Портфолио профессиональных достижений
Оценка 4.8

Портфолио профессиональных достижений

Оценка 4.8
Документация
docx
история
Взрослым
09.01.2017
Портфолио профессиональных достижений
Портфолио содержит материал за определенный промежуток времени. Портфолио содержит несколько разделов, позволяющих составить представление как о профессиональном росте педагога, так и о достижениях его учеников. Данная форма представления профессиональных достижений использовалась при прохождении аттестации для повышения квалификационной категории. В приложение можно добавить грамоты и сертификаты.
Портфолио.docx
МКОУ Волчно­Бурлинская средняя общеобразовательная школа Крутихинского района Алтайского края профессиональных достижений педагогического работника  ПОРТФОЛИО ГОРЛОВОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ, УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 2015г Пояснительная записка. Портфолио учителя истории и обществознания  Горловой Елены  Александровны отражает педагогические достижения за три года до  процедуры аттестации. Главная   цель   данного   портфолио  –   проанализировать   и   представить   значимые     профессиональные   результаты   и   обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а   также   проследить   творческую   и   образовательную   деятельность   педагога,   показать   умения   учителя   решать   профессиональные   задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения,   оценить профессионализм учителя.   Задачи портфолио: ­   показать   умения   учителя   решать   профессиональные   задачи,   обеспечивающие   эффективное   решение   профессионально­педагогических проблем;  ­показать владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами; использование компьютерных   и   мультимедийных   технологий,   цифровых   образовательных   ресурсов   в   образовательном   процессе;   охарактеризовать квалифицированную работу с различными информационными ресурсами; ­проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных целей; ­оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативных правовых документов. Портфолио состоит из 5 разделов. В разделе   «Общие сведения»  дана полная информация об учителе: дата рождения, образование, стаж работы, повышение квалификации, дипломы, грамоты и другие документы различных конкурсов.  Раздел « Результаты педагогической деятельности»  отражает  динамику основных образовательных показателей обучающихся, результативность итоговой аттестации выпускников, участие школьников в творческих конкурсах.  Участие педагога в методической работе школы и в муниципальном методическом объединении учителей представлено в разделе «   Научно   –   методическая   деятельность».     Данный   раздел   содержит   документы   об   обобщении   опыта,     информацию   о   методических публикациях. В разделе  «Внеурочная деятельность»   подтверждаются сведения об эффективности организации внеурочной деятельности педагога по предмету. Раздел  «Из опыта работы классного руководителя» содержит  цель и задачи  работы с классом, перечень направлений работы с классным  коллективом , результативность мероприятий с участием класса. Таким образом, документально зафиксированные результаты портфолио и  1 самоанализ отражают разные аспекты деятельности учителя, осмысление им процесса преподавания и оценку труда за три года, определение  целей дальнейшего профессионального развития. Раздел 1. Общие сведения об учителе Информационная справка Ф.И.О. учителя – Горлова Елена Александровна                                                                                                                                                            Дата рождения: 28 июля 1977 год Образование высшее, в 2000 году окончила Барнаульский государственный педагогический университет  по специальности «Филология», квалификация «учитель немецкого языка». стаж педагогической работы (по специальности)  12 лет; в данной должности    12 лет;  в данном учреждении 12лет. В настоящее время имею первую  квалификационную  категорию,  срок ее действия до 23.12.2015 г. Награды и достижения: Почетная грамота комитета Администрации Крутихинского района по образованию (приказ от 25 августа  2010 г. № 32). Лауреат районного конкурса «ИКТО­2012» в номинации «Лучший проект».  2 № Название курсов  1 2 3 4 Основы преподавания курса  «Основы религиозных культур и  светской этики» Профессиональная переподгоовка  в ИДО ФГБОУ ВПО «Алтайская  государственная педагогическая  академия» по программе  «История» IV научно­практическая  конференция краевых  профессиональных объединений  педагогов по теме  «Профессиональные сообщества  педагогов как ресурс развития  системы образования края» V межрегиональная  научно­ практическая конференция  краевых профессиональных  объединений педагогов по теме  «Роль профессиональных  Систематичность повышения квалификации Количество  часов 72 Сроки  Документ  28.05.12­09.06.12 Удостоверение № 79­К 850 25.03.13­ 31.12.13 Диплом Регистрационный номер 101 8 8 07.11.13 Справка об участии в конференции 07.11.14 Справка об участии в конференции 3 сообществ педагогов в краевой  системе государственно­ общественного управления  качеством образования» Перечень документов, подтверждающих индивидуальные достижения   Кем выдан № 1 Документ  Благодарность Содержание  За   проведение   школьного   и межрегионального   тура   Открытой всероссийской   интеллектуальной олимпиады «Наше наследие». 2 3 4 5 Благодарность Благодарственное  письмо Благодарственное  письмо Сертификат  куратора За активное участие в работе  международного проекта для  учителей «Видеоуроки в сети  Интернет». За  участие во Всероссийской  олимпиаде по истории и  обществознанию  За активное участие в работе  проекта для учителей «Инфоурок». За проведение V Всероссийской  дистанционной олимпиады по  истории Православным Свято­Тихоновским  гуманитарным университетом ­  Руководителем проекта Образовательный центр «Молодежное  движение» Автором проекта Жаборовским И.В. Оргкомитет Всероссийской  дистанционной олимпиады по истории 4 Когда выдан 2013г 2013г 2013г  2013г  2013г 6 7 Диплом Диплом 8 Диплом За подготовку лауреатов  общероссийского конкурса по  истории «Мультитест» призеров За Всероссийского «Молодежного чемпионата   по   истории   и обществознанию»  подготовку       За   подготовку   победителя Всероссийской олимпиады по истории  IV дистанционной   Институт развития школьного  образования Центр развития одаренности Оргкомитет Всероссийской  дистанционной олимпиады по истории 9 Сертификат  организатора Краевой   конкурс   по   русской традиционной   культуре   «Живая старина». КГБОУ ДПО «Алтайский краевой  институт повышения квалификации  работников образования» 10 Благодарственное  письмо За   проведение   школьного   и муниципального   тура   Открытой всероссийской   интеллектуальной олимпиады «Наше наследие». Православным Свято­Тихоновским  гуманитарным университетом ­ 11 Сертификат  организатора Краевой   конкурс   по   русской традиционной   культуре   «Живая старина». КГБОУ ДПО «Алтайский краевой  институт повышения квалификации  работников образования» 5 2013г 2013г 2013г 2013г 2014г 2014г 12 Свидетельства   Публикации методических разработок   на   дистанционном образовательном портале «Продленка»,   в   социальной   сети взаимовыручки   для   учителей «Инфоурок»,   «Видеоуроки   в   сети Интернет».   Руководители и редакторы проектов 2014г 13 Сертификат  подтверждения О   прохождении   общественно­ профессиональной   экспертизы   и внесении   в   банк   передового педагогического   опыта   краевого профессионального   объединения учителей истории и обществознания авторской   разработки   «Рабочая программа   по   обществознанию   6 класс». Краевое профессиональное объединение  учителей истории и обществознания  Алтайского края 2014г 14 Благодарственное  письмо За совместную работу по   патриотическому воспитанию  молодежи Администрация Волчно­Бурлинского  сельсовета 2014г 6 15 16 Сертификат  участника  вебинаров Сертификат  участника  вебинаров «УМК по обществознанию  издательства «Просвещение» как  средство реализации требований  ФГОС и подготовки к ГИА».  «Реализуем Историко­культурный  стандарт. Преимущества нового  УМК по отечественной истории». «Современные подходы к  профессиональной деятельности  педагога». «Неуспеваеость обучающихся:  причины и предупреждение» Информационно­методический  отдел  издательства "Просвещение». 2015г Методистом детско­юношеского центра в социальной   сети   взаимовыручки   для учителей «Инфоурок». 