Пояснительная записка

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана на основе следующих документов:  Закона Российской Федерации «Об образовании»;  Федерального закона «О физической культуре и спорте»;  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;  ФГОС основного общего образования  «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2011г. Цель программы: обеспечение современного образования учащихся в контексте требований ФГОС Задачи программы:Рабочая программа по физической культуре для 5-9 классов разработана на основе следующих документов:  Закона Российской Федерации «Об образовании»;  Федерального закона «О физической культуре и спорте»;  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;  ФГОС основного общего образования  «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2011г. Цель программы: обеспечение современного образования учащихся в контексте требований ФГОС Задачи программы:
Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska_9.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре для 5­9  классов разработана на основе следующих документов:  Закона Российской Федерации «Об образовании»;  Федерального закона «О физической культуре и спорте»;  Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина;  Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до  2020 г.;  ФГОС основного общего образования    «Комплексной программы физического воспитания 1­11 классы»,  автором ­ составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич;  издательство «Просвещение», Москва – 2011г. Цель программы: обеспечение современного образования учащихся в контексте требований  ФГОС Задачи программы:   Реализация идеологической основы ФГОС – Концепции духовно­ нравственного развития  и воспитания  личности гражданина России.  Реализация методологической и методической основы ФГОС­  организация учебной деятельности учащихся на основе системно ­  деятельностного подхода.  Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы посредством формирования  универсальных учебных действий, как основы умения учиться. Программа обеспечивает достижение учащимися 5­9 классов определенных  личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты:  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и  уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального народа России;  знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  многонационального российского общества;  воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и  способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего  социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного  мира;  формирование осознанного, уважительною и доброжелательного  отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,  языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,  традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в  нём взаимопонимания;  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной  жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные  сообщества;  участие в школьном самоуправлении и   общественной жизни в пределах  возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,  социальных и экономических особенностей;  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных  проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных  чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе  образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской,  творческой и других видов деятельности;  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;   усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного  поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью  людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие  ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к  членам своей семьи. В области физической культуры: владение способами организации и проведения разнообразных форм  занятий физической культурой, их планирования и содержательного  наполнения;  владение широким арсеналом двигательных действий и физических  упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической  культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой  спортивно­оздоровительной и физкультурно­оздоровительной дея­ тельности;  владение способами наблюдения за показателями индивидуального  здоровья, физического развития и физической подготовленности,  использование этих показателей в организации и проведении  самостоятельных форм занятий физической культурой. Метапредметные результаты:  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и  формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности;  умение самостоятельно планировать пути   достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы  решения учебных и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения  результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с  изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности её решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и  осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной  деятельности;  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и  разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с  задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и  потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.В области физической культуры:  владение способами организации и проведения разнообразных форм  занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения  содержанием;  владение умениями выполнения двигательных действий и физических  упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической  культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой  спортивно­оздоровительной и физкультурно­оздоровительной  деятельности;  владение способами наблюдения за показателями индивидуального  здоровья, физического развития и физической подготовленности,  величиной физических нагрузок, использования этих показателей в  организации и проведении самостоятельных форм занятий. Предметные результаты: В основной школе в соответствии с Федеральным государственным  образовательным стандартом основного общего образования результаты  изучения курса «Физическая культура» должны отражать:  понимание роли и значения физической культуры в формировании  личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,  укреплении и сохранении индивидуального здоровья;  овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,  освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать  физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с  различной функциональной направленностью (оздоровительной,  тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом  индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать  содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной  недели;  приобретение опыта организации самостоятельных систематических  занятий физической культурой с соблюдением правил техники  безопасности и профилактики травматизма;  освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах;  обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении  занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;  расширение опыта организации и мониторинга физического развития и  физической подготовленности;   формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих  основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма иопределять тренирующее воздействие на него занятий физической  культурой посредством использования стандартных физических  нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы  физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на  организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;  формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,  оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих  индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим  учебной деятельности;   овладение основами технических действий, приёмами и физическими  упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в  разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности;  расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных  на развитие основных физических качеств, повышение функциональных  возможностей основных систем организма. В области физической культуры:  способность отбирать физические упражнения, естественные силы  природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной  направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для  осуществления оздоровительной гимнастики, использования  закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения  физической подготовленности;  способность составлять планы занятий с использованием физических  упражнений разной педагогической направленности, регулировать  величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и  индивидуальных особенностейорганизма;  умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению  осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию  основных физических (кондиционных и координационных) способностей,  контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя  дневник самонаблюдения. Целью школьного физического воспитания является формирование  разносторонне физически развитой личности, способной активно  использовать ценности физической культуры для укрепления и длительногосохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и  организации активного отдыха. Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в  основной школе направлен на решение следую щих задач:  содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков  правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным  условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;  обучение основам базовых видов двигательных действий;  дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве,  перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность  воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и  кондиционных способностей (скоростно­силовых, скоростных,  выносливости, силы и гибкости);  формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий  физическими упражнениями на основные системы организма, развитие  волевых и нравственных качеств;  выработку представлений о физической культуре личности и приёмах  самоконтроля;  углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях,  снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время  занятий, оказание первой помощи при травмах;  воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими  упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;  выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве  командира отделения, капитана команды, судьи;  формирование адекватной оценки собственных физических  возможностей;воспитание инициативности, самостоятельности, взаимо­ помощи, дисциплинированности, чувства ответственности;   содействие развитию психических процессов и обучение основам  психической саморегуляции. Данное планирование предлагает вариант трехразовых занятий в неделю, что предусмотрено   используемой   комплексной   программой   физического воспитания.Содержание   программного   материала   состоит   из   двух     основных   частей: базовой  и  вариативной  (дифференцированной).   Освоение   базовых   основ физической   культуры   объективно   необходимо   и   обязательно   для   каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо   от   того,  чем   бы   хотел  молодой   человек     заниматься   в  будущем. Базовый  компонент   составляет   основу   общегосударственного   стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.     Вариативная  (дифференцированная)   часть   физической   культуры обусловлена   необходимостью   учёта   индивидуальных   способностей   детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школы. Календарно­тематическое   планирование   в   5–9   классах   предусматривает углубленное   обучение   базовым   двигательным   действиям,   включая   технику основных   видов   спорта:   легкая   атлетика,   гимнастика,   спортивные   игры (баскетбол).   Часы,   предусмотренные   программой   на   лыжную   подготовку   в данном   планировании   переданы   на   кроссовую   подготовку,   а   элементы единоборств (6 часов в 7 классах и 9 часов в 8–9 классах) переданы на раздел легкой атлетики. Часы, предусмотренные программой на вариативную (дифференцированную) часть физической культуры предложено распределить следующим образом: – 5–6 классы: обучать игре русская лапта и элементам игры в волейбол, так как в базовой части предусмотрено изучение одной игры – баскетбол; –   7–9   классы:   элементы   атлетической   и   ритмической   гимнастики   и спортивной игры – волейбол. В рабочих планах­графиках распределения учебного материала по четвертям в   разделах:   «Основы   знаний»   и   «Межпредметные   связи»   предусмотрены теоретические   вопросы   по   углублению   знаний   учащихся   о   личной   гигиене,   о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание,  кровообращение,  ЦНС,  обмен  веществ),  на  развитие   коллективных, трудовых,   волевых   и   нравственных   качеств,   на   получение   представления   о физической   культуре   личности,   ее   взаимосвязи   с   основами   здорового   образа жизни   и   овладением   знаний   о   методике   самостоятельных   занятий.   Во   время изучения конкретных разделов программы предложены теоретические сведения об основных видах спорта, безопасности и оказания первой помощи при травмах. В   планировании   подробно   описываются   предлагаемые   упражнения   для решения одной из главнейших задач уроков – развитие двигательных качествучащихся:   координационных   (ориентирование   в   пространстве,   быстрота перестроения   двигательных   действий   и   точности   двигательных   реакций, согласование   движений,   ритм,   равновесие,   точность   воспроизведения   и дифференцирования   силовых,   временных   и   пространственных   параметров движений)   и   кондиционных   (скоростно­силовых,   скоростных,   выносливости, силы, гибкости, ловкости) способностей, а также сочетание этих способностей. Чтобы   определить   уровень   развития   физической   подготовленности занимающихся   в I  и IV  четвертях,  рабочим  планом­графиком  предусмотрено тестирование   учащихся,   предлагается   проверить   физическую подготовленность детей в начале и конце учебного года. Учителям физкультуры рекомендуется завести  специальные журналы,  где  из  года  в  год  фиксировать результаты тестирования.   