13 урок, 5 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата:___________
Тема урока: «Понятие алгоритма. Исполнитель алгоритма»
Цель: познакомить учащихся с понятиями алгоритм, алгоритмизация, исполнители алгоритмов и система команд исполнителя; перечислить и проанализировать свойства алгоритма; познакомить учащихся с формами записи алгоритмов.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
Работа с презентацией
Алгоритм — это конечная последовательность команд, выполнение которых приводит к решению поставленной задачи.
Причём исполнителем может выступать как человек, животное так и техническое устройство.
Например, украшение торта будет алгоритмом.
Или установка игры на компьютер, так же выполняется по алгоритму.
Очень часто мы выполняем определённые алгоритмы, даже не задумываясь, например, в новом кофе подключиться к сети Wifi.
Сейчас вам кажется, что подключиться к сети проще простого, но ведь в начале вас этому научили. В первый раз вам сказали, что нужно:
· спросить пароль у администратора кафе;
· открыть настройки телефона;
· зайти в меню Wifi;
· найти сеть Wifi данного кафе;
· ввести пароль и подключиться к сети.
Как видно из предыдущего примера, для достижения конечного результата, нам необходимо последовательно выполнить определённые действия или шаги. Действия по алгоритму встречаются во всех сферах, например,
Задача «Приготовить чай» решается в пять шагов:
· вскипятить в чайнике воду;
· положить в чашку пакетик заварки;
· налить туда кипяток;
· добавить две чайные ложки сахара;
· размешать сахар ложкой.
А задача по химии «Получение водорода» решается в четыре шага:
· взять колбу;
· налить в колбу соляной кислоты;
· бросить в колбу кусочек цинка;
· собрать выделяющийся газ в пробирку.
Таким образом, для разработки алгоритма, нам необходимо понимать, какие начальные условия нам даны, и какой конечный результат мы должны получить.
Иначе говоря, алгоритм – это описание последовательности шагов в решении задачи, приводящих от исходных данных к требуемому результату.
Работу алгоритма можно представить в виде следующей схемы:
Исполнитель – это объект живой природы или техническое устройство, способное выполнять алгоритм.
Различают формальных и неформальных исполнителей. Формальный исполнитель выполняет одну и ту же команду всегда одинаково. А неформальный может импровизировать.
Например, вспомним алгоритм приготовления чая. Здесь вы можете действовать по-разному. Можете сначала положить в чашку пакетик с чаем, а затем вскипятить в чайнике воду. Или положить в чашку сначала сахар, а затем чай. В данном примере человек, который готовит чай является неформальным исполнителем алгоритма.
То есть Неформальный исполнитель может выполнять алгоритмы по-разному.
К неформальным исполнителям можно отнести все объекты живой природы.
А вот формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково.
Например, при многократном прослушивании диска с любимой мелодией вы можете быть уверенными, что она воспроизводится проигрывателем (формальным исполнителем) одинаково.
Но вряд ли кому-нибудь из певцов (неформальному исполнителю) удастся несколько раз совершенно одинаково исполнить песню из своего репертуара.
Рассмотрим более подробно формальных исполнителей. Определить формального исполнителя можно по следующим характеристикам: это круг решаемых задач (назначение), среда, система команд, режим работы. Остановимся подробнее на каждой характеристике.
Итак, круг решаемых задач. Каждый исполнитель создаётся для решения определённого круга задач – выполнение вычислений, приготовления кофе, управлять дорожным движением и т.д.
Среда исполнителя – это та область, обстановка и условия в которых действует исполнитель. Исходные данные и результаты любого алгоритма всегда принадлежат среде того исполнителя, для которого предназначен алгоритм.
Система команд исполнителя. Каждое отдельное предписание исполнителю об исполнении отдельного законченного действия называется командой. Совокупность всех команд является системой команд данного исполнителя (сокращённо - СКИ). Алгоритм всегда составляется с учётом возможностей конкретного исполнителя, который будет его выполнять, т.е. в системе команд исполнителя.
Режим работы исполнителя. Выделяют два процесса управления исполнителем: режим непосредственного управления и программное управление.
3. Практическая работа
15 слайд устно
16-19 в тетрадь
4. Подведение итогов. Домашняя работа
Задания в текстовом документе (теория + 4 практические задания), работа в рабочей тетради
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.