Повышение мотивации изучения истории через использование компьютерные презентации
Оценка 4.7

Повышение мотивации изучения истории через использование компьютерные презентации

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
история
09.12.2020
Повышение мотивации изучения истории через использование компьютерные презентации
В настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации учащихся, развитие творческой активности учащихся. В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватны из которых метод проектов, обучение индивидуальное и дифференцированное, разноуровневое обучение, модульное обучение, развивающие обучение и использование на уроках компьютерных технологий.
Повышение мотивации изучения истории через использование компьютерных презентаций.docx

Повышение мотивации изучения истории через использование компьютерных презентаций.

В настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации учащихся, развитие творческой активности учащихся.

В современных школах для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватны из которых  метод проектов, обучение индивидуальное и дифференцированное, разноуровневое обучение, модульное обучение, развивающие обучение и использование на уроках компьютерных технологий.

Историческая наука всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. В познании учащимися исторических фактов и исторического процесса в целом - роль образной  наглядности как средства передачи информации, огромна. Именно компьютер становится  тем информационным средством обучения, которое  позволяет  приблизить учащихся  к положению свидетелей исторической действительности, при этом решая целый ряд образовательных и воспитательных задач. На сегодняшний день существует достаточно много информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать при изучении истории в общеобразовательной школе.

Это: мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории; электронные библиотеки; игровые компьютерные программы и др.

Однако, несмотря на значительное количество программных продуктов, их использование в преподавании соответствующих учебных курсов по истории весьма затруднительно, так как  отсутствуют методическое сопровождение, возрастная адаптация большей части данных программ. Фактически учитель, желая использовать подобные электронные ресурсы, вынужден подстраиваться под них, проделывать большую работу для их методически грамотного использования.

Поэтому появилась потребность сделать что-то своё, нужное для определённого класса, чтобы потом это можно было доработать, дополнить.

Меня заинтересовала программа Power Point, которая дает возможность создать свои презентации, по-новому представить учебный материал, расширить  творческие возможности учителя и учащихся.

Поэтому цель моей работы – повышение познавательной мотивации к изучению истории через создание и использование компьютерных презентаций.

Под компьютерной презентацией понимается логически связанная  последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления, используемая  на уроке учителем и требующая  его комментариев и дополнений.

Что же нового дает использование компьютерных презентаций?

Во-первых, удобство демонстрации: соединяются в одной презентации все средства ТСО: видео, таблица, магнитофон, диаграммы; использование других программ: Paint, Vpets, Windows проигрыватель МЕДИА и другие.

Во-вторых, методические преимущества: возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдам, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника.

В-третьих, решение дидактических задач, значительно активизируется мнемонические центры личности, что приводит к прочности усвоения материала и быстрому его усвоению, повышается заинтересованность, развиваются коммуникативный потенциал личности; создаются психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности учащихся и появляется увлеченность.

Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. Таким образом,  преимущества презентаций – это наглядность, удобство и быстрота.

Какие же аспекты использования презентаций обычно считаются проблемными?

Во-первых, это наличие нескольких параллельных потоков информации (текст  отдельно, зрительный и/или звуковой ряд отдельно), но это возможно и совмещать.

Во-вторых, слишком быстрый темп рассказа и особенно смены слайдов.

В-третьих, мелкий нечитаемый шрифт и отсутствие поэтапности при воспроизведении сложных рисунков (в результате ученики видят огромную итоговую схему, не представляя, как ее зарисовать).

Поэтому, чтобы избежать этих ошибок при создании презентации необходимо учитывать следующие моменты:

1.     психологические особенности учащихся данного класса;

2.     цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства;

3.     выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий; для решения конкретных задач конкретного урока;

4.     цветовую гамму оформления учебного материала.

Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников. Методическим средством организации, может стать использование компьютерных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению. Так как компьютерные  презентации – это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.

 Можно выделить несколько типов презентаций:

1.     классическая презентация

2.     компьютерный диафильм с использованием элементов анимации

3.     интерактивная презентация

4.     презентация для повторения и обобщения материала

 

Рассмотрим возможности применения каждого типа в ходе урока.

