Павлодарская область, Павлодарский район
Шакатская средняя общеобразовательная школа
Борисова Т.М.
Комплексное изучение темы
«Односоставные предложения»
8 класс
Автор: Борисова Тамара Михайловна, учитель русского языка и литературы Шакатской СОШ, Павлодарского района, Павлодарской области
Основное назначение пособия- дополнить практический материал учебника русского языка заданиями проблемного характера, требующих рассуждения, доказательства, сопоставления и т.д.
Примерные конспекты уроков разработаны по технологиям КМ.
В пособии представлены варианты концептуальных таблиц, проверочных тестов и тренировочных упражнений. Дан дополнительный теоретический материал, а также разработаны разноуровневые тесты контрольного характера и итоговая контрольная работа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многое зависит от того, какими приемами пользуется учитель при объяснении нового материала, при закреплении, при повторении и обобщении.
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках- одна из самых актуальных проблем методики преподавания русского языка.
Предлагаемое пособие поможет учителю в организации самостоятельной работы школьников при работе над темой «Односоставные предложения», а также поможет учащимся успешно подготовиться к контрольной работе.
Основное назначение пособия- дополнить практический материал учебника русского языка заданиями проблемного характера, требующих рассуждения, доказательства, сопоставления и т.д.
Примерные конспекты уроков разработаны по технологиям КМ.
В пособии представлены варианты концептуальных таблиц, проверочных тестов и тренировочных упражнений. Дан дополнительный теоретический материал, а также разработаны разноуровневые тесты контрольного характера и итоговая контрольная работа.
В конце пособия приводится список использованной литературы с тем, чтобы учащиеся и учитель могли при необходимости обращаться к ней.
Почему именно эта тема заинтересовала автора пособия? К сожалению, в ходе мониторингового исследования западающих тем при пробных тестированиях в подготовке к ВОУД и ЕНТ выяснилось, что тема «Односоставные предложения» является одной из проблемных. Учащиеся различают односоставные и двусоставные предложения, но затрудняются с определением типа односоставных.
Автор надеется, что использование в работе данного пособия поможет учителю вывести тему «Односоставные предложения» из разряда проблемных.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Урок 1.
Тема: Основные виды односоставных предложений. Предложения с одним главным членом- сказуемым.
Цели: активное вовлечение учащихся в учебный процесс: осмысление информации по данной изучаемой теме через графическое ее воплощение; развитие критического мышления.
Виды работ на уроке, методики: мозговой штурм, концептуальная таблица, свободное письмо, проверочный тест.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Euocation
1. Мозговой штурм
2. Свободное письмо. время- 3 минуты |
1. Объявляю тему и цели урока.
2. По концептуальной таблице «Главные члены предложения» вспомнить (восстановить в памяти) материал о видах сказуемых
3. А теперь выдвиньте предположение: как соотнести то, что вы сейчас вспомнили с темой урока; зачем было дано начальное задание? Свое предположение запишите на листочках.
- Прочтите вслух то, что получилось. |
-записывают дату, тему в рабочие тетради.
- читают таблицу, вспоминают виды сказуемых и способы их выражения.
- думают над поставленной задачей и записывают свое предположение на листочках. ( режим работы- индивидуально)
- слушают, в случае несогласия, оспаривают. |
2.Тестирование |
1.Вступительное слово: -Данная тема вызывает немало вопросов в современном русском языке. И эта тема, как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путем использования арсенала синтаксических конструкций. Сегодня вы познакомитесь с группами предложений, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена –сказуемого. 2. Задание По ходу изучения теоретического материала составьте и заполните концептуальную таблицу. Шапку таблицы давайте составим коллективно: -какие виды односоставных предложений с главным членом сказуемым вы обнаружили? (это будут объекты).
Запишите их в графе «объекты»
- Теперь прочтите материал более внимательно и попытайтесь выделить критерии, по которым анализируются эти виды предложений. Обсудите свои предположения в парах.
-И теперь на последнем этапе работы, еще раз внимательно изучите материал и по ходу изучения заполните таблицу.
3. Для проверки предлагаю проверочный тест |
Слушают, осмысливают информацию.
Просматривают теоретический материал с целью определения всех видов односоставных предложений с главным членом сказуемым. Обговаривают вслух то, что нашли.
Записывают названия: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные.
