Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программаФормирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели настоящая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в
пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития
отечественной системы школьного образования. С учетом этого каждая образовательная
область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Целью образования в области физической культуры является формирование у
школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В
рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы
ориентируется на решение следующих задач:
– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими
действиями и приемами базовых видов спорта;
– освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии,
роли в формировании здорового образа жизни;
– обучение навыкам и умениям в физкультурнооздоровительной и спортивно
оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
– воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Структура и содержание учебной программы. Программа состоит из разделов:
«Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы двигательной
(физкультурной)
«Физическое
совершенствование» (мотивационный компонент).
(операциональный компонент);
деятельности»
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным
представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие
учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в
современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая
культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и
современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в
современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления
здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные
понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения
самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и
требования техники безопасности.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены
задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные
формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о
физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение
занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической
культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и
достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел
«Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое
развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот
раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурнооздоровительная деятельность»,
«Спортивнооздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и
«Спортивнооздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».Тема «Физкультурнооздоровительная деятельность» соотнесена с решением задач по
укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных
оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции
осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а
также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую
очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья.
Тема
с
«Спортивнооздоровительная
общеразвивающей
направленностью» ориентирована на повышение физической подготовленности учащихся и
включает в себя информацию о средствах общей физической подготовки. В качестве этих
средств в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из
базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных
гонок, спортивных игр), имеющих относительно выраженное прикладное значение.
деятельность
Тема «Спортивнооздоровительная деятельность с соревновательной направленностью»
ориентирована на возрастные интересы учащихся к соревновательной деятельности.
Основу темы составляет углубленное изучение одного из базовых видов спорта Включение
этой темы в образовательный процесс и выбор соответствующего базового вида спорта не
являются цельными. Вопрос о включении темы решается Советом школы исходя из интересов
учащихся, имеющихся спортивных традиций, а также наличия соответствующей спортивной
базы и квалифицированных преподавателей. При условии положительного решения вопроса
о введении углубленной спортивной подготовки по одному из базовых видов спорта из
общего объема учебного времени на нее выделяется либо дополнительный час из
регионального (школьного) компонента Базисного учебного плана, либо 20% из общего
годового бюджета времени, отводимого на дисциплину физической культуры (70 часов). При
последнем варианте, соответственно, до 20% часов. При этом, соответственно, уменьшается
объем часов и учебного материала других тем (физкультурнооздоровительной деятельности и
спортивнооздоровительной деятельности с общеразвивающей направленностью).
Помимо этого, в программе выделяется тема «Упражнения культурноэтнической
направленности», которая раскрывает исторические особенности развития физической
культуры той народности, которая населяет конкретный регион. Учебный материал для
данной темы рекомендуется местными органами Образования и разрабатывается учителями
физической культуры.
Завершается программа изложением Требований к уровню подготовки выпускников
основной школы по физической культуре. Эти требования соотносятся с Требованиями
Государственного стандарта и задаются преимущественно по четырем базовым основаниям:
«знать/понимать», «уметь», «демонстрировать» и «использовать приобретенные знания и
умения в Практической деятельности и повседневной жизни». В программе требования
выполняют двойную функцию. С одной стороны, они являются критериями оценки
успешности овладения учащимися программного содержания, а с другой устанавливают
минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено
каждым выпускником, оканчивающим основную школу.
В программе требования не дифференцируются по годам обучения, а даю в интегральном
(едином) выражении. Использование такого подхода в программе является оправданным,
поскольку позволяет учителям физической культуры на протяжении всего периода
обучения в основной школе осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с
учетом индивидуальных возрастных особенностей их развития. Исходя из программных
требований и ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности полового
развития каждого ученика, учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные
возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать
успеваемость учащихся по каждому году обучения. Главное, чтобы к концу обучения в
основной школе каждый учащийся смог выполнить программные требования к уровню
подготовки выпускников основной школы по физической культуре.
