Поурочное планирование 3 класс литературное чтение .Школа России 2019

  • Документация
  • doc
  • 05.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Поурочное планирование 3 класс литературное чтение .Школа России 2019 Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом МОиН РФ 06.10.2009 г.), учебнику «Литературное чтение», 3 класс (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. - М.: Просвещение, 2013).
Иконка файла материала литер..doc
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ  3 КЛАСС Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной  программы «Литературное   чтение»   Л.Ф.Климановой,   М.В.Бойкиной;  соответствует   Федеральному   государственному   образовательному   стандарту   начального общего   образования   (утвержден   приказом     МОиН   РФ   06.10.2009   г.),     учебнику   «Литературное   чтение»,   3   класс   (Л.Ф.Климанова,   В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. ­ М.: Просвещение, 2013).  Пояснительная записка Программа   разработана   на   основе   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно­нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно­творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.  Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно­нравственное и эстетическое содержание которых активно   влияет   на   чувства,   сознание   и   волю   читателя,   способствует   формированию   личных   качеств,   соответствующих   национальным   и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.Важнейшим   аспектом   литературного   чтения   является   формирование   навыка   чтения   и   других   видов   речевой   деятельности   учащихся.   Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать   собственное   мнение,   строить   монолог   в   соответствии   с   речевой   задачей,   работать   с   различными   видами   текстов,   самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На   уроках   литературного   чтения   формируется   читательская   компетентность,   помогающая   младшему   школьнику   осознать   себя   грамотным читателем,   способным   к   использованию   читательской   деятельности   для   своего   самообразования.   Грамотный   читатель   обладает   потребностью   в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.          Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на   словесно­образную   природу   художественного   произведения,   на   отношение   автора   к   героям   и   окружающему   миру,   на   нравственные   проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.          Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. Общая характеристика курса  «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Раздел  «Круг   детского   чтения»  включает   произведения   устного   творчества   народов   России   и   зарубежных   стран,   произведения   классиков отечественной  и  зарубежной  литературы   и  современных  писателей   России   и  других  стран (художественные   и  научно­познавательные).   Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально­нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел  «Виды   речевой   и  читательской   деятельности»  включает   все   виды   речевой   и   читательской   деятельности   (умение   читать,   слушать, говорить   и   писать)   и   работу   с   разными   видами   текстов.   Раздел   направлен   на   формирование   речевой   культуры   учащихся,   на   совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык   чтения.   На   протяжения   четырёх   лет   обучения   меняются   приёмы   овладения   навыком   чтения:   сначала   идёт   освоение   целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов   в   предложения.   Увеличивается   скорость   чтения   (беглое   чтение),   постепенно   вводится   чтение   про   себя   с   воспроизведением   содержанияпрочитанного. Учащиеся  постепенно овладевают  рациональными  приёмами  чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими  и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно   с   формированием   навыка   беглого,   осознанного   чтения   ведётся   целенаправленная   работа   по   развитию   умения   постигать   смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование   устной   речи   (умения  слушать  и  говорить)   проводится   параллельно   с   обучением   чтению.   Совершенствуются   умения воспринимать   на   слух   высказывание   или   чтение   собеседника,   понимать   цели   речевого   высказывания,   задавать   вопросы   по   услышанному   или прочитанному   произведению,   высказывать   свою   точку   зрения.   Усваиваются   продуктивные   формы   диалога,   формулы   речевого   этикета   в  условиях учебного   и   внеучебного   общения.   Знакомство   с   особенностями   национального   этикета   и   общения   людей   проводится   на   основе   литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения. Особое место в программе отводится  работе с текстом художественного произведения.  