Образовательные технологии, адекватные задаче формирования ключевых компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает следующий принцип - ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как обязательное условие. Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы c портфолио.ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
портфолио.doc
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Образовательные технологии,
адекватные задаче формирования ключевых
компетентностей, отличаются тем, что первостепенным условием их реализации выступает
следующий принцип ученик в рамках работы по данной технологии является субъектом
своей деятельности. И это положение рассматривается не как окончательная цель, а как
обязательное условие.
поддерживающей
компетентностноориентированный подход в образовании, является технология работы c
портфолио.
Одной из образовательных технологий,
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и
технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных
для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими
результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. По нашему
мнению, портфолио ученика может стать одним из способов формирования ключевой
компетентности «решение проблем» и объектом оценки сформированности данной
компетентности.
Как правило, портфолио представляет собой папкунакопитель, в которые помещаются
различные материалы (это могут быть и ксерокопии, и рукописные материалы). Классический
портфолио состоит из четырех разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы» и
«Достижения». В зависимости от цели портфолио может быть рабочим, тематическим,
демонстрационным, рефлексивным, презентационным, портфолио достижений. Обязательно
наличие в портфолио четко сформулированного содержания \ оглавления (с названиями
разделов, наименованиями материалов и т.п.)
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике авторе
портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может
включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в
портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел
портфолио обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой
сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или
иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В
некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли
автор по поводу представленных в портфолио работ.
«Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит
ученику. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки,
схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей,
материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и
систематизированы учеником. В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые,
по мнению учащегося, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается
кратким рефлексивным комментарием ученика (что у него получилось, какие выводы можно
сделать на основании…). Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было
отследить динамику работы учащегося.
Информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся,
учителя, родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика,
которому принадлежит портфолио.
Введение метода проектов в образовательную практику школ показывает, что
учащимся необходимо специально организовывать пространство для проектной деятельности.
В том числе учащимся необходимо определенное время хранить промежуточные результаты
работы с источниками информации, лабораторным и другим оборудованием; фиксировать вопросы, выносимые на консультации руководителями проектов или со специалистами, за
пределами школы (музей, предприятие, библиотека и т.п.), а также оформлять результаты
проекта.
Портфолио как форма организации работы с информационными материалами
значительно позволит упорядочить работу учащихся над проектом. Для этого необходимо
задать с помощью рубрик такую структуру основных разделов, которая позволила
перемещать по ним рабочие материалы в соответствии с логикой работы над проектом.
Некоторые педагоги фиксируют разрыв между тем, что учащиеся считают своим
личным достижением, и результатом проектной работы. Портфолио может стать формой
целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов
учащегося. Его принципиальным отличием является то, что ученик включает в раздел
"Достижения" только те материалы, которые, по собственному мнению учащегося, отражают
его личные успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо
дать обоснование того, почему именно это материалы лучше всего отражают его достижения
и какие именно. Вступительная статья или ведение к портфолио несет основную смысловую
нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших
действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях
достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала. Таким
образом, в портфолио может использоваться для развития рефлексии, для осознания и оценки
учениками результатов своей деятельности.
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой
структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию
прогресса. Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики
были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем
по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах,
необходимых материалов комментариев к ним и т.п.). Это позволит организовать
сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появится
чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.
В портфолио обычно выделяются вариативная часть, которая наполняется материалами
по выбору ученика, и инвариантная, которая задается учителем с различными
дидактическими целями (в том числе и с целью оценки образовательных результатов). Работа
может быть организована в несколько этапов, например, последовательно могут создаваться
отдельные разделы и рубрики портфолио.
Работа с педагогами позволила выявить ряд возражений против использования
портфолио для организации проектной деятельности учащихся.
Вопервых, не существует универсальных механизмов запуска портфолио, а также
универсальных алгоритмов организации работы с портфолио (например, где и как хранить
портфолио учащихся), ведь это во многом зависит от специфики образовательного
учреждения, дидактической системы школы, квалификации учителя, уровня подготовки
учеников и т.п.
Второе возражение связано с тем, что подготовка портфолио отнимает много времени.
На наш взгляд, определенное время потребуется для запуска портфолио и отработки
процедуры взаимодействия учителя и учеников согласование. Однако затем формирование
портфолио будет проходить параллельно с работой над проектом.
Особого внимания требует также механизм оценки портфолио, в соответствии которым
могут оцениваться процесс и характер работы над портфолио, отдельные рубрики по
заданным критериям, или же оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио,
презентация портфолио. В любом случае критерии оценки должны быть заранее известны,
открыты и согласованны с учениками. С помощью портфолио можно оценивать сформированность ключевых
компетентностей учащихся, проявляющихся в проектной деятельности. Для этого
разработаны рабочие листы, которые структурированы в логике работы над проектом. Такие
рабочие листы выполняют, с одной стороны, функции дидактических материалов, то есть
обучают некоторым действиям, с другой стороны доносят до учащихся в адаптированном
виде требования к выполнению отдельных этапов работы.