В конце программ дается Приложение, которое включает в себя описание физических
упражнений общей и специальной физической подготовки. Эти упражнения соответствуюттрем темам раздела «Физическое совершенствование» и ориентированы на укрепление
здоровья учащихся, развитие их физических качеств и специальных физических
способностей, определяемых избранным видом спорта. Такая группировка учебного
материала позволяет учителю самостоятельно отбирать доступные и наиболее
эффективные упражнения для каждой возрастной группы, разрабатывать на их основе
оптимальные по функциональному воздействию комплексы и системы физических
упражнений, строго не привязывая их к учебной тематике, и планировать требуемую
динамику нагрузок в недельном и месячном цикле. Кроме этого, самостоятельный отбор
учителем общеразвивающих физических упражнений позволяет учитывать возрастно
половые особенности учащихся, уровень их физической и двигательной подготовленности,
степень освоения ими используемых упражнений.
Формы организации и планирование образовательного процесса. Основными
формами организации педагогической системы физического воспитания в основной школе
являются уроки физической культуры, физкультурнооздоровительные мероприятия в
режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных
секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние
занятия). Вместе с тем уроки физической культуры являются основной формой организации
учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета физической
культуры.
В основной школе уроки физической культуры, как уже говорилось, подразделяются на
три типа с образовательнопознавательной направленностью, с образовательнообучающей
направленностью и с образовательнотренировочной направленностью. При этом они по
своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться и как
комплексные уроки, т.е. с решением нескольких педагогических задач, и как целевые
уроки, т. е. с преимущественным решением одном педагогической задачи.
На уроках с образовательнопознавательной направленностью учащихся знакомят с
учебными знаниями, способами и правилами организации самостоятельных форм занятий,
обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной
особенностью проведения этих уроков является активное использование учащимися
учебников по физической культуре, различных дидактических карточек и методических
разработок учителя. Уроки с образовательнопознавательной направленностью имеют и
другие особенности.
Вопервых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 56 мин),
в нее включаются как ранее разученные, так называемые тематические комплексы
упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования
правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие
повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления.
Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по
учебным группам, а также индивидуально, когда каждый учащийся проводит подготови
тельную часть самостоятельно (или с небольшой группой школьников по заранее
разработанному им или учителем плану).
Вовторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и
двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя сообщение
учителем учебных знаний и знакомство учащихся со способами физкультурной
деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность
отведенного на это времени в начале основной части урока может составлять от 10 до 20
мин.
Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и
развитие физических качеств учащихся. Продолжительность отведенного на это времени
будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в
образовательном компоненте.Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока
необходимо включать обязательную разминку (до 57 мин), которая по своему характеру
должна соотноситься с задачами двигательного компонента.
Если урок проводится по типу целевого, то все учебное время основной части отводится
для решения какойлибо одной задачи.
Втретьих, продолжительность заключительной части урока будет зависеть от
продолжительности основной части, но не должна превышать 57 мин.
Уроки с образовательнообучающей направленностью используются по преимуществу
для обучения школьников практическому материалу, содержащемуся в разделе
«Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и
др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые
касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описания техники их
выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с
решением нескольких педагогических задач. Отличительные особенности планирования
этих уроков следующие:
– планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования
двигательного навыка: начальное обучение; углубленное разучивание и закрепление;
совершенствование;
– планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения,
а динамика нагрузки с закономерностями постепенного нарастания утомления,
возникающего в процессе их выполнения.
После решения задач обучения планирование развития физических качеств
осуществляется в определенной последовательности: гибкость, координация движений,
быстрота сила (скоростносиловые и собственно силовые способности) выносливость
(общая и специальная).
Уроки с образовательнотренировочной направленностью используются для
преимущественного развития физических качеств и проводятся в рамках
целенаправленной физической подготовки. В основной школе такие уроки проводятся как
целевые и планируются на основе принципов спортивной тренировки: вопервых, с
соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной
подготовке; вовторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и
интенсивности нагрузки; втретьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в
соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо давать
школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической
подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем
организма, а также о функциональных возможностях и особенностях своего организма.
Кроме этого, на уроках с образовательнотренировочной направленностью школьников
обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической
нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительными особенностями целевых уроков являются:
– обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей
основной части урока;
– планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 79
мин);
– использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160
уд/мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд/мин) режимов;
– обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий,
которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных
сокращений и индивидуального самочувствия.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Знания о физической культуреФизическая культура и спорт в современном обществе. Туристические походы как
форма активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма, виды и
разновидности туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и
проведение, требования к технике безопасности и бережному отношению к природе
(экологические требования).