2015г Показатели образовательных достижений обучающихся по истории и обществознанию  за 3 года Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес школьников к предмету, их качественные знания,  подтверждённые результатами административных контрольных работ, участием в предметных олимпиадах, итоговой аттестацией  выпускников. Качество знаний по предметам  и уровень обученности 2012­2013 качество ур.  обуч по  СОУ 2013­2014 качество ур.  обуч по  СОУ 2014­2015 качество ур. обуч по  СОУ 77,7% 99,2% 71,9% 79,0% 99,1% 71,6% 80,2% 100% 73,1% предметы история обществознание МХК 7 80.5 80 79.5 79 78.5 78 77.5 77 76.5 76 2012-2013 2013-2014 2014-2015 Сравнительная таблица и диаграмма наглядно демонстрируют рост качества знаний по истори, обществознанию и МХК  за три года на 2,5%: с 77,7% в 2012­2013 учебном году  и до 80,2% в 2014­2015 году. Также  наблюдается рост качества знаний по обществознанию на 8 %: с 65% в 2009­10 году до 73% в 2011­12 году. Уровень обученности за 3 года по всем предметам относительно стабилен – 100%.  Динамику   образовательных   достижений  можно  проследить   в  приведенной   ниже  сравнительной   таблице.  Рост   качества  знаний  по истории в параллели 5­9 кл составил 8,2% , по обществознанию­10%. Рост качества знаний по истории и обществознанию в параллели 10­11кл составил­15%. Это объясняется повышенным интересом к предметам по причине их приоритетности в качестве «выбираемых» и в статусе «необходимых» при поступлении в Вузы.  8 Итоги успеваемости по предмету за учебные периоды Учебный  период Предметы история 5­9 кл По СОУ обществозн 5­ 9кл По СОУ история  10­ 11кл По СОУ обществозн  10­11кл По СОУ 2012­2013 61,4% 59,8 76,4% 69% 85,0% 84,3% 85,0% 79,8% 2013­2014 69,4% 62,7% 74,6% 67,65 94,4% 92,4% 94,4% 76,4% 2014­2015 69.6% 64,6% 86,4% 71,8% 100% 85,0% 100% 83,2% Устойчивые результаты в обучении  помогают проявить себя учащимся и на предметных олимпиадах (школьного и муниципального уровней).  2012­2013 год­17призовых мест по школе и 5 призовых мест в олимпиаде муниципального уровня 2013­2014 год­ 5 призовых мест по школе и 2 в олимпиаде муниципального уровня. 9 Выпускники подтверждают свои знания на ЕГЭ по истории и обществознанию: в 2013 году   по истории – 63 балла, что выше краевого показателя ( 52.63 ) и среднего балла по муниципалитету (49,3) ; в 2015 году по истории –53,67  баллов, что выше краевого показателя ( 47,29) и выше среднего балла по муниципалитету (41,07); по обществознанию  – 52,83 балла, что выше среднего балла по муниципалитету ( 45,55). Результаты  ОГЭ по обществознанию ­29 баллов, выше среднего балла по краю (24,52).  Результаты итоговой аттестации выпускников 11 классов по обществознанию в форме ЕГЭ Год % сдающих 2013 2014 2015 100 88 66 Самый высокий тестовый  балл 55 59 76 Средний тестовый  балл 51,5 48,25 52,83 Средний балл по району Средний балл по краю 61,40 61 45,55 56,74 51,15 53,98 Результаты итоговой аттестации выпускников 11 классов по истории в форме ЕГЭ Год % сдающих 2013 2014 2015 14 11 33 Самый высокий тестовый  балл 63 50 71 Средний тестовый  балл 63 50 53,67 Средний балл по району Средний балл по краю 49,3 61 41,07 52,63 46,56 47,29 Результаты итоговой аттестации выпускников 9 класса по обществознанию  в форме ОГЭ Год % сдающих Самый высокий тестовый  Средний тестовый  Средний балл по району 10 Средний балл по краю 2014 2015 52% 6,6% балл 34 29 балл 24,08 29 26,68 28,19 24,18 24,52  Познавательный интерес учащихся определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников в  конкурсах, конференциях, фестивалях, олимпиадах , что способствует формированию общей культуры учащихся, активизации их  мыслительной познавательной деятельности, развитию творческих способностей учеников, повышению качества образования . Информация об участии школьников в творческих конкурсах Год Наименование мероприятия Уровень мероприятия Фамилия, имя участника 2012­ 2013 X Открытая  всероссийская  интеллектуальная  олимпиада  «Наше наследие» всероссийский Всероссийский молодежный  исторический чемпионат Всероссийский молодежный   чемпионат по обществознанию Конкурс по русской  традиционной культуре  «Живая старина» Предметная олимпиада по  истории Предметная олимпиада по  вссеросийский вссеросийский региональный муниципальный муниципальный Коростелева Анастасия Зеленова Татьяна Трусова Екатерина Постнова Татьяна Зеленова Татьяна Нешина Ирина Постнова Татьяна Шестакова Валерия Морковина Виктория Куликов Сергей 11 Результат (место) Диплом 1 степени Диплом 1 степени Диплом 2 степени Диплом 3 степени Диплом регионального  победителя 3 степени Диплом регионального  победителя 3 степени Диплом 3 степени 3 место 2 место обществознанию Всероссийская олимпиада по  светской этике муниципальный этап 2013­ 2014 2014­ 2015 Общероссийский конкурс  «Мультитест» по истории IV Всероссийская  дистанционная олимпиада по  истории Всероссийский молодежный  чемпионат по обществознанию Конкурс по русской  традиционной культуре  «Живая старина» X Открытая Всероссийская  интеллектуальная олимпиада  «Наше наследие» Интеллектуальная игра по  истории среди школ района «И помнит мир спасенный..» Всероссийский дистанционный конкурс по истории всероссийский всероссийский всероссийский региональный всероссийский муниципальный всероссийский X Открытая Всероссийская  интеллектуальная олимпиада  «Наше наследие» Муниципальный тур Карлова Татьяна Зотов Алексей Селина Екатерина Бубенева Алена Полтева Анна Зеленова Татьяна Сыромятов Александр Зеленова Татьяна Карлова Дарья Кобанцова Надежда Шестакова Татьяна Постнова Татьяна Нешина Ирина Трусова Екатерина Карлов Алексей Шестакова Татьяна Горлов Александр Диплом 1 степени Диплом 2 степени Диплом 3 степени Диплом лауреата Диплом победителя 3  степени Диплом регионального  победителя 3 степени 3 место 1 место 3 место Диплом победителя 3  степени Интеллектуальная игра по  истории среди школ района  «Мы помним, мы гордимся» муниципальный Фирсов Роман Лякутин Никита Коростелева Анастасия 2 место 12 Раздел 3. Научно­методическая деятельность Работа в муниципальном методическом объединении С   2011   по   2015   год   являюсь   руководителем   муниципального   методического   объединения   учителей   истории   и   обществознания.   Как руководитель методического объединения регулярно изучаю информацию на странице краевого УМО учителей истории и обществознания на сайте КГБОУ АКИПКРО. Корректирую работу методического объединения   в соответствии   с планом работы краевого УМО учителей истории   и   обществознания   на   текущий   год,   что   позволяет   повышать   педагогическое   мастерство   ,   оказывать   методическую   поддержку коллегам в выборе подходов и стратегий, способствующих обучению детей и повышению интереса к предмету. С этой целью традиционными стали заседания по изучению  отчета методического анализа результатов ЕГЭ по истории и обществознанию в Алтайском крае, историко – краеведческая конференция школьников, интеллектуальные игры по истории, викторины, приуроченные к знаменательным историческим датам.   Упомянутые   мероприятия   ,не   остаются   без   внимания.   Участники   получают   дипломы,   сертификаты,   ход   мероприятий   подробно освящается на страницах районной газеты.   Регулярно провожу заседания методического объединения, где коллеги   делятся собственным педагогическим опытом, вносят предложения по корректировке плана на год, обмениваются методическими материалами. На 2015­2016 год составлен   паспорт   муниципального   методического   объединения   учителей   истории,   где   отражены   цель,   задачи,   направления,   план мероприятий на год и индивидуальные консультации. 13 Раздел паспорта ММО Наименование ММО Цель и задачи деятельности ММО на   учебный   год,   приоритетные направления деятельности МО муниципального методического объединения (ММО) ПАСПОРТ  Содержание раздела Районное муниципально­методическое объединение учителей истории и обществознания Тема:  Повышение   профессиональной   компетентности   учителя   как   условие   эффективного   решения   задач модернизации общего образования Цель:  Повышение мастерства учителя для осуществления качественного образования обучающихся в рамках перехода на ФГОС.  Задачи: 1) изучение необходимых документов при переходе на ФГОС ООО;  2) разработка диагностического инструментария для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ООО;  3) повышение квалификации педагогов через очные и заочные курсы;  4) продолжение работы по обобщению лучшего педагогического опыта;  5)   продолжение   поиска   новых   форм   и   методов   урочной   и   внеурочной   деятельности,   способствующей формированию всесторонне развитой личности;  6) регулярное проведение заседаний районного МО учителей истории с целью обсуждения методических проблем педагогов и новых направлений в методике преподавания. Приоритетные направления районного ММО:  1) ФГОС ООО;  2) диссеминация передового пед.