Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: «Гласные и согласные звуки»
(стр. 15, 2023 год)
Цели урока:
- Формировать умение различать гласные и согласные звуки.
- Развивать фонематический слух учащихся.
- Способствовать развитию навыков звукового анализа слов.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Проявление интереса к изучению родного языка.
- Осознание важности правильного произношения звуков для успешного общения.
Метапредметные результаты:
- Умение сравнивать и группировать звуки по заданному критерию (гласные/согласные).
- Умение использовать знаково-символические средства для обозначения гласных и согласных звуков.
- Умение формулировать простые выводы на основе прослушанного материала.
Предметные результаты:
- Умение различать гласные и согласные звуки на слух.
- Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие).
- Умение проводить звуковой анализ простых слов: определять количество звуков, последовательность звуков в слове.
- Умение читать слоги-слияния с изученными буквами.
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в волшебное путешествие в мир звуков. Закройте глаза и представьте, что вы оказались на летней полянке. Что вы слышите?
(Дети отвечают: пение птиц, жужжание пчел, шелест листьев)
-Отлично! А теперь откройте глаза и посмотрите на картинку на странице 15. Что вы на ней видите?
(Дети отвечают: дети играют, речка, деревья, солнце)
-Молодцы! Давайте произнесем слово "лето". Все ли звуки в этом слове одинаковые?
(Предполагаемые ответы детей: нет, они разные)
-Верно! Как вы думаете, почему звуки разные?
(Возможные ответы детей: потому что они по-разному произносятся)
-Правильно! О чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы детей: о разных звуках, о том, как звуки отличаются друг от друга)
-Молодцы! Наша цель - научиться различать два вида звуков: гласные и согласные.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Ребята, давайте еще раз произнесем слово "лето" и прислушаемся к каждому звуку.
(Дети произносят: лето)
-Какой первый звук вы слышите?
(Дети отвечают: [л])
-А теперь произнесите только [л]. Что вы чувствуете, когда произносите этот звук?
(Дети отвечают: язык прижимается к верхним зубам)
-Теперь произнесите второй звук в слове "лето".
(Дети произносят: [э])
-Что вы чувствуете, когда произносите [э]?
(Дети отвечают: рот открыт, язык свободен)
Этап 3. Актуализация знаний
-Давайте произнесём эти звуки [а], [о], [у], [и].
(Дети произносят звуки)
-Что общего у этих звуков?
(Ответы детей: их легко тянуть, поем)
-Правильно! Эти звуки называются гласными. А теперь произнесите [м], [н], [р], [с].
(Дети произносят звуки)
-Чем эти звуки отличаются от гласных?
(Ответы детей: их нельзя тянуть, что-то мешает)
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Звуки, которые мы можем петь, тянуть, называются гласными. Их легко произносить, ничто не мешает выходить воздуху. Давайте вместе назовем гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
-А звуки, при произнесении которых воздух встречает преграду - зубы, губы, язык - называются согласными. Их нельзя петь. Например: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].
2) Проверка первичного усвоения
-Давайте проверим, как вы поняли разницу между гласными и согласными звуками. Я буду произносить звуки, а вы поднимайте руку, если услышите гласный звук.
-[а] (дети поднимают руки)
-[м] (дети не поднимают руки)
-[о] (дети поднимают руки)
-[с] (дети не поднимают руки)
Этап 5. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите гласный звук.
-Лето (Дети хлопают на [э] и [о])
-Дети (Дети хлопают на [э] и [и])
-Речка (Дети хлопают на [э] и [а])
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А теперь давайте подумаем, где в жизни нам может пригодиться умение различать гласные и согласные звуки?
(Ответы детей: чтобы правильно говорить, чтобы научиться читать и писать)
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:
-О чем мы сегодня говорили? (Ответ: о гласных и согласных звуках)
-Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Ответ: гласные можно петь, а согласные нет)
-А теперь давайте проведем рефлексию. Я покажу вам карточки с изображением солнышка, тучки и солнышка с тучкой. Если вам было всё понятно и интересно на уроке, поднимите руку, когда я покажу солнышко. Если было трудно - когда покажу тучку. А если понятно, но не всё - когда покажу солнышко с тучкой.
-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Что нового вы узнали о звуках?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.