Понятие бухгалтерского баланса и его структуры

  • docx
  • 05.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-001931.docx

Понятие бухгалтерского баланса и его структуры.

Термин баланс  происходит от латинского bis«дважды» и lanx«чашка весов», т.е. bilanx  буквально означает «двучашие» как символ равновесия.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей:

Левая – актив – отражает состав, размещение и использование средств организации.

Правая – пассив – показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению.

Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина итогов называется валютой баланса.

Схема бухгалтерского балансы выглядит следующим образом:

АКТИВ

СУММА (å)

ПАССИВ

СУММА (å)

I. Внеоборотные активы

III. Капиталы и резервы

Итого по I разделу:

Итого по III разделу:

II. Оборотные активы

IV. Долгосрочные обязательства

Итого по II разделу:

Итого по IV разделу:

V. Краткосрочные обязательства

Итого по V разделу:

БАЛАНС:

БАЛАНС:

 

Исходя из предыдущей лекции, можно отметить, что знание группировки хозяйственных средств по составу и размещению, а также по источникам формирования и целевому назначению напрямую связано с составлением бухгалтерского баланса.

Итак, исходя из вышеизложенного, бухгалтерский баланс - способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке.

Баланс составляется на определенную дату, как правило, на начало квартала, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к отчетности, и показывает состояние средств и их источников на данный момент. Они постоянно изменяются, находятся в движении, которое отражается на счетах с помощью двойной записи.

Балансовое обобщение имеет двойственный характер отражения объектов и синтетическое обобщение информации.

Двойственный характер его заключается в том, что объекты отражаются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения в зависимости от вида баланса.

Все имущество (средства) в активе баланса и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде.

Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества. 

Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации.

 

 

 

 

 

Если статьи актива показывают, как размещено имущество организации (во что конкретно оно вложено), то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источников, а какая — за счет заемных (привлеченных) источников организации.

АКТИВ

СУММА

ПАССИВ

СУММА

I. Внеоборотные активы

III. Капиталы и резервы

Основные средства

50000

Уставный капитал

50000

Итого по I разделу:

50000

Итого по III разделу:

50000

БАЛАНС:

50000

БАЛАНС:

50000

 

Ситуации формирования имущества организации.

Показатели

Ситуация (руб.)

1

2

3

4

5

Имущество организации (актив баланса)

100 000

100 000

100 000

100 000

100 000

Источники формирования имущества (пассив баланса):

100 000

100 000

100 000

100 000

100 000

-       собственные

100 000

-

50 000

40 000

60 000

-       заемные

-

100 000

50 000

60 000

40 000

 

Проанализировав ситуации, представленные на слайде, можно сделать определенный вывод по каждой из них:

Ситуация 1. Все имущество организации сформировано за счет собственных источников.

Ситуация 2. Все имущество организации сформировано за счет заемных (привлеченных) источников.

Ситуация 3. Имущество организации сформировано на 50% за счет собственных источников, на 50% — за счет привлеченных.

Ситуация 4. Имущество организации сформировано на 40% за счет собственных источников и на 60% — за счет привлеченных.

Ситуация 5. Имущество организации сформировано на 60% за счет собственных источников и на 40% — за счет привлеченных.

Под структурой баланса понимают удельный вес отдельных хозяйственных средств по их видам и источникам образования и валюты баланса.

По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех средств, которыми она располагает на дату составления баланса.

Например.

Валюта баланса составляет 2 000 000 руб., основные средства на сумму 300 000 руб., а уставный капитал – 1 200 000 руб.

Решение:

(1 200 000 / 2 000 000) * 100 % = 60 % – собственных источников формирования имущества за счет уставного капитала в организации.

(300 000 / 2 000 000) * 100 % = 15 % – составляет вложение в основные средства в организации.

Данные баланса служат для выявления важнейших показателей, характеризующих деятельность организации и ее финансовое положение. Поданным баланса определяется обеспеченность средствами, правильность их использования, соблюдение финансовой дисциплины, рентабельность и др., а также выявляются недостатки в работе и финансовом положении и их причины. С помощью баланса можно разработать мероприятия по их устранению.

Благодаря сжатой и компактной форме баланс является весьма удобным документом. Он дает законченное и цельное представление не только об имущественном положении организации, но и о тех изменениях, которые произошли за тот или иной период.

 Бухгалтерский баланс как и всю бухгалтерскую отчетность составляют на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных оправдательными документами. Это гарантирует достоверность, точность, юридическую обоснованность каждой суммы, указанной в бухгалтерском балансе и бухгалтерской отчетности.

 

 

Рассмотрим примерную схему бухгалтерского баланса организации.

 Данные для составления баланса, руб.

Хозяйственные средства

å

Основные средства

250 000

Уставный капитал

300 000

Производственные запасы

10 000

Резервный капитал

6 000

Нематериальные активы

80 000

Товары

18 000

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

3 000

Нераспределенная прибыль

40 000

Расчетные счета

12 000

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

8 000

Расчеты по налогам и сборам

1 500

Расчеты с персоналом по оплате труда

10 000

Касса

1 000

Незавершенное производство

3 000

Добавочный капитал

5 500

 

Схема бухгалтерского баланса будет выглядеть следующим образом.

АКТИВ

СУММА

ПАССИВ

СУММА

I. Внеоборотные активы

III. Капиталы и резервы

Основные средства

25000

Уставный капитал

300000

Нематериальные активы

80000

Добавочный капитал

5500

Итого по I разделу:

330 000

Резервный капитал

6000

Нераспределенная прибыль

40000

Итого по III разделу:

351 500

II. Оборотные активы

IV. Долгосрочные обязательства

Производственные запасы

10000

V. Краткосрочные обязательства

Товары

18000

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

8000

Касса

1000

Расчеты по налогам и сборам

1500

Расчетные счета

12000

Расчеты с персоналом по оплате труда

10000

Незавершенное производство

3000

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

3000

Итого по II разделу:

44 000

Итого по V разделу:

22500

БАЛАНС:

374 000

БАЛАНС:

374 000