Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: «Отработка умения проводить звуковой анализ слова»
(стр. 18-19, 2023 год)
Цели урока:
- Формировать умение проводить звуковой анализ слова
- Развивать фонематический слух учащихся
- Учить различать гласные и согласные звуки
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявление интереса к изучению русского языка
- Осознание важности чтения для саморазвития
Предметные:
- Различать гласные и согласные звуки
- Определять последовательность звуков в слове
- Характеризовать звуки (гласный/согласный)
- Проводить звуковой анализ простых слов
Метапредметные:
- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
- Работать в паре, группе, оценивать свою работу
- Отвечать на вопросы учителя, строить понятные высказывания
- Осуществлять анализ объектов (звуков, слов)
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинку на странице 18. Кого вы на ней видите?
(Дети отвечают: гномов, сказочных человечков)
-Молодцы! А что делают эти сказочные человечки?
(Ответы детей: убирают, готовят, накрывают на стол)
-Верно! Давайте прочитаем, что написано вверху страницы.
(Учитель читает: "Повторение - мать учения")
-Как вы думаете, что это значит?
(Возможные ответы детей: нужно повторять, чтобы лучше запомнить)
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Правильно! Сегодня мы будем повторять и узнавать новое о звуках и словах. Давайте вспомним, из чего состоит предложение?
(Дети отвечают: из слов)
-А на какие части делятся слова?
(Дети отвечают: на слоги)
-Молодцы! А как найти ударный слог?
(Дети могут затрудниться с ответом)
-Не переживайте, если пока не знаете. Сегодня мы это обязательно выясним!
Этап 3. Актуализация знаний
-Давайте поиграем. Я буду показывать на предметы на картинке, а вы будете их называть, но особенным образом - разделяя слово на слоги. Например: сто-лик. Попробуем?
(Учитель показывает на предметы, дети называют: чаш-ка, ве-ник, цве-ты)
-Отлично! А теперь давайте посчитаем, сколько слогов в каждом слове.
(Дети считают слоги)
-Молодцы! А сейчас посмотрите на вторую картинку, она странице 19 . Что там написано внизу?
(Учитель читает: "Слогов в слове столько, сколько гласных звуков")
-Давайте проверим это правило на наших словах! Учитель показывает примеры, записывая на доске.
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Теперь давайте научимся находить ударный слог. Произнесите слово "столик" так, будто вы зовете кого-то издалека.
(Дети произносят: стоООлик)
-Какой слог мы произнесли громче?
(Дети отвечают: вторрой - "лик")
-Этот слог и будет ударным! Давайте попробуем найти ударный слог в других словах.
(Учитель и дети определяют ударение в словах: чашка, веник, цветы)
2) Проверка первичного усвоения
-А теперь посмотрим на схемы под картинкой с насекомыми. Это модели слов. Красным цветом обозначены гласные звуки, синим - согласные. Давайте попробуем "прочитать" эти модели.
(Дети с помощью учителя определяют, каким словам соответствуют модели: муха, жук)
Этап 5. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте сами составим модели слов. Выберем несколько предметов с картинки и нарисуем для них схемы.
(Учитель вместе с детьми составляет схемы для слов: стол, чашка, веник)
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А сейчас представьте, что вы помощники гномов. Вам нужно расставить предметы на столе, но названия предметов зашифрованы в виде схем. Попробуем угадать, что гномы хотят поставить на стол?
(Учитель показывает схемы слов: чашка, ложка, тарелка, чайник)
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:
-Из чего состоит предложение? (Ответ: из слов)
-На какие части делятся слова? (Ответ: на слоги)
-Как узнать, сколько в слове слогов? (Ответ: посчитать гласные звуки)
-Как найти ударный слог? (Ответ: произнести слово громко, как будто зовем кого-то)
-А теперь давайте проведем рефлексию. Представьте, что вы гномики с нашей картинки. Если вам было очень интересно и всё понятно - поднимите руки вверх, будто вы достаете до верхней полки шкафа. Если урок понравился, но что-то осталось непонятным - разведите руки в стороны, как будто вы накрываете на стол. Если было скучно и непонятно - опустите руки вниз, словно подметаете пол.
-Кто тянется вверх? Что вам понравилось больше всего?
-Кто "накрывает на стол"? Что было не совсем понятно?
-Кто "подметает пол"? Что вызвало затруднения?
-Что нового вы узнали о звуках и словах?
Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.