- читают параграфы еще раз, предполагаемые критерии записывают в «шапку» таблицы после обсуждения. ( режим работы индивидуально и в парах)
Читают, изучают и заполняют таблицу. (режим работы индивидуально)
Выполняют тест. |
III Reflection 1 минута
1 минута |
Задание -составьте и запишите на листочках один вопрос по изучаемой теме. (через минуту собираю листочки, перемешиваю и случайной выборкой раздаю)
- а теперь письменно ответьте на полученный вопрос
- зачитайте вслух свой вопрос и ответ |
-составляют и записывают один вопрос по теме урока
-письменно отвечают на полученный вопрос
-зачитывают свой вопрос и ответ |
IV. Домашнее задание |
Выполнить графический диктант 10 предложений на карточке |
Получают информацию о порядке выполнения задания |
ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
«Односоставные предложения в системе типов простого предложения»
|
Членимые предложения |
|
||||||||
|
двусоставные |
|
односоставные |
|||||||
с согласованными главными членами Сад цветет. |
|
с несогласованными главными членами Учиться интересно. |
|
личные определенно-личные Пишу. Читай |
безличные глагольные. Светает.
|
|||||
наречные Холодно. |
||||||||||
|
неопределенно-личные На улице поют. |
|||||||||
|
Причастные Натоплено. |
|||||||||
|
Отриц. конструкции Ни души. Никого нет дома. |
|||||||||
|
обобщенно- личные На всех не угодишь. |
|
||||||||
|
Таблица «Система односоставных предложений»
|
Односоставные предложения
|
|
с главным членом-сказуемым |
с главным членом - подлежащим |
|
1. Определенно-личные |
Назывные |
|
2. Неопределенно-личные |
|
|
3. Обобщенно-личные |
|
|
4. Безличные |
|
|
Примеры
Определенно-личные: Вспомню детство босоногое. Нашу правду с открытой душою по далеким дорогам несем. Иди смелее в бой.
Неопределенно-личные: Дома моего приезда как будто не заметили. Мне часто письма пишут.
Обобщенно-личные: Волны бесятся, и по месяцу не увидишь земли. Любишь кататься, люби и саночки возить.
Безличные: К утору подморозило. Лужи затянуло сизым ледком. Без тебя мне не петь. Мне нет до него дела.
Назывные: Весенний день. Сирень. Веселые каникулы.
Для самостоятельной работы
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «Главные члены предложения»
Задание: заполните таблицу, изучив теоретический материал учебника
критерии
объекты |
на какие вопросы отвечает |
Что обозначает |
Чем выражается |
Из чего состоит |
Как выражается лексич.и грам значен |
подлежащее |
|
|
|
|
|
сказуемое-простое |
|
|
|
|
|
составное-глагольное |
|
|
|
|
|
составное-именное |
|
|
|
|
|
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «Виды односоставных предложений»
Вид односоставного предложения- объект |
особенности |
Способы выражения главного члена |
примеры |
НАЗЫВНОЕ |
|
|
|
ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ |
|
|
|
НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ |
|
|
|
ОБОБЩЕННО-ЛИЧНОЕ |
|
|
|
БЕЗЛИЧНОЕ |
|
|
|
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение без подлежащего
В
отличие от словосочетания предложение является коммуникативной
единицей (от лат. communicare – сообщать).
Синтаксической категорией, формирующей предложение, является предикативность
(лат. praedicatum – сказуемое). Предикативность относит
содержание предложения к действительности и тем самым делает его единицей
сообщения (коммуникативной).
По образному выражению лингвистов, предикативность – это душа предложения, а вот сердцем предложения называют сказуемое.
Классическим типом полного простого предложения является двусоставное предложение, то есть предложение, в котором имеется два главных члена – подлежащее и сказуемое (Прошло сто лет. А.С. Пушкин). Другим типом простого полного предложения являются односоставные предложения – предложения, в которых есть только один главный член с зависимыми словами или без них. Такой главный член может соотноситься или с подлежащим двусоставного предложения (Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... А.С. Пушкин), или со сказуемым (Дни поздней осени бранят обыкновенно. А.С. Пушкин; Петрушке приказано было оставаться дома. Н.В. Гоголь).
Односоставное предложение отличается от двусоставного как по форме (структуре), так и по содержанию (смыслу).
Давайте рассмотрим характерные признаки односоставных предложений, главный член которых соотносится со сказуемым двусоставного предложения, то есть предложения без подлежащего.
