Урок 39-40, 9 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата:_____________
Тема: «Построение и исследование физических моделей из курса физики. Проект «Бросание мячика в площадку»»
Цели урока:
Общеобразовательные:
формирование умения исследования физических моделей графическим
методом и методом Подбор параметра;
Ознакомление со способами представления моделирования и формализации;
умение описывать окружающую действительность с помощью
различных информационных объектов;
Развитие умений строить информационные модели различных объектов.
Воспитывающие:
Продолжение формирования и развития информационного видения окружающего мира;
формирование эмоционально-ценностного отношения к результатам
интеллектуального труда.
Развивающие:
овладение основными логическими приемами работы с базовыми
понятиями информатики;
овладение навыками представления объектов окружающей действительности.
Практические:
Умение применять полученные знания, используя программу Microsoft Excel.
Ход урока:
а) организационный момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Тема нашего урока «Построение и исследование физических моделей».
Сегодня, вы узнаете, как можно исследовать физические модели двумя методами: графическим методом и методом Подбор параметра с помощью Microsoft Excel.
б) актуализация знаний
1. Какие бывают модели? Приведите примеры материальных и информационных моделей.
2. Что такое формализация? Приведите примеры формальных моделей.
3. Какие вы можете назвать примеры моделирования в различных областях деятельности?
4. Может ли объект иметь несколько моделей? Если да, то приведите примеры.
5. Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Если да, то приведите примеры.
6. Каковы основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?
7. Какие программные средства обычно используются для создания компьютерных моделей?
в) объяснение нового материала
Построение формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту.
Задача: в процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенно место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.
Качественная описательная модель.
Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:
-мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;
-изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с , следовательно, движение по оси OУ можно считать равноускоренным;
-скорость бросания мячика мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь, следовательно, движение по оси OХ можно считать равномерным.
Формальная модель
Для формализации модели обозначим величины:
-начальную скорость мячика – v0;
-угол бросания мячика - α ;
-высоту стенки - h;
-расстояние до стенки -s.
Используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения для определения координат мячика. Дальность x и высоту y при заданной начальной скорости v0 и угле бросания α для любого момента времени t можно вычислить по следующим формулам:
x= v0 * cos α * t, y= v0*sin α * t - g * t2 / 2
Чтобы определить, попадет ли мячик в стенку, необходимо вычислить его координату у в момент времени, когда он будет находиться на расстоянии s. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s: t = s / (v0*cos α).
Подставляем это значение времени t в формулу для вычисления координаты y. Получаем t - высоту мячика над землей на расстоянии s:
l = s * tg α-g * s2 / (2* v02* cos2 α).
Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты мячика l будет удовлетворять условию в форме неравенства: 0 l h.Если l < 0, то это обозначает «недолет». А если l > h , то это означает «перелет».
1.Для ввода начальной скорости будем использовать ячейку В1, а для ввода угла – ячейку В2.
2. Введем в ячейки А5:А18 значения времени с интервалом 0,2 с. 3. В ячейки В5 и С5 введем формулы:
=$B$1*COS(РАДИАНЫ($B$2))*A5
=$B$1*SIN(РАДИАНЫ($B$2))*A5-4,9*A5*A5
4. Скопируем формулы в ячейки В6:В18 и С6:С18 соответственно.
Визуализируем модель, построив график зависимости
координаты у от координаты х (траекторию движения тела).
5. Построить диаграмму типа График, в которой используется в качестве категории диапазон ячеек С5:С18.
Исследуем модель и определим с заданной точностью 0,10 диапазон изменений угла, который обеспечивает попадание в мишень, находящуюся на расстоянии 30 м и имеющую высоту 1 м, при заданной начальной скорости 18 м/с. Воспользуемся
для этого методом Подбор параметра.
6.Установить для ячеек точность один знак после запятой.
7.Внести в ячейки В21, В22 и В23 значения расстояния до мишени = 30м, начальной скорости =18 м/с и угла = 35 ,
а в ячейку В25 – формулу для вычисления высоты мячика над
поверхностью для заданных начальных условий:
=$B$21*TAN(РАДИАНЫ(В23)) – (9,81*В21^2)/(2*B22^2*COS(РАДИАНЫ(В23))^2)
Для заданных начальных условий определим углы, которые обеспечивают попадание в мишень на высотах 0 и 1 м.
8. Выделить ячейки В25 и ввести команду (Сервис-Подбор параметра). На появившейся диалоговой панели ввести в поле Значение: наименьшую высоту попадания в мишень (0). В поле Изменяя ячейки: ввести адрес ячейки, содержащей значение угла (в данном случае $B$23).