На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно­познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.  Программой   предусмотрена  литературоведческая   пропедевтика.   Учащиеся   получают   первоначальные   представления   о   главной   теме,   идее (основной   мысли)   читаемого   литературного   произведения,   об   основных   жанрах   литературных   произведений   (рассказ,   стихотворение,   сказка), особенностях   малых   фольклорных   жанров   (загадка,   пословица,   считалка,   прибаутка).   Дети   учатся   использовать   изобразительные   и   выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).  При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно­ познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово   становится   объектом   внимания   читателя   и   осмысливается   как   средство   создания   словесно­художественного   образа,   через   который   автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность  художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети  осваивают  разные виды  пересказов  художественного  текста: подробный  (с использованием  образных  слов и  выражений),  выборочный  и краткий (передача основных мыслей). На   основе   чтения   и   анализа   прочитанного   текста   учащиеся   осмысливают   поступки,   характер   и   речь   героя,   составляют   его   характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно­нравственный смысл прочитанного произведения.Раздел  «Опыт творческой деятельности»  раскрывает  приёмы  и способы  деятельности,  которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно­чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно­эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного   рисования,   инсценирования   и   декламации,   выступают   в   роли   актёров,   режиссёров   и   художников.   Они   пишут   изложения   и   сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. Место курса «Литературное чтение» в учебном плане Курс «Литературное чтение» рассчитан в 3 классе на 136 ч (4 ч в неделю). Результаты изучения курса Реализация   программы   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы   следующих   личностных,   метапредметных   и   предметных результатов. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3)  воспитание   художественно­эстетического   вкуса,   эстетических   потребностей,   ценностей   и   чувств   на   основе   опыта   слушания   и   заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4)  развитие этических чувств, доброжелательности  и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;  7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10)  наличие   мотивации   к   творческому   труду   и   бережному   отношению   к   материальным   и   духовным   ценностям,   формирование   установки   на безопасный, здоровый образ жизни.Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково­символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7)  использование  различных способов поиска  учебной информации  в справочниках, словарях, энциклопедиях  и интерпретации  информации  в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8)  овладение   навыками   смыслового   чтения   текстов   в   соответствии   с   целями   и   задачами,   осознанного   построения   речевого   высказывания   в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно­ следственных связей, построения рассуждений; 10)  готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать   различные   точки   зрения   и   право   каждого   иметь   и   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2)  осознание   значимости   чтения   для   личного   развития;   формирование   представлений   о   Родине   и   её   людях,   окружающем   мире,   культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3)  достижение  необходимого для продолжения  образования уровня читательской  компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением   вслух   и   про   себя,   элементарными   приёмами   анализа   художественных,   научно­познавательных   и   учебных   текстов   с   использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5)  умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу,   пользоваться   справочными   источниками   для   понимания   и   получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно­следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7)  умение   работать   с   разными   видами   текстов,   находить   характерные   особенности   научно­познавательных,   учебных   и   художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно­творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Содержание курса Виды речевой и читательской деятельности Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   прослушанного   произведения,   определение   последовательности   событий,   осознание   цели   речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно­познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно­речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического   слуха.   