Поурочное планирование по теме "Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове" (1 класс)

  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 8.Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове»

 (стр. 12, 2023 год)

Цели урока:

- Формировать умение проводить звуковой анализ слова

- Научить выделять гласные звуки в слове

- Развивать фонематический слух учащихся

Планируемые результаты:

Личностные:

- Проявление интереса к изучению родного языка

- Осознание языка как основного средства человеческого общения

Предметные:

- Различать звуки и буквы

- Характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные)

- Проводить звуковой анализ простых слов

- Выделять гласные звуки в слове

Метапредметные:

- Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

- Владеть элементарными умениями анализа текста

- Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, схема)

- Использовать различные способы поиска информации в соответствии с познавательной задачей

                                                         Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на картинку. Что вы на ней видите?

(Дети отвечают: дети играют, качели, песочница, мяч)

-Молодцы! А что делают дети на картинке?

(Ответы детей: играют, качаются, строят в песочнице)

-Отлично! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: об играх, о детях, о словах)

-Верно! Мы будем говорить о словах. А как вы думаете, из чего состоят слова?

(Возможные ответы детей: из букв, из звуков)

-Правильно, слова состоят из звуков. Значит, тема нашего урока: "Звуки в словах". А чему, по-вашему, мы должны научиться сегодня?

(Предполагаемые ответы детей: различать звуки, находить звуки в словах)

-Молодцы! Наша цель - научиться проводить звуковой анализ слова и выделять гласные звуки.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, давайте разберемся, что такое звуки. Звуки - это то, что мы произносим и слышим. В словах есть разные звуки: гласные и согласные.

-Давайте попробуем. Произнесите слово "мяч".

(Дети произносят: мяч)

-Хорошо! В этом слове мы слышим три звука: [м], [а], [ч']. Звук [а] - гласный, его легко тянуть: а-а-а. А звуки [м] и [ч'] - согласные, их нельзя тянуть.

Этап 3. Актуализация знаний

-Скажите, какие еще предметы для игр вы видите на картинке?

(Ответы детей: качели, песочница, лопатка, ведерко)

-Молодцы! Теперь давайте попробуем определить, какие звуки есть в этих словах. Я буду называть слово, а вы будете громко произносить первый звук.

-Качели (Дети: [к])

-Песок (Дети: [п])

-Лопатка (Дети: [л])

-Ведро (Дети: [в])

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Теперь давайте научимся находить гласные звуки в словах. Гласные звуки - это звуки, которые можно петь, тянуть. Их можно произносить громко и тихо.

-Давайте попробуем найти гласные звуки в слове "мяч". Произнесем его медленно: м-я-ч.

-Какой звук мы можем тянуть? (Ответы детей: [а])

-Правильно! [а] - это гласный звук.

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду называть слова, а вы будете хлопать в ладоши, когда услышите гласный звук:

-Мяч (Дети хлопают на [а])

-Дом (Дети хлопают на [о])

-Кит (Дети хлопают на [и])

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поработаем со словами, которые мы видим на картинке. Нужно назвать все гласные звуки в этих словах.

-Качели (Ответы детей: [а], [э])

-Песок (Ответы детей: [э], [о])

-Мальчик (Ответы детей: [а], [и])

-Девочка (Ответы детей: [э], [о], [а])

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, как мы можем использовать умение находить звуки в словах в жизни. Когда вы учите новые слова, как вам может помочь умение различать звуки?

(Ответы детей: легче запомнить слова, правильно их произносить)

-Правильно! Видите, как знание о звуках помогает нам красиво и правильно говорить?

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

-Из чего состоят слова? (Ответ: из звуков)

-Какие бывают звуки? (Ответ: гласные и согласные)

-Как мы определяем гласные звуки? (Ответ: их можно тянуть, петь)

-А теперь давайте проведем рефлексию. Я покажу вам картинки с эмоциями. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению после урока:

(Учитель показывает картинки с улыбающимся, нейтральным и грустным лицом)

-Поднимите руку те, кто выбрал улыбающееся лицо.

-Кто выбрал нейтральное лицо?

-Есть ли те, кто выбрал грустное лицо?

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о звуках?

Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!