опыта;  3) научно­методическое сопровождение учебного процесса;  4) подготовка педагогов и обучающихся к итоговой аттестации по истории и обществознанию в формате ЕГЭ и ОГЭ;   5)   совершенствование   педагогического   мастерства   учителей   по   овладению   новыми   образовательными технологиями в условиях ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя. 6) корректировка планов и программ, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих ФГОС. 14 Руководитель ММО Горлова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, высшее образование, 1  квалификационная категория, МКОУ Волчно­Бурлинская СОШ Заместители руководителя ММО (если есть) Школьные объединения План работы ММО на 2015­2016 учебный год методические   Награды и достижения: Почетная грамота комитета Администрации Крутихинского района по образованию (приказ от 25 августа  2010  г. № 32). Лауреат районного конкурса «ИКТО­2012» в номинации «Лучший проект».  Консультации для педагогов:  1) Требования к рабочей программе в соответствии с ФГОС ООО;  2) Выбор УМК для преподавания в 5 классе в условиях перехода на новые стандарты и т.д. 3) Членство в комиссиях:    Проведение   семинара   по   подготовке   к   ЕГЭ   по   истории   и   обществознанию. 1) председатель   комиссии   по   проверке   олимпиадных   работ   по   истории   и   обществознанию   на муниципальном уровне. Заместителя нет.  Список школ   переход   на   страницу   школьного     МО   (страницу   МО   школы,   страницу   МО базовой школы школьного округа) Октябрь 1. Анализ работы районного ММО учителей истории и обществознания в 2014­2015 году.  2. Утверждение плана работы на текущий год.  Ноябрь 1. Итоги государственной аттестации в 2015г. Основные проблемы, возможные пути их решения . 2.Особенности изучения истории и обществознания в 5­х классах в соответствии с требованиями ФГОС. 3.Требования к рабочим программам в соответствии со стандартами второго поколения и рекомендации по их составлению. 4.Подготовка к районной историко­краеведческой конференции.  Декабрь 1.Результаты районной олимпиады по истории и обществознанию.  2. Историко­краеведческая конференция « Нам дороги эти позабыть нельзя….» 15 Февраль 1.Семинар «Лаборатория учителя» Новые   образовательные   технологии   на   уроках   истории:   использование   метода   проблемного   обучения   в формировании ключевых компетентностей учащихся . 2. Разработка и утверждение плана мероприятий в рамках  тематики заявленного семинара. Апрель 1. Изучение нормативных документов ОГЭ, ЕГЭ.  2. Работа учителя по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы). 3. Итоги работы ММО.  4. Планирование работы на новый учебный год. Новости ­ Школьный тур олимпиад по истории и обществознанию  (октябрь). ­Муниципальный  тур олимпиад по истории и обществознанию ( ноябрь). ­ Историко­краеведческая конференция « Нам дороги эти позабыть нельзя….» ( декабрь). ­ Викторина « История российского кинематографа» ( февраль). Педагогический опыт Прошла   общественно­профессиональную   экспертизу   и   внесена   в   банк   передового   педагогического   опыта краевого профессионального объединения учителей истории и обществознания авторская разработка «Рабочая программа по обществознанию 6 класс». Полезные ссылки Презентации, разработки программы по истории и обществознанию http://k­yroky.ru/load/37 16 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/subjects/7  Материалы для учителей истории http://www.uroki.net/doc.htm Учебные планы  http://dovuz.mgppu.ru/963 Календарно­тематическое планирование в школе  www   .  temaplan    .  ru Программы и тематическое планирование http://pish.ru/application/category/historymethod/historyprogram Краевое учебно ­ методическое объединение учителей истории  http://www.akipkro.ru/kpop­main/monach.html Банк Интернет — портфолио учителей»  http://bankportfolio.ru/dir/sajt_uchitelja/1  http://webpelikan.ru/ Публикация видеоматериалов http://present.griban.ru/ Учебные презентации Издательства учебной литературы  Издательство «Академкнига/Учебник» http://www.akademkniga.ru Издательство «Баласс» http://balass.webzone.ru Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» http://www.lbz.ru Издательский центр «Вентана­Граф» http://www.vgf.ru Издательство «Вита­Пресс» http://www.vita­press.ru Издательство «Дрофа» http://www.drofa.ru Издательство «Мнемозина» http://www.mnemozina.ru 17 Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/ Издательство «Школьная пресса» http://www.schoolpress.ru  https://youtu.be/8cHN62tfd4I Использование современных образовательных технологий и методов обучения Одним из  показателей компетентности педагога в современном образовательном процессе является владение технологиями и методами обучения ,что обеспечивает успешность всей педагогической деятельности.  На своих уроках стараюсь ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, переводить тему урока в педагогическую задачу, вовлекать обучающихся в процесс формулирования целей и задач. При подготовке к уроку я пользуюсь достаточно обширной методической и научно­популярной литературой, отбирая наиболее интересный дополнительный материал, позволяющий сделать урок занимательнее, и используя приемы и дидактические находки других учителей. Я ищу новые   способы   стимулирования   учебного   труда   учащихся,   в   первую   очередь,   в   диагностическом,   технологическом,   личностно ориентированном подходе. Для создания успеха на занятиях я использую различные задания, что помогает сильнее заинтересовать учеников. 18 В процессе реализации активных форм на уроках истории акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:  • эффективном взаимодействии учителя и ученика;  • создании учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;  • понимании учителем существования различных стилей познания учеников и выборе различных форм и методов взаимодействия с ними.  •создании благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию сухих исторических фактов.  Также положительно апробированным является использование активных форм в историческом образовании, в основе которых лежат идеи:  • максимального использования личностного опыта ученика;  • опоры на групповой опыт;  • использование социального моделирования, т.е. проигрывания ситуаций, которые могут реально возникать в обществе, группе, реальной  жизни;  • реализация конструктивного доброжелательного сотрудничества обучаемого и обучающего;  • занятия обучаемым исследовательской позиции (не узнавать о чужих открытиях, а открывать самому), используя исторические источники  знаний.  Активные методы обучения построены на сознательном создании напряженной ситуации, вынуждающей учащихся принимать решения для  достижения заданной цели в различных условиях. Выработка решений сопровождается эмоциями, что в свою очередь обеспечивает  мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулирует познавательную деятельность, позволяет длительно удерживать внимание.  Для определения эффективности системы использую различные методики:  • тестирование;  • анкетирование;  • система диагностических контрольных срезов;  • самооценка.  Текущий контроль осуществляю следующим образом:  • викторина;  • письменные и устные зачеты;  • опрос при помощи системы карточек;  • проверка текстов ошибками;  • творческие работы;  • конкурсы;   • устные ответы (с привлечением других учащихся);  • олимпиады;  • интеллектуальные игры.  19 Помимо указанных выше использую следующие методики преподавания: 1. Ситуативные (рассмотрение реальной или вымышленной ситуации на уроках обществознания) 2. Рефлексивные  тестовые оценочные вопросы, выделение проблем, рефлексия, оценивание. 3. Исследовательские или поисковые (получение определенной информации из разных источников). 4. Ассоциативные (опора на ассоциативное мышление); одно событие или понятие ассоциируется с другим в результате имеющегося опыта. 5. Визуально­графические (рассмотрение графиков, схем, изучение таблиц, просмотр видеофильмов и т.п.). Разнообразные технологии и методики я включаю на различных этапах урока.  