Воспитание   эстетической   отзывчивости   на   произведение.   Умение   самостоятельно   подготовиться   к   выразительному   чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно­популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.Самостоятельное   определение   темы   и   главной   мысли   произведения   по   вопросам   и   самостоятельное   деление   текста   на   смысловые   части,   их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно­изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно­иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга­произведение, книга­сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный   выбор   книг   на   основе   рекомендательного   списка,   алфавитного   и   тематического   каталога.   Самостоятельное   пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.  Работа с текстом художественного произведения Определение   особенностей   художественного   текста:   своеобразие   выразительных   средств   языка   (с   помощью   учителя).   Понимание   заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно­эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика   героя   произведения   с   использованием   художественно­выразительных   средств   данного   текста.   Нахождение   в   тексте   слов   и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии   или   по   контрасту.   Характеристика   героя   произведения:   портрет,   характер,   выраженные   через   поступки   и   речь.   Выявление   авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный   выборочный   пересказ   по   заданному   фрагменту:   характеристика   героя   произведения   (выбор   слов,   выражений   в   тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие   наблюдательности   при   чтении   поэтических   текстов.   Развитие   умения   предвосхищать   (предвидеть)   ход   развития   сюжета, последовательности событий. Работа с научно­популярным, учебным и другими текстамиПонимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно­популярного текстов (передача   информации).   Знакомство   с   простейшими   приёмами   анализа   различных   видов   текста:   установление   причинно­следственных   связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы  по тексту; внимательно  выслушивать,  не перебивая,  собеседника  и в вежливой  форме  высказывать  свою точку зрения по обсуждаемому произведению   (художественному,   учебному,   научно­познавательному).   Умение   проявлять   доброжелательность   к   собеседнику.   Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно­популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини­сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Письмо (культура письменной речи) Круг детского чтения Знакомство с культурно­историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ ционального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика  чтения  обогащена  введением  в круг чтения  младших школьников мифов  Древней  Греции,  житийной  литературы  и  произведений  о защитниках и подвижниках Отечества.Книги   разных   видов:   художественная,   историческая,   приключенческая,   фантастическая,   научно­популярная,   справочно­энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная   ориентировка   в   литературных   понятиях:   художественное   произведение,   искусство   слова,   автор   (рассказчик),   сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки):  узнавание, различение,   определение   основного   смысла.   Сказки   о   животных,   бытовые,   волшебные.   Художественные   особенности   сказок:   лексика,   построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное   рисование,   знакомство   с   различными   способами   работы   с   деформированным   текстом   и   использование   их   (установление   причинно­ следственных   связей,   последовательности   событий,   изложение   с   элементами   сочинения,   создание   собственного   текста   на   основе   художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения  различать  состояние   природы   в  различные   времена  года,   настроение  людей,  оформлять   свои   впечатления  в  устной   или   письменной   речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами­описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.Содержание программы (3 класс) (136 ч) Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) Самое великое чудо на свете (4ч) Рукописные книги древней Руси ­ 1ч Первопечатник Иван Федоров – 2ч  РС  Внеклассное чтение. Русские народные сказки (бытовые) – 1ч РС ­ 1 ч Устное народное творчество (14ч)   РС Русские народные песни – 1ч  РС Докучные сказки – 1ч Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка – 1ч Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ­ 2ч  «Иван­царевич и Серый Волк» ­ 3ч  «Сивка­Бурка» ­2чВнеклассное чтение. Сказки русских писателей (Л.