Пояснительная записка

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 5-ых выбрано на основании типовой учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич.- Москва.: Просвещение, 2005). Данная программа допущено Министерством образования Российской Федерации, соответствует федеральному компоненту стандарта образования по ступеням обучения и базисному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения «Старо - Абдуловская средняя общеобразовательная школа». В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год. Третий час учебного предмета «Физическая культура» я использую на увеличение двигательной активности и развитие физическихРабочая программа по предмету «Физическая культура» для 5-ых выбрано на основании типовой учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич.- Москва.: Просвещение, 2005). Данная программа допущено Министерством образования Российской Федерации, соответствует федеральному компоненту стандарта образования по ступеням обучения и базисному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения «Старо - Абдуловская средняя общеобразовательная школа». В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год. Третий час учебного предмета «Физическая культура» я использую на увеличение двигательной активности и развитие физических
Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapisk2.doc
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для  Пояснительная записка 5­ых выбрано на основании типовой учебной программы «Комплексная программа физического   воспитания   учащихся   1­11   классов»   (В.И.Лях,   А.А.Зданевич.­ Москва.:   Просвещение,   2005).   Данная   программа   допущено   Министерством образования   Российской   Федерации,   соответствует   федеральному   компоненту стандарта образования по ступеням обучения и базисному плану муниципального бюджетного   образовательного   учреждения   «Старо   ­   Абдуловская   средняя общеобразовательная школа». В соответствии с ФБУП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 105 часов в год. Третий час учебного предмета «Физическая культура» я использую на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся. Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью   и   физической   подготовленности,   целостном   развитии   физических   и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.  физкультурная   деятельность. Образовательная   область   «Физическая   культура»  имеет   своим   учебным предметом  один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого   лежит  Данная   деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных   сил  человека   и   выступает   как   цель   и   условие   развития   физической культуры личности.       Учебный   предмет   физической   культуры   является   ведущим,   но   не единственным   основанием   образовательной   области   «Физическая   культура»   в основной   школе.     Его   освоение   учащимися   осуществляется   в   единстве   с содержанием   таких   важных   организационных   форм   целостного   педагогического процесса и самодеятельности учащихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного   дня,   спортивные   соревнования,   физкультурные   праздники,   занятия   в спортивных кружках и секциях. Целью обучения образовательной области «Физическая культура» является формирование физической культуры личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно­рек­ реационной направленностью. В соответствии с целью образовательной области «Физическая    культура» формулируются    задачи учебного предмета: ­   расширение   двигательного   опыта   за   счет   овладения   двигательными действиями избранного вида спорта и использование их в качестве средств укреп­ ления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни; ­   совершенствование     возможностей   организма посредством   направленной   общеприкладной   и   спортивно­рекреационной       функциональных   1подготовки,   организации   педагогических   воздействий   на   развитие   основных биологических и психических процессов; ­ воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивно­рекреационной деятельности; ­   создание       представлений       об       индивидуальных   психосоматических   и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования   в   целях   укрепления   здоровья,   поддержки   оптимального функционального состояния; ­ обучение основам знаний педагогики, психологии, физиологии и гигиены физкультурной   деятельности,   профилактики   травматизма,   коррекции   осанки   и телосложения; формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных   форм   занятий   физической   культурой   с   различной функциональной и социально ориентированной направленностью На   уроках   физической   культуры   в   5­ом     классе   решаются   основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем   особенностью   урочных   занятий   является   углубленное   обучение   базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая ат­ летика,   гимнастика,   спортивные   игры,   элементы   единоборств,   лыжная подготовка,   плавание).   Углубляются   знания   о   личной   гигиене,   о   влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение,   ЦНС,   обмен   веществ),   на   развитие   волевых   и   нравственных качеств.   На   уроках   физической   культуры   учащиеся   5­ых   классов   получают представления   о   физической   культуре   личности,   ее   взаимосвязи   с   основами здорового   образа   жизни,   овладевают   знаниями   о   методике   самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах. Усилению   мотивации   занятий   на   уроках   способствует   привлечение подростков к судейству, руководству командой или отделением, подготовке и организации занятий, демонстрации упражнений. Интерес к уроку физической культуры   обеспечивается   применением   различных   технических   средств обучения,   нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.   