выдающихся людей  и пословицами. Подумайте, какое слово пропущено в данных высказываниях, впишите его.  Прочитайте, что у вас получилось. Какое слово вставил ты?   А ты?   А   ты?   Верно, 1.   …   ­   это   сокровищница   и   опекунша   всего   в   мире.   (Цицерон)    это   слово   –   ПАМЯТЬ.   2.   Прошлое,   хранящееся   в   …   ,   есть   часть   настоящего.   (Т. Котарбиньский)    Потерял 3. (Пословица)  4.   Единственной   мерой   времени   является   …   .   (В.   Гжегорчик)    …   потерял ­     себя.   5.   Без   …   наше   прошлое   было   бы   мертво   для   нашего   будущего,   а настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. (С. Л. Рубинштейн) 6 .Доброму – добрая…. 7. Верная и деятельная … удваивает жизнь.   (Оноре Мирабо) Я предлагаю собрать ваши листочки в одну  книгу афоризмов со словом «ПАМЯТЬ». Учащийся читает наизусть стихотворение Е. Акимовой «Маки»:  ­ Война прошла, минуло много лет ,из памяти стирая эти годы. Но не забудь, Россия, этих бед, о них тебе напомнят маков всходы. ­ Алеют маки искрой на земле, горят они в степных просторах, в поле, И обжигают сердце всей стране, как капли крови, да, горячей крови. ­ Цветут они и не дают забыть о тех боях за жизнь и за свободу, О тех, кто смог себя не пощадить, своею кровью обагрить всю воду. ­ Алеют маки искрой на земле, и пламень тот горит не угасая. Он обжигает сердце всей стране ,о горьких годах ей напоминая. ­ И сердце наше память ту хранит, и слёзы скорби на глазах усталых. И память прошлого в душе земли горит, как тот пожар в траве из маков алых. ­ Алеют маки искрой на земле, как капли крови, да, горячей крови, И обжигают сердце всей стране своим огнём до страшной нашей боли! Слайд № 11 (щелкнуть по изображению – видеоролик, звук тихо) IX. Домашнее задание.  (звучит песня Ю.Антонова «Красные маки»)  ­   Ребята,   именно   с   сегодняшнего   дня   мы   с   вами   вступаем   в исследовательский проект «Нет в России семьи такой, где бы не был памятен свой герой», посвященный празднованию   72 годовщины   Великой Победы. Нам предстоит собрать материал о рузаевцах, воевавших  и не вернувшихся с фронта домой. Это и будет вашим домашним заданием.

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)

«Помнить, чтобы жить!» (по рассказу Е. Носова «Живое пламя»)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2018