На основании приказа Минобрнауки России от 30 августа 2010 года за № 889 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в соответствии с пунктом 1 «и» перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № Пр-2997 по итогам заседания Совета при ПрезидентеНа основании приказа Минобрнауки России от 30 августа 2010 года за № 889 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в соответствии с пунктом 1 «и» перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № Пр-2997 по итогам заседания Совета при Президенте
Пояснительная записка
На основании приказа Минобрнауки России от 30 августа 2010 года за №
889 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об
утверждении федерального базисного плана для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования» и в
соответствии с пунктом 1 «и» перечня поручений Президента Российской
Федерации от 10 ноября 2009 г. № Пр2997 по итогам заседания Совета при
Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта,
спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних
игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г в г. Сочи, XXVII Всемирной летней
универсиады 2013 года в г. Казани 23 октября 2009 г. и пунктом 9 поручения
Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № ВПП126952 в
образовательных учреждениях вводится «Третий час учебного предмета
«Физическая культура»
Целью введения третьего часа по физической культуре является увеличение
двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение
современных систем физического воспитания.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих
основных задач:
укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта и
здорового образа жизни;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями и вести активный образ жизни; содействие развитию современных систем физического воспитания;
применение новых форм и видов активной спортивной деятельности.
Особенности программы:
программа предназначена для увеличения двигательной активности и развития
физических качеств обучающихся 56 классов;
занятия имеют специальную направленность на внедрение современных систем
физического воспитания, приобретение новых знаний в области физической
культуры и спорта.
Условия реализации:
наличие материальной базы (зала) и необходимого инвентаря по видам спорта, в
том числе нестандартного;
организация, дисциплина и техника безопасности занятий;
наличие, как индивидуального подхода, так и дифференцированного с учетом
возраста, пола, принадлежности к группе здоровья (ЛФК, СМГ);
доброжелательная обстановка и эмоциональный фон на занятиях.
Оценка результатов:
Полученные знания, умения и навыки учащиеся 56 классов, занимающиеся по
программе третьего часа, демонстрируют во время соревнований и товарищеских
встреч, на спортивных мероприятиях различного уровня.
Обучающиеся должны знать историю возникновения и развития, сущность и
основные правила проведения соревнований по различным видам спорта.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять основные технические приемы и тактические действия,
присущие изучаемой спортивной игре; при помощи физических упражнений атлетической и ритмической
гимнастики конструировать свое телосложение и поддерживать спортивную
форму самостоятельно;
владеть элементарными навыками туртехники (разведение костра,
установка палатки, вязание узлов и др.)
Программный материал:
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
Учащимся 56 классов предлагаются элементарные знания в области
медицины по здоровому образу жизни и оказанию первой медицинской помощи.
Здоровье и факторы его формирования (понятие «здоровье», гомеостаз, норма
здоровья, взаимосвязь здоровья и болезни, причины низкого уровня здоровья,
факторы здоровья, роль школы в формировании здоровья)
Здоровый образ жизни и его составляющие (понятие ЗОЖ, оптимальный
двигательный режим, оздоровительная физическая тренировка, тренировка
иммунитета и закаливание, рациональное питание, психофизиологическая
регуляция, рациональный режим жизни, профилактика вредных привычек)
Первая медицинская помощь при кровотечении и травматическом шоке причины
и виды кровотечений, общие принципы остановки кровотечения,
кровотечение из носа, травматический шок.
Первая медицинская помощь при отравлениях (общие принципы диагностики и
оказание неотложной помощи, отравления у детей, укусы ядовитых животных)
Бадминтон:
С 5 класса начинается обучение техникотактическим действиям
избранному виду спорта. Наличие спортивной базы позволяет вести обучение игре
в бадминтон. Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в
начальной школе простейших умениях школы мяча. По своему воздействию
спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством.Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в
парах, создают неограниченные возможности для развития, прежде всего
координационных и кондиционных способностей, а также всевозможных
сочетаний этих групп способностей. Одновременно данный материал по
спортивной игре в бадминтон оказывает многостороннее влияние на развитие
психических процессов учащегося, воспитание нравственных и волевых качеств,
что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых
упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, и парных
взаимодействий партнеров и соперников.