соответствующих   возрасту,   тренажеров, Большое   значение   придается   решению   воспитательных   задач:   выработке привычки   к   самостоятельным   занятиям   физическими   упражнениями   и избранными  видами   спорта   в   свободное   время,   воспитанию   ценностных ориентации на здоровый образ жизни. В   соответствии   с   задачами   уроков   физической   культуры,   особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного   материала,   методы   и   средства   обучения   и   воспитания,   способы организации занятий. В   5­ом   классе увеличиваются индивидуальные различия школьников, что учитывается   при   обучении   движениям,   развитии   двигательных   способностей, 2осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся ставятся   дифференцированные задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры. Сообщение   знаний   увязывается   с   освоением   и   совершенствованием конкретных   двигательных   действий,   развитием  двигательных   способностей, формированием   умений   самостоятельно   тренироваться   и   осуществлять физкультурно­оздоровительную и спортивную деятельность. Одним   из   методических   требований   к   сообщению   знаний   является реализация на практике межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами (физикой, биологией, химией, математикой, историей и др.). Содержание образовательной программы Содержание   программного   материала   состоит   из   двух   основных   частей: базовой  и  вариативной  (дифференцированной).   Освоение   базовых   основ физической   культуры   объективно   необходимо   и   обязательно   для   каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности.  Базовый  компонент   составляет   основу   общегосударственного   стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью   учета   индивидуальных   способностей   детей,   региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Изучив   особенностей   условий   региона   проживания,   национальные особенности,  возможности  материально­технической базы, интересы школьников, в   вариативную   часть   программы   по   предмету   «Физическая   культура»   включен материал,   углубляющий     базовой   части   по   баскетболу,   легкой   атлетике   и   по лыжной   подготовке,     национально­региональный   компонент   образования   – элементы   национальной   культуры:   игры   и   забавы   местных   народов,   исконно проживающих в Республике Татарстан.    Содержание   данной   программы   предназначено   для   учащихся   основной   и подготовительной медицинских групп. Основы знаний о физической культуре,  умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля Защитные свойства организма и профилактика средствами физической  культуры. Естественные основы Социально­психологические основы   Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями,   обеспечение   их   общеукрепляющей   и   оздоровительной направленности, предупреждение  травматизма и оказание посильной помощи при 3травмах и ушибах. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления.   Воздушные   ванны   (теплые,   безразличные,   прохладные,   холодные,   очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка). Приемы закаливания Гимнастика   Техника   безопасности   при   проведении   соревнований   и   занятий.   Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий.  Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Правила соревнований. Легкая атлетика Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Значение  Лыжная подготовка занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.  Баскетбол. Терминология спортивной игры. Распределение учебного времени на различные виды программного  материала образовательной области «Физическая культура» 5­ые классы,  3 часа в неделю – 105 часов  № Вид программного материала Базовая часть Основы знаний о физической культуре Легкая атлетика Спортивная игра – баскетбол Гимнастика с элементами акробатики п\п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5  Лыжная подготовка 2. Вариативная часть Баскетбол 2.1 Легкая атлетика 2.2 2.3 Лыжная подготовка 2.4 Подвижные игры Количество часов 50 В процессе уроков 14 12 12 12 52 (3 ч) 6 7 2 37 4Требования к уровню подготовки обучающихся. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании 5­го класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. • основы истории развития физической культуры в России (в СССР); • основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии  Знать: внимания, памяти и мышления • правила личной гигиены. Уметь: • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками; • определять свою физическую подготовленность; • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях  физическими упражнениями. Демонстрировать: Физические способности Скоростные Бег 60 м с высокого старта Физические упражнения Мальчики Девочки Силовые К выносли­ вости с опорой на руку, с Подтягивание из виса Подтягивание из виса лежа Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине,  руки за головой, кол­во раз Кроссовый бег 1 км Передвижение на лыжах 1 км 10.6 3 170 16 6.00 10.00 10,8 10 160 15 6.30 12.00 Двигательные умения, навыки и способности В   циклических   и   ациклических   локомоциях:  с   максимальной  скоростью пробегать 60 м из положения высокого старта; в равномерном темпе бегать до 10 мин (мальчики) и до 8 мин (девочки);  выполнять с 5 шагов разбега прыжок в высоту   способом   «перешагивание»;   проходить   на   лыжах   3   км   (мальчики, девочки). В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из трех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); выполнять акробатическую комбинацию из трех  элементов.). 5В   спортивных   играх:  играть   в   одну   из   спортивных   игр   (по   упрощенным правилам). Физическая   подготовленность:  должна   соответствовать,   как  минимум, среднему   уровню   показателей   развития   основных   физических   способностей (табл.). Способы физкультурно­оздоровительной деятельности:  соблюдать   правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений. Правила поведения на занятиях физическими упражнениями:  соблюдать нормы   поведения   в   коллективе,   правила   безопасности,   гигиену   занятий   и личную гигиену; помогать друг другу и учителю. Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся Оценка успеваемости по физической культуре в 6­ых классах производится на   общих   основаниях   и   включает   в   себя   качественные   и   количественные показатели:   уровень   соответствующих   знаний,   степень   владения   двигательными умениями   и   навыками,   умение   осуществлять   физкультурно­оздоровительную   и спортивную   деятельность,   выполнение   учебных   нормативов.   Учитываются психологические особенности подростков, аргументируется выставление той или иной   оценки,   шире   привлекаются   учащиеся   к   оценке   своих   достижений   и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, ин­ терес   к   занятиям   физической   культурой,   желание   улучшить   собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости в большей мере  ориентируются на  темпы  развития  двигательных   способностей  ученика,  поощряется  его  стрем­ ление   к   самосовершенствованию,   к   углублению   знаний   в   области   физической культуры и ведению здорового образа жизни. Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными. Качественные   критерии   успеваемости   характеризуют   степень   овладения программным   материалом:   знаниями,   двигательными   умениями   и   навыками, способами   физкультурно­оздоровительной   деятельности,   включенными   в обязательный  минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт. Количественные   критерии   успеваемости   определяют   сдвиги   в   физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ. Осуществляя   оценивание   подготовленности   по   физической   культуре, учитываются     темп   (динамика   изменения   развития   физических   качеств   за определенный   период   времени,   а   не   в   данный   момент)   и   индивидуальные особенности   учащихся   (типы   телосложения,   психические   и   физиологические особенности).  Задание по улучшению показателей физической подготовленности (темп   прироста)   должны   представлять   определенную   трудность   для   каждого 6учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание  для выставления высокой оценки. Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся I. Знания При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели:   глубина,   полнота,   аргументированность,   умение   использовать   их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование. Оценка 5  За ответ, в котором  учащийся  демонстрирует глу­ бокое понимание  сущности материала; логично его излагает, используя в дея­ тельности Оценка 4  За тот же ответ,  если в нем  содержатся  небольшие  неточности и  незначительные  ошибки Оценка 3  За ответ, в котором  отсутствует  логическая после­ довательность,  имеются пробелы в  знании материала,  нет должной аргу­ ментации и умения  использовать знания  Оценка 2 За непонимание  и незнание  материала  программы П. Техника владения двигательными умениями и  навыками Для   оценивания   техники   владения   двигательными   умениями   и   навыками используются   следующие   методы:   наблюдение,   вызов   из   строя   для   показа, выполнение упражнений и комбинированный метод. Оценка 4  При выполнении  ученик действует  так же, как и в  предыдущем  случае, но  допустил не более двух  незначительных  ошибок Оценка 5  Движение или  отдельные его  элементы выполнены  правильно, с  соблюдением всех  требований, без оши­ бок, легко, свободно,  четко, уверенно,  слитно, с отличной  осанкой, в надлежащем ритме; ученик  понимает сущность  движения, его  Оценка 2  Движение или  отдельные его  элементы  выполнены  неправильно,  допущено более двух  значительных  или одна грубая ошибка Оценка 3  Двигательное действие в основном выполнено  правильно, но  допущена одна грубая  или несколько мелких  ошибок, приведших к  скованности  движений,  неуверенности.  Учащийся не может  выполнить движение в  нестандартных и сложных в сравнении  7Ш. Владение способами и умение осуществлять физкультурно­ оздоровительную деятельности Оценка 5 Учащийся умеет: ­ самостоятельно  организовать  место занятий; ­ подбирать  средства,   инвентарь и  применять их в конкретных  условиях; ­ контролировать  ход выполнения  деятельности и оценивать итоги Оценка 4  Учащийся: ­ организует место  занятий в основном  самостоятельно, лишь с незначительной  помощью; ­ допускает  незначительные  ошибки в подборе средств; ­ контролирует ход  выполнения  деятельности и оценивает итоги Оценка 2  Учащийся не  может выполнить  самостоятельно ни один из пунктов Оценка 3  Более половины  видов  самостоятельно й деятельности  выполнены с  помощью  учителя или не  выполняется  один из пунктов IV. Уровень физической подготовленности учащихся Оценка 4 Исходный  показатель  со­ ответствует  среднему  уровню  подготовленн ости и  достаточном у темпу  прироста Оценка 3 Исходный  показатель со­ ответствует  низкому уровню  подготовленност и и  незначительному  приросту Оценка 2 Учащийся не  выполняет  государственн ый стандарт,  нет темпа  роста по­ казателей  физической  подготовленно сти Оценка 5 Исходный показатель соот­ ветствует высокому уровню  подготовленности, пре­ дусмотренному обязатель­ ным минимумом подготовки  и программой физического  воспитания, которая отвечает требованиям го­ сударственного стандарта и  обязательного минимума  содержания обучения   физической культуре, и вы­ сокому приросту ученика в  показателях физической  подготовленности за опре­ деленный период времени 8Общая   оценка   успеваемости  складывается   по   видам   программы:   по гимнастике, баскетболу, волейболу, легкой атлетике ­ путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений. Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При   этом   преимущественное   значение  имеют   оценки   за   умения   и   навыки осуществлять   собственно   двигательную,   физкультурно­оздоровительную деятельности. Нормативы физической подготовленности учащихся       Образовательная программа ориентирована на использование следующих  учебных пособий и материалов: 1.Физическая культура / под ред. М.Я.Виленского.М.2011.    2. Физическая культура / под ред. А.П.Матвеева. М.2011.    3. Физкультура. 5 класс. Поурочные планы. Авторы составители Г.В.Бондаренкова, Н.И.Коваленко, А.Ю.Уточкин. Волгоград. «Учитель». 2007. 4.Физическая культура.Р.А.Авзалов. Казань. Магариф. 2005. 5.Поурочные разработки по физкультуре. 5­9 классы. Москва «Воко».2007.      9