Н.Толстой, В.В.Даль, В.Одоевский, С.Т.Аксаков) ­1ч  РС Обобщение по разделу «Устное народное творчество» ­ 2ч РС – 3ч Поэтическая тетрадь 1 (11ч)    Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» ­ 3 ч А. А. Фет. «Мама! Глянь­ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...» ­ 1ч И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы» ­ 2ч И. З. Суриков. «Детство», «Зима» ­ 3 ч Внеклассное чтение. Родные поэты (стихи поэтов XIX – начала XX века для детей) – 1ч Внеклассное чтение. Сказки русских писателей о детях (И.Токмакова, Е.Шварц, В.Губарев, В.Медведев) ­1ч Великие русские писатели (24ч)  А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...» ­ 2ч  «Зимнее утро» ­ 1ч  «Зимний вечер» ­ 1ч «Сказка о царе Салтане...» ­ 4ч И. А. Крылов. «Мартышка и очки» ­ 2ч  «Зеркало и Обезьяна» ­ 1ч  «Ворона и Лисица» ­ 1ч М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...» ­ 2ч  РС «Утес», «Осень» ­ 1ч  Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок) – 1ч, «Акула» ­ 1ч, «Прыжок» ­ 1ч, «Лев и собачка» ­ 1ч «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из  моря» ­ 2ч Внеклассное чтение. Уральские сказы П. П. Бажова ­1ч Внеклассное чтение. Стихи о детях и для детей С.Маршака,    А. Барто, С.Михалкова – 1ч Внеклассное чтение. М.Зощенко. Рассказы для детей – 1ч РС – 1ч РС Н. А. Некрасов. «Славная осень!..» ­ 1ч, «Не ветер бушует над бором» ­ 1ч, «Дедушка Мазай и зайцы» ­ 1ч К. Д. Бальмонт. «Золотое слово» ­ 1ч Поэтическая тетрадь 2 (6ч)И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...» ­ 2ч РС – 1ч Литературные сказки (8ч)   РС Д. Н. Мамин ­ Сибиряк. «Аленушкины сказки»­ 2ч, «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» ­ 1ч  В. М. Гаршин. «Лягушка­путешественница» ­ 2ч  В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович» ­ 2ч Внеклассное чтение. Рассказы и сказки Н. Носова – 1ч РС – 1ч Были и небылицы (10 ч)  М. Горький. «Случай с Евсейкой» ­ 3ч РС К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей» ­ 3ч А. И. Куприн. «Слон» ­ 2ч Внеклассное чтение. А.Гайдар. Повести и рассказы – 1ч Внеклассное чтение. Волшебные сказки братьев Гримм – 1ч РС – 1ч Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)  С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...» ­ 1ч, «Воробей» ­ 1ч,«Слон» ­ 1ч  А. А. Блок. «Ветхая избушка» ­ 1ч, «Сны», «Ворона» ­ 1ч  С. А. Есенин. «Черемуха» ­ 1ч Люби живое(16ч)  РС М. М. Пришвин. «Моя Родина» ­ 1ч И. С. Соколов­Микитов. «Листопадничек» ­ 2ч В. И. Белов. «Малька провинилась» ­ 1ч, «Еще про Мальку» ­ 1ч В. В. Бианки. «Мышонок Пик» ­ 2ч Б. С. Житков. «Про обезьянку» ­ 3ч В. Л. Дуров. «Наша Жучка» ­ 1ч РС В. П. Астафьев. «Капалуха» ­ 1чВ. Ю. Драгунский. «Он живой и светится» ­ 2ч Внеклассное чтение. «От чистого сердца» (произведения о маме) – 1ч РС  Внеклассное чтение. Рассказы М.Пришвина, В.Чаплиной, Б.Житкова о природе – 1ч РС – 3ч Поэтическая тетрадь 2 (8ч)  С. Я. Маршак. «Гроза днем» ­ 1ч, «В лесу над росистой поляной» ­ 1ч А. Л. Барто. «Разлука» ­ 1ч, «В театре» ­ 1ч  С. В. Михалков. «Если» ­ 1ч  РС Е. А. Благинина. «Кукушка» ­ 1ч, «Котенок» ­ 1ч Внеклассное чтение. Рассказы В.Драгунского – 1ч РС – 1ч Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч) РС Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» ­ 1ч РС А. П. Платонов. «Цветок на земле» ­ 2ч, «Еще мама» ­ 2ч  М. М. Зощенко. «Золотые слова» ­ 1ч, «Великие путешественники» ­ 1ч Н. Н. Носов. «Федина задача» ­ 1ч, «Телефон» ­ 1ч В. Ю. Драгунский. «Друг детства» ­ 2ч Внеклассное чтение. Рассказы о Великой Отечественной войне – 1ч РС – 2ч По страницам детских журналов (7ч) Журналы «Мурзилка» ­ 1ч,  «Весёлые картинки» ­ 1ч Ю. И. Ермолаев. «Проговорился» ­ 1ч, «Воспитатели» ­ 1ч Г. Б. Остер. «Вредные советы» ­ 1ч, «Как получаются легенды» ­ 1ч Р. Сеф. «Веселые стихи» ­ 1ч Зарубежная литература (6 ч) Мифы Древней Греции – 1ч  «Храбрый Персей» ­ 2ч  Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок» ­ 2чВнеклассное чтение. «Путешествие по литературным сказкам» ­ 1ч Итого: 136 часов, из них  Внеклассное чтение – 15 часов РС – 14 часов Для  формирования  читательского кругозора  школьников,  развития интереса  к самостоятельной   читательской    деятельности    1 ч   в две недели  отводится  на   внеклассное   чтение.     Цель уроков внеклассного чтения ­ выработать у учащихся свой вкус и свои читательские интересы.  Внеклассное чтение создает предпосылки для изучения литературы, но это не фон, а основы литературного развития, поскольку заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта.  