Уроки провожу в соответствии со следующие типологией в зависимости от дидактической цели: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок. Применение подобных форм и методов в своей работе позволило мне добиться определенных устойчивых результатов наблюдается позитивные результаты ­ умения добывать дополнительные знания по истории и обществознанию  увеличился;     проявляются устойчивые навыки целенаправленной роботы с исторической и обществоведческой информацией; возрос интерес к истории России и собственной семьи появилось желание разобраться в сложных исторических и социальных процессах; наблюдается рост числа желающих принимать участие в проектно­исследовательской работе.   Использование инновационных педагогических технологий на уроках истории и обществознания Приоритетным   направлением   исторического   образования    считаю   формирование   у   учащихся   ключевых   компетенций,   общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В ходе работы развиваю у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность. На уроках применяю различные образовательные технологии, с помощью которых организую и провожу   учебно­исследовательскую   работу,   в   том   числе   развиваю   умение   выдвигать   гипотезы,   осуществлять   их   проверку,   владеть 20 элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Для   реализации   данных   задач   необходимо   свою   деятельность   строить   на   основе   применения инновационных   образовательных технологий:   информационно­коммуникативные, технологии   интерактивного   обучения,   технология   критического   мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая, здоровьесберегающие технологии и другие. В   современном   преподавании   выделяют   пассивные,   активные   и   интерактивные   стратегии.   Умелое   сочетание   данных   стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования. Проектная   технология,   проблемное   обучение,   технология   дебатов   позволяют   реализовать   учащимся   самостоятельные   проекты, определять   и   аргументировано   доказывать   свою   позицию,   точку   зрения,   раскрывать,   творческий   потенциал   личности,   способствуют самореализации и самоопределению. Активно внедряю интерактивное обучение, поскольку  это специальная форма организации познавательной, практической и творческой  деятельности. Из  интерактивных методик использую такие, как «коврик идей», «дерево решений», «шесть шляп мышления» и т.д. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Информационно­коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и  саморазвитию личности. Мои учащиеся   показывают хорошие  результаты в их использовании ­  составляют презентации.   Внедрение   информационно­коммуникативных   технологий   в   образовательный   процесс   позволило   усилить   наглядность   и эмоциональную   составляющую   обучения.   Для   себя   отмечаю,   что   использование   современных   информационных   технологий   повысило активность учащихся на уроках,  позволило эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока,  а  это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации. Для развития самостоятельности и творческой активности учеников при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе я использую изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. Такие уроки  провожу при изучении однородного исторического материала,  например, по теме «Серебряный век русской культуры». Так  изучая  вопросы культуры, группы исследуют отдельные её направления: литературу, живопись, скульптуру и т.п;   заранее готовлю листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) с помощью интернета и готовят выступление по результатам проделанной работы. Как результат успешного использования проектной технологии является выступления учащихся   на исследовательских конференциях школьного и муниципального уровней. Некоторые работы опубликованы на образовательных сайтах.  Проекты , разработанные в рамках исследовательской деятельности Год Название проекта Уровень Авторы и участники проекта 21 2013 «Мир школьных прозвищ». «Их именами названы улицы». школьный Коростелева Анастасия ­1 место муниципальный сертификат участника 2014 «Удивительная судьба сельского врача». муниципальный школьный Коростелева Анастасия­сертификат участника 1 место 2015 «Ими гордится  Алтай» ( режиссер  Иван Пырьев) муниципальный школьный Коростелева Анастасия­ сертификат участника  Использование инновационных технологий позволяет  повысить мотивацию детей к изучению истории и обществознания, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность детей на уроках.  Как результат –проекты учащихся на уроке обществознания. Среди них проект «Моя семья»(5­6 кл), «Я и мой класс»(7 кл), «Экономика моей семьи»(8 кл), «Я имею право»(9 кл), «Проблемы современной молодежи»(10 кл), «Семейное право»(11кл) и др. Важной   составляющей   каждого   учителя   является   обобщение   и   распространение   образцов   своей   педагогической   деятельности. Педагогический опыт следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности для того, чтобы сделать их доступными для распространения и заимствования другими учителями.  Чтобы делиться своим педагогическим опытом   провожу   открытые уроки    для коллег  своей школы ( в рамках ежегодной методической недели),   организую   интеллектуальные   игры   по   предмету   среди   школ­участниц   района,   принимаю   участие   в   проведении   общешкольных мероприятий,   публикую   методические   разработки  на   дистанционных   образовательных   порталах,   в   социальной   сети   взаимовыручки   для учителей. Открытые мероприятия в рамках методической недели в школе № Название Дата проведения 22 1 2 3 Приемы рефлексии на уроке. Этап закрепления  материала. Борьба Руси с западными завоевателями ( 6 класс). Нашествие с Востока ( 6 класс). 2013г 2014г 2015г Мероприятия муниципального уровня № Название Дата проведения 1 2  Районная  интеллектуальная игра, приуроченная к 70­ летию Победы в Великой Отечественной войне «И  2015г помнит мир спасенный…». Районная  интеллектуальная игра « Мы помним, мы  2014г гордимся». по распространению собственного педагогического опыта Перечень публикаций № 1 Название Методическая разработка «Мир школьных прозвищ» Дата публикации, название издания Социальная сеть взаимовыручки учителей «Инфоурок» 2013г 23 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Рабочая программа по обществознанию 9 класс Дистанционный образовательный портал «Продленка» 2014г Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Дистанционный образовательный портал «Продленка» 2014г Реферат по истории «Дети войны» Дистанционный образовательный портал «Продленка» 2014г Разработка урока по теме «Социальная структура  общества» 8 класс  Рабочая программа по обществознанию 8 класс Паспорт кабинета истории Программа факультатива по обществознанию 9 класс Обобщение опыта по теме «Система работы при  подготовке к ЕГЭ на уроках истории и  обществознания» Внеклассное мероприятие по теме «Земли российской  великий сын» Рабочая программа по обществознанию 6 класс Презентация « В рыцарском замке» 6 класс Социальная сеть взаимовыручки для учителей «Видеоуроки в  сети Интернет» 2014г Социальная сеть взаимовыручки для учителей «Видеоуроки в  сети Интернет» 2014г Социальная сеть взаимовыручки для учителей «Видеоуроки в  сети Интернет» 2014г Социальная сеть взаимовыручки для учителей «Видеоуроки в  сети Интернет» 2014г Социальная сеть взаимовыручки для учителей «Видеоуроки в  сети Интернет» 2014г Социальная сеть взаимовыручки для учителей «Видеоуроки в  сети Интернет» 2014г Прошла общественно­профессиональную экспертизу и внесена в банк передового педагогического опыта краевого  профессионального объединения учителей истории и  обществознания 2015г Сайт средства массовой информации « Учебные презентации» 2013г Список общешкольных мероприятий, проведённых  в 2013­2015 гг. № Мероприятие Дата проведения 1 Школьная викторина, приуроченная к 200­летию  Отечественной войны 1812 года «И вечной памяти 12­ 2013 24 го года…» 2 3 4 5 6 Школьная викторина, приуроченная к месячнику  2013 молодого избирателя «Я­избиратель» Школьная викторина, приуроченная к 70­летию  2014 прорыва блокады Ленинграда Конференция среди старшеклассников «Конвенция о  2014 правах ребенка» Единый урок истории « 700 лет со дня рождения  2015 Сергия Радонежского». Конференция среди старшеклассников « Крым: мы  2015 снова вместе» Свое   педагогическое   мастерство   совершенствую   не   только   через   использование    современных   образовательных   технологий   и   методов обучения,  но и через участие в вебинарах.  «УМК по обществознанию издательства «Просвещение» как средство реализации требований ФГОС и подготовки к ГИА». Вебинар был организован  ведущим методистом информационно­методического отдела издательства "Просвещение». «Реализуем   Историко­культурный   стандарт.   