Поурочные разработки по литературе
Оценка 5

Поурочные разработки по литературе

Оценка 5
Разработки уроков
pdf
русская литература
7 кл
04.09.2017
Поурочные разработки по литературе
В пособии представлены поурочные разработки по литературе для 7 класса к учебникам В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа), составленные в соответствии с тре- бованиями ФГОС. Здесь педагог найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование учебного материала, подробные сценарии уроков с комментариями к вопросам и заданиям учебника, тесты, рекомен- дации по подготовке к сочинениям.Представлены поурочные разработки по литературе для 7 класса к учебникам В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа), составленные в соответствии с тре- бованиями ФГОС. Здесь педагог найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения.
Поурочные разработки по литературе.pdf

Н. В. ЕГОРОВА

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

к учебникам:

   В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение);

   Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа)

Н О В О Е И З Д А Н И Е

7 класс

МОСКВА • «ВАКО» • 2015

УДК  372.882

ББК  74.268.3

            Е30

Егорова Н.В.

Е30 Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 400 с. – (В помощь школьному учителю).

ISBN 978-5-408-01801-4

В пособии представлены поурочные разработки по литературе для 7 класса к учебникам В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование учебного материала, подробные сценарии уроков с комментариями к вопросам и заданиям учебника, тесты, рекомендации по подготовке к сочинениям.

Адресовано учителям, студентам педагогических вузов и колледжей.

УДК 372.882

ББК 74.268.3

ISBN 978-5-408-01801-4                                               © ООО «ВАКО», 2015

От автора

Уважаемые коллеги! Настоящее издание адресовано, прежде всего, преподавателям литературы, работающим по учебникам для 7 класса: В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) и Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа). Эти учебники переработаны авторами в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Пособие содержит максимально подробные планы уроков, с определением целей и планируемых результатов каждого занятия, рекомендациями по оборудованию уроков, с конкретными домашними заданиями, в том числе индивидуальными и групповыми. Предусмотрено использование фонохрестоматии к учебнику В.Я. Коровиной, а также пособия «Читаем, думаем, спорим…» (авт.-сост. В.Я. Коровина). Кроме того, в поурочных планах приводятся комментарии к вопросам, которые могут вызвать затруднения у школьников, включая анализ всех поэтических текстов; даются дополнительные вопросы, справочная информация, тесты и ключи к ним. Особое место отводится изучению теории литературы, подробному разъяснению значения литературоведческих терминов.

Перед автором книги стояла задача максимально облегчить подготовку к уроку и работу на уроке. Особенностью пособия является его полифункциональность. Здесь представлены варианты уроков, информативные статьи, игровые уроки, викторины, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему совмещать материал пособия с собственной педагогической системой, выбирать оптимальный вариант проведения занятия.

Данное издание имеет автономный характер. В принципе его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться в сочетании с другими учебно-методическими книгами. Пособие полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано автором, долгие годы преподававшим русскую литературу в школе.

Надеемся, что эта книга не обманет ожиданий преподавателей и действительно поможет в педагогической деятельности.

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

К УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ В.Я. КОРОВИНОЙ И ДР.

Тематическое планирование учебного материала

Тема

Коли-

чество часов

Введение. Выявление уровня литературного развития учеников. Знакомство с учебником

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

7

Предания

1

Былины

3

Карело-финский эпос «Калевала»

1

«Песнь о Роланде»

1

Пословицы и поговорки

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3

«Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

2

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

2

Стихотворения М.В. Ломоносова

1

Стихотворения Г.Р. Державина

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА

27

История в произведениях А.С. Пушкина

1

А.С. Пушкин «Медный всадник»

1

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

1

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

1

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»

1


Тематическое планирование учебного материала

Тема

Коли-

чество часов

Подготовка к сочинению на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова»

1

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

4

И.С. Тургенев «Бирюк»

1

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе

1

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

2

Стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда»

1

А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»

1

М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

2

Вн. чт. Обличение социальных пороков в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

 

Л.Н. Толстой «Детство»

2

А.П. Чехов «Хамелеон»

2

Вн. чт. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

1

«Край ты мой, родимый край…». Стихи русских поэтов

XIX века о родной природе

2

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

21

И.А. Бунин «Цифры»

1

Вн. чт. И.А. Бунин «Лапти»

1

М. Горький «Детство»

1

Подготовка к сочинению на тему «Золотая пора детства»

(по произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького)

1

М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

1

Л.Н. Андреев «Кусака»

1

Слово о В.В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

А.П. Платонов «Юшка»

2

Вн. чт. А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

 

Подготовка к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль»

1

Тема

Коли-

чество часов

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…»

1

Вн. чт. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне

1

Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади»

1

Е.И. Носов «Кукла»