Базовые понятия физической культуры. Здоровый образ жизни, роль и значение
физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на
физическое, психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий
физической культурой в профилактике вредных привычек. Прикладно ориентированная
физическая подготовка как система тренировочных занятий для освоения
профессиональной деятельности,
всестороннего и гармоничного физического
совершенствования.
Физическая культура человека. Правила организации и планирования режима дня с
учетом дневной и недельной динамики работоспособности. Правила планирования
активного отдыха и его основных форм с учетом особенностей учебной (трудовой)
деятельности, индивидуального образа жизни. Правила и гигиенические требования к
проведению банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий
физической культурой и в условиях активного отдыха.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к
проведению летних пеших туристических походов (выбор маршрута, снаряжения, одежды
и обуви, укладка рюкзака).
Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянки (установка
палатки, разведение костра, размещение туалета, оборудование спортивной площадки и т.
п.). Соблюдение требований безопасности и оказания доврачебной помощи (при укусах,
отравлениях, царапинах, ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах).
Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно ориентированной
подготовкой (согласно плану индивидуальных занятий). Наблюдение за режимами нагрузки
(по частоте сердечных сокращений) и показателями (внешними и внутренними)
самочувствия во время занятий.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника
самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического
развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней
зарядки и физкультминуток, содержания домашних занятий, результатов тестирования
функционального состояния организма (с помощью «одномоментной пробы Лету нова»).
Физическое совершенствование
Физкультурнооздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для
формирования правильной осанки; утренней зарядки, физкультминуток; дыхательной
гимнастики и гимнастики для глаз; для регулирования массы тела и коррекции фигуры с
учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы
адаптивной физической культуры (подбираемые в соответствии с медицинскими
показаниями учащихся).
с
деятельность
Спортивнооздоровительная
общеразвивающей
направленностью. Гимнастика с основами акробатики (12 ч). Акробатическая
комбинация (юноши): из основной стойки кувырок вперед в стойку на лопатках, упор
присев, встать, из основной стойки прыжком упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь.
Упражнения на гимнастическом бревне (девушки): танцевальные шаги (полька), ходьба
со взмахами ног и поворотами; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну.
Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом
индивидуальной физической и технической подготовленности.
Упражнения на перекладине (юноши): из стойки спиной к перекладине вис, стоя сзади
согнувшись, толчком ног вис, согнувшись сзади; вис на согнутых ногах. Гимнастическаякомбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной
физической и технической подготовленности.
Упражнения на брусьях: махи в упоре на руках с разведением ног над жердями;
гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом
индивидуальной физической и технической подготовленности (юноши); из виса присев на
нижней жерди толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь; гимнастическая комбинация,
составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и
технической подготовленности (девушки).
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика (36ч). Спортивная ходьба. Совершенствование техники ранее
разученных упражнений в прыжках, беге и метании. Бег на дистанции: 60 м с низкого
старта (на результат), 1000 м девушки и 2000 м юноши (на результат). Кроссовый бег:
юноши 3 км, девушки 2 км.
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега,
ходьбы, прыжков; передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания.
Упражнения общей физической подготовки.
Лыжные гонки (10 ч). Бесшажный ход. Передвижение по пересеченной местности с
чередованием одновременных, попеременных и бесшажного ходов. Преодоление крутых
спусков в низкой стойке. Прохождение соревновательной дистанции 3 км. Упражнения
общей физической подготовки.
Спортивные игры (42 ч)
БАСКЕТБОЛ. Техникотактические действия в нападении (быстрое нападение) и защите
(перехват мяча; борьба за мяч, Не попавший в корзину). Игра в баскетбол по правилам.
ВОЛЕЙБОЛ. Техникотактические командные действия (взаимодействие игроков
передней линии в нападении; взаимодействие игроков задней линии при приеме мяча от
нижней подачи; взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении при приеме
подачи). Игра в волейбол по правилам.
Спортивнооздоровительная
Минифутбол. Техникотактические командные командные действия (взаимодействие
игроков в нападении и защите при подаче углового удара, при пробитии штрафных ударов,
вбрасывании мяча изза лицевой линии). Игра в футбол по правилам.