Преимущества   нового   УМК   по   отечественной   истории».  Вебинар   был   организован заместителем руководителя Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение». 25 «Современные подходы к профессиональной деятельности педагога». Вебинар был организован методистом детско­юношеского центра в социальной сети взаимовыручки для учителей «Инфоурок». «Неуспеваемость   обучающихся:   причины   и   предупреждение».  Вебинар   был   организован   методистом   детско­юношеского   центра   в социальной сети взаимовыручки для учителей «Инфоурок». Раздел 4. Внеурочная деятельность В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования ­ низкая заинтересованность школьников в обучении истории.  Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса  истории. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную  внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно­воспитательного процесса. Внеурочная деятельность  является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. На сегодняшний момент происходит обновление учебно­ воспитательной работы школы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочных занятий школьников по учебным  26 предметам, как одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность. Правительство РФ и Министерство образования и науки   РФ уделяют особое внимание внеурочной деятельности, что отражается в таких государственных документах, как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года, Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03­296 «Об организации внеурочной  деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», Федеральном государственном  образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном  приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 года № 1897.  В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов  включена внеурочная деятельность, которая, являясь неразрывной частью образовательного процесса, направлена на становление личностных  характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной программы основного  общего образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить обучение из скучной повседневной рутины в  захватывающий процесс. У обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний. Организация факультативных занятий в рамках преподаваемых предметов Название курса Количество учащихся Учебный год 2014­2015 «Азбука гражданина» «Отрасли российского права» «Основные сферы общественной жизни» 14 9 11 11 2015­2016 «Основные сферы общественной жизни»         На занятиях факультативных курсов идет более детальное усвоение материала ,что способствует успешному прохождению аттестации по предетам.  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волчно­Бурлинская средняя общеобразовательная школа» Крутихинского района Алтайского края 27 Программа внеурочной деятельности «Русский  праздник» основного общего образования   (срок реализации программы – 1 год) 5 класс (2015 – 2016 учебный год) Составлена на основе программы  факультатива А.В. Шевлякова «Народное творчество»   М., издательство «Просвещение» 2010 г. Составитель программы внеурочной деятельности: Горлова Елена Александровна, учитель истории и обществознания (первая  (базовый уровень) категория) Волчно­Бурлинское    2015 Пояснительная записка Внеурочная   деятельность  является  составной  частью учебно­воспитательного  процесса  и одной  из   форм организации  свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В 28 настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая   программа   создает  условия   для   социального,  культурного     самоопределения,   творческой   самореализации   личности   ребёнка. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников   в   определённом   аспекте,   что   в   своей   совокупности   даёт   большой   воспитательный   аспект.     В   последнее   время   в   стране наблюдается возрастающий интерес к народному творчеству, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном   и   патриотическом   воспитании   молодого   поколения.    Это   проявляется   в   возрождении   старинных   праздников   и   обрядов (Масленица, День Петра и Февронии), появлении передач на телевидении, увеличению литературы по народному творчеству. Однако наряду с самобытными народными произведениями появляются коммерческие, стилизованные под старину музыка, кичевые, которые дают однобокие представления о народной культуре: песне, танце, костюме, орнаменте. Избежать этого можно только изучая народное творчество. Стандарт второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции. Поэтому педагог призван приобщить учащихся к идеалам тысячелетней русской культуры.  Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он был основан на гармонии с природой, на взаимном уважении и ладе в семье, в терпимых отношениях между молодыми и пожилыми, между верующими и неверующими людьми. Это и призван решить курс «Русский праздник». Он рассчитан на 1год   и составлен на основе программы  факультатива А.В. Шевлякова «Народное творчество».     ознакомление   с   историей   и   культурой   родного   края,   народным   творчеством,   этнокультурными   традициями,   фольклором, Цель:   особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно­ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий). Задачи:  Формировать и развивать у школьников интереса и любви к народному творчеству. 29  Анализировать, сравнивать  знания по фольклору, полученные на уроках истории, литературы, музыки, изобразительного искусства,  технологии  Пробудить интереса к изучению  истории, культуры, быта, русского народа   Формировать у обучающихся целостного восприятия народного искусства как культуры русского народа  Воспитать чувство патриотизма  Формировать эстетический вкус При составлении программы учитывались следующие принципы: Принцип сознательности. Принцип систематичности и последовательности. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип наглядности. Принцип активности. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Ценностные ориентиры содержания Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших  школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке,  развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом  деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что  в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа  предлагает каждому ребенку возможность реализоваться в  разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я  ­ оценку”, а также эмоционально­психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь  развиваются творческие качества личности. Формы организации занятий 30 Беседа,  викторина, выставка, газета, игра (дидактическая и ролевая), инсценировка, диспуты (дискуссии), кино и мультфильмы, конкурс, круглый стол, КТД, обсуждение, проект,  экскурсии. Планируемые результаты Метапредметные Познавательные УУД  Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;  отбирать   необходимые   источники   информации   среди   предложенных   учителем   словарей,   энциклопедий,   справочников, электронные диски.   Сопоставлять   и   отбирать   информацию,   полученную   из   различных   источников   (словари,   энциклопедии,   справочники, электронные диски, сеть Интернет).    Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.     Самостоятельно   делать   выводы,   перерабатывать   информацию,   преобразовывать   её,   представлять   информацию   на   основе, сообщений Регулятивные УУД  Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.  Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ.    Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.  Коммуникативные УУД  Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.   Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.   Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно­популярных книг, понимать прочитанное.      Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).  Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.   Критично относиться к своему мнению Личностные результаты:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;  31   осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;   формирование   важнейших   культурно­исторических   ориентиров   для   гражданской,   этнонациональной,   социальной,   культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;  развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и  явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней; Программа  рассчитана на 17 часов в год, 0,5 часов  в неделю Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.    