Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной программой начального общего образования, на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» под редакцией А.П.Матвеева 2008 год и предназначена для муниципального учреждения для обучающихся 1 классов и рассчитана на один год 2 часа в неделю (68 часов).
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (2 стандарт) образования по физической культуре предметом обучения в 1 классе является двигательная деятельность с общеразвивающейРабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной программой начального общего образования, на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» под редакцией А.П.Матвеева 2008 год и предназначена для муниципального учреждения для обучающихся 1 классов и рассчитана на один год 2 часа в неделю (68 часов).
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (2 стандарт) образования по физической культуре предметом обучения в 1 классе является двигательная деятельность с общеразвивающей
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с
требованиями ФГОС НОО, примерной программой начального общего образования, на
основе «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные
классы» под редакцией А.П.Матвеева 2008 год и предназначена для муниципального
учреждения для обучающихся 1 классов и рассчитана на один год 2 часа в неделю (68
часов).
В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (2
стандарт) образования по физической культуре предметом обучения в 1 классе является
двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения
этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические
качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и
самостоятельность.
Учитывая эти особенности, целью данной программы по физической культуре является
формирование у учащихся 1 классов основ здорового образа жизни, развитие творческой
самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Данная программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется
на решение следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических
качеств и повышения функциональных возможностей
жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством
обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим
действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении
в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и
физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой,
отдельными показателями физического развития и физической
подготовленности.
Структура и содержание учебного предмета задаются в данной программе
в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих
учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной
деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в
соответствии с основными направлениями развития познавательной активности
человека: знания о природе (медикобиологические основы деятельности);
знания о человеке (психологопедагогические основы деятельности); знания об
обществе (историкосоциологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержитРаздела «Физическое совершенствование» (физкультурно
представления о структурной организации предметной деятельности,
отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
оздоровительная деятельность и спортивно оздоровительная деятельность)
ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их
всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный
раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и
двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с
различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении
практического материала школьных программ, настоящая программа
соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые
представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с
основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры».
При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в
себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности
согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно
самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе
предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и
дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального
воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала
позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные
комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в
развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей
учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных
форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудованием.
В 1 классе согласно учебной программе школьники по преимуществу осваивают
различные способы выполнения бега, ходьбы и прыжков, лазанья и ползания: разучивают
комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток, комплексы для
формирования и укрепления осанки, развитие гибкости, координации движений,
быстроты, выносливости. Важной особенностью содержания обучения является освоение
первоклассниками подвижных игр и навыков их самостоятельной организации и
проведения. Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается
с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который
школьники осваивают в динамике. Программа предлагает для изучения темы, связанные с
историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных
занятий физическими упражнениями.
При планировании учебного материала для учащихся 1 классов
настоящей программы были внесены изменения:
1. при отсутствии спортивной площадки заменить тему «Лыжные гонки» на
углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры».2. При отсутствии реальной возможности для освоения школьниками
содержания раздела «Плавание», заменить его содержание
легкоатлетическими и общеразвивающими упражнениями.
Проведение уроков по этой программе позволит значительно повысить воспитательный и
оздоровительный эффект.
В процессе обучения применяются методы физического воспитания:
словесный метод (объяснение, указания, команда, убеждение);
наглядный метод (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.);
метод разучивания нового материала (в целом и по частям);
методы развития двигательных качеств
(повторный,
равномерный,
соревновательный, игровой и т.д.).
Используются современные образовательные технологии:
здоровьесберегающие технологии привитие гигиенических навыков, навыков
правильного дыхания, приемов массажа, игр на свежем воздухе в целях закаливания,
использование физических упражнений имеющих лечебновоспитательный эффект,
корригирующих и коррекционных упражнений;
личностноориентированное и дифференцированное обучение применение тестов
и заданий с учетом уровня физической подготовленности и группы здоровья.
информационнокоммуникационные технологии показ презентаций для улучшения
мотивации к занятиям физическими упражнениями и в приобретении знаний основ
физической культуры;
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Физическая культура» являются
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Личностными результатами изучения курса «Физическая культура» является
формирование следующих умений:
формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей
многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Регулятивные УУД:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
контролировать действия партнёра;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Предметными результатами изучения курса «Физическая культура» является
формирование следующих умений.
Знания о физической культуре
Обучающийся заканчивающий 1 класс научится:
• ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать
роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков
физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр,
занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные
физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и
различать их между собой;
•
Способы физкультурной деятельности
Обучающийся заканчивающий 1 класс научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и
физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
• организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на
открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать
правила взаимодействия с игроками;
Физическое совершенствование
Обучающийся заканчивающий 1 класс научится:
•
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки,упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по
частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина,
брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча
разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной
функциональной направленности.
•
•
•
•
•