Поурочное планирование по теме "Гласные и согласные звуки" (1 класс)

  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 11.Гласные и согласные звуки.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Гласные и согласные звуки»

 (стр. 15, 2023 год)

Цели урока:

- Формировать умение различать гласные и согласные звуки.

- Развивать фонематический слух учащихся.

- Способствовать развитию навыков звукового анализа слов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Проявление интереса к изучению родного языка.

- Осознание важности правильного произношения звуков для успешного общения.

Метапредметные результаты:

- Умение сравнивать и группировать звуки по заданному критерию (гласные/согласные).

- Умение использовать знаково-символические средства для обозначения гласных и согласных звуков.

- Умение формулировать простые выводы на основе прослушанного материала.

Предметные результаты:

- Умение различать гласные и согласные звуки на слух.

- Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие).

- Умение проводить звуковой анализ простых слов: определять количество звуков, последовательность звуков в слове.

- Умение читать слоги-слияния с изученными буквами.

                                                         Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в волшебное путешествие в мир звуков. Закройте глаза и представьте, что вы оказались на летней полянке. Что вы слышите?

(Дети отвечают: пение птиц, жужжание пчел, шелест листьев)

-Отлично! А теперь откройте глаза и посмотрите на картинку на странице 15. Что вы на ней видите?

(Дети отвечают: дети играют, речка, деревья, солнце)

-Молодцы! Давайте произнесем слово "лето". Все ли звуки в этом слове одинаковые?

(Предполагаемые ответы детей: нет, они разные)

-Верно! Как вы думаете, почему звуки разные?

(Возможные ответы детей: потому что они по-разному произносятся)

-Правильно! О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о разных звуках, о том, как звуки отличаются друг от друга)

-Молодцы! Наша цель - научиться различать два вида звуков: гласные и согласные.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, давайте еще раз произнесем слово "лето" и прислушаемся к каждому звуку.

(Дети произносят: лето)

-Какой первый звук вы слышите?

(Дети отвечают: [л])

-А теперь произнесите только [л]. Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?

(Дети отвечают: язык прижимается к верхним зубам)

-Теперь произнесите второй звук в слове "лето".

(Дети произносят: [э])

-Что вы чувствуете, когда произносите [э]?

(Дети отвечают: рот открыт, язык свободен)

Этап 3. Актуализация знаний

-Давайте произнесём эти звуки [а], [о], [у], [и].

(Дети произносят звуки)

-Что общего у этих звуков?

(Ответы детей: их легко тянуть, поем)

-Правильно! Эти звуки называются гласными. А теперь произнесите [м], [н], [р], [с].

(Дети произносят звуки)

-Чем эти звуки отличаются от гласных?

(Ответы детей: их нельзя тянуть, что-то мешает)

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Звуки, которые мы можем петь, тянуть, называются гласными. Их легко произносить, ничто не мешает выходить воздуху. Давайте вместе назовем гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

-А звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду - зубы, губы, язык - называются согласными. Их нельзя петь. Например: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли разницу между гласными и согласными звуками. Я буду произносить звуки, а вы поднимайте руку, если услышите гласный звук.

-[а] (дети поднимают руки)

-[м] (дети не поднимают руки)

-[о] (дети поднимают руки)

-[с] (дети не поднимают руки)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите гласный звук.

-Лето (Дети хлопают на [э] и [о])

-Дети (Дети хлопают на [э] и [и])

-Речка (Дети хлопают на [э] и [а])

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, где в жизни нам может пригодиться умение различать гласные и согласные звуки?

(Ответы детей: чтобы правильно говорить, чтобы научиться читать и писать)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

-О чем мы сегодня говорили? (Ответ: о гласных и согласных звуках)

-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответ: гласные можно петь, а согласные нет)

-А теперь давайте проведем рефлексию. Я покажу вам карточки с изображением солнышка, тучки и солнышка с тучкой. Если вам было всё понятно и интересно на уроке, поднимите руку, когда я покажу солнышко. Если было трудно - когда покажу тучку. А если понятно, но не всё - когда покажу солнышко с тучкой.

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о звуках?