Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана на основе следующих документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
ФГОС основного общего образования
«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2011г.
Цель программы: обеспечение современного образования учащихся в контексте требований ФГОС
Задачи программы:Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана на основе следующих документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
ФГОС основного общего образования
«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2011г.
Цель программы: обеспечение современного образования учащихся в контексте требований ФГОС
Задачи программы:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 59 классов разработана на
основе следующих документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании»;
Федерального закона «О физической культуре и спорте»;
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 г.;
ФГОС основного общего образования
«Комплексной программы физического воспитания 111 классы»,
автором составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич;
издательство «Просвещение», Москва – 2011г.
Цель программы: обеспечение современного образования учащихся в контексте
требований ФГОС
Задачи программы:
Реализация идеологической основы ФГОС – Концепции духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реализация методологической и методической основы ФГОС
организация учебной деятельности учащихся на основе системно
деятельностного подхода.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения образовательной программы посредством формирования
универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
Программа обеспечивает достижение учащимися 59 классов определенных
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
знание истории физической культуры своего народа, своего края как части
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
формирование осознанного, уважительною и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской,
творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи.
В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физической культурой, их планирования и содержательного
наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой
спортивнооздоровительной и физкультурнооздоровительной дея
тельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
использование этих показателей в организации и проведении
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм
занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения
содержанием;
владение умениями выполнения двигательных действий и физических
упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической
культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой
спортивнооздоровительной и физкультурнооздоровительной
деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности,
величиной физических нагрузок, использования этих показателей в
организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты:
В основной школе в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования результаты
изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с
различной функциональной направленностью (оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических
занятий физической культурой с соблюдением правил техники
безопасности и профилактики травматизма;
освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах;
обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении
занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
физической подготовленности;
формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих
основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма иопределять тренирующее воздействие на него занятий физической
культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности;
овладение основами технических действий, приёмами и физическими
упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в
разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;
расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных
на развитие основных физических качеств, повышение функциональных
возможностей основных систем организма.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения, естественные силы
природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной
направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для
осуществления оздоровительной гимнастики, использования
закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения
физической подготовленности;
способность составлять планы занятий с использованием физических
упражнений разной педагогической направленности, регулировать
величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и
индивидуальных особенностейорганизма;
умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению
осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию
основных физических (кондиционных и координационных) способностей,
контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя
дневник самонаблюдения.
Целью школьного физического воспитания является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительногосохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и
организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в
основной школе направлен на решение следую щих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков
правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным
условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый
образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве,
перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на
сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность
воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и
кондиционных способностей (скоростносиловых, скоростных,
выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий
физическими упражнениями на основные системы организма, развитие
волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах
самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях,
снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время
занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими
упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве
командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических
возможностей;воспитание инициативности, самостоятельности, взаимо
помощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам
психической саморегуляции.
Данное планирование предлагает вариант трехразовых занятий в неделю, что
предусмотрено используемой комплексной программой физического
воспитания.Содержание программного материала состоит из двух основных частей:
базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ
физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого
ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в
человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности
независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.
Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта
общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от
региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная
(дифференцированная) часть физической культуры
обусловлена необходимостью учёта индивидуальных способностей детей,
региональных, национальных и местных особенностей работы школы.
Календарнотематическое планирование в 5–9 классах предусматривает
углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику
основных видов спорта: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры
(баскетбол). Часы, предусмотренные программой на лыжную подготовку в
данном планировании переданы на кроссовую подготовку, а элементы
единоборств (6 часов в 7 классах и 9 часов в 8–9 классах) переданы на раздел
легкой атлетики.
Часы, предусмотренные программой на вариативную (дифференцированную)
часть физической культуры предложено распределить следующим образом:
– 5–6 классы: обучать игре русская лапта и элементам игры в волейбол, так
как в базовой части предусмотрено изучение одной игры – баскетбол;
– 7–9 классы: элементы атлетической и ритмической гимнастики и
спортивной игры – волейбол.