При определении места внеклассного чтения в системе начального обучения языка необходимо помнить, что:  основная цель уроков обучения грамоте ­ научить детей читать;  уроков литературного (классного) чтения ­ совершенствование техники чтения и  выработка навыков работы с текстом;  цель уроков внеклассного чтения ­ сформировать основы читательской самостоятельности младшим школьникам, т.е. привить им положительное отношение к чтению, научить выбирать книги и осваивать их содержание. Учебный материал: художественные и научно ­ познавательные детские книги с ограничением объема, группировка монографическая. Время занятия: 40 мин (1 урок) 1 раз в 2 недели. Учебная деятельность: обязательная самостоятельная по заданным признакам на уроке и вне. Метод: чтение­рассматривание с целью выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием. Требования к отбору детских книг: 1. Круг чтения расширяется, охватывает 10­12 тем, плюс детские журналы и газеты. 2. Объем книги не имеет четкой регламентации:  от 16 до 300 страниц. В  III  период толстые книги ­ сборники рассказов, дети могут прочитать несколько. В IV период ­ книги­повести. 3. Размер шрифта лучше сохранить, т.к. мелкий шрифт трудно воспринимается. Структура и содержание типового урока: развиваются основы читательской самостоятельности. Урок ­ главная форма обучения, умению самостоятельно выбирать и правильно читать книги, хотя большая часть самостоятельной читательской деятельности осуществляется уже вне урока, вне школы. Урок же подводит итог работы детей с книгой, дает возможность детям проконтролировать себя и обеспечивает последовательность и систематичность детского чтения.Самостоятельно прочитанные во внеурочное время книги учащиеся приносят в класс, выставляют у доски и коллективно рассматривают. Выделяют те книги, которые представляют интерес со всех точек зрения (3­5 мин). Всесторонний анализ выделенных книг, беседа о героях прочитанных книг и их авторах. (20­25 мин). Дополнение, расширение читательского опыта детей учителем:  знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и писателями; под руководством учителя выявляются закономерности, которые помогут в дальнейшем самостоятельном выборе книг действовать более квалифицированно. (15­20 мин) Сообщение темы следующего урока внеклассного чтения, разъяснение целей. Содержания и приемов самостоятельного выбора и чтения детских книг. (2­ 3 мин). Темы внеклассного чтения. Требования к урокам внеклассного чтения 1. На каждом уроке проводится учёт того, что дети читали самостоятельно. 2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. 3. На каждом уроке чтение какого­либо произведения. 4. На каждом уроке дается что­то новое в читательских умениях, имеют место элементы анализа прочитанного в форме беседы и в форме свободных высказываний. 5. Словарная работа играет вспомогательную роль, пересказ отходит от традиционной формы. 6. Вопросы беседы должны быть рассчитаны на более высокую самостоятельность учащихся. 7. Необходима тщательная продуманность форм самостоятельной работы. 1. Основная форма – урок внеклассного чтения. 2. Пропаганда книг (списки рекомендуемой литературы, выставка книг­новинок или книг на определенные темы, отзывы о книгах в стенгазете, пропаганда книг библиотекарем и т.д.). Формы руководства самостоятельным детским чтением. 3. Индивидуальная помощь и повседневный контроль: беседы с учащимися о книгах, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, 4. знакомство с домашней библиотекой учащихся, просмотр записей о прочитанных книгах и т.д.  Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, рукописный журнал, встречи с писателями и учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. 5. Запись в библиотеку. 6. Учёт прочитанного: а) просмотр читательских формуляров; б) читательские дневники: начальный этап: Ф.И. автора, название книги;основной этап: Ф.И. автора, название книги, отзыв или краткое замечание о содержании. в) запись о книгах на карточках; г) устные формы (индивидуальные беседы). Основными являются 3 формы работы: 1) рассказывание; 2) рецензирование (устные и письменные отзывы о прочитанных книгах); 3) уроки пропаганды книги (следует использовать нечасто).  Во внеклассное время: Виды работы на уроках внеклассного чтения. 1) организация классной библиотеки, составление списка­каталога, картотеки; 2) составление учителем списка книг для внеклассного чтения; 3) устройство выставки книг­новинок или книг на определенную тему; 4) читательские конференции; 5) беглые беседы учителя с учащимися о прочитанных книгах в перемену или после уроков:  рассказать, о чем читал;  пересказать эпизод;  ответить на вопросы по содержанию; 6) организация различных литературных игр (литературные загадки, викторины, игры в рифмы и т.д.); 7) детские литературные утренники; 8) коллективное чтение книг во внеурочное время. Оценка внеклассного чтения в начальных классах. Вся учебная деятельность школьников по внеклассному чтению на каждом этапе контролируется и оценивается. На подготовительном и учебном этапах внеклассного чтения положительная оценка текущей деятельности школьника выражается учителем в форме устного одобрения, поощрительной записи в дневнике и т.