Поурочное планирование по теме "Слушание литературного произведения о Родине. "Наше Отечество" (1 класс)

  • Работа в классе
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 4.Слушание литературного произведения о Родине..docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Слушание литературного произведения о Родине. На примере произведения К.Д.Ушинского «Наше Отечество»

Цели урока:

- Познакомить учащихся с произведением К. Ушинского "Наше Отечество"

- Формировать представление о Родине, воспитывать чувство патриотизма

- Развивать навыки слушания и понимания литературного текста

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности

- Становление ценностного отношения к своей Родине - России

- Проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуры Российской Федерации

Метапредметные результаты:

- Умение слушать и понимать прочитанное произведение

- Способность отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста

- Умение высказывать свое мнение о прочитанном, используя простые речевые средства

Предметные результаты:

- Понимание содержания прослушанного произведения о Родине

- Умение отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения

- Способность определять основную мысль прослушанного текста

- Умение характеризовать поступки героев (при наличии) или описывать события, упомянутые в тексте

                                                         Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с игры. Я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите то, что есть в России.

Учитель называет: море, пустыня, береза, пальма, медведь, слон, матрешка, пирамида, балалайка, кенгуру.

(Дети хлопают на словах: море, береза, медведь, матрешка, балалайка)

-Молодцы! А теперь скажите, почему вы хлопали именно на эти слова?

(Ответы детей: потому что это есть в России, это символы нашей страны)

-Верно! А как одним словом можно назвать страну, в которой мы живем?

(Ответы детей: Родина, Отечество)

-Отлично! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о России, о нашей Родине)

-Правильно! Тема нашего урока: "Наша Родина - Россия". А чему, по-вашему, мы должны научиться сегодня?

(Предполагаемые ответы детей: узнать больше о нашей стране, понять, почему важно любить Родину)

-Молодцы! Наша цель - познакомиться с произведением о Родине и понять, почему мы называем Россию Отечеством.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, сегодня мы познакомимся с замечательным произведением о нашей Родине. Его написал известный русский писатель Константин Дмитриевич Ушинский. Произведение называется "Наше Отечество". Как вы думаете, почему автор использовал слово "Отечество"?

(Ответы детей: потому что это наша страна, наш дом)

-Хорошо! Давайте послушаем это произведение и узнаем, почему Россию называют Отечеством.

Этап 3. Актуализация знаний

-Прежде чем мы начнем слушать, давайте вспомним, что мы уже знаем о нашей стране. Какие города России вы знаете?

(Ответы детей: Москва, Санкт-Петербург, Казань и т.д.)

-Отлично! А какие реки России вы можете назвать?

(Ответы детей: Волга, Енисей, Лена и т.д.)

-Молодцы! Теперь мы готовы узнать что-то новое о нашей Родине.

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

(Учитель читает произведение К.Д. Ушинского "Наше Отечество")

     «Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...»

-Ребята, давайте разберемся, почему автор называет Россию тремя словами: Отечество, Родина и мать?

(Ответы детей: потому что здесь жили наши предки, мы здесь родились, она нас защищает)

-Правильно! Ушинский говорит, что Россия - это Отечество, потому что здесь жили наши отцы и деды, на территории России. Родина - потому что мы здесь родились. А матерью он называет Россию, потому что она заботится о нас, как мама: кормит, поит, учит русскому языку и защищает.

-Что автор говорит о размерах нашей страны?

(Ответы детей: она очень большая, находится в двух частях света)

-Верно! Россия - самая большая страна в мире. Она настолько велика, что расположена сразу в двух частях света - в Европе и в Азии.

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте:

- Почему мы называем Россию Отечеством? (Ответ: потому что здесь жили наши предки)

- Почему мы называем Россию Родиной? (Ответ: потому что мы здесь родились)

- Почему Россию называют матерью? (Ответ: потому что она заботится о нас, как мама)

- В каких частях света расположена Россия? (Ответ: в Европе и Азии)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поиграем в игру "Мы - часть России". Я буду показывать картинки, а вы будете говорить, как это связано с нашей Родиной.

(Учитель показывает картинки с изображением хлебного поля, леса, школы, семьи)

(Примерные ответы детей: "Хлебное поле кормит нас, как Родина-мать", "Лес - богатство нашей страны", "В школе мы учим русский язык", "Семья - это маленькая частица нашей большой Родины")

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, как мы можем показать свою любовь к Родине каждый день? Что мы можем делать, чтобы наша страна гордилась нами?

(Ответы детей: хорошо учиться, помогать другим, беречь природу, знать историю страны)

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наше путешествие по родной стране подходит к концу. Давайте вспомним:

- Как называется произведение, которое мы сегодня слушали? (Ответ: "Наше Отечество")

- Кто его автор? (Ответ: Константин Дмитриевич Ушинский)

- Почему важно любить свою Родину? (Ответ: потому что она наш дом, она заботится о нас)

-А теперь давайте проведем рефлексию. Представьте, что мы все вместе создаем картину России. Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, нарисуйте в солнышко. Если урок был интересным, но вы что-то не поняли, нарисуйте облачко. А если урок показался вам сложным, нарисуйте дождик.

(Дети "рисуют" на листочках)

-Посмотрите, какую прекрасную картину нашей Родины мы создали все вместе! В ней есть и солнце, и облака, и дождь - как и в настоящей России.

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о нашей Родине?

-О чем бы вы хотели узнать подробнее на следующем уроке?

Спасибо за внимание и активную работу! Помните, что любовь к Родине начинается с малого - с любви к своей семье, своему дому, своему городу. Давайте беречь и любить нашу прекрасную страну!