В определённо-личных
предложениях главный член выражается глаголами 1-го –
2-го лица ед. или мн. числа наст./буд. времени или глаголами повелительного
наклонения.
Колокольчик мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня
Желто-голубые?
(А.К. Толстой)
Люблю грозу в начале мая.
(Ф.И. Тютчев)
Умей творить из самых малых крох.
(К.Д. Бальмонт)
Характерной чертой этого типа предложений является то, что подлежащее в них определено формой глагола и может быть легко введено в данную конструкцию. Ср.: Люблю тебя, Петра творенье! (А.С. Пушкин) и Я люблю тебя, жизнь (К. Ваншенкин). При трансформации односоставных определённо-личных предложений в двусоставные в качестве подлежащего могут выступать только личные местоимения я, мы, ты, вы. Односоставные определённо-личные предложения и двусоставные синонимичны. Обратите внимание: в побудительном и вопросительном предложениях чаще употребляются односоставные предложения, в повествовательных – двусоставные. В односоставных предложениях внимание сосредоточено на действии (глаголе – сказуемом), в двусоставном распределено между подлежащим и сказуемым, что делает речь более плавной.
В неопредёленно-личных предложениях главный член (сказуемое) выражается глаголом 3-го л. мн.ч. наст./буд. времени или глаголом мн. ч. прош. времени. Неопределённо-личные предложения употребляются в тех случаях, когда действующее лицо или неизвестно (На улице поют. В дверь позвонили), или внимание нужно сосредоточить на действии, или когда производителя действия по какой-либо причине называть нежелательно (Нас пригласили в гости. О вашем приезде сообщили. По улице слона водили. И.А. Крылов). Хотя сказуемое в неопределённо-личных предложениях выражено формой множественного числа, производителем действия может быть одно лицо (ед.ч). Поэтому в синонимичных двусоставных предложениях подлежащее выражено или неопределённым местоимением (кто-то, некто и т.п.) или существительным. Ср.: В газетах сообщили о премьере. – Газеты сообщили о премьере. В дверь стучат. – В дверь кто-то стучит.
Особым, семантическим, типом являются обобщённо-личные предложения. Главный член в них выражается так же, как в определённо-личных предложениях (глаголом 1-го – 2-го лица. ед. ч.
неопределённо-личных предложениях (глаголами 3-го л. мн.ч наст./буд времени): Цыплят по осени считают. Решетом воды не наносить. Такие предложения чаще всего употребляются в пословицах и поговорках; в художественной речи они используются при описаниях.
Односоставным личным
предложениям противопоставляются безличные предложения. По образному
выражению академика
А.А. Шахматова, в безличном предложении субъект действия устранён не только из
речи, но и из мысли. Ср.: Не спится, няня!
Здесь так душно! А.С. Пушкин.
Безличные предложения
разнообразны как по способу выражения главного члена, так и по смыслу
(содержанию). Безличность в русском языке передаётся безличными глаголами (Не
спится. Не спалось);
личными глаголами в безличном употреблении (Лодку качало.
Лодку качает); краткими страдательными
причастиями (Природой здесь нам суждено
в Европу прорубить окно. А.С. Пушкин); словами категории состояния (Мне
грустно.
В саду было тихо); предикативом (Быть
грозе); отрицательным словом нет (Нет
никого прекраснее тебя); словами с модальным значением нужно, надо,
необходимо, нельзя, можно и подобными.
Среди безличных предложений выделяются такие, которые можно преобразовать в двусоставные. Ср.: Мне хочется спать. – Я хочу спать.
Члены синонимического ряда, включающего безличные предложения и двусоставные предложения, различаются смысловыми оттенками, и если в разговорной речи и в художественном стиле право выбора принадлежит автору, то в научном стиле предпочтение нужно отдавать безличным предложениям. Ср.: Я считаю, что... и Считается, что...; Я думаю...и Мне думается... Думается...), так как в безличных предложениях затушёвывается авторство и снимается категоричность.
Проверочный тест
I. Какого типа данные простые предложения?
1. Кругом все молчало.
2. По откосам оврагов зацвели первые цветы.
3. Хорошо было работать ранним утром под ласковыми лучами солнца.
а) двусоставное в) односоставное
II. Определите тип односоставного предложения
1. Мне нравится этот монастырь.
2. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.
3. Не окинешь поле Куликово глазом.
4. В монастырях отзвонили к утрене.