д. На основном уже вводится выставления оценок за внеклассное чтение (негативную оценку выставлять нельзя). Тематическое планирование по литературному чтению (3 класс) 136 часов (из них 3 ч – резервные) № Название разделов и тем Количество Формирование УУД Датап/п 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Вводный урок по курсу  литературного чтения.  Знакомство с учебником.  Самое великое чудо на  свете Знакомство с названием  раздела. Рукописные книги  Древней Руси. Первопечатник Иван  Фёдоров. Урок­путешествие в  прошлое. Внеклассное чтение.  Русские народные сказки  (бытовые). часов 1 ч 4 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 3 3.1 Устное народное  творчество Знакомство с названием  раздела. Русские народные  песни. 14 ч 1 ч 1 четверть (36 ч) Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные  обозначения. Читать текст вслух  целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания,  увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к  чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 Докучные сказки.  Сочинение докучных  сказок. Произведения прикладного  искусства: гжельская и  хохломская посуда,  дымковская и богородская  игрушка. Русская народная сказка  «Сестрица Алёнушка и  братец Иванушка». Русская народная сказка  «Иван­царевич и серый  волк». Внеклассное чтение. Сказки русских писателей  (Л.Н.Толстой, В.В.Даль,  В.Одоевский, С.Т.Аксаков) Русская народная сказка  «Сивка­бурка». 3.10 3.11 3.12 Художники­иллюстраторы  В.Васнецов и И.Билибин. 3.13 Обобщающий урок по  разделу «Устное народное  творчество». 3.14 Сочинение волшебной  4 4.1 4.2 сказки. Оценка достижений. Поэтическая тетрадь 1 Знакомство с названием  раздела. Как научиться  читать стихи. Ф. И. Тютчев «Весенняя  гроза». 1 ч 1 ч 2 ч 3 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 11 ч 1 ч 1 ч Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их  построения. Называть виды прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание  прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы,  описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые  противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев Сравнивать, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение  автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить  рифмующиеся слова.4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 Внеклассное чтение.  Родные поэты (стихи поэтов XIX – начала XX века для  детей). Ф. И. Тютчев «Листья».  Сочинение­миниатюра «О  чём расскажут осенние  листья». А. А. Фет «Мама! Глянь­ка  из окошка…», «Зреет рожь  над жаркой нивой» И. Никитин «Полно, степь  моя, спать беспробудно…». И. Никитин «Встреча  зимы». И. Суриков «Детство». И. Суриков «Зима».  Сравнение как средство  создания картины природы  в лирическом  стихотворении. 4.10 Обобщающий урок по  разделу «Поэтическая  тетрадь 1». 4.11 Внеклассное чтение.  Сказки русских писателей о детях (И.Токмакова,  Е.Шварц, В.Губарев,  В.Медведев) Великие русские писатели Знакомство с названием  раздела. А.С.Пушкин. 5 5.1 Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить  силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно  оценивать свои достижения. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 24 ч 1 чПрогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды  деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике  либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты,  сравнения). 2 четверть (28 ч) Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ­описание и рассказ­рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по  содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 А.С.Пушкин. Лирические  стихотворения. А.С.Пушкин «Зимнее утро». А.С.Пушкин «Зимний  вечер». А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 5.7 Внеклассное чтение.  Уральские сказы П. П.  Бажова А.С.Пушкин «Сказка о царе 5.8 5.9 Салтане…» 5.10 И.А.Крылов. 5.11 И.А.Крылов «Мартышка и  Очки». 5.12 И.А.Крылов «Зеркало и  Обезьяна». 5.13 И.А.Крылов «Ворона и  Лисица». 5.14 М.Ю.Лермонтов. Статья  В.Воскобойникова.  5.15 М.Ю.Лермонтов «Горные  вершины…», «На севере  диком стоит одиноко…» 5.16 Внеклассное чтение.  Стихи о детях и для детей  С.Маршака,    А. Барто,  С.Михалкова. 5.17 М.Ю.Лермонтов «Утёс»,  «Осень». 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч5.18 Детство Л.Н.Толстого (из  воспоминаний писателя). 5.19 Л.Н.Толстой «Акула». 5.20 Л.Н.Толстой «Прыжок». 5.21 Л.Н.Толстой «Лев и  собачка». 5.22 Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда  девается вода из моря?» 5.23 Обобщающий урок по  разделу «Великие русские  писатели». 5.24 Внеклассное чтение.  6 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 М.Зощенко. Рассказы для  детей. Поэтическая тетрадь 2 Знакомство с названием  раздела. Н.