соревновательной
направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Совершенствование техники
ранее разученных физических упражнений. Совершенствование комбинаций, составленных
учащимися исходя из собственной физической и технической подготовленности (на
результат). Выполнение индивидуальных гимнастических и акробатических комбинаций в
условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях.)
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
с
деятельность
Легкая атлетика. Совершенствование техники ранее разученных упражнений (на
результат). Выполнение легкоатлетических упражнений (23 упражнения по выбору
учащихся) в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных
соревнованиях.)
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега,
ходьбы, прыжков, передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания.
Лыжные гонки.
Преодоление крутых подъемов бегом на лыжах (техника
произвольная). Преодоление крутых спусков в низкой стойке. Прохождение
тренировочных дистанций на 3 км девушки и 5 км юноши (на результат). Прохождение
соревновательных дистанций (дистанция определяется учащимися) в условиях,
приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных соревнованиях).
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Спортивные игры
БАСКЕТБОЛ. Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных"
упражнениях. Командные техникотактические действия при защите и нападении. Игра вбаскетбол в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных
соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической подготовки.
В О Л Е Й Б О Л . Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных
упражнениях. Командные техникотактические действия при защите и нападении. Игра в
волейбол в условиях, приближенных к соревнованиям. (Участие в квалификационных
соревнованиях.) Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Минифутбол. Совершенствование индивидуальной техники в ранее разученных
упражнениях. Командные техникотактические действия при защите и нападении. Игра в
футбол в условиях приближенным к соревнованиям.
Упражнения культурноэтнической направленности.
Сюжетнообразные
(подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта.
Требования к уровню подготовки выпускников
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни,
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей
выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические
упражнения
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
В результате изучения предмета «Физическая культура» выпускник основной
школы должен: знать/понимать
–
организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
–
–
уметь
–
гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
–
(комбинации), технические действия и спортивных играх;
–
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных
физических качеств, комплексы адаптивной физической культуры с учетом
индивидуальной физической подготовленности и медицинских показаний;
–
осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической
подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами
физической нагрузки;
–
туристических походов;
–
спорта;
демонстрировать
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении
Физические
качества
Быстрота
Сила
Выносливость
(выбирается
любое из
упражнений)
Координация
движений
Физические упражнения
мальчики
девочки
Бег 60м с низкого старта, с
Прыжки через скакалку в максимальном темпе,
с
Подтягивание из виса, колво раз
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на
спине, руки за головой, колво раз
Кроссовый бег на 2км, мин
Передвижение на лыжах на 2км, мин
Бег на 2000м, мин
Бег на 1000м, мин
Последовательное выполнение кувырков, колво
раз
Челночный бег 3*10м, с
9,2
20
8
180
14.30
16.30
10.30
5
8,2
10,2
10
165
24
17.20
21.00
5.40
8,8использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
–
проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения,
развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
–
Методическая литература:
При организации изучения предмета по физической культуре, выборе учебников и
учебнометодических комплексов, а также составлении поурочного планирования
рекомендуется руководствоваться следующими документами:
– стандарт начального общего образования по физической культуре;
– стандарт основного общего образования по физической культуре;
– стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре на базовом
уровне;
– стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре на
профильном уровне;
– примерные программы по физической культуре начального общего образования;
– примеры программы по физической культуре основного общего образования;
– примерные программы по физической культуре среднего (полного) общего образования
на базовом уровне;
– примерные программы по физической культуре среднего (полного) общего образования
на профильном уровне;
– требования к оснащенности образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением стандарта по физической культуре.
Преподавание учебного предмета по физической культуре с использованием
действующих учебников и учебнометодических комплексов представляет определенную
трудность. Поскольку, учебников и учебнометодических комплексов, разработанных в
соответствии с государственным стандартом образования по физической культуре еще нет,
допускается использование любого учебника или учебного пособия по физической
культуре, включенных в Федеральные перечни учебников, учебнометодических и
методических изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием России к
использованию в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утвержденных
приказом Минобразования России от 15 января, 2004 года, №111.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
П/П
ТЕМА УРОКА
1 Вводный урок. История и базовые понятия физической культуры.
2 Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Высокий старт. Бег 30 м.
3 Низкий старт. Бег 60 м.
4 Бег 100 м.
5 Бег 400 м.
6 Бег 500 м.
