ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.Д. Петров
Научный руководитель: М.И. Аверьянова, кандидат юридических наук, доцент
Аннотация: в данной статье рассматривается порядок формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Abstract: this article discusses the procedure for the formation of pension rights of citizens in the system of compulsory pension insurance in the Russian Federation.
Ключевые слова: пенсионное страхование; права лиц; страховая пенсия; накопительная пенсия; фиксированная выплата; страховой взнос; тариф; страховой стаж; пенсионный коэффициент.
Keywords: pension insurance; rights of persons; insurance pension; funded pension; fixed payment; insurance premium; tariff; pension experience; pension coefficient.
Сформированная в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав приобретенных в рамках данной системы.
В настоящее время в рамках научной дискуссии о путях построения эффективной национальной системы пенсионного обеспечения граждан рассматриваются различные вопросы. Основная линия полемики сосредоточена вокруг вопросов влияния демографических факторов на сбалансированность пенсионной системы, возраста выхода на пенсию, проблемы досрочных пенсий, а также проблем государственного пенсионного обеспечения и участия населения в накопительной пенсионной системе [14, с. 54].
Однако, по нашему мнению, при исследовании этих вопросов упускаются из виду проблемы, связанные с формированием пенсионных прав работающих граждан в сложившихся в России социально-экономических условиях.
С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (новая пенсионная формула), трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.
По новой пенсионной формуле на размер пенсии влияет:
- размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;
- длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
- возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией [12, c. 102].
По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия - на 45%; если - 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия - в 2,32 раза.
Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40 процентам утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 процентов по методике расчета по стандартам Международной организации труда.
Необходимо отметить, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения:
- в России возраст выхода на пенсию - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, остается самым низким среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства, а также Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, несмотря на то, что с начала 20 века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда изменились, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг;
- ежегодно в пенсионную систему приходит порядка 300-400 тыс. «новых» пенсионеров, в этом случае можно говорить о стабильном расширении охвата населения пенсионным обеспечением. Это сотни тысяч новых получателей пенсий ежегодно, а значит ежегодное значительное увеличение социальных расходов государства;
- сохранены досрочные пенсии для граждан, занятых на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, а также для педагогических, медицинских и творческих работников;
- сохранены досрочные пенсии для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов;
- сохранены так называемые «северные» коэффициенты, увеличивающие фиксированную выплату к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерации в зависимости от района проживания на период проживания «пенсионеров-северян» в этих районах;
- сохранен порядок, в соответствии с которым не производятся прямые отчисления из заработной платы работников посредством взносов в систему обязательного пенсионного страхования, при этом страховые взносы за работников уплачиваются работодателями;
- сохранены льготы по выплате пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия - это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка. Целевое предназначение страховых пенсий – предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной, в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок. Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено сохранить выплату пенсий при наличии заработка, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации;
- предусмотрены нормы, направленные на стимулирование деятельности субъектов экономической деятельности, путем установления пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование [13, c. 164].
Кроме того, ежегодно в рамках федерального бюджета бюджету ПФР выделяется межбюджетный трансферт на финансирование государственных обязательств по обязательному пенсионному страхованию.
Повышение уровня пенсионного обеспечения, несмотря на проводимые мероприятия по увеличению пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.
Что касается накопительной пенсии, сообщается - накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии - накопительную пенсию.
Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).
Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который, начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.
На 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - 20 лет 6 месяцев (246 месяцев) [8].
Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.
Статья 15 пункт 19 ФЗ-400 [7] предусматривает максимальное количество пенсионных баллов, которое может быть заработано застрахованным в течении года:
- не выше 10 баллов – для лиц, у которых не формируется накопительная пенсия;
- не выше 6,25 баллов – для лиц, у которых наряду со страховой формируется и накопительная пенсия.
При этом предусматривается переходный период до 2021 г., в течении которого максимальное значение пенсионных баллов для лиц, не формирующих накопительную пенсию, ежегодно увеличивается с 7,39 в 2015 г. до 10 в 2021 г.; для лиц, формирующих накопительную пенсию, – от 4,62 в 2015 до 6,25 в 2021 г. [14, с. 58].