А.Некрасов  «Славная осень!..» Н.А.Некрасов «Не ветер  бушует над бором…» Н.А.Некрасов «Дедушка  Мазай и зайцы» К.Бальмонт «Золотое  слово» Стихотворения И.А.Бунина. Обобщающий урок по  разделу «Поэтическая  тетрадь 2». 7 Литературные сказки 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 6 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 8 ч Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст­описание и текст­повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в  учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста­повествования.  Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 8 8.1 8.2 Знакомство с названием  раздела. Д.Н.Мамин­ Сибиряк «Алёнушкины  сказки» (присказка) Внеклассное чтение.  Рассказы и сказки Н.  Носова. Д.Н.Мамин­Сибиряк  «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые  Глаза, Короткий Хвост» В.Гаршин «Лягушка­ путешественница» В.Гаршин «Лягушка­ путешественница» В.Одоевский «Мороз  Иванович» Обобщающий урок по  разделу «Литературные  сказки». Были­небылицы Знакомство с названием  раздела. М.Горький  «Случай с Евсейкой» Внеклассное чтение.  А.Гайдар. Повести и  рассказы 8.3 М.Горький «Случай с  Евсейкой» К.Паустовский  «Растрёпанный воробей» 8.4 8.5 8.6 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 10 ч 1 ч 1 ч 1 ч 3 ч Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных  сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при  перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или  толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. 3 четверть (40 ч) Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической  работы, представленной в учебнике. Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план для краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.8.7 8.8 8.9 А.Куприн «Слон» Обобщающий урок по  разделу «Были­небылицы». 8.10 Внеклассное чтение.  9 9.1 9.2 9.3 9.4 9.5 9.6 10 10.1 Волшебные сказки братьев  Гримм. Поэтическая тетрадь 1 Знакомство с названием  раздела. С.Чёрный «Что ты  тискаешь утёнка?..» С.Чёрный «Воробей»,  «Слон» А.Блок «Ветхая избушка» А.Блок «Сны», «Ворона» С.Есенин «Черёмуха» Обобщающий урок по  разделу «Поэтическая  тетрадь 1». Люби живое Знакомство с названием  раздела. М.Пришвин «Моя  Родина». Сочинение на  основе художественного  текста. 10.2 Внеклассное чтение. «От  чистого сердца»  (произведения о маме). И.Соколов­Микитов  «Листопадничек» В.Белов «Малька  провинилась» В.Белов «Ещё раз про  Мальку» 10.3 10.4 10.5 10.6 2 ч 1 ч 1 ч 6 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 16 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать  свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке,  используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова­определения, характеризующие его  поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.В.В.Бианки «Мышонок  Пик» Б.Житков «Про обезьянку» 10.7 10.8 10.9 10.10 10.11 10.12 Внеклассное чтение.  Рассказы М.Пришвина,  В.Чаплиной, Б.Житкова о  природе. 10.13 В.Дуров «Наша Жучка» 10.14 В.Астафьев «Капалуха» 10.15 В.Драгунский «Он живой и  светится» 10.16 Обобщающий урок по  разделу «Люби живое». Поэтическая тетрадь 2 Знакомство с названием  раздела. С.Маршак «Гроза  днём» 11 11.1 11.2 С.Маршак «В лесу над  росистой поляной…» 11.3 Стихотворения А.Барто. 11.4 Внеклассное чтение.  Рассказы В.Драгунского. 11.5 С.Михалков «Если»,  11.6 «Рисунок» Е.Благинина «Кукушка»,  «Котёнок» 11.7 Урок­игра «Крестики­ нолики» 11.8 Обобщающий урок по  разделу «Поэтическая  тетрадь 2». 2 ч 3 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 8 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Проверять составленный план, сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои  достижения. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели  чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: сравнения,  эпитеты, олицетворения. Сочинять стихотворения. 4 четверть (32 ч) Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои  достижения. 1.12 12.1 Собирай по ягодке –  наберёшь кузовок Знакомство с названием  раздела. Б.Шергин  «Собирай по ягодке –  наберёшь кузовок» А.Платонов «Цветок на  земле» 12.2 12.3 12.4 Внеклассное чтение.  Рассказы о Великой  Отечественной войне. А.Платонов «Ещё мама» 12.5 12.6 12.7 М.Зощенко «Золотые  слова» 12.8 М.Зощенко «Великие  путешественники» 12.9 Н.Носов «Федина задача» 12.10 Н.Носов «Телефон» 12.11 В.Драгунский «Друг  детства» 12.12 Обобщающий урок по  13 13.1 разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». По страницам детских  журналов Знакомство с названием  раздела. По страницам  детских журналов для  детей. 13.2 Внеклассное чтение. Мои  любимые книги. 13.3 Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» 12 ч 1 ч 2 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 7 ч 1 ч 1 ч 1 ч  Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать  книги, соответствующие теме. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя,  осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые  вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды  деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.13.4 Ю.Ермолаев  «Проговорился» 13.5 Ю.Ермолаев «Воспитатели» 13.6 13.7 14 14.1 Г.Остер «Вредные советы»,  «Как получаются легенды» Р.Сеф «Весёлые стихи» Зарубежная литература Знакомство с названием  раздела. Мифы Древней  Греции. 14.2 Внеклассное чтение.  14.3 14.4 14.5 14.6 «Путешествие по  литературным сказкам». Мифы Древней Греции. Г.Х.Андерсен «Гадкий  утёнок» Резерв Резерв Резерв                  Итого: Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних  людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать  названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 6 ч 1 ч 1 ч 2 ч 2 ч 136 ч. Из них Вн. Чт. – 15 ч. РС – 14 ч.Планируемые результаты обучения в 3 классе Учащиеся должны:  ­ бегло, выразительно читать текст; ­ выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания  прочитанного (скорость чтения не менее 80­90 слов в минуту); ­ улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте; ­ составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания; ­ устно рисовать картины к прочитанным произведениям; ­ описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами; ­ самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней; ­ научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения Примечания  Книгопечатная продукция Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курсаЛитературное чтение. Рабочие программы. 1­4 классы. Учебники 1. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1 /  (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,  Л.А.Виноградская). 2. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.2 /  (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова,  Л.А.Виноградская). 3. Кутявина С.В. Контрольно­измерительные материалы. Методические пособия 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки  литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс. Книги для учителя 1. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую  активность. 2. Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у  младшего школьника. Книга для учителя. литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного  материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты  изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с  характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально­  техническое обеспечение. Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при  формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать , пересказывать текст, составлять  план и т.д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на  развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении  литературных произведений. Текстовой материал учебников способствует духовно­нравственному развитию  младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно­этических понятий  (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и  др.). В пособиях рассматриваются теоретические основы обучения чтению, основные  положения программы «Литературное чтение» в начальной школе, даются общие  рекомендации по организации уроков литературного чтения и поурочные  разработки к учебникам. В книгах рассматриваются требования к обучению творческому чтению и подходы  к формированию читательской активности младших школьников. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой,  определённой в примерной программе по литературному чтению  Печатные пособия(в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку. Репродукции картин и художественные фотографии в  соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты  поэтов и писателей. Технические средства обучения Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления  картинок. Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон / видеоплейер (по возможности). Аудиоцентр / магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между  преподавателем и учащимися, между учащимися (по  возможности). С диагональю не менее 72 см Размер не менее 150×150 см В школах с родным (нерусским) языком обучения Экранно­звуковые пособия Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых  произведений. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по  возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения  (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,соответствующие содержанию обучения (по возможности). Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины. Ученические одно­ и двухместные столы с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,  пособий и т.д. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Полки для книг. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. Игры и игрушки Оборудование класса