Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
25.02.2019
Урок формирования новых знаний, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС, проводился в 6-ом классе. Цель урока: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, формировать умение правильно использовать местоимения в речи, развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся,активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность. Ребята выполняли учебные действия по разработанному плану. На уроке была организована как индивидуальная работа, так коллективная. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока. В ходе урока дети закрепили изученный материал. Активность и работоспособность ребят на уроке была хорошая, психологическая атмосфера на уроке - доброжелательная. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.
Местоимение.docx
Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о
местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить
параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать
умение правильно использовать местоимения в речи;
развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение
сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся,
развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей
проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных
знаний,
развивать
познавательную активность;
активизировать самостоятельную деятельность,
воспитательные: создавать положительную культурноречевую среду,
атмосферу комфортного доверительного общения,
воспитание
коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
I. Организационный момент.
Ход урока
Ребята, я рада приветствовать вас в это прекрасное весеннее утро и надеюсь
на плодотворное сотрудничество. Сегодня у нас необычный урок – урок
соревнование. Мы повторим и обощим изученный материал по теме
"Местоимение", выявим знатоков этой темы, и ликвидируем пробелы в
знаниях, если они есть.
II.Актуализация знаний/
Мы закончили изучение темы «Местоимение». Кто может объяснить, почему
эта часть речи так называется?
Вместо каких имен употребляется местоимение?
Назовите разряды местоимений. Проверим. (Слайд № 1)
Местоимения необходимы в нашей речи. Но иногда наблюдается и
неоправданное использование местоимений .Чтобы убедиться в этом,
послушаем песенку Винни– Пуха, сочиненную известным детским поэтом Б.
Заходером.
(Стихотворение читает один из учеников наизусть). На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелосьКое с Кем
Потолковать о том о сем.
Я рассказалим, что, когда
И почему и отчего,
Сказал,откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Чтобыло раньше,что потом,
Икто кого, и чток чему;
И чтоподумали о том,
И если нет, то почему.
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то “ах”, то “эх”,
И “так сказать”, и“будь здоров”,
И“ну и ну”, и “просто смех!”
Когда ж закончил я рассказ,
То КоеКто спросил:“И все?”
Ты,говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!
Что вы поняли из этой песенки? В чем ошибка ВинниПуха,который так
подробно, так эмоционально рассказал о своих похождениях,но остался
непонятым? Что же забыл (или не знал) ВинниПух ?
Вывод: Местоимения только указывают на лица, предметы,события,
качества,а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или
предшествующего контекста.
III.Работа по выработке умений и навыков.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
2. Коллективная работа с текстом (Слайд № 2)
Выразительно прочитайте стихотворение.
Выпишите из данного текста местоимения, определите их разряд.
Проверим.
3. Письменный фонетический разбор местоимения моего.
(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради. 4. «Школа вежливых наук»
О каких признаках противопоставления ты и Вы нужно помнить,
употребляя эти местоимения в речи? (Степень знакомства,возраст,
официальность обстановки).
Индивидуальное задание. Из истории употребления местоимений ты и Вы.
Называние собеседника местоимением Вы появилось не так давно, в 18 веке.
Происхождение его одни находят в периоде заката Римской империи, когда
на троне было два императора(один в Риме,другой в Константинополе)и к ним
следовало обращаться во множественном числе. Другие считали, что Вы
возникло как уважительное по аналогии к мы. (в значении я), которым венчали
себя императоры (Мы, Николай II!) Сначала Вы закрепилось среди
образованных дворян по отношению к неблизким или социально неравным
людям. Ты в сравнении с Вы приобрело значение близости,а общение людей
неблизких стало выражать социальное неравенство,общение сверху вниз. Ты
говорили простолюдинам,слугам. Уже в 18 веке в русской речи чётко
противопоставлялились два типа обращения:почтительное обращение по
имени и отчеству к высшему и обращение по имени к своему и низшему
сословию.
Вывод: местоимения ТЫ,ВЫ многое могут сказать о человеке, о его
воспитанности,отношению к другим людям.А также являются средством
речевой характеристики литературного героя.