9. В ячейке В23 появится значение 32,6. Повторить процедуру подбора параметра для максимальной высоты попадания в мишень – в ячейке В23 получится число 36,1.
Таким образом, исследование компьютерной модели в электронных таблицах показало, что существует диапазон значений угла бросания от 32,6 до 36,1 , который обеспечивает попадание в мишень высотой 1 м, находящуюся на расстоянии 30 м, мячиком, брошенным со скоростью 18 м/с.
г) закрепление знаний
Задача:
Тело брошено вертикально вверх с некоторой высоты. Определить через какое количество времени тело упадет на поверхность земли.
(построение и исследование физической модели проводится учащимися самостоятельно).
По завершению учащиеся демонстрируют полученные результаты.
Качественная описательная модель.
Если начальная скорость бросания тела v0 существенно меньше первой космической скорости и высота бросания h , существенно меньше радиуса Земли, можно использовать модель, рассмотренную ранее.
Формализованная модель.
Движение по вертикали – равноускоренное, поэтому изменение координаты у в зависимости от времени описывается с помощью формулы:
y = h0 + v0 * t – g * t2 / 2
1.Ввести начальные значения высоты h0 и скорости v0 в ячейки В1 и В2 соответственно.
2. Создадим таблицу значений зависимости координаты от времени. Введем в ячейки А5:А18 значения моментов времени t (в секундах) от 0 до 2,6 с шагом 0,2 с.
3. В ячейки В5 введем формулу уравнения движения: =$B$2+$B$3*A5-4,9*A5^2, в которой использованы абсолютные ссылки на ячейки, содержащие начальные условия.
4. Скопируем формулы в ячейки В6:В18.
5. Построить диаграмму типа График, в которой используется в качестве категории диапазон ячеек В5:В18.
Точка пересечения графика с осью t соответствует времени падения тела (примерно 2,4с).
д) подведение итогов урока:
Итак, ребята, сегодня вы научились исследовать физические модели двумя методами средствами Microsoft Excel. Такое же исследование можно провести, используя язык Visual Basic.
(работы учащихся оцениваются по пятибалльной шкале).
е) домашнее задание:
Проект «Бросание мячика в площадку» в электронных таблицах Microsoft Excel
Аппаратное
и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной
системой
Windows или
Linux.
Цель
работы. Научиться создавать компьютерные модели движения в электронных
таблицах и на языке объектно-ориентированного программирования Visual
Basic.
Задание. Разработать
проект, в котором визуализируется траектория движения тела, брошенного под
углом к горизонту, и выясняется, попадет ли тело в площадку определенной длины,
находящуюся на заданном расстоянии.
Задание. Проект «Бросание мячика в площадку» в электронных таблицах Microsoft Excel
1. В операционной системе Windows запустить
электронные таблицы Microsoft Excel командой [Пуск - Все
программы - Microsoft Office - Microsoft Excel]
Построение траектории движения мячика.
Для ввода начальной скорости и0 бросания мячика будем использовать ячейку В1, а для ввода угла бросания — ячейку В2.
Введем в ячейки А5:А18 значения времени t с интервалом 0,2 с, и вычислим по формулам (2.1) значения координат тела х и y для заданных значений времени.
2. Ввести:
• в ячейку В5 формулу =$В$1*С08(РАДИАНЫ($В$2))*А5;
• в ячейку С5 формулу =$В$1*8Ш(РАДИАНЫ($В$2))*А5-4,9*А5*А5
В электронных таблицах аргументы функций COS() и SIN() задаются в радианах, поэтому необходимо преобразовать значения углов из градусов в радианы с помощью функции РАДИАНЫ().
3. Скопировать введенные формулы в ячейки В6:В18 и С6:С18 соответственно.
Получим в столбце В значения координаты мячика по оси X, а в столбце С — координаты по оси Y, вычисленные для определенных моментов времени.
Координаты мячика в заданные моменты времени
Визуализируем модель, построив график зависимости координаты y от координаты х (траекторию движения тела). Для построения траектории движения мячика используем диаграмму типа График.
4. При построении графика в качестве категорий использовать диапазон ячеек В5:В18, а в качестве значений — диапазон ячеек С5:С18.
![]() |
Траектория движения мячика
5. По полученному графику (траектории движения мячика) можно качественно судить, попадет ли он в площадку при заданных начальных условиях (расстоянии до площадки и ее длины).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.