1

Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека

1

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

1

Д.С. Лихачев «Земля родная»

1

М.М. Зощенко «Беда»

1

Вн. чт. Стихотворения о родной природе

1

Песни на стихи русских поэтов ХХ века

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

6

Р. Бернс «Честная бедность» и другие стихотворения

1

Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»

1

Японские трехстишия (хокку)

1

О. Генри «Дары волхвов»

1

Р. Брэдбери «Каникулы»

1

Детективная литература

1

Итоговый урок

1

У р о к 1. Введение. Выявление уровня литературного развития учеников . Знакомство с учебником

Цели: кратко повторить изученное в 6 классе; проверить, что и как прочитано за лето; определить основную тему курса на год; познакомить со структурой и кратким содержанием учебника; обратить внимание на вопросы к текстам и справочные материалы; формировать стартовую мотивацию к изучению предмета.

Планируемые результаты: знание основных идейно-нравственных проблем литературы, структуры учебника; умения самостоятельно искать и находить необходимую информацию, строить рассуждение; понимание значения чтения для человека.

Урок 1. Введение. Выявление уровня литературного развития учеников

Оборудование: учебник-хрестоматия*, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим…»**, издания произведений, которые предстоит изучить в 7 классе, словари, рисунки, сделанные учениками летом.

Х о д у р о к а

I.  Организационный момент

(На доске записан эпиграф к уроку: «Выбирай писателей так, как выбираешь друга». (Английская пословица))

II. Р абота по теме урока

1. Слово учителя

К 7 классу вы уже накопили серьезный читательский опыт, опыт не только чтения, но и изучения произведений. В этой работе нам помогают литературоведы, литературные критики – профессиональные читатели. Вы уже поняли, что есть два вида чтения. Если мы читаем книгу для развлечения, часто через некоторое время не можем вспомнить не только детали, но и сюжет, остается лишь самое общее впечатление. Если мы читаем вдумчиво, внимательно, если (вспомним название нашего учебного пособия) читаем, думаем, спорим, такая книга становится частью нашего духовного опыта. Это не значит, что книги для развлечения не нужны. Нужны, но они не могут заменить литературу, дающую пищу для ума и сердца.

Из этого следует важный вывод: необходимо понимать, что такое писательский труд, научиться ценить его, видеть личность писателя за его произведением. Одного таланта в писательском деле, как и в любом другом, мало.

Талант неразвивающийся, освобожденный от напряженного труда не стоит ничего, он чахнет.

В 7 классе мы больше внимания будем уделять истории написания произведений, попробуем доступными нам средствами следить за процессом создания шедевров литературы, за развитием писательского таланта. Мы узнаем, какими читателями были сами писатели, что и как они читали, как обогащался их читательский опыт.

Учебник-хрестоматия для 7 класса предоставляет нам достаточную свободу для размышлений над текстом: он содержит

 * См.: Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе: В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2014.

 ** См.: Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе. 7 класс / Авт.-сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 2014.

минимум вопросов; предполагается, что вы сами сможете формулировать вопросы и попытаетесь ответить на них. В этом тоже проявляется читательская зрелость.

О таланте читателя хорошо сказал С.Я. Маршак: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

2. Актуализация знаний, беседа о прочитанных книгах       – Что вы читали летом?

    Какие книги, прочитанные в предыдущие годы, вам запо-мнились?

    Личность какого писателя вас заинтересовала?

    Удалось ли вам узнать больше об интересующем вас писа-теле? Расскажите о нем.

    Кратко перескажите содержание наиболее понравившегося вам произведения. Расскажите о своих впечатлениях.

    Расскажите о любимых героях прочитанных вами книг. Чем они вам понравились?

    Перечитывали ли вы какую-либо книгу?

    Какие произведения вы бы посоветовали прочитать своим друзьям?

(Далее чтение и обсуждение высказываний С.Я. Маршака,

М. Горького, К.Г. Паустовского, Д.С. Лихачева, В.Б. Шкловского, В.П. Астафьева о чтении. Ответ на вопрос и выполнение задания рубрики «Проверьте себя» (с. 5).)

3. Знакомство с учебником-хрестоматией

Учебник-хрестоматия состоит из двух частей. Это новый учебник, переработанный в соответствии с новыми государственными стандартами. Это современный учебник: он имеет приложение на электронном носителе – фонохрестоматию.

    Кто авторы-составители учебника?

    Рассмотрите репродукции картин на обложке и форзацах. Прочитайте оглавление.

    Имена каких писателей вам уже известны? Какие их про-изведения вы читали?

    Какое время охватывают произведения, включенные в хре-стоматию?

Урок 1. Введение. Выявление уровня литературного развития учеников

Обратите внимание на то, что в хрестоматии помещены произведения как русских, так и зарубежных авторов.