5. В сторожку постучались.
6. На душе сразу стало сухо и пусто.
7. Из черного леса широко потянуло свежею, сырою прохладою.
8. Еле на ногах стою.
9. В одиннадцать часов подали ужинать.
10. Каких только птиц ни увидишь в весеннем лесу.
а) определенно-личное в) неопределенно-личное
с) обобщенно-личное д) безличное
Урок 2.
Тема: Назывные предложения
Цели: продолжить знакомство с односоставными предложениями; помочь учащимся осмыслить новую информацию; развитие критического мышления.
Виды работы: свободное письмо, тренировочные упражнения, тест.
Формы организации учащихся: парная, групповая.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I Evocation
Свободное письмо
3 минуты |
1.Объявляю тему и цели урока
2. На листочках напишите свободное письмо на тему «Что было наиболее важным при изучении темы «Односоставные предложения с главным членом- сказуемым?» - прочтите вслух то, что написали. |
Готовят тетради, листочки, записывают дату, тему урока.
-выполняют задание на листочках (режим работы- индивидуальный)
-зачитывают вслух на класс |
II Realization of Meaning
Свободное письмо
5-7 минут
Тренировочные упражнения |
1. Прослушайте информацию о еще одном виде односоставных предложений, которые называются назывными. Объясняю теоретический материал.
2. А теперь напишите понятое своими словами. Если возникнет трудность, то сначала расскажите соседу, а потом запишите. -обсудите записанное в группе
3. Выполните упражнение. Найдите назывные предложения, спишите, обозначая грамматические основы в каждом предложении. После выполнения обсудите его правильность в группе. В случае необходимости можете задать мне вопросы. |
-слушают, осмысливают.
-записывают осмысленную информацию своими словами. Если нужно, обсуждают соседом. (режим работы- индивидуально и в парах)
-выполняют упражнение по заданию.
-сравнивают выполнение работы, обсуждают. |
III Reflection
1.Свободное письмо
2-3 минуты
2. Тестирование. |
-просмотрите то, что изучили на уроке и укажите хотя бы один путь, где это можно применить в жизни.
Предлагаю выполнить тестовые задания для проверки степени усвоения темы урока. |
-обдумывают задание и записывают. Зачитывают вслух. (возможные варианты применения- можно использовать в сочинениях при описании помещения
работают с тестом. -проверяют себя по ключу. |
IV. Домашнее задание |
При помощи назывных предложений, распространенных и нераспространенных, опишите свою комнату. Придумайте заголовок. |
|
Проверочный тест
1. Найдите назывное предложение:
а) Шепот, легкое дыханье, трели соловья.
в) Люблю грозу в начале мая.
с) От тишины даже в ушах звенит.
д) После драки кулаками не машут.
е) По радио сообщили о наводнении.
2. Если назывным называется односоставное предложение с главным членом- существительным в форме именительного падежа, то какие среди данных предложений назывные?
а) Все спало кругом. в) Первая пыль.
с) Вечер. д) Похолодало.
Тренировочные упражнения
Задание: найдите главные члены предложения; определите, чем они выражены; укажите виды сказуемых и виды односоставных предложений.
1 вариант
1. Ветер, ветер, заметающий следы. /1/
2. Полно баловать над кручами /1/, головы сбивать снегам…/2/.
3. За твои дела острожные расквитаемся с тобой. /1/
4. Июнь. /1/ Июль/2/. Часть соловьиной дрожи /3/
И было что-то птичье в нас с тобой /4/
5. Да, Август –царь!/1/- Тебе царей не надо /2/,-
А мне таких не надо- без царя! /3/
6. Век мой- яд мой /1/, век мой- вред мой /2/
Век мой- враг мой /3/, век мой – ад мой /4/ М. Цветаева
Ответы 1.1- односоставное, назывное, ветер-подлежащее; 2.1-односоставное, безличное, баловать- сказуемое (глагол в неопределенной форме); 2- односоставное, безличное, сбивать- сказуемое (глагол в неопределенной форме); 3.1- односоставное, определенно-личное, расквитаемся- простое глагольное сказуемое; 4.1.-односоставное, назывное, июнь-подлежащее; 2-односоставное, назывное, июль- подлежащее; 3-односоставное, назывное, часть дрожи- подлежащее; 4-двусоставное, Август-подлежащее, царь -составное именное сказуемое; 2 и 3- односоставные, безличные, не надо- сказуемые, выраженные наречиями; 6.1,2,3,4- двусоставные, век- подлежащее; яд, вред, враг, ад- составные именные сказуемые
2 вариант
1. Творить из мглы расцветов и лучей /1/,
Включить в оправу стройную сонета
Две капельки росы, три брызга света
И помысел /2/, что вот еще ничей /3/
2. Был музыкою лес и ровный ров/1/.
