«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
27.05.2019
Данный методический материал предназначен в помощь педагогам дополнительного образования (педагогам теоретических дисциплин) при изучении темы «Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио».
Данный методический материал предназначен в помощь педагогам дополнительного образования (педагогам теоретических дисциплин) при изучении темы «Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио».
методическая разработка Тритоны.docx
Методическая разработка
занятия по сольфеджио на тему:
«Построение тритонов в натуральных ладах»
Продолжительность занятия – 1 час 20 минут
Место проведения: кабинет
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: Освоить тритоны в натуральных ладах и закрепить на практических
упражнениях теоретические знания, слуховые навыки.
Задачи:
Образовательные
закрепить понятие «тритоны» и освоить их построение в письменном виде в
ладу;
закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой образ тритонов через
активное, самостоятельное воспроизведение их звучания;
познакомить с новыми примерами из музыки разных стилей и жанров;
получить основу для творчества.
Развивающие:
развивать и совершенствовать вокальноинструментальные навыки и
слуховое восприятие;
развивать навыки применения информации в стандартных ситуациях, а
также в ситуациях, требующих творческого подхода и воображения;
способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
Воспитательные:
способствовать воспитанию образноэмоционального восприятия
музыкальных произведений, используемых для изучения тритонов;
воспитать любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом;
воспитать интерес учащихся к самостоятельной работе, творческому Методы обучения: приемы современной педагогической техники,
отвечающие принципам развивающего обучения в сочетании с проблемно
поисковыми и традиционнорепродуктивными и традиционно –
репродуктивными методами.
Методы контроля: групповой, индивидуальный опрос в чередовании.
Оформление, оборудование, инвентарь:
1. Урок проводится в оборудованном аудиотехникой кабине с фортепиано,
нотной доской, доской для наглядных пособий, настольными синтезаторами.
2.Аудиодиски с записью:
П.И. Чайковский «Бабаяга» из сб. «Детский альбом»
«Песня зайца и волка» из м/ф «Ну погоди» муз. Е. Гладкова
3.Ксерокопированный материал для каждого учащегося:
П.И. Чайковский «Бабаяга» (ноты)
Е. Гладков «Песня Зайца и Волка» (ноты)
Портреты П.И. Чайковского и Е. Гладкова
Листыпамятки (правила)
Листы опорных теоретических понятий по теме урока для размещения на
доске
Карточки с интервалами ( Ч4, Ч5, увн.,ум 5)
Бланки «Найти тритон»
Листы с четверостишием «Осень»
№ Ход урока
1
2
Организационный момент
приветствие
Разминка
Учащимся предлагается
вспомнить тему
«Интервалы»:
что такое интервал?
что такое простые
интервалы?
Врем
я
1
Методические рекомендации и
примечания
Словами приветствия настроить
учащихся на спокойствие и
доброжелательность, для
снятия психологического
напряжения. Организация
ситуации успеха и атмосферы
«важности» выполнения
заданий.
Готовые распечатки заданий
экономят время на уроке.
Задание на концентрацию
внимания и четкость слуховой
реакции. 2 величины в интервале?
по звучанию интервалы
бывают?
как называется нижний и
верхний звуки в интервале?
Каждому учащемуся
выпадает бланк с цепочками
из простых интервалов.
Задание – найти и исправить
ошибки на примере
прослушанных.
Подготовка к основному
этапу занятия.
Какая величина
присутствует в названии
интервала? (качественная)
Задание – построить от звука
«до» вверх три тона, назвать
звуки и записать их. Заменить
по правилу энгармонизма
звук с диезом на звук с
бемолем.
– Что получилось? (дофа#,
досоль)
Найдите местоположение
полученных интервалов в
ряду простых интервалов
( между квартой и квинтой)
Основной этап работы в ладу.
Задание – в до мажоре и ля
миноре: письменно
постройте на всех ступенях
лада чистую кварту и
определите на какой ступени
будет строиться ув.4.
Сделайте обращение ув.4 и
определите местонахождение
ум 5.
Какие ступени входят в
3.
4
Активизация внимания
учащихся на название интервала
тритон.
Выстраивание сведений о
составе тритонов. Определение
и сравнение полученных
интервалов по количеству и
качеству, озвучивание названий
интервалов. Во время
выполнения задания учитель не
называет имена тритонов,
учащиеся сами делают выводы и
приходят к определениям –
увеличенная кварта и
уменьшенная квинта. Далее
следует вспомнить правила о
количестве и качестве
интервалов.
Изучение тритонов
целесообразно начинать в До
мажоре и ля миноре.
Поисковая работа.
Учащимся предлагается тритоны? (неустойчивые)
Неустойчивые ступени
требуют разрешения.
По письменной работе
сформируйте новое правило о
построении тритонов в
натуральных ладах.
Задание – пропеть гаммы
Cdur и amoll, ув 4 и ум 5.
Выполнение практических
заданий для закрепления
новой темы:
1. «Найти тритон»
Учащимся раздаются бланки
квартоквантовой цепочки.
Задание – ув 4 обведи
красным карандашом, а ум 5
– синим.
2. Слуховая викторина
(чередование только Ч4, Ч5,
ум 5, ув 4)
3. Досочини музыкальный
ответ.
Задание: досочинить устно
продолжение музыкальной
фразы используя ув 4 или
ум 5 под аккомпанемент
педагога.
Учитель поет:
Листья начали желтеть,
солнце стало хуже греть.
Ученик допевает:
Это осень наступила, нас
дождями окатила.
Анализ применения тритонов
в музыкальных
5
6
самостоятельно обощить новый
материал и составить правило.
Учитель корректирует ответ
Задание на концентрацию
внимания. Можно выполнить
индивидуально и предложить
своему соседу проверить
правильность выполнения
задания.
Используются раздаточные
карточки. Это следует для
выработки самостоятельности,
сконцентрированности на своем
ответе (не возможно услышать
ответ другого ученика) , а также
присутствия игровой ситуации
для эмоционального
раскрепощения.
Творчески – преобразующая
деятельность. Возможность
«высказаться» в звуке.
Добровольность участия.
Учащиеся знакомятся с краткой
историей создания произведений, просматривают
портреты композиторов и дают
характеристику основным
персонажам произведений.
Задание выполняется с нотным
текстом. Происходит освоение
приемов по оптимизации
деятельности: слушаем с
карандашом в руках.
Учащимся раздаются листы
памятки с правилами. На уроке,
в целях экономии времени,
правила под диктовку не
записываем. Листы крепятся в
специальной папке.
произведениях.
Слушают и анализируют
произведения П.И.
Чайковского «Бабаяга» из
сб. «Детский альбом» и
«Песню Зайца и Волка» из
м/ф «Ну, погоди» муз. Е.
Гладкова.
Задание: во время
прослушивания отмечать
карандашом в нотах
найденные и услышанные
тритоны.
Домашнее задание.
1. выучить наизусть правила о
построении тритонов.
2. Письменно построить в
тональностях до 2х знаков –
ув 4 и ум 5. Все играть и петь.
3. № 504,505 петь (отметить
тритоны)
4. Сочинить мелодию в соль
мажоре (натуральном) 2/4 8
тактов, с ув 4. или ум 5.
Завершающий этап урока.
Оценка достижения урока.
Что было новым,
интересным.
Что получилось
Что вызвало затруднения
7
8
Итого : 1 час 20 минут
«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.