7 Бег 1000 м.8 Прыжок в длину
9
60 м. с барьерами
10 110 м., 100м. с барьерами
11 Русская лапта. Инструктаж по ТБ. Знакомство с правилами.
12 Подача и удары по мячу
13 Перебежки, осаливание
14 Игра по правилам
15 Легкая атлетика. Бег 2000 м. Инструктаж по ТБ.
16 Метание мяча 150 гр.
17 Метание ядра
18 Челночный бег 4x9 м.
19 Ускорение с многоскоками
20 Прыжок в длину с места
21 Прыжок в высоту
22 Прыжок в высоту
23 Баскетбол. Инструктаж по ТБ. Бросок мяча в корзину двумя руками
24 Бросок мяча в корзину одной рукой
25 Высокое и низкое ведение мяча
26 Ведение мяча с обводкой соперника
27 Техникотактические действия в нападении (быстрое нападение)
28 Техникотактические действия в нападении (быстрое нападение)
29 Техникотактические действия в защите (перехват мяча)
30 Техникотактические действия в защите (перехват мяча)
31 Борьба за мяч после отскока от щита
32 Борьба за мяч после отскока от щита
33 Бросковые эстафеты с элементами ведения мяча
34 Игра в баскетбол по правилам
35 Игра в баскетбол по правилам
36 Гимнастика. Инструктаж по ТБ. Строевые упражнения.
37 Строевые упражнения. Упражнения для формирования навыка
правильной осанки
38 Прыжки через скакалку
39 Прыжки через скакалку
40 Опорные прыжки
41 Опорные прыжки
42 Акробатические комбинации
43 Акробатические комбинации
44 Акробатические комбинации45 Подтягивание в висе
46 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
47 Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа
48 Лыжная подготовка. Инструктаж по ТБ. Бесшажный ход
49 Бесшажный ход
50 Прохождение дистанции 2 км.
51 Преодоление крутых подъемов
52 Преодоление крутых подъемов
53 Преодоление крутых спусков
54 Преодоление крутых спусков
55 Преодоление небольших трамплинов
56 Преодоление небольших трамплинов
57 Прохождение дистанции 1 км.
58 Мини – футбол. Инструктаж по ТБ. Знакомство с правилами игры
59 Передачи мяча на месте (продольные, поперечные, диагональные,
низкие и высокие). Остановка мяча внутренней стороной стопы.
60 Удар с разбега по неподвижному мячу, катящемуся и после отскока.
61 Удар с разбега по неподвижному мячу, катящемуся и после отскока.
62 Ведение мяча (по прямой, по кругу, между стоек).
63 Ведение мяча (по прямой, по кругу, между стоек).
64 Упражнения специальной физической и технической подготовки.
65 Действия в нападении и в защите после пробития углового удара и
вбрасывания мяча изза боковой линии.
66 Действия в нападении и в защите после пробития углового удара и
вбрасывания мяча изза боковой линии.
67 Игра в мини – футбол по правилам.
68 Игра в мини – футбол по правилам.
69 Волейбол. Инструктаж по ТБ. Передача мяча сверху.
70 Передача мяча снизу.
71 Подача мяча.
72 Нападающий удар, блокирование нападающего удара
73 Нападающий удар, блокирование нападающего удара
74 Упражнения специальной физической и технической подготовки.
75 Командные действия (взаимодействие игроков передней линии)
76 Командные действия (взаимодействие игроков передней линии)
77 Игра в волейбол по правилам
78 Игра в волейбол по правилам
79 Легкая атлетика. Инструктаж по ТБ. Прыжок в длину с места
80 Прыжок в высоту
81 Прыжок в высоту
82 Ускорение с многоскоками83 Челночный бег 4x9 м.
84 Метание мяча 150 гр.
85 Метание ядра
86 Высокий старт. Бег 30 м.
87 Низкий старт. Бег 60 м.
88 Бег 100 м.
89 Бег 400 м.
90 Бег 500 м.
91 Бег 1000 м.
92 Прыжок в длину
93 60 м. с барьерами
94 110 м., 100м. с барьерами
95 Бег 2000 м.
96 Тройной прыжок
97 Русская лапта. Инструктаж по ТБ. Подача и удары по мячу
98 Перебежки, осаливание
99 Игра в лапту по правилам
100 Игра в лапту по правилам
101 Прохождение полосы препятствий
102 Заключительный урок. Физическая культура человека.