3. Там есть кабан/1/. Медведь /2/. Стада лосей /3/
За Кабаргой струится мускус, тая. /4/
И льется к солнцу песня молодая /5/.
И есть поля /6/. Чем хочешь /7/, тем засей /8/.
4. Мелькают, мигают /1/- и снова их нет /2/,
И снова забрезжил блуждающий сет /3/. К. Бальмонт
Ответы 1.1-безличное, творить- сказуемое (глагол в неопределенной форме); 2- безличное, включить- сказуемое (глагол в неопределенной форме); 3- двусоставное, подлежащее что, выражено местоимением; ничей- составное именное сказуемое; 2.1-двусоставное, лес, ров- подлежащие, был музыкою- составное именное сказуемое; 3.1- двусоставное, кабан- подлежащее, есть- простое глагольное сказуемое; 2- односоставное, назывное, медведь- подлежащее; 3- односоставное, назывное, стада – подлежащее; 4- двусоставное, мускус- подлежащее, струится- простое глагольное сказуемое; 5- двусоставное, песня- подлежащее, льется- простое глагольное сказуемое; 6- двусоставное, поля- подлежащее, есть- простое глагольное сказуемое; 7- односоставное, определенно-личное, хочешь- простое глагольное сказуемое; 8- односоставное, определенно-личное, засей- простое глагольное сказуемое (повелительное наклонение); 4.1- односоставное, неопределенно-личное, мелькают, мигают- простые глагольные сказуемые; 2- односоставное, безличное, нет – сказуемое; 3- двусоставное, свет – подлежащее, забрезжил- простое глагольное сказуемое.
Задание: замените приведенные двусоставные предложения односоставными; запишите. Как различаются двусоставные и односоставные предложения по значению?
1. Жители города бережно охраняют красоту парков, а…ей. 2. Она (не) хотела идти за к..литку. 3. Ветер был уд..вительно теплый. 4. Новая волна подхватила лодку. 5. На (не)которых дворах жители уже соб..рали виноград. 6. На улице шел дождь. 7. В августе солнце пекло (не) выносимо. 8. Вот кто(то) клюкву ра…ыпал. 9. Дул сильный ветер с запада. 10. Я люблю (не)обозримую степную гладь. 11. Я иду узкой, твердой лесной дорожкой.
12. Я хорошо помню эту ночь. 13. Родители сажают Надю в маленькую колясочку. 14. Я очень люблю детей. 15. Или ты (не) веришь, что я великий государь? 16. Кружатся и падают с деревьев желтые листья. 17. Легкая зыбь прошла по воде. 18. Весной мы рябчиков (не) бьем, но пот..шаемся.
Задание: прочитайте; выпишите односоставные предложения; определите их тип; подчеркните грамматическую основу; выполните синтаксический разбор одного из односоставных предложений.
1. Тайга- самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Сыро, сумрачно, глухо. Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Пахнет прелью и стоялой водой. 2. Я всегда досадую, когда встречаю фразу «нет слов выразить». Вздор! Слова всегда есть, да ум наш ленив. 3. Дочитав до конца иной чеховский рассказ, оглядываешься, перелистываешь только что прочитанные страницы и удивляешься, что все прочитанное вместилось, оказывается, на десяти страницах. Кажется, что прочитал роман, что прошла перед тобой целая чужая жизнь. Да нет, не может быть, чтобы десять страничек. Вот это и есть настоящая емкость. (Солженицын)
Подготовка к контрольной работе
Задания для самостоятельной работы:
1.Заменить двусоставные предложения односоставными, а односоставные- двусоставными.
А) Что-то громыхнуло вдали.
В) Было прохладно.
С) Морозно поутру в степи.
Д) Печенье таяло во рту.
Е) За окном уже серело.
2.Как называются эти предложения? Что в них отсутствует
На небе ни звездочки. Кругом ни души.
3. Сравнить два предложения. Чем отличаются их основы? Подчеркнуть нужные члены предложения.