Объектам оценки в этом случае должны стать заполненные учащимися на различных
этапах работы над проектом рабочие листы, которые достаточно жестко структурированы и
благодаря этому позволяют выявить показатели освоения компетентности.
В соответствии с логикой проектной работы учащимся предлагаются различные
рабочие листы. Так как предполагается, что первый уровень сформированности
компетентности «Решение проблем» осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 57
классах, третий – в 89 классах, четвертый – на старшей ступени, рабочие листы представлены
в нескольких вариантах для различных уровней.
Для 1 уровня (начальная школа) рабочие листы представляют собой вопросник,
который отражает содержание основных этапов работы над проектом. Эти рабочие листы
учащиеся заполняют ПОСЛЕ того, как работа над проектом завершилась. Ведение
портфолио в начальной школе НЕ является обязательным для организации проектной
деятельности учащихся. Если портфолио не применяется в практике работы школы, то
данный вопросник может использоваться самостоятельно.
Для уровней 24 рабочие листы были разработаны таким образом, чтобы с их помощью
выделять показатели освоения компетентности и фиксировать уровень сформированности
компетентности «Решение проблем» учащегося по каждому критерию.
При этом предполагается, что по различным составляющим одной компетентности
ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он
демонстрирует в целом. Чтобы отметить продвижение ученика или выявить дефицит, рабочие
листы составлены с учетом показателей не только одного уровня, но и последующего или
предыдущего по отношению к тому, на котором, по мнению учителя, находится учащийся.
Приведенные ниже комментарии показывают на что конкретно (на заполнение какой
графы) следует обратить внимание, что именно оценивать, какое количество баллов
присуждать в соответствие с критериями оценки сформированности компетентности
«Решение проблем». Для удобства работы с комментариями они снабжены схемами рабочих
листов, которые используются при оценке, содержащими следующие условные обозначения:
Оценивается на:
2ом уровне
3ем уровне
4ом уровне
Предварительно необходима специальная работа с учащимися по разъяснению им
структуры этих рабочих листов и согласованию требований к их заполнению.
Рабочие листы могут использоваться как для организации проектной деятельности
учащихся, так и оценки сформированности компетентности «Решение проблем». Не
предназначены для оценки рабочие листы:
№ 1 "визитная карточка" проекта,
№ 4 для обоснования видения идеальной ситуации,
№ 11 для составления графика деятельности, № 17 для работы с источниками информации,
№18 для консультаций,
№ 19 для обсуждения в группе,
№20 для подготовки презентации.
Их функция – дидактическая, они заполняются во время работы над проектом.
Применение данных рабочих листов не является обязательным. По согласованию с учениками
могут применяться любые другие способы систематизации и хранения материала. Проект
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Автор (ы)
Руководитель
Начало работы:_____________
Завершение работы: _____________
1 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Существующая ситуация
Постановка
проблемы
Желаемая ситуация
Характеристика
Доказательство (обоснование)
Мои намерения
2 МОЕ ВИДЕНИЕ
ситуация)
(идеальная
Постановка
проблемы
+
а
ц
и
л
е
ы
н
н
а
в
о
с
е
р
е
т
н
и
а
З
Описание ситуации
ХарактеристикаДоказательство (обоснование)
а
ц
и
л
е
ы
н
н
а
в
о
с
е
р
е
т
н
и
а
З
Ценности
4 ПРОТИВОРЕЧИЯ
между существующей ситуацией и моим представлением
об идеальной ситуации
Постановка
проблемы
Проблема
5 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Постановка
проблемы
зависит от меня
не зависит от меня
Проблема:
6
е
и
в
т
с
д
е
л
с
а
н
и
ч
и
р
п ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проблема:
Цель:
Задачи:
7 ГРАФИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Планирование
Планирование
Действия
Необходимое время
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
10 ГРАФИК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Зоны моей ответственности
Зоны моего участия
Планирование
Вт. _________
Ср. _________
Чт. _________
Пт. _________
Сб. _________
Пн. _________
Пн. _________
Пн. _________
Пн. _________
Вт. _________
Ср. _________
Чт. _________
Пт. _________
Сб. _________
Вт. _________
Ср. _________
Чт. _________
Пт. _________
Сб. _________
Вт. _________
Ср. _________
Чт. _________
Пт. _________
Сб. _________
11 Планируемый продукт:
Полученный продукт:
Продукт: планирование,
оценка
Характеристики
Вывод:
Я предполагаю использовать_______________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
14 Мои презентации
Письменные материалы:
Адресат
Цель
Жанр
Способ предъявления
Адресат
Цель
Жанр
Способ предъявления
Аудитория
Устная презентация
Цель
Средства
20 Сильные стороны:
Слабые стороны
Мое продвижение
Причины
Причины
Причины
Трудности \ неудачи
Способы их преодоления в будущем
21 Я научился…
Я могу использовать приобретенные умения
(опыт)…
Обоснование
Мое продвижение
Вывод: результаты моей работы над проектом и мои планы на будущее
22
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.