Потребители и разрушители экосистемы леса

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – Ознакомить учащихся с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу. – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; приводить примеры организмов разных профессий. – Называть, из чего состоит экосистема. Оборудование: иллюстрации обитателей леса, раздаточный материал (схема леса и гербарные карточки с листьями лесных растений разных ярусов), картины с изображением разных лесов, коллекции насекомых (короеды), плакат «Экосистема леса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_3kl_ur17_+.doc
Окружающий мир (3­й класс) Урок 17.  Глава III. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА  Тема: Потребители и разрушители экосистемы леса Цели: – Ознакомить учащихся с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями  друг к другу. – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; приводить примеры организмов разных профессий.  – Называть, из чего состоит экосистема.  Оборудование: иллюстрации обитателей леса, раздаточный материал (схема леса и гербарные карточки с листьями  лесных растений разных ярусов), картины с изображением разных лесов, коллекции насекомых (короеды), плакат  «Экосистема леса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3­го класса». Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. 3  3 – Какие экосистемы вы знаете? (Озеро, болото, луг, лес.) – Расскажите о них. Чем каждая из них отличается от других? Рассказывают об отличительных особенностях изученных экосистем. – Что с ними происходит со временем? (Озеро превращалось в болото, которое  зарастало и превращалось в луг, который превращался в лес.) –  В чём причина их неустойчивости? (Причина этих превращений – незамкнутый  круговорот веществ.) Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию  из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде  © ООО «Баласс», 2013– Какие связи существуют между живыми организмами в сообществе? (Цепи  питания.) –  Почему производители не могут жить без потребителей? (Потребители  помогают производителям расселяться, а также их опыляют.) –  О какой экосистеме говорили на прошлом уроке? Давайте смоделируем лесную экосистему. Работа с раздаточным материалом. (О лесе. Моделируют.) –  Леса на нашей планете представлены разными видами. Опишите их.  (Рассказывают о разных видах лесов: тайга, лиственные, дубрава, другие.) – О каких организмах вы рассказывали? Как назвать их одним словом? Какую  роль растения играют в лесу? (О растениях. Растения являются  производителями.) –  Почему вы не упомянули животных? Может быть, они в лесу не так важны?    –  На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Какова роль  животных в экосистеме леса?) – Давайте составим план урока. Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети. План (примерный) 3   схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? 4 7 2 3 Работа в группах. Работа в учебнике. – Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока. – Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. Представляют различные цепи питания. © ООО «Баласс», 2013 Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать– Итак, какова роль животных потребителей? (Потребители участвуют в  круговороте веществ.) – Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё? (Да.) – Короеды. Что о них знаете? Почему так названы? Рассмотрите коллекцию.  (Наверно, это животные, питающиеся корой.) – Что произойдёт с растениями, если короед поселится на:   1. молодом, здоровом растении;   2. старом, больном растении. Высказывают различные мнения. – Давайте проверим наше предположение по учебнику, с. 63. (Короеды ускоряют  круговорот веществ в экосистеме.) – А может, ещё они выполняют какую­то роль? Давайте продолжим  исследование. (Животные, например птицы, регулируют круговорот веществ.) – Прочитайте текст на с. 63. Выделите ключевое слово. Как мы можем ответить  на вопрос урока? (Животные экосистемы леса регулируют круговорот веществ.) – Какое это животное? (Показать рисунок дождевого червя.) Узнаёте? Какую  роль он играет в экосистеме? Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Дождевой  червь в экосистеме выполняет роль разрушителей. Микроорганизмы, грибы.) – В каких условиях живут разрушители? ( Им необходимы питательные вещества, влага.) – Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? Что заметили? (В лесу влажно.) – А если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то  как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет?  (Разрушителей в экосистеме будет много, и они справятся со своей работой.  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. Личностные  результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой  ситуацией. 3. Формируем  © ООО «Баласс», 2013Значит, круговорот будет замкнутым.) – Что можно сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая  экосистема). – Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Животные, являясь  потребителями, регулируют круговорот веществ в экосистеме леса.) – Какова была тема урока? (Потребители и разрушители лесной экосистемы.)   – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. 2 1 2  1. Работа в учебнике. Работа в рабочей тетради. – Вопросы на с. 64.  2. Работа в рабочей тетради. – Задания из рабочей тетради на выбор. 3. Написание проверочной работы. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2013 мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию.ТОУУ Возможные ответы на задания проверочной работы № 7. Вариант 1. 1) Необходимый уровень. Производители: ель, берёза, дуб.  Потребители: белка, дятел, мышь, ястреб, лось. Разрушители: дождевой червь,  микробы, белый гриб. Повышенный уровень. На схеме в верхнем ряду слева – производители, справа – потребители, внизу – разрушители. Синие стрелки –  органические вещества, белые – минеральные. Максимальный уровень. Сойки  прячут жёлуди на зиму и помогают дубу расселяться. Деревья лучше, чем травы,  перехватывают солнечные лучи. Жуки­короеды разрушают старые деревья и  освобождают молодым растениям место. Лесные птицы потребляют  размножившихся выше нормы насекомых и спасают деревья. Вариант 2. 1) Необходимый уровень. Производители – сосна, дуб. Потребители –  куница, мышь. Разрушители – грибы, микробы. Повышенный   уровень. Ель – белка  – ястреб (или любые другие обитатели леса). Стрелка – передача органических  веществ. Максимальный уровень. Лесная птица, помогающая дубу расселиться, –  сойка. Съедобный лесной разрушитель – гриб. Многолетнее растение с крупным  твёрдым стеблем, которое называют стволом, – дерево. Лесной потребитель,  запасающий орехи и грибы, – белка. Мелкие животные, повреждающие кору  деревьев, – жуки­короеды, древоточцы и др.   Чтение текста темы 16. 4 – При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. © ООО «Баласс», 2013– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2013