Не нужно ему ваше сочувствие. Не нужно ему вашего сочувствия.
4. Прочитать две группы назывных предложений.
А) Раздевалка. Коридор. Буфет. Кабинет. Библиотека. Класс.
В) Гардероб. Лестница, ведущая в зал. Сцена. Фойе. Партер. Балкон.
Написать заголовки к текстам, которые можно составить с этими назывными предложениями.
Какое предложение из группы А может быть использовано в группе В?
5.Сравнить два текста:
А) И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужчиной. Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а на праздник встать вместе с солнцем… ( И. Бунин)
В) И помнит герой, как ему в детстве казалось на редкость заманчивым быть мужчиной. Когда, бывало, ехал он солнечным утром по деревне, все думал о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а на праздник встать вместе с солнцем…
1. Что дает автору использование односоставных, определенно-личных предложений, вместо двусоставных?
2. Какие отношения возникают у автора с читателем?
Контрольное тестирование
Раздел: Простые односоставные предложения.
Вариант 1.
Уровень 1.
Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить новую информацию.
1.Завершить утверждение:
Грамматическая основа предложения - это обычно подлежащее и сказуемое. Если основой является один главный член предложения ( подлежащее или сказуемое), то такое предложение называется …………………………………………………
2. Отметить верный ответ на вопрос: «Что такое определенно-личные предложения?»
а) односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или собеседник, со сказуемым- глаголом в форме 1-го или 2-го лица.
в) односоставные предложения, в которых подлежащее выражено местоимением 1-го или 2-го лица.
с) односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го или 2-го лица.
3. Дополнить определение, подчеркнув нужные слова в скобках.
Неопределенно-личными предложениями называются односоставные, в которых деятель не назван и мыслится как (определенное, неопределенное) лицо, а сказуемое употреблено в формах 3-го лица ( единственного, множественного) числа настоящего и будущего времени, а также ( единственного, множественного) числа прошедшего времени.
4.Соотнести утверждения с определениями.
Односоставные предложения, имеющие один главный член- подлежащее |
определенно-личные
Односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как неопределенное лицо |
неопределенно личные
безличные
назывные
обобщенно-личные
Односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего |
Односоставные предложения, в которых действия и состояния не создаются деятелем. |
Односоставные предложения, в которых утверждается наличие предметов или явлений. |
Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял учебный материал и научился применять полученные знания
1. Даны предложения
У Левитана не было психологической выносливости. ( К. Паустовский)
Вчера письмо не было написано.
а) Записать, в каком предложении основа состоит из одного главного члена:
в) Записать, влияет ли отсутствие одного из главных членов на смысл предложения:
2. Отметить односоставные предложения.
а) В комнате всегда пахло краской и лаком от позолоты.
в) Ты- белая ночь с ее загадочным блеском.
с) В старом доме было много интересных вещей.
д) Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба.
е) Что можно услышать в Мещерском крае, кроме сосновых лесов?
( К. Паустовский)
3. Дополнить утверждение, подчеркнув слова в скобках:
Если говорящий имеет в виду себя или собеседника, то в предложении подлежащее ( нужно, не нужно), в сказуемое-глагол указывает на говорящего формой ( 1-го, 2-го, 3-го) лица.
4. Отметить определенно-личные предложения.
а) Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев)
в) Хочешь найти свое место на земле- думай о труде.
с) Вступающим в жизнь говорю наперед… ( Л. Татьяничева)
д) Позвольте мне уйти.
е) Ты меня живого уважай.
5. Соотнести данные глаголы с типом односоставных предложений, в которых они могут употребляться.
Смотришься* Считают* Разбудили* * неопределенно-личные Будешь расти* Узнаем* Знают* Открыли* * определенно-личные Отрежьте* Не хочешь* Услышали* |
6. Отметить неопределенно-личные предложения:
а) В этой мгле поблескивали тусклой медью хлеба.
в) Трудом не наказывают, а исправляют.
с) Вокруг ветряка росло много шершавого лилового бессмертника.
д) Никого из русских писателей, кроме Пушкина и Толстого, не оплакивали с такой тоской и болью, как Чехова.
е) Прах Руссо давно перевезли в Пантеон.
( К Паустовский)
7. Отметить односоставные предложения, в которых нет и не может быть подлежащего:
а) Ленивого и по платью узнаешь.
в) По утрам очень хорошо работалось.
с) Живи, родник, живи!
д) В висках стучало от напряжения.