КЛАССИЧЕСКАЯ  ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Содержание классической презентации служит наглядным видеорядом позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем.  Такой  вид презентации позволяет сформировать у учащихся целостное представление об изучаемой эпохе (теме), систематизировать процесс усвоения материала. К тому же проведенные исследования показывают, что современные школьники слабо воспринимают информацию на слух.  Использование  зрительных образов стимулирует ассоциативную память учеников, помогает связать их с определенной эпохой (проблемой), выстроить логику изложения материала. К положительной стороне подобного предъявления учебного материала можно отнести высокую его концентрацию, особенно если на тему отводится небольшое количество часов. Важным является и то, что утомляемость учащихся в этом случае значительно ниже за счет включения различных органов восприятия.

Для визуализации содержания урока используются анимационные возможности заложенные в Power Point.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ  ДИАФИЛЬМ  С ЭЛЕМЕНТАМИ  ПРЕЗЕНТАЦИИ

В качестве примера воспользуемся презентацией  «Куликовская битва» После  запуска программы появляется слайд – заставка, а за ним переходим в слайд «План урока». Пункты плана выводятся последовательно по щелчку мыши. Благодаря этому преподаватель может последовательно акцентировать внимание учащихся на проблемах предложенных к рассмотрению на уроке. Далее следует слайд «Задание на урок», который ставит перед учащимися главную учебную задачу урока. После этого переходим к рассмотрению основного материала урока. Работа со слайдами практически идентична методике работы с диафильмами.

Основу презентации составляют слайды в которых в качестве видеоряда используются картины известных художников и миниатюры.

Карты и схемы в презентации используются совместно с анимационными возможностями пакета, что позволяет более наглядно показать развитие боевых действий. После рассмотрения всех вопросов урока переходим к закреплению нового материала.

Последний слайд напоминает учащимся учебную задачу урока и они в ходе ее обсуждения  при помощи преподавателя формулируют правильный ответ.

Но в то же время, следует помнить, что компьютер –  не «заменитель» преподавателя. Компьютер, как и другие информационные технологии – инструмент, а не самоцель. Если исходить из этой идеи, то возможности его использования становятся безграничны.

 

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ   ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости.

Пользователь управляет интерактивной презентацией, принимая решение о том, какой материал для него важен, и осуществляя на экране компьютера выбор, т.е. указывая курсором на нужный объект и выполняя щелчок кнопкой мыши или нажимая клавишу на клавиатуре. Компьютер отвечает на действия пользователя выдачей запрашиваемой информации. Для пользователя интерактивная презентация – это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это предусмотрено создателем презентации.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБШЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Презентации данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы.

В презентации представлены разноплановые задания:

·        работа с географической картой;

·        задания на сравнение;

·        решение проблемных задач;

·        работа с отрывком из художественного произведения;

·        работа по понятиям;

·        решение кроссворда (кроссворд решается всем классом,  правильный ответ выводится учителем после обсуждения, по щелчку мыши).

После решения всех заданий возвращаемся  к учебной задаче  и   подводим итог.

В то же время следует отметить, что использование презентаций ни в коем случае нельзя  считать панацеей, и их применение  оправдано далеко не для каждой темы и каждого занятия. Я считаю, что наиболее  эффективно использование презентаций на тех уроках, когда нужно объяснить большой по объему и разнообразный по содержанию и сложности материал, а также на уроках повторения и обобщения ранее изученного материала.

Компьютерные технологии позволяют сделать гораздо более интересной и насыщенной внеурочную деятельность. Например, интеллектуальные игры. Вопросы, разработанные при помощи компьютерных технологий, являются сплошь и рядом не только более эффективными, но и более эффектными.

Сейчас, можно говорить о новой сфере детского творчества – творчестве компьютерном. Именно через компьютерное творчество в нынешней ситуации можно поднять уровень мотивированности у учащихся. Это такая же специфическая сфера творчества, как наука, искусство, спорт. Не каждый школьник с большим желанием займется написанием реферата. А вот проявить себя в создании презентации захотят многие, и практика показывает, что в 9 случаях из 10 из двух альтернатив презентация или реферат дети выбирают первое.


 

Повышение мотивации изучения истории через использование компьютерных презентаций

Повышение мотивации изучения истории через использование компьютерных презентаций

Во-первых, удобство демонстрации: соединяются в одной презентации все средства

Во-первых, удобство демонстрации: соединяются в одной презентации все средства

Рассмотрим возможности применения каждого типа в ходе урока

Рассмотрим возможности применения каждого типа в ходе урока

Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости

Интерактивная презентация – это диалог между компьютером и человеком, в котором человеку предоставляется возможность искать и находить для себя информацию самостоятельно, по мере необходимости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2020