Физкультминутка. (Звучит запись со звуками леса)
На уроках не скучаем
Правила мы изучаем.
Вот немного отдохнём
И опять учить начнём.
Головой мы покачаем,
И кистями повращаем,
Глаза на миг закроем
И широко раскроем.
Пальцами пошевелим
Друг на друга поглядим.
По лицу себя погладим
И на место тихо сядем.
6. Разгадывание кроссворда. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь)
Первый слог – личное местоимение . Второй – звук, который издаёт лягушка.
Вместе овощ. (Тыква)
Первый слог – личное местоимение . Второй слог ты найдешь в словах:
сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего
нибудь. (Ящик)
Первый слог – личное местоимение , второй и третий – то же, что ненастье.
Вместе означают – мелкая клевета или клеветник. (Ябеда)
7. Работа с текстом, записанным на доске. Найти и исправить речевую
ошибку.(Слайд №3)
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик
прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика
прозвали Пушком.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к
спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
(запись в тетради)
8. Запись текста под диктовку (один ученик работает у доски)
Пустые речи и слушать (н…)чего. Худо тому, кто не делает добра (н…)кому.
Кому работа служит, тот (н…)о(чём) не тужит. Кто (н…)в(чём не виноват,
того и обвинить (н…)в(чем).
Проверим. Какие правила мы вспоминали, выполняя данное задание.
9. Игра «Найди лишнее слово» (Слайд №4)
1. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.
1) свой 2) собой 3) мой 4) наш
2. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.
1) Скольконибудь – неопределённое 2) Ваш – личное
3) Такой – указательное 4) всякий – определительное
3. В каком примере пишется НЕ?
1) н…чего не произошло 2) н…чего делать
3) н… о чём не думал 3) н…чем не доволен
4. Какое слово пишется через дефис? 1) (бледно)лицый 2) (ни)кого 3) (кое)какие 4) (не)что
5. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?
1) тоскуешь по ним 2) об том доме 3) у ей 4) в скольки домах
IV. Рефлексия.
Понравился ли вам урок, ребята?
Довольны ли вы овей работой в течение урока?
Какое задание для вас было наиболее интересным, трудным?
V. Домашнее задание
Написать сочинениерассуждение«Для чего нужны местоимения ?»
Вспомните,какова структура рассуждения?
Что может служить подтверждением тезиса?
Какие вводные слова можно использовать в выводе?
Пример сочинения– рассуждения.
Местоимения играют важную роль в речи.
Во первых, они,являясь словами– заменителями,позволяют избежать
повторения одних и тех же слов. Связывают предложения в тексте.
Во – вторых, местоимения ТЫ, ВЫ многое могут сказать о человеке, о его
воспитанности,об отношении к другим людям.А также являются средством
речевой характеристики литературного героя.
В –третьих, правильное употребление различных форм местоимений в речи
свидетельствует о культурном уровне человека.А с таким человеком приятно
общаться.
Следовательно, местоимения нужны в нашей речи, без них не обойтись. Приложение.
Карточка для индивидуальной работы.
__________________________________________________________________
Спиши, раскрой скобки. Какие слова напишешь раздельно?
(Не)скольких, чему(нибудь), (кое) у (кого), (кое)с(кем), какой(то), чего(либо),
(не)к (кому), (ни)о(ком), (ни)чего, (кое) о (чём), (ни)чей, (не)чего, (кто)то,
сколько(нибудь).
__________________________________________________________________
Выпишите из текста местоимения, определите их разряд.
Мой щенок.
Вдруг какойто страшный зверь
открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой щенок...
Весь укутанный
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет елееле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
__________________________________________________________________
Задание №2.
Найдите местоимения, зашифрованные в предложениях, определите падеж,
род, число.
Я долго вынашивал мысль о том, как с подругой Зиной сходить в кино. __________________________________________________________________
Задание №3.
«Четвёртый лишний»: найдите лишнее словосочетание, объясните, почему оно
лишнее.
(Ни, не) чего не говорить,
(ни, не) кому не скажу,
(ни, не) кого звать,
(ни, не) кто не придёт.
Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Повторение и обобщение изученного в разделе "Местоимение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.