е) И скучно, и грустно, и некому руку подать. ( М. Лермонтов)
8. Указать недостающие способы выражения сказуемого.
Безличным глаголом |
Просто мне нездоровилось это время. |
Безличной формой личного глагола |
В окно пахнуло весной. |
|
Нет силы более могучей, чем знание. |
|
Вам не видать таких сражений. |
Безличным глаголом и неопределенной формой глагола |
Девочке совсем не хотелось спать. |
Глаголом-связкой в безличной форме и именной частью. |
Мне было скучно одному. |
9. Подчеркнуть основы в предложениях. Отметить безличные предложения.
а) Можно было следить за движением луча по стене, слушать голосистые вопли деревенских пастухов.
в) Мне приходилось ночевать в стогах в октябре.
с) В приметах заключено много точного знания и поэзии.
д) В ответ на наши крики не было слышно никакого человеческого голоса.
е) Темнело быстро, по-осеннему.
( К. Паустовский)
10. Завершить утверждение, подчеркнув нужные слова в скобках.
Назывными называется (односоставное, двусоставное) предложение, в котором утверждается наличие (действий, признаков, предметов, явлений).
11. Отметить назывные предложения.
а) Черный вечер.
в) Белый снег.
с) Ветер, ветер на всем божьем свете.
д) Завивает ветер белый снежок.
е) Под снежком – ледок. ( А. Блок)
Вариант 2.
Уровень 1. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся может повторить информацию.
1. Отметить верное утверждение:
а) предложение всегда имеет грамматическую основу: подлежащее и сказуемое.
в) предложение всегда имеет грамматическую основу, состоящую из двух или одного главного члена предложения.
с) предложение состоит из нескольких словосочетаний, одно из которых является главным.
2. Подчеркнуть такие слова в скобках, чтобы утверждение было верным. Определенно-личные предложения- это односоставные предложения с одним главным членом (подлежащим, сказуемым), выраженным в форме ( 1,2, 3)-го лица.
3. Соотнести характеристики с типом предложения.
1-е лицо* 2-е лицо* *неопределенно-личные 3-е лицо Единственное число* Множественное число* * определенно-личные Настоящее время* Будущее время* Прошедшее время |
4. Дополнить определение, подчеркнув нужные слова в скобках.
В односоставных безличных предложениях не только отсутствует один из главных членов предложения ( подлежащее, сказуемое), но и подобрать и вставить в предложение этот отсутствующий член ( можно, нельзя)
Уровень 2. Задания, позволяющие проверить, насколько учащийся понял учебный материал и научился применять полученные знания
Особенно попадало Левитану за его красивое арабское лицо.
( К. Паустовский)
От ударной волны много вещей попадало на пол.
а) записать, в каком предложении основа состоит из одного главного члена
в) записать, влияет ли отсутствие одного из главных членов предложения на его смысл
а) Зрелище за спиной мальчика было не совсем обыкновенно.
в) На небольшой пароход втаскивали старого плешивого осла.
с) Девочки все не было.
д) Ему не дали поспать даже полчаса.
е) Внутри у нее шумела буря.
( К. Паустовский)
а) узнай в) пишите с) забыли д) позову е) отвез
а) В окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.
в) Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты.
с) Подари эту матрешку первой же итальянской девочке.
д) Бережно относитесь ко всему живому в природе!
е) Поверьте мне.
( К. Паустовский)
а) послали в) пойдете с) узнал д) укроем е) не объявили
а) Здешнюю природу очень берегут.
в) Рядом с церковью строили школу.
с) На землю полетели дождем свежие пахучие стружки.
д) Никакого подледного лова в наших краях не знают.
е) Нас в семье было шестеро детей.
а) Свозят в Пушкинские Горы сухое сено.
в) От лабазов и лавок несет рогожами, копченой рыбой и дешевым ситцем.
с) К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы.
д) Старика принесли отпевать в церковь.
е) В деревушке не было видно ни души.
( К. Паустовский)
ОДНОСОСТАВНЫЕ |
с главным членом - сказуемым
|
С главным членом -подлежащим
|
1.Определенно-личные
|
1. |
2. |
|
3.Обобщенно-личные |
|
4. |
|
а) Никого вокруг не было.
в) Пальцы сводило от холода.
с) На закате колхозных лошадей гнали через брод и луга в ночное.
д) Надо было экономить снаряды.