т.   е. Домашние задания предусматривают постепенный рост результативности по классам   предложенных   упражнений,   доступных   для   выполнения   в   домашних условиях, а также предлагаются  задания (по выбору учителя, которые будут фиксироваться в конспектах уроков) из пройденного программного материала, это   могут   быть   группировки,   кувырки,   стойки,   передвижения,   имитационные движения и т. д. Большое значение в тематических планах придается решению воспитательных задач: доброжелательного отношения друг к другу, умения и желания оказывать помощь,   дисциплинированность,   корректность,   требовательность   к   себе, выработку привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными   видами   спорта   в   свободное   время,   воспитанию   ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. Для   содействия   формированию   у   подростков   адекватной   оценки   своих физических   возможностей   и   мотивов   к   самосовершенствованию   предложено обучение   учащихся   на   уроках   овладению   организаторскими   умениями   и навыками   проведения   занятия   в   качестве   командира   отделения,   капитана команды, помощника судьи, судьи и т. д. Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу. В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая   культура»   учащиеся   по   окончании   основной   школы   должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать: • основы истории развития физической культуры в России (в СССР); • особенности развития избранного вида спорта;•  педагогические,   физиологические   и   психологические   основы   обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения   занятий   и   систем   занятий   физическими   упражнениями   с   разной функциональной направленностью; •  биодинамические   особенности   и   содержание   физических   упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья; •  физиологические   основы   деятельности   систем   дыхания,   кровообращения   и энергообеспечения   при   мышечных   нагрузках,   возможности   их   развития   и совершенствования   средствами   физической   культуры   в   разные   возрастные периоды; •  возрастные   особенности   развития   ведущих   психических   процессов   и физических   качеств,   возможности   формирования   индивидуальных   черт   и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой; • психофункциональные особенности собственного организма; •  индивидуальные   способы   контроля   за   развитием   адаптивных   свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности; • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря   и   оборудования,   принципы   создания   простейших   спортивных сооружений и площадок; •  правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими уiiражнениями. Уметь: •  технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной   специализации,   использовать   их   в   условиях   соревновательной деятельности и организации собственного досуга; •  проврдить   самостоятельные   занятия   по   развитию   основных   физических способностей, коррекции осанки и телосложения • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические   упражнения,   поддерживать   оптимальный   уровень   индивидуальной работоспособности; •  контролировать   и   регулировать   функциональное   состояние   организма   при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; •  управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;•  соблюдать   правила   безопасности   и   профилактики   травматизма   на   занятиях физическими   упражнениями,   оказывать   первую   помощь   при   травмах   и несчастных случаях; •  пользоваться   современным   спортивным   инвентарем   и   оборудованием, специальными   техническими   средствами   с   целью   повышения   эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой. Демонстрировать Физические способности Скоростные Силовые К вынослиности К координации Физические упражнения Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с Лазанье по канату на расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см Поднимание   туловища   из положения   лежа   на   спине, руки за головой, кол­во раз Кроссовый бег 2 км мальчики девочки 9,2 12 180 — 10,2 — 165 18 8 мин 50 с 10 мин 20 с Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м 10,0 12,0 14,0 10,0 Двигательные умения, навыки и способности В   циклических   и   ациклических   локомоциях:  с   максимальной   скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание». В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м. В   гимнастическах   и   акробатическах   упражнениях:   выполнять акробатическую   комбинацию   из   четырех   элементов,   включающую   кувыркивперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед   и   назад   в   полушпагат,   мост   и  поворот   в  упор   стоя   на  одном   колене (девочки). В   спортивных   играх:   играть   в   одну   из   спортивных   игр   (по   упрощенным правилам). Физическая   подготовленность:   должна   соответствовать,   как   минимум, среднему   уровню  показателей   развития   основных   физических   способностей  с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся. Способы   фазкультурно­оздоровательной   деятельности:   самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений. Способы   спортивной   деятельности:   участвовать   в   соревновании   по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта. Правила   поведения   на   занятиях   физическими   упражнениями:   соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю;  поддерживать  товарищей, имеющих недостаточную   физическую   подготовленность;   проявлять   активность, самостоятельность, выдержку и самообладание. Уровень   физической   культуры,  связанный   с   региональными   и   национальными особенностями,   определяют   региональные   и   местные   органы   управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой,   по   углубленному   изучению   одного   или   нескольких   видов   спорта) разрабатывает и определяет учитель. Использование данного планирования или его фрагментов позволит учителям физической   культуры   правильно   организовать   двигательную   активность учащихся,   удовлетворять   естественную   потребность   растущего   организма   в движениях и повысить сопротивляемость организма неблагоприятным внешним условиям, а также позволит управлять интенсивным развитием форм и функций организма. У с л о в н ы е   о б о з н а ч е н и я  в рабочих планах­графиках распределения учебного материала. О – Обучение новым упражнениям; С – совершенствование пройденного материала; К – контроль учета умений и навыков;+ – развитие физических качеств, прохождение учебного материала.