Постигая выразительность речи у дошкольников
Оценка 4.6

Постигая выразительность речи у дошкольников

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Детсад
04.06.2017
Постигая выразительность речи  у дошкольников
Для того чтобы восприятие литературных произведений было более глубоким, а речь более образной, яркой, необходимо давать детям различные задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение, на подбор рифмы к заданному слову. Конечно, детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всехособенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементерными средствами художественной выразительности вполне им доступно.
Постигая выразительность речи.docx
Постигая выразительность речи Для того чтобы восприятие литературных произведений было более глубоким, а речь более образной, яркой, нео- бходимо давать детям различные задания на придумы- вание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение, на подбор рифмы к заданному слову. Конечно, детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всехособенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементерными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям приэтом не дается. Известно, что самыми распространенными изобра -зительными средствами языка являются так называемые тропы - приемы изменения основного значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возмо -жности создавать их, т.е. комбинировыать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию дошкольников. Задания на придумывание ребенком сравнений, эпитетов помогают ему почувствовать и понять, как эти средства превращаются языковой материал из непоэтического в поэтический. В дальнейшем это помогает глубже осознавать эти средства художественной выраза -тельности в литературном произведении. Общепризнано, что синонимические возможности языка исключительно велики. Знакомство с синонимическим богатством родного языка открывает перед детьми пути к срзнательному совершенствованию своей речи. Особенно важно это овладение для самостоятельной словестной деятельности, когда ребенок выберает наиболее удачное слово или словосочетание для точного яркого выражения своей мысли. Это помогает детям почуствовать разно -образие значений слова, оттенки значения. Примыкает к этому заданию и знакомство с антонимами, которые помогают уяснить противоположное значения слова. Такие противопостовления могут быть связаны с пониманием времени, пространства, качеств и свойств человека, явлений природы. Приведем примеры заданий, которые можно давать детям 5-7 лет. Учтете, что в зависимости от возраста уровень выполнения заданий будут различными. Дети 5-6 лет, например, будут подбирать более простые определения ( качественные прилагательные), тогда как дети 6-7 лет могут подбирать уже не просто прилагательные (темный лес), а эпитеты (печальный лес). Одно из простейших и вместе с тем основных средств ху-дожественной выразительности - сравнение. Познакомив ребенка с литературным произведением, в котором встречаются сравнения, ему задают вопрос: " С чем это ( или то) сравнивается? Когда он научится свбодно отвечать на этот вопрос, предлагается придумать сравнение ему самому. На первых порах ребенок с трудом находит сравнение в услышанномтексте и с еще большим трудом сам придумывает сравнение. Но в дальнейшем он делает это очень легко, и его сравнения отличаются непосред -ственностью и свежестью. Например, детям дали задание придумать сравнение к слову снег.Сначала это будет прос-тые сравнения или повторение ранее известных ( снег лежит, как одеяло, снег как будто закрыл землю белой скатертью). Затем появляются самостоятельные мысли (снег на солнце сверкал, как разноцветные звездочки, снег под ногами хрустит, как будто кто-то сухарики грызет). Эти упражнения помогают находить сравнения в стихах, рассказах, сказках. В дальнейшем дети будут использовать этот прием и при создании собственных сочинений. Задания на придумывание эпитетов дети выполняют очень охатно. Сначала, когда ребенку дается задание придумать определение к слову снег, он говоритобычные слова - белый, липкий, холодный, т.е. называет просто качественные признаки снега. Поэтому нужно обращать внимание ребенка на поэтические эпитеты, спрашивать, почему автор взял именно это слово. Например, почему поэт И.З.