Уже с 5 класса необходимо обучать детей согласовывать индивидуальные и
простые командные техникотактические взаимодействия в нападении и в защите,
начиная с применения комбинированной тактики и специальных, постепенно
усложняющихся игровых упражнений (форм).
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для
самостоятельного выполнения заданий с воланом, реализации на практике
индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим
существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особого
внимания требуют дети со слабой игровой подготовкой. Необходимо активно
включать их в разнообразные виды игровой деятельности.
Материал игры является прекрасным средством и методом формирования
потребностей, интересов и эмоций учеников.
В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным
занятиям бадминтоном.
Туризм:
Туризм – это экскурсии, походы и путешествия, в которых активный отдых
сочетается с познавательными и образовательными целями. В курсе физического
воспитания по ОФП для учащихся 5 6 классов программой третьего часа
предусмотрены учебнотренировочные занятия по самодеятельному туризму.Туристский поход с проверкой туристических навыков и ориентированием на
местности является составной частью физического воспитания. Из всех
многочисленных форм отдыха наиболее доступным и эффективным является
туристский поход выходного дня (не менее нескольких часов). Походы выходного
дня дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение,
улучшают настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе
рождается чувство дружбы, любовь к природе, расширяется кругозор туриста.
Учащиеся 56 классов кроме прохождения маршрута должны уметь
ориентироваться на местности (на открытой и в лесу), пользоваться картой,
компасом, выбрать и оборудовать место для бивака, разжечь костер, приготовить
пищу, избрать способ преодоления препятствий, знать правила охраны природы и
др.
Исходя из условий школы и возможностей учащихся, более приемлемыми
по способу передвижения являются пешие, лыжные и велосипедные виды похода.
Данный вид туризма является прекрасным средством увеличения двигательной
активности учащихся.
Гимнастика: (атлетическая и ритмическая)
Атлетическая гимнастика – это не только мощный фактор оздоровления, но
и средство профилактики и реабилитации заболеваний детей 11 12 лет.
Атлетическая гимнастика как средство физического воспитания использует,
прежде всего, упражнения с отягощениями: штанга, гири, гантели, эспандеры. Для
учащихся 56 классов оптимальным в применении из отягощений является
эспандеры, гантели и медицинболы. Необходимо избегать занятий с большими
(предельными) тяжестями, поскольку костномышечная система еще не готова. На
тренировках должны присутствовать элементы подвижных и спортивных игр и др.
видов спорта, т. е. ориентация на Общеразвивающие упражнения, а тренировки с
отягощениями не более 2/3 от максимума.Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия
делают атлетическую гимнастику средством и методом развития и
формирования таких качеств, как сила, скорость, выносливость. Более того,
атлетическая гимнастика способствует биологическому совершенству.
Ритмическая гимнастика – одно из разновидностей оздоровительных видов
гимнастики. Повышает двигательную активность, улучшает осанку, благотворно
влияет на сердечнососудистую и дыхательную систему. Упражнения ритмической
гимнастики являются эффективным средством развития координации движений,
быстроты двигательной действий, мышечной силы, выносливости, подвижности в
различных суставах и физической работоспособности. Кроме того, танцевальная
направленность упражнений способствует выразительности, пластичности,
ритмичности движений и развивает музыкальный слух, чувство любви к
прекрасному.
Все это делает ритмическую гимнастику хорошим средством и методом
физического воспитания подростков. В ритмической гимнастике применяется
несколько групп упражнений:
1. Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
2. Ходьба, бег, прыжки
3. Упражнения художественной гимнастики
4. Танцевальные упражнения
5. Акробатические упражнения
6. Вольные упражнения