Поурочное планирование по теме "Отработка умения проводить звуковой анализ слова" (1 класс)

  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 14.Отработка умения проводить звуковой анализ слова.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Отработка умения проводить звуковой анализ слова»

 (стр. 18-19, 2023 год)

Цели урока:

- Формировать умение проводить звуковой анализ слова

- Развивать фонематический слух учащихся

- Учить различать гласные и согласные звуки

Планируемые результаты:

Личностные:

- Проявление интереса к изучению русского языка

- Осознание важности чтения для саморазвития

Предметные:

- Различать гласные и согласные звуки

- Определять последовательность звуков в слове

- Характеризовать звуки (гласный/согласный)

- Проводить звуковой анализ простых слов

Метапредметные:

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- Работать в паре, группе, оценивать свою работу

- Отвечать на вопросы учителя, строить понятные высказывания

- Осуществлять анализ объектов (звуков, слов)

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинку на странице 18. Кого вы на ней видите?

(Дети отвечают: гномов, сказочных человечков)

-Молодцы! А что делают эти сказочные человечки?

(Ответы детей: убирают, готовят, накрывают на стол)

-Верно! Давайте прочитаем, что написано вверху страницы.

(Учитель читает: "Повторение - мать учения")

-Как вы думаете, что это значит?

(Возможные ответы детей: нужно повторять, чтобы лучше запомнить)

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Правильно! Сегодня мы будем повторять и узнавать новое о звуках и словах. Давайте вспомним, из чего состоит предложение?

(Дети отвечают: из слов)

-А на какие части делятся слова?

(Дети отвечают: на слоги)

-Молодцы! А как найти ударный слог?

(Дети могут затрудниться с ответом)

-Не переживайте, если пока не знаете. Сегодня мы это обязательно выясним!

Этап 3. Актуализация знаний

-Давайте поиграем. Я буду показывать на предметы на картинке, а вы будете их называть, но особенным образом - разделяя слово на слоги. Например: сто-лик. Попробуем?

(Учитель показывает на предметы, дети называют: чаш-ка, ве-ник, цве-ты)

-Отлично! А теперь давайте посчитаем, сколько слогов в каждом слове.

(Дети считают слоги)

-Молодцы! А сейчас посмотрите на вторую картинку, она странице 19 . Что там написано внизу?

(Учитель читает: "Слогов в слове столько, сколько гласных звуков")

-Давайте проверим это правило на наших словах! Учитель показывает примеры, записывая на доске.

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Теперь давайте научимся находить ударный слог. Произнесите слово "столик" так, будто вы зовете кого-то издалека.

(Дети произносят: стоООлик)

-Какой слог мы произнесли громче?

(Дети отвечают: вторрой - "лик")

-Этот слог и будет ударным! Давайте попробуем найти ударный слог в других словах.

(Учитель и дети определяют ударение в словах: чашка, веник, цветы)

2) Проверка первичного усвоения

-А теперь посмотрим на схемы под картинкой с насекомыми. Это модели слов. Красным цветом обозначены гласные звуки, синим - согласные. Давайте попробуем "прочитать" эти модели.

(Дети с помощью учителя определяют, каким словам соответствуют модели: муха, жук)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте сами составим модели слов. Выберем несколько предметов с картинки и нарисуем для них схемы.

(Учитель вместе с детьми составляет схемы для слов: стол, чашка, веник)

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А сейчас представьте, что вы помощники гномов. Вам нужно расставить предметы на столе, но названия предметов зашифрованы в виде схем. Попробуем угадать, что гномы хотят поставить на стол?

(Учитель показывает схемы слов: чашка, ложка, тарелка, чайник)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

-Из чего состоит предложение? (Ответ: из слов)

-На какие части делятся слова? (Ответ: на слоги)

-Как узнать, сколько в слове слогов? (Ответ: посчитать гласные звуки)

-Как найти ударный слог? (Ответ: произнести слово громко, как будто зовем кого-то)

-А теперь давайте проведем рефлексию. Представьте, что вы гномики с нашей картинки. Если вам было очень интересно и всё понятно - поднимите руки вверх, будто вы достаете до верхней полки шкафа. Если урок понравился, но что-то осталось непонятным - разведите руки в стороны, как будто вы накрываете на стол. Если было скучно и непонятно - опустите руки вниз, словно подметаете пол.

-Кто тянется вверх? Что вам понравилось больше всего?

-Кто "накрывает на стол"? Что было не совсем понятно?

-Кто "подметает пол"? Что вызвало затруднения?

-Что нового вы узнали о звуках и словах?

Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!