    Рассмотрите рубрики вопросов и заданий, материалы по теории литературы и выразительному чтению, справочные материалы, статьи о творческой лаборатории писателя.

    В словаре имен (в конце части 2 учебника) найдите краткие сведения о писателях, литературоведах, художниках, критиках.

    Обратите внимание на портреты писателей, фотографии родных для них мест, на иллюстрации к произведениям.

4. Знакомство с книгой «Читаем, думаем, спорим…»

 – При изучении каких тем можно использовать тексты, литературные игры, шутки, анекдоты, рисунки, кроссворды?

5. Слово учителя

Разумеется, многие произведения не могли поместиться под обложкой учебника, они даны в сокращении, в отрывках. Поэтому желательно прочитать книги, приведенные в сокращении, полностью.

Кроме работы с текстами произведений, мы будем проводить викторины, конкурсы, литературные игры, писать сочинения, инсценировать эпизоды некоторых произведений, делать иллюстрации к ним. Работы много, поэтому необходима ваша помощь в составлении вопросов, в выборе тем для инсценировок, игр, рисунков.

Для работы нам понадобятся словари. Краткий словарь литературоведческих терминов помещен в конце части 2 учебника. С этим словарем мы будем работать постоянно. Но не обойтись и без толкового, мифологического, лингвистических и литературоведческих словарей.

Кроме рабочей тетради, нам нужны будут тетрадь для творческих работ и словарик, куда мы будем заносить основные литературоведческие термины. Несмотря на то что термины объясняет словарь учебника, необходимо записывать все важные определения, чтобы лучше запомнить их и сохранить для последующих лет обучения.

Для поисков дополнительной информации, для подготовки сообщений мы будем обращаться к ресурсам Интернета.

III. З акрепление изученного материала

(Обсуждение задания рубрики «Обогащаем свою речь» (с. 6).)

IV. П одведение итогов урока

(Обсуждение вопроса: «Высказывание какого автора о чтении, книгах, писательском и читательском труде вам особенно запомнилось?» Далее выполнение заданий книги «Читаем, думаем, спорим…»: с. 8 (о художественных промыслах), 9 (кроссворд).)

Домашнее задание

1.  П рочитать и пересказать вводные статьи учебника и книги «Читаем, думаем, спорим…» («Поговорим о книге, писателе, читателе…»).

2.  «Творческое задание» (с. 6).

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

У р о к 2. Понятие о преданиях.

Предания об Иване Грозном и о Петре I

Цели: актуализировать знания о жанрах устного народного творчества; дать представление о жанре предания; показать соотношение реальности и вымысла в преданиях.

Планируемые результаты: знание сюжетно-композиционных признаков фольклорных произведений, понятия предание, особенностей этого фольклорного жанра, содержания преданий об Иване Грозном и о Петре I; умения строить монологические высказывания, оценивать свою работу и работу товарищей.

Х о д у р о к а

I.  Организационный момент II. П роверка домашнего задания

(Чтение и обсуждение статей для школьной газеты.)

III. Р абота по теме урока

1.  Слово учителя

Мы по традиции начинаем знакомство с произведениями литературы с фольклора. Почему? Потому, что истоки литературы именно в народном творчестве. Народ запечатлевал свои представления о мире, об обществе, свои наблюдения, выводы, мечты. А передавались они из уст в уста, от одного поколения к другому и дошли до наших дней. Мы можем узнать о прошлом не только из учебников истории, из трудов ученых-историков, но и из тех фольклорных произведений, которые сохранила народная память.

2.  Актуализация знаний, беседа

           – Какие жанры фольклора вы знаете?

Н. В. ЕГОРОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Н. В. ЕГОРОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

МОСКВА • «ВАКО» • 2015 УДК 372

МОСКВА • «ВАКО» • 2015 УДК 372

ISBN 978-5-408-01801-4 ©

ISBN 978-5-408-01801-4 ©

К УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ В.Я. КОРОВИНОЙ

К УЧЕБНИКУ-ХРЕСТОМАТИИ В.Я. КОРОВИНОЙ

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 1

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 1

Тематическое планирование учебного материала

Тематическое планирование учебного материала

Слово о В.В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с

Слово о В.В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с

Р. Брэдбери «Каникулы» 1

Р. Брэдбери «Каникулы» 1

Это не значит, что книги для развлечения не нужны

Это не значит, что книги для развлечения не нужны

Удалось ли вам узнать больше об интересующем вас писа-теле?

Удалось ли вам узнать больше об интересующем вас писа-теле?

Слово учителя Разумеется, многие произведения не могли поместиться под обложкой учебника, они даны в сокращении, в отрывках

Слово учителя Разумеется, многие произведения не могли поместиться под обложкой учебника, они даны в сокращении, в отрывках

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО У р о к 2

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО У р о к 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.09.2017