Содержание программы Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 август. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день  Нерукотворного образа). Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси.  Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание. Начало зимних посиделок. Зимушка­зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с  земледелием, народным календарём.  Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников Роль традиций.  Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование;  гадание Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка —  символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги. Крещение Господне (Благовещение). Освещение  воды. Праздничный крещенский стол. Весна­веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре  Масленица разделяла два главных периода года — зиму и весну Традиция печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола  «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был при­урочен к  весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу. Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов);  32 проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния. Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты  как первое цветущее весеннее дерево). Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи  на Руси. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка . Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Егорьев день — б мая. Праздник в честь  одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель  домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных  работ. День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение  православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами.  Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек  (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День  летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван­да­марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание  костров в купальскую ночь.  День Петра и Павла — 12 июля.  Ильин день отмечается 2 августа. Народные танцы.  Хороводы. Игры­хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила  народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», —  говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее  распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс,  массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица». Кадриль. Русские народные песни. Обрядовые песни. Исторические песни. Частушки. Романсы. Песни на стихи И.И. Дмитриева, Д.В. Давыдова.                                                                                                                                                                                                                                      33 № Тема занятий Дата Содержание п\п 1 Осень  золотая. Календарные  праздники а к о р у п и Т   Изучение  нового  материала Презентация, тетрадь Нарисовать картинку на тему осенней  ярмарки. 2 Три Спаса. Медовый,  Яблочный,  Ореховый Спасы;   Изучение  нового  материала Презентация, тетрадь Сравнить Медовый,  Яблочный, Ореховый Спасы; 34 Тематическое планирование Оборудование Планируемые результаты предметные метапредметные личностные Познавательные Нравственно­этическое оценивание, мотивация учения. поиск и выделение  информации. Коммуникативные  планирование учебного  сотрудничества Регулятивные ­ решение проблем  творческого и  поискового характера. Познавательные Нравственно­этическое оценивание, мотивация учения. поиск и выделение  информации. Коммуникативные  планирование учебного 3 Зимушка­ зима .  Народный  календарь. Изучение  нового  материала Презентация, тетрадь Познакомить с  особенностями  зимних праздников 35 сотрудничества Регулятивные ­ решение проблем  творческого и  поискового характера. Познавательные Умение работать в сотрудничестве нравственно­этическое оценивание. самостоятельное  создание способов  решения проблем  творческого и  поискового характера Коммуникативные читать текст с полным  пониманием  прочитанного ­ воспринимать на слух  информацию из текста Регулятивные ­ целеполагание ­ планирование и  прогнозирование. 4 Новый год Канун Нового года. Васильев вечер,  сочельник, кутья,  Чистый четверг,  «щедруха»,  посевания,  кесаретский  поросенок. Изучение  нового  материала Презентация, тетрадь Познакомить с  пословицами и  поговорками о  празднике Познавательные Умение работать в сотрудничестве нравственно­этическое оценивание. ­ приобретение  социальных знаний о  ситуациях  межличностного  отношения ­ освоения способа  поведения в различных  ситуациях Коммуникативные  ­ рассказать, как в  русских семьях  отмечают  Новый год Регулятивные ­ умение определять  последовательность  высказываний с учётом  конечного результата. 36 5  Рождество Рождественские  колядки,  Сочельник,  кликание мороза,  гуляния. Изучение  нового  материала Презентация, тетрадь Разучить некоторые  Познавательные Умение работать в сотрудничестве нравственно­этическое оценивание. колядки,  рождественские  песни ­ приобретение  социальных знаний о  ситуациях  межличностного  отношения ­ освоения способа  поведения в различных  ситуациях Коммуникативные  ­ рассказать, как в  русских семьях  отмечают  Новый год Регулятивные ­ умение определять  последовательность  высказываний с учётом  конечного результата. 37 6 Святки. Изучение  нового  материала   ряженье, колядование; гадание, святочные бесчинства, святочное воровство, святочные   запреты, святочные   игрища, «Соломенная неделя»,   субботка, посиделки, хороводы. Презентация, тетрадь Разучить колядки и  Познавательные Смыслообразование, песни. самоопределение самостоятельное  создание способов  решения проблем  творческого и  поискового характера. Коммуникативные  поздравить с  праздником, выразить  пожелания Регулятивные ­ способность  принимать и сохранять  учебную цель и задачу,  планировать её  реализацию 7 Крещение Крещение  Господне,  Изучение  нового  Презентация, тетрадь Получить  Познавательные Умение работать в сотрудничестве представление о  38 материала освещение воды,  водосвятие,  «иордань», козули,  крещенская ночь,  страшные гадания,  похороны кукушки, «славушницы»,  кумление. празднике,  особенностях его  проведения,  традициях и  правилах. самостоятельное  создание способов  решения  проблем творческого и  поискового характера ­ умение представлять  зрителям результаты  коллективного проекта Коммуникативные  поздравить с  праздником, выразить  пожелания Регулятивные ­ способность  принимать и сохранять  учебную цель и задачу,  планировать её  реализацию 8 Масленица Масленичные  обряды, проводы  Изучение  нового  Презентация, тетрадь Воспринимать на  слух информацию о  Познавательные   поиск и выделение  Высказывать свое мнение, отвечая на  вопросы. 39 Масленицы,  Великий пост,  катания,  масленичная  неделя, катальная  гора, ярмарки,  блины, ряженые,  масленичное  чучело,  масленичный  костер.    ход. Пасхальные торжества. Крестный Христосование, Прощеное воскресенье, ход, крестный   пасхальная   неделя, Радуница. 9 Пасха 10 Троица Изучение  нового  материала Хороводы,   гулянье вокруг   берёзки. Троицкие   гадания девушек   (бросание венков   в   реку). Завивание   берёзки. Презентация, тетрадь Воспринимать на  слух информацию о  праздновании  Троицы. 40 материала Масленице. информации. Разучивать  масленичные песни. Изучение  нового  материала Презентация, тетрадь Воспринимать на  слух информацию о  праздновании Пасхи. Смотреть  презентацию по теме. Разучивание  пасхальных песен. Коммуникативные  планирование учебного  сотрудничества. Регулятивные решение проблем  творческого и  поискового характера Познавательные   поиск и выделение  информации. Коммуникативные планирование учебного  сотрудничества. Регулятивные решение проблем  творческого и  поискового характера Познавательные   поиск и выделение  информации. Коммуникативные  Высказывать свое мнение, отвечая на  вопросы. Смыслообразование, Самоопределение. 11 Егорьев день.     Кумление   девушек. Духов   день   — именины   Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных свежей храмов летней   зеленью, ветками   берёзы, лентами. Хороводы,   гулянье вокруг берёзки «Георгий   отмыкает землю», «выпускает на   свет   белый росу»,   кликания, молодежные гуляния, выгон скота.   