«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
Оценка 4.8

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
музыка +1
Взрослым
27.05.2019
«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
Данный методический материал предназначен в помощь педагогам дополнительного образования (педагогам теоретических дисциплин) при изучении темы «Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио». Данный методический материал предназначен в помощь педагогам дополнительного образования (педагогам теоретических дисциплин) при изучении темы «Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио».
методическая разработка Тритоны.docx
Методическая разработка занятия по сольфеджио на тему: «Построение тритонов в натуральных ладах» Продолжительность занятия – 1 час 20 минут Место проведения:  кабинет  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель: Освоить тритоны в натуральных ладах и закрепить на практических  упражнениях теоретические знания, слуховые навыки. Задачи: Образовательные ­ закрепить понятие «тритоны» и освоить их построение в письменном виде в  ладу; ­ закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой образ тритонов через  активное, самостоятельное воспроизведение их звучания; ­ познакомить  с новыми примерами из музыки разных стилей и жанров; ­ получить основу для творчества. Развивающие: ­ развивать и совершенствовать вокально­инструментальные навыки и  слуховое восприятие; ­ развивать навыки применения информации в стандартных ситуациях, а  также в ситуациях, требующих творческого подхода и воображения; ­ способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио». Воспитательные: ­ способствовать воспитанию образно­эмоционального восприятия  музыкальных произведений, используемых для изучения тритонов; ­ воспитать любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом; ­воспитать интерес учащихся к самостоятельной работе, творческому Методы обучения: приемы  современной педагогической техники,  отвечающие принципам развивающего обучения в сочетании с проблемно­ поисковыми и традиционно­репродуктивными и традиционно –  репродуктивными методами. Методы контроля: групповой, индивидуальный опрос в чередовании. Оформление, оборудование, инвентарь:                                                                   1. Урок проводится в оборудованном аудиотехникой кабине с фортепиано,  нотной доской, доской для наглядных пособий, настольными синтезаторами.    2.Аудиодиски с записью:                                                                                            ­П.И. Чайковский «Баба­яга» из сб. «Детский альбом»                                         ­ «Песня зайца и волка» из м/ф «Ну погоди» муз. Е. Гладкова                              3.Ксерокопированный материал для каждого учащегося:                                      ­ П.И. Чайковский «Баба­яга» (ноты)                                                                       ­Е. Гладков «Песня Зайца и Волка» (ноты)                                                              ­Портреты П.И. Чайковского и Е. Гладкова                                                            ­Листы­памятки (правила)                                                                                         ­Листы опорных теоретических понятий по теме урока для размещения на  доске                                                                                                                            ­Карточки с интервалами ( Ч4, Ч5, увн.,ум 5)                                                         ­Бланки «Найти тритон»                                                                                            ­Листы с четверостишием «Осень» № Ход урока 1 2 Организационный момент ­  приветствие Разминка Учащимся предлагается  вспомнить тему  «Интервалы»:                            ­ что такое интервал?               ­ что такое простые  интервалы?                                Врем я 1 Методические рекомендации и  примечания Словами приветствия настроить учащихся на спокойствие и  доброжелательность, для  снятия психологического  напряжения. Организация  ситуации успеха и атмосферы  «важности» выполнения  заданий. Готовые распечатки заданий  экономят время на уроке.  Задание  на концентрацию  внимания и четкость слуховой  реакции. ­ 2 величины в интервале?        ­ по звучанию интервалы  бывают?                                      ­ как называется нижний и  верхний звуки в интервале?     Каждому учащемуся  выпадает бланк с  цепочками  из простых интервалов.  Задание – найти и исправить  ошибки на примере  прослушанных.                          Подготовка к основному  этапу занятия. ­ Какая величина  присутствует в названии  интервала? (качественная) Задание – построить от звука  «до» вверх три тона, назвать  звуки и записать их. Заменить по правилу энгармонизма  звук с диезом на звук с  бемолем.                                    – Что получилось? (до­фа#,  до­соль)                                      ­ Найдите местоположение  полученных интервалов в  ряду простых интервалов         ( между квартой и квинтой) Основной этап работы в ладу. Задание – в до мажоре и ля  миноре: письменно   постройте на всех ступенях  лада чистую кварту и  определите на какой ступени  будет строиться ув.4.  Сделайте обращение ув.4 и  определите местонахождение  ум 5. ­ Какие ступени входят в  3. 4 Активизация внимания  учащихся на название интервала тритон. Выстраивание сведений о  составе тритонов. Определение  и сравнение полученных  интервалов по количеству и  качеству, озвучивание названий  интервалов. Во время  выполнения задания учитель не  называет имена тритонов,  учащиеся сами делают выводы и приходят к определениям –  увеличенная кварта и  уменьшенная квинта. Далее  следует вспомнить правила о  количестве и качестве  интервалов. Изучение тритонов  целесообразно начинать в До  мажоре и ля миноре. Поисковая работа. Учащимся предлагается тритоны? (неустойчивые) ­Неустойчивые ступени  требуют разрешения. ­ По письменной работе  сформируйте новое правило о построении тритонов в  натуральных ладах. Задание – пропеть гаммы         C­dur и  a­moll, ув 4 и ум 5. Выполнение практических  заданий для закрепления  новой темы: 1. «Найти тритон»                     Учащимся раздаются бланки  кварто­квантовой цепочки.  Задание – ув 4 обведи  красным карандашом, а ум 5  – синим. 2. Слуховая викторина  (чередование только Ч4, Ч5,  ум 5, ув 4) 3. Досочини музыкальный  ответ. Задание: досочинить устно  продолжение музыкальной  фразы используя ув 4 или      ум 5 под аккомпанемент  педагога. Учитель поет: ­ Листья начали желтеть,  солнце стало хуже греть. Ученик допевает: ­ Это осень наступила, нас  дождями окатила. Анализ применения тритонов  в музыкальных  5 6 самостоятельно обощить новый  материал и составить правило.  Учитель корректирует ответ Задание на концентрацию  внимания. Можно выполнить  индивидуально и предложить  своему соседу проверить  правильность выполнения  задания.  Используются раздаточные  карточки. Это следует для  выработки самостоятельности,  сконцентрированности на своем  ответе (не возможно услышать  ответ другого ученика) , а также присутствия игровой ситуации  для эмоционального  раскрепощения. Творчески – преобразующая  деятельность. Возможность  «высказаться» в звуке.  Добровольность участия. Учащиеся знакомятся с краткой историей создания произведений, просматривают  портреты композиторов и дают  характеристику основным  персонажам произведений.  Задание выполняется с нотным  текстом. Происходит освоение  приемов по оптимизации  деятельности: слушаем с  карандашом в руках. Учащимся раздаются листы­ памятки с правилами. На уроке, в целях экономии времени,  правила под диктовку не  записываем. Листы крепятся в  специальной папке. произведениях. Слушают и анализируют  произведения П.И.  Чайковского «Баба­яга» из  сб. «Детский альбом» и   «Песню Зайца и Волка» из  м/ф «Ну, погоди» муз. Е.  Гладкова.                                   Задание: во время  прослушивания отмечать  карандашом в нотах  найденные и услышанные  тритоны. Домашнее задание. 1. выучить наизусть правила о построении тритонов. 2. Письменно построить в  тональностях до 2х знаков –  ув 4 и ум 5. Все играть и петь. 3. № 504,505 петь (отметить  тритоны) 4. Сочинить мелодию в соль  мажоре (натуральном) 2/4 8  тактов, с ув 4. или ум 5. Завершающий этап урока. ­ Оценка достижения урока. ­ Что было новым,  интересным. ­Что получилось ­Что вызвало затруднения 7 8 Итого : 1 час 20 минут

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»

«Построение тритонов в натуральных ладах на уроках сольфеджио»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019