Суриков в стихотварений "Зима" назвал снег пушистым? Ребенок объяснит, что хлопья снега легкие, как пух, они мягко ложится на землю и покрывают ее пушистым ковром. Потом ребенок и сам станет придумывать разли -чные эпитеты (снег хрупкий, блестящий, хрустящий, легкий, серебристый, искрящийся и.т.д.). Можно предложить придумать эпитеты к слову лес. Дети называют лес голым, пушистым, белым, печальным, дремучим, хрустальным и.т.д. Можно давать и усложнен - ные задания: подумать, где следует употребить эти слова - в рассказе, сказке, стихотварении. Дети объясняют: "Глаголы лес - так можно сказать в рассказе про позднюю осень". Повторение таких заданий расширяет представления детей, как бы раздвигает границы их ассоциативных возможностей, развивает понимание изобразительных средств языка. Важное значение для развития речи, ее обогащения, для углубленного понимания художественного произведе- ния имеет работа над синонами, т.е. над словами, близки-ми по смыслу, но выражающими разные оттенки смысла, значения (идти - шагать - брести - плестись и.т.д.). Когда детям даются задания на подбор синонимов к заданному слову, то это задание можно усложнить так же, как и описанное выше задание на подбор эпитетов: детям предлагают подумать, где, в каком рассказе или сказке можно употребить эти слова. Например, слово холодный. Ответы детей: Вьюжный - это слово пойдет в сказку или рассказ о зиме, метельный, холодный". Слово студеный в сказке можно встретить. синонимы к заданному слову, но еще и задумываются над тем, где уместноо употребить это слово. Как раз это очень важно при воспитании умения выбирать из ряда синонимов наиболее точное, подходящее для данного случая слово. Работа над антонимами, словами с противоположным значением, помогает детям усвоить средства художествен- ной выразительности речи, а также более глубоко и точно многозначного слова. Например, слово свежий имеет значения и "прохла - дный", и "только что изготовленный" ( и ряд других ). Предлагая ребенку подобрать к словосочитанию свежий вечер словосочетание с противоположным значением ( те-плый вечер), взрослый помогает ему усвоить значение "све- жий - прохладный". Для работы над антонимами богатые возможности дают пословицы и поговорки: "Мягко стелет, да жестко спать", "Мал телом, да велик делом", "Здоров на еду, да хил на работу". С использованием этих форм фальклора можно начинать давать задания на подбор антонимов. Затем дети сами будут находить противоположные слова: радоваться - горевать, смелый - трусливый и.т.д. Далее, можно дать детям задание придумать к антонимам подходящие слова, т.е. составить словосоче -тание. Например, светлый - темный. Дети подбирают слова: светлый луч - темный лес, светлая ночь - темная ночь, темный день - темная ночь. Эти задания помогают понять, как разнообразно могут сочетаться различные слова. Знакомство с антонимами и подбор их помогают ребенку понять эмоцианальную контрастность слов. А вот такой прем, как изменение слова. Он помогает детям уловить тонкости смысловых нюансов (ручей - гремучий, прозрачный; ручеек - маленький, звонкий, крошечный и .т.п.). Подбор рифмы к заданному слову не имеет в виду придумывание стихов. Здесь задача иная - дать малышу почувствовать звуковое богатство разных слов, их ритм, музыкальность, созвучие. Выполнение таких заданий постоянно поддерживает у детей интерес к слову, показывает, как много граней может быть у одного и того же слова. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети дудут стремиться к сочинению собственных сказок, рассказов, стихов, а их словестное творчество будет помогать углубленному восприятию лите- ратурных призведений.

Постигая выразительность речи у дошкольников

Постигая выразительность речи  у дошкольников

Постигая выразительность речи у дошкольников

Постигая выразительность речи  у дошкольников

Постигая выразительность речи у дошкольников

Постигая выразительность речи  у дошкольников

Постигая выразительность речи у дошкольников

Постигая выразительность речи  у дошкольников

Постигая выразительность речи у дошкольников

Постигая выразительность речи  у дошкольников

Постигая выразительность речи у дошкольников

Постигая выразительность речи  у дошкольников

Постигая выразительность речи у дошкольников

Постигая выразительность речи  у дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017