е) С флагманского корабля затрещало радио.
( К. Паустовский)
а) Ему не хотелось делать уроки. Дунет ветром от реки. Быть грозе великой.
в) Он не хотел делать уроки. Ветер дунет, листья облетят. Девочка была умна
Записать, в какой группе глаголы не имеют лица
а) Ночь, улица, фонарь, аптека.
в) Бессмысленный и тусклый свет.
с)Живи еще хоть четверть века- все будет так.
д) Исхода нет.
е) Умрешь- начнешь опять сначала. ( А. Блок)
Контрольная работа по теме « Односоставные предложения»
Цель:
проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу «Односоставные предложения» в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела, уровня развития умений применять ранее изученные орфограммы и пунктуационные правила написания.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков по разделу
- вычленение односоставных предложений из текста;
- производить анализ односоставных предложений;
Диктанты (на выбор учителя)
Весна зеленой травы и леса
В лесу бело и черно. В овраге шумит вода. И над ней, припекаемый солнцем, выкинул орешник золотые сережки.
Срезаю тончайший сучок у березы. На порезанном месте собралась капля березового сока и засверкала на солнце. В лесу было пестренько: то снег, то голубая лужа. И среди дня тепло.
С утра все небо закрыто. Мелкий теплый дождик. Первая зелень. Начинается весна зеленых покровов. На кухне сказали:
- Овца и сейчас может наесться.
Снег двумя-тремя пятнами остался только в ложбинках на северном склоне горы. Стала очень заметна работа кротов.
В пять вечера выглянуло солнце. Стало необыкновенно прозрачно. (М. Пришвин)
Грамматические задания:
В доме Чайковского
Небольшой подмосковный городок Клин. Тихая улица на окраине города.
Двухэтажный дом. В этом доме в 1882-1883 годах жил и работал Петр Ильич Чайковский.
Шли годы…Был создан музей П.И.Чайковского.
В доме-музее в Клину бережно хранится память о великом русском композиторе. В доме все стоит на прежних местах. В рабочем кабинете Чайковского рояль, письменный стол и книжный шкаф. На столе большая фарфоровая лампа. В шкафу книги и ноты. На стенах висят портреты и фотографии.
Все музыкальное наследие Чайковского теперь является народным достоянием. Музыку Чайковского знают и любят во всем мире. Широко известны его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и многие другие бессмертные произведения.
Дом-музей в Клину часто посещают экскурсанты. По желанию посетителей можно послушать в записи произведения великого русского композитора. 127 слов
Грамматические задания:
1.Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте, подчеркните основы.
2.Выполните синтаксический разбор одного односоставного предложения.
Диктант
Можно ли научиться ораторскому искусству?
Под ораторским искусством подразумевают способность говорить убедительно. Разумеется, этому искусству можно научиться. Однако не сделайте вывода, что можно научиться говорить по учебнику красноречия. Сколько бы вы ни читали руководство и «школ плавания», вы не научитесь плавать, если смело не опуститесь в воду.
То же и в области искусства речи. Смелость, решительность, настойчивость в выступлениях, обдумывание этих выступлений, подготовка к ним, наблюдения чужих выступлений- вот лучшая школа ораторства.
Школой красноречия может быть жизнь, практика. А книга- только пособие, освещающее эту жизнь и практику.
Любовь к делу, внимание к нему и труд- залог успеха в любом искусстве. (95 слов)
( А.В. Миртов)
Грамматические задания:
1.Найдите односоставные предложения, определите их тип и роль в тексте, подчеркните основы.
2.Выполните синтаксический разбор одного односоставного предложения.
Список используемой литературы
1. Бабайцева В.В. Русский язык –теория. 5-9 класс М.П 1995
2. Гетманова В.С. Пособие по русскому языку для учащихся 9-11 классов, готовящихся к ЕНТ. Шымкент «Шикула». 2005
3. Кабдоллова К.Л., Сабитова З.К., Килевая Л.Т. Русский язык: Сборник упражнений. Учебное пособие для 8 классов Алматы: идательство «Мектеп» 2004
4. Кугильдинова Т.А., Окушева К.Т. Русский язык: Тестовые задания Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Алматы «Мектеп» 2006
5. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Тесты: Русский язык 8-9 классы
Учебно-методическое пособие Москва «Дрофа» 2000
6. Устинова Л. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 8 класс
7. Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах 4ч. М-П 1985
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.