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона № 424-ФЗ право на накопительную пенсию приобретают застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 [9].
Согласно статье 15 пункта 1 ФЗ-400 размер страховой пенсии по старости определяется расчетным путем по формуле:
СПст = ИПК x СПК,
где СПст - размер страховой пенсии по старости;
ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент (количество начисленных пенсионных балов за период страхового стажа);
СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости [7].
В соответствии с п. 23 ст. 15 ФЗ «О страховых пенсиях» стоимость одного пенсионного балла должна рассчитываться в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ, но до сих пор эта методика не утверждена [7].
На практике стоимость пенсионного балла определяется делением всей суммы взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ по базовому тарифу и трансфертов из федерального бюджета на сумму пенсионных баллов всех получателей пенсий. В 2021 г. стоимость пенсионного коэффициента составила 98,86 руб. [14, с. 61].
Одновременно с назначением страховой пенсии согласно статье 16 ФЗ «О страховых пенсиях», ежегодно постановлением Правительства устанавливается и величина фиксированной выплаты к страховой пенсии [7].
В 2021 г. фиксированная выплата была установлена в размере 6 044 руб. 48 коп. Основываясь на этих данных можно рассчитать размер назначенной минимальной пенсии застрахованному лицу, достигшему пенсионного возраста в 2021 году и имеющему 12 лет страхового стажа и 21 балл индивидуального пенсионного коэффициента (установленные на 2021 г. условия назначения страховой пенсии). Он составит 8 120,54 руб., что значительно ниже, чем 11 653 руб. – размер прожиточного минимума, установленного для пенсионеров на 2021 г. [14, с. 61].
На основании вышесказанного, при существующих правилах формирования пенсионных прав лиц, застрахованных в системе обязатель-ного пенсионного страхования, в сложившихся в РФ кризисных экономических условиях, можно сделать следующие выводы:
- по окончанию в 2024 г. действия переходного периода для получения права на назначение страховой пенсии по старости будет увеличиваться категория работающих, которой потребуется значительно более 15 лет страхового стажа;
- начиная с 2024 г. среди лиц, достигших пенсионного возраста, будет существенно увеличиваться количество лиц, не приобретших право на страховую пенсию по старости и могущих рассчитывать только через пять лет на получение социальной пенсии по старости, что потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета;
- так как среди лиц, выходящих на пенсию, будет увеличиться количество лиц, сформировавших минимальные пенсионные баллы, соответственно будет увеличиваться количество пенсионеров, получающих минимальную пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума пенсионера. Без существенного роста дополнительных доплат до прожиточного минимума из бюджетов это приведет к снижению уровня жизни лиц старших возрастов, к росту уровня бедности среди них;
- действующий порядок формирования пенсионных прав, обеспечивая для значительной категории граждан минимальный размер пенсии, приводит к незаинтересованности в ее формировании;
- наличие значительной доли лиц, формирующих минимальные пенсионные права и, соответственно, в последствии могущих рассчитывать на получение минимальной пенсии, требующей доплаты до прожиточного уровня, приводит к уравнительности, что означает отход от страховых принципов формирования пенсий.
Чтобы ситуация с формированием пенсионных прав улучшилась, в первую очередь, необходимо стабилизировать экономическую ситуацию в стране, обеспечить развитие экономики, увеличить доходы застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования.
Литература
1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 25.02.2022 N 18-Ф).
2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 25.02.2022 N 18-ФЗ).
3. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.06.2022 N 212-ФЗ).
4. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 30.12.2021 N 474-ФЗ).
5. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 28.06.2022 N 212-ФЗ).
6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020 N 429-ФЗ).
7. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 30.04.2021).
8. Федеральный закон от 28.12.2017 № 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» (принят ГД ФС РФ 15.12.2017).
9. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 21.12.2021 N 415-ФЗ).
10. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020 N 503-Ф).
11. Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.»
12. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 383 с.
13. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е.Е. Мачульская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 441 с.
14. Сафонов, А. Л. Формирование пенсионных прав граждан РФ в системе обязательного пенсионного страхования / А. Л. Сафонов, М. А. Анюшина, О. А. Дубровская // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 1(42). – С. 54-63.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.