первый Смотреть  презентацию по теме. планирование учебного  сотрудничества. Прослушивание  песен на Троицу. Регулятивные решение проблем  творческого и  поискового характера Изучение  нового  материала Презентация, тетрадь Иметь представление о празднике  в честь  одного из самых  почитаемых святых,  покровителя Москвы и Русского  государства Георгия  Победоносца  (отважный воин,  покровитель  домашних животных  и пастухов). 41 Познавательные Умение работать в сотрудничестве самостоятельное  создание способов  решения проблем  творческого и  поискового характера Коммуникативные читать текст с полным  пониманием  прочитанного ­ воспринимать на слух  информацию из текста Регулятивные ­ целеполагание Изучение  нового  материала Презентация, тетрадь Рассмотреть «Иван  Купалу» как главный летний праздник  народного календаря 12 Иван  Купала. День летнего  солнцестояния.  Собирание  целебных трав,  очищение огнём и  водой. Иван­да­ марья — праздничный  цветок Купалы.  Возжигание  костров в  купальскую ночь. Способность к пониманию своих  возможностей относительно других и  отношений с ними . ­ планирование и  прогнозирование Познавательные   поиск и выделение  информации. Коммуникативные планирование учебного  сотрудничества. Регулятивные решение проблем  творческого и  поискового характера. 13 Петров день Изучение  нового  материала День Петра и Павла — 12 июля,  мужские братчины,  хороводы, качели. Презентация, тетрадь Получить  Познавательные представление о  великом  православном  празднике,  посвященному  памяти Петра и  Павла. поиск и выделение  информации. Коммуникативные  планирование учебного  сотрудничества Регулятивные ­ решение проблем  творческого и  42 Способность к  пониманию своих  возможностей  относительно  других и  отношений с ними . 14 Ильин день. Презентация, тетрадь  Изучение  нового  материала Илья­пророк,  четверговая свеча,  «мирские  складчины»,  подблюдная песня,  новый хлеб. Получить  представление  об образе Ильи­ пророка как  наиболее чтимом святом на Руси. Способность к пониманию своих  возможностей относительно других и  отношений с ними . поискового характера Познавательные поиск и выделение  информации. Коммуникативные  планирование учебного  сотрудничества Регулятивные ­ решение проблем  творческого и  поискового характера Презентация, тетрадь  Изучение  нового  материала Просмотреть и  разучить  хороводы, игры­ хороводы. 15 Народные  танцы. Хороводы. Игры­ хороводы. Пляски  парные. Переплясы. Кадрили. Виды  пляски: одиночная,  парная, перепляс,  массовый пляс.  Пляски «Заинька»,  «Метелица».  Кадриль. Познавательные Умение работать в сотрудничестве самостоятельное  создание способов  решения проблем  творческого и  поискового характера Коммуникативные читать текст с полным  пониманием  прочитанного ­ воспринимать на слух  43 16­ 17 Русские  народные  песни. Обрядовые песни.  Исторические  песни. Частушки  Романсы. Песни на  стихи И.И.  Дмитриева, Д.В.  Давыдова. Презентация, тетрадь  Изучение  нового  материала Прослушать и  разучить  наиболее  понравившуюся  песню. 44 информацию из текста Регулятивные ­ целеполагание ­ планирование и  прогнозирование Познавательные Умение работать в сотрудничестве самостоятельное  создание способов  решения  проблем творческого и  поискового характера ­ умение представлять  зрителям результаты  коллективного проекта Коммуникативные  поздравить с  праздником, выразить  пожелания Регулятивные ­ способность  принимать и сохранять учебную цель и задачу,  планировать её  реализацию Литература для подготовки к занятиям 1. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб, 2001. 2. Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – М.: Сов. Россия, 1990.  3.Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. Ресурсы сети интернет: http://www.rodina­portal.ru/articles/details/id/8 http://dereven­ka.ru/tradicii.html http://www.vestnik.edu.ru/kuznezov.html   http://ps.1september.ru/  45 Раздел 5. Из опыта работы классного руководителя Воспитание   является   одним   из   важнейших   компонентов   образования   в   интересах   человека,   общества,   государства.   Основными задачами   воспитания   являются:   формирование   у   обучающихся   гражданской   ответственности   и   правового   самосознания,   духовности   и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Воспитательные   функции   в   общеобразовательном   учреждении   выполняют   все   педагогические   работники.   Однако  ключевой   фигурой   в решении задач воспитания школьников является классный руководитель. В настоящее время я являюсь классным руководителем  10 класса. 10   класс ­ достаточно сплоченный классный коллектив, где   нет «отверженных» и «одиноких». Отношения между ними дружественные, доброжелательные. Каждый в классе имеет общественное поручение, что не позволяет никому жить вне коллектива.  В текущем учебном году мною поставлены следующие  цели : Основные цели и задачи воспитательной деятельности Цели: продолжить воспитательную работу по саморазвитию и самосовершенствованию в области практического  человековедения.  Обучить общим приемам в области межличностных отношений учащихся класса.  Подготовка учащихся к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире,   способного найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.  Профилизация воспитательного процесса, выражающегося в оптимизации условий для реализации системы профориентации учащихся  через урочную и внеурочную деятельность. Оказание помощи учащимся старших классов в жизненном самоопределении Задачи: развитие познавательного интереса старшеклассников, поддержание интереса к учебе, уверенности в значимости высокого уровня  знаний;  46  совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на  основе нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;  воспитание гражданственности и приобщение к духовным ценностям своего Отечества;   формирование понимания учеником своего места в жизни, в семье, своего предназначения;     сплочение класса в единый, дружный коллектив; повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся; воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся; укрепление связи: семья – школа. Приоритетные направления воспитательной работы Направление 1. «Здоровье».  Цель работы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их  физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.   Задачи работы: 1.Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих  поколений по сохранению физического и психического  здоровья нации; 2. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Направление 2. «Интеллект».  Цель работы: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и  эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.    Задачи работы: 1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития. 2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. 3. Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования. Направление 3. «Общение».  Цель работы: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. 47   Задачи работы: 1.Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый –  ребенок». 2. Знакомить учащихся с традициями общения различных поколений. Направление 4. «Нравственность».  Цель работы: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности  существования других людей.   Задачи работы: 1.Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания. 2. Формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем. Направление 5. «Досуг».  Цель работы: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности  и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.     Задачи работы: 1. Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности. 2. Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся. 3. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности. 4. Развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям. Направление 6. «Гражданин».  Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в  обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельно осознанного выбора поведения и  ответственности за него.  .Направление 7. «Семья». 48  Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.   Задачи работы: 1.Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. 2.Организация психолого­педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и  индивидуальных консультаций, бесед. Класс принимает участие в общешкольных мероприятиях, занимая призовые места. Совместные мероприятия и победы делают класс  сплоченнее, вселяют в них дух значимости для классного коллектива и общества в целом. В настоящее время в России происходит становление новой системы образования. Требования сегодняшнего дня, связанные с  реформированием образования , заставляют по­новому взглянуть на методы и приёмы образовательной деятельности.    