В рабочих планахграфиках распределения учебного материала по четвертям
в разделах: «Основы знаний» и «Межпредметные связи» предусмотрены
теоретические вопросы по углублению знаний учащихся о личной гигиене, о
влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма
(дыхание, кровообращение, ЦНС, обмен веществ), на развитие коллективных,
трудовых, волевых и нравственных качеств, на получение представления о
физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа
жизни и овладением знаний о методике самостоятельных занятий. Во время
изучения конкретных разделов программы предложены теоретические сведения
об основных видах спорта, безопасности и оказания первой помощи при травмах.
В планировании подробно описываются предлагаемые упражнения для
решения одной из главнейших задач уроков – развитие двигательных качествучащихся: координационных (ориентирование в пространстве, быстрота
перестроения двигательных действий и точности двигательных реакций,
согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и
дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров
движений) и кондиционных (скоростносиловых, скоростных, выносливости,
силы, гибкости, ловкости) способностей, а также сочетание этих способностей.
Чтобы определить уровень развития физической подготовленности
занимающихся в I и IV четвертях, рабочим планомграфиком предусмотрено
тестирование учащихся,
предлагается проверить физическую
подготовленность детей в начале и конце учебного года. Учителям физкультуры
рекомендуется завести специальные журналы, где из года в год фиксировать
результаты тестирования.
т.
е.
Домашние задания предусматривают постепенный рост результативности по
классам предложенных упражнений, доступных для выполнения в домашних
условиях, а также предлагаются задания (по выбору учителя, которые будут
фиксироваться в конспектах уроков) из пройденного программного материала,
это могут быть группировки, кувырки, стойки, передвижения, имитационные
движения и т. д.
Большое значение в тематических планах придается решению воспитательных
задач: доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать
помощь, дисциплинированность, корректность, требовательность к себе,
выработку привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и
избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных
ориентиров на здоровый образ жизни.
Для содействия формированию у подростков адекватной оценки своих
физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию предложено
обучение учащихся на уроках овладению организаторскими умениями и
навыками проведения занятия в качестве командира отделения, капитана
команды, помощника судьи, судьи и т. д.
Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих
основную школу.
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета
«физическая культура» учащиеся по окончании основной школы должны
достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России (в СССР);
• особенности развития избранного вида спорта;• педагогические, физиологические и психологические основы обучения
двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы
построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью;
•
биодинамические особенности и содержание физических упражнений
общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в
решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные
периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и
физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и
свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств
организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной функциональной направленностью, правила использования спортивного
инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных
сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной
помощи при занятиях физическими уiiражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга;
• проврдить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной
работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при
выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и
совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения;• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях
физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и
несчастных случаях;
•
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,
специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать
Физические
способности
Скоростные
Силовые
К вынослиности
К координации
Физические
упражнения
Бег 60 м с высокого старта
с опорой на руку, с
Лазанье по канату на
расстояние 6 м, с Прыжок в
длину с места, см
Поднимание туловища из
положения лежа на спине,
руки за головой, колво раз
Кроссовый бег 2 км
мальчики
девочки
9,2
12
180
—
10,2
—
165
18
8 мин 50 с
10 мин 20 с
Последовательное
выполнение пяти кувырков,
с
Бросок малого мяча в
стандартную мишень, м
10,0
12,0
14,0
10,0
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью
пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20
мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов
совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту
способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места
и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых
шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех
шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый
мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях:
выполнять
акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувыркивперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок
вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене
(девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным
правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум,
среднему уровню показателей развития основных физических способностей с
учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы фазкультурнооздоровательной деятельности: самостоятельно
выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы,
гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения
упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по
легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с
разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному
из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать
нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную
гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих
недостаточную физическую подготовленность;
проявлять активность,
самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными
особенностями, определяют региональные и местные органы управления
физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих
вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой
школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта)
разрабатывает и определяет учитель.
Использование данного планирования или его фрагментов позволит учителям
физической культуры правильно организовать двигательную активность
учащихся, удовлетворять естественную потребность растущего организма в
движениях и повысить сопротивляемость организма неблагоприятным внешним
условиям, а также позволит управлять интенсивным развитием форм и функций
организма.
У с л о в н ы е о б о з н а ч е н и я в рабочих планахграфиках распределения
учебного материала.
О – Обучение новым упражнениям;
С – совершенствование пройденного материала;
К – контроль учета умений и навыков;+ – развитие физических качеств, прохождение учебного материала.