В своей профессиональной деятельности,исходя именно   из требований сегодняшнего дня  я  работаю над следующими проблемами –  целями обучения:        целостное развитие компетентной, мобильной личности в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого  ребёнка; воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего ценности  культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды; овладение обучающимися универсальными учебными действиями, которые помогут им самостоятельно добывать знания, а также  адаптироваться в быстро изменяющемся современном мире; сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Планируемые результаты: ­ Активное участие детей в конкурсах и олимпиадах различных уровней. ­ Использование обучающимися компьютерных технологий в обучении и повышение компьютерной грамотности. ­ Стабильно высокое качество знаний и 100 % успеваемость по истории и обществознанию.  49   ­ Увеличение количества обучающихся выбирающих историю и обществознание для сдачи ЕГЭ и ОГЭ.  ­ Увеличение количества обучающихся, включенных в проектную деятельность с применением ИКТ.               Работа по данным  направлениям  позволит обеспечить комфортные условия обучения и воспитания подрастающего  поколения.          «Алтай культурный» . В рамках завершающегося Года культуры в России,17 декабря прошла очередная районная историко­краеведческая конференция школьников. Тематика конференции не только удачно сочетала основные направления Приложение культурной жизни региона, но и позволила проследить  весомый вклад деятелей культуры­уроженцев Алтая в развитие культуры страны. Нашу школу на конференции представляла ученица 11 класса Коростелева Анастасия. Исследование Насти было посвящено жизни и кинематографической деятельности И.А.Пырьева. Аудитория узнала интересные факты , посмотрела отрывок из его легендарного кинофильма «Кубанские казаки», а красочная и содержательная презентация как нельзя лучше дополнила выступление Анастасии. По завершении конференции участники были отмечены сертификатами, обменялись впечатлениями об услышанном , и еще раз убедились как важно знать и ценить культурные достижения своего края. ( С официального сайта «МКОУ  Волчно­Бурлинская СОШ»). 50 «И помнит мир спасенный….» Именно   эти   слова,     из   легендарной   военной   песни   и   определили   тематику   прошедшей   районной   интеллектуальной   игры   по   истории, приуроченной к 70­летию Победы в Великой Отечественной войне. Представители пяти школ района прибыли 25 февраля , чтобы  не только продемонстрировать свои знания в области военной истории, но и получить дополнительные сведения , которые к сожалению уже давно не предусмотрены материалом школьного учебника по истории. И вот игра началась….Направления были самые разные: команды­участницы отвечали на вопросы, связанные с кодовыми названиями военных операций,   вспоминали имена героев войны, полководцев , определяли наименования военных наград и их изображения, декларировали стихи о войне в рамках домашнего задания и даже исполняли фронтовые песни. В течение всего мероприятия работало жюри, которое не только подсчитывало баллы и озвучивало промежуточные результаты,  а еще и доносило до участников интересную информацию по тому или иному вопросу. Владимир Михайлович Приезжих, учитель истории из Буяновской школы, он же член жюри,  дополнял некоторые ответы ребят содержательными и значимыми комментариями. Каждая команда проявила себя: представительница из Маловолчанской  школы проникновенно читала стихотворение о войне  ни разу не забыв, и совершенно не волнуясь перед аудиторией, ребята из Крутихинской школы  очень ответственно  подходили ко всем заданиям,  Заковряшинская школа запомнилась   оригинальными   вопросами   в   номинации   «Ты   –   мне,   я­тебе»,   участники   команды   из   Волчно­Бурлинской   школы   знают командующих всех фронтов Великой Отечественной войны, и конечно же невозможно не упомянуть буяновских девушек ( обмундирование 51 соответствовало содержанию игры). На протяжении всей игры ребята наблюдали кадры военной кинохроники на экране, направления игры сопровождались презентацией.   Жюри, с присущей ему объективностью (в лице Щербаль М.В., Приезжих В.М., Трубилиной С.Н.), после обсуждения, повторного просмотра результатов и подсчета определило победителей: 1 место – команда Крутихинской школы (Сакодынцов Андрей,   Сульженко   Филипп,   Кашеварова   Рита   )­учитель   Трубилина   С.Н.,   2   место­команда   Заковряшинской   школы(   Давыденко   Вадим, Московых Евгений, Сорокина Ирина) –учитель Иванникова Л.Н., 3 место­команда Волчно­Бурлинской школы ( Лякутин Никита, Фирсов Роман, Коростелева Анастасия)–учитель Горлова Е.А. По отзывам самих участников, мероприятия подобного характера просто необходимы, ибо есть в российской истории такие страницы, которые мы не вправе забывать. Спасибо всем ребятам и их наставникам за участие , плодотворное сотрудничество и до встречи в следующем году! Горлова Е.А. руководитель методобъединения учителей истории «Обская новь» 2015 г Мы помним, мы гордимся! Гордиться историей своей страны, своего народа, своей семьи – вечная и всегда актуальная  тема для всех поколений, независимо от времени, власти и государственного строя. А еще синонимом выражения «гордость за свою страну», выступает определение «патриотизм». А патриотизм   и   история   России   не   могут   существовать   раздельно.   Вероятно,   это   и   определило   тему   прошедшей   12   марта   районной интеллектуальной игры, ставившей перед собой не только цель воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, но и расширение исторического кругозора учащихся ,ознакомление с новым документальным и видеоматериалом. Выбранная форма интеллектуальной игры располагала к свободному общению, учитывала возраст и уровень подготовки учащихся. Команды из семи школ района демонстрировали свои знания истории Великой Отечественной войны, переходя от одного тура к другому. Разные по содержанию и тематике задания позволили командам увидеть тот материал, который остается за кадром школьного учебника. А проявить себя было где: от вопросов викторины и написания фронтового письма, до угадывания и исполнения песен военных лет. Участники старались показать себя с позиции знатоков военных событий : представители Долганской и Заковряшинской школ быстро ориентировались в названии и исполнении песен Победы, учащиеся Волчно­Бурлинской и Буяновской школ с правдивой точностью и долей эмоционального переживания  передавали содержание ими же написанных фронтовых писем, девушки из Маловолчанской и юноши из Крутихинской школ с чувством сопереживания за героев читали наизусть стихотворения о войне, ребята из Прыганской школы старались на этапе «Своей игры». Жюри, с присущей ему объективностью (в 52 лице   Щербаль   М.В.,   Губаренко   Т.И.,Катунцевой   Н.С.,),   после   обсуждения,   повторного   просмотра   результатов   и   подсчета   определило победителей: 1 место –команда Заковряшинской  школы (Сорокина Ирина, Давыденко Вадим, Гулидова Татьяна ­ учитель Катунцева Н.С ), 2 место – команда Волчно­Бурлинской школы (Трусова Екатерина, Постнова Татьяна, Нешина Ирина ­ учитель Горлова Е.А.), 3 место – команда Долганской школы (Богданов Артем, Михайлова Юлия, Казаков Егор ­ учитель Губаренко Т.И). Остальные участники мероприятия были отмечены сертификатами, а их педагоги­наставники благодарственными письмами за подготовку к игре. После процедуры награждения состоялся обмен мнениями и впечатлениями среди учащихся и педагогов школ. Обе стороны остались солидарны   в одном: мероприятия подобного содержания и уровня должны проходить чаще, ибо это способствует активному общению между сверстниками разных школ, на что указали   участники   игры,   а   также     знакомству   с   новым   фактическим   материалом,   который   теперь   по   каким­то   причинам   не   входит   в обязательный минимум учебника по истории. От себя лично хочется высказать слова благодарности всем присутствующим, и в первую очередь, ребятам. Вы все – молодцы, а факт вашего пребывания на мероприятии – это и есть доказательство сопричастности  к истории и памяти своей страны. Коллегам­учителям – удачи, новых идей и слова благодарности за поддержку. Горлова Е.А.,руководитель м/о учителей истории. «Обская новь» 2014 г 53

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений

Портфолио профессиональных достижений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017