ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В основу программы по физическому воспитанию в условиях плавательного бассейна (при наличии 3-го часа) положена программа по физической культуре средней школы с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния и функциональных возможностей организма учащихся специальных медицинских групп, а также программа по начальному обучению плаванию для детских спортивных школ. Определение школьников в специальную медицинскую группу проводится в начале учебного года на основании заключения врача. Из учащихся 1–11 классов по приказу директора школы комплектуются учебные группы для занятий физической культурой. Комплектование учебных групп проводится с учетом: 1) возраста (начальное, среднее, старшее звено); 2) заболевания (опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы, дыхательной системы, органов выделения и репродукции). Занятия проводятся с группойВ основу программы по физическому воспитанию в условиях плавательного бассейна (при наличии 3-го часа) положена программа по физической культуре средней школы с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния и функциональных возможностей организма учащихся специальных медицинских групп, а также программа по начальному обучению плаванию для детских спортивных школ. Определение школьников в специальную медицинскую группу проводится в начале учебного года на основании заключения врача. Из учащихся 1–11 классов по приказу директора школы комплектуются учебные группы для занятий физической культурой. Комплектование учебных групп проводится с учетом: 1) возраста (начальное, среднее, старшее звено); 2) заболевания (опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы, дыхательной системы, органов выделения и репродукции). Занятия проводятся с группой
Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska_uchebnoy_programmy_po_plavaniyu_dlya_smg.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основу программы по физическому воспитанию в условиях плавательного бассейна (при наличии 3­го часа) положена программа по физической культуре средней школы с некоторыми отступлениями и добавлениями, вытекающими из особенностей состояния и функциональных возможностей организма учащихся специальных медицинских групп, а также программа по начальному обучению плаванию для детских спортивных школ. Определение школьников в специальную медицинскую группу проводится в начале учебного года на основании заключения врача. Из учащихся 1–11 классов по   приказу   директора   школы   комплектуются   учебные   группы   для   занятий физической культурой. Комплектование учебных групп проводится с учетом: 1) возраста (начальное, среднее, старшее звено); 2) заболевания   (опорно­двигательного   аппарата,   сердечно   сосудистой системы, дыхательной системы, органов выделения и репродукции). Занятия   проводятся   с   группой   численностью   12   человек.   К   занятиям   в   плавательном   бассейне   учащиеся   допускаются   при   наличии разрешения   лечащего   врача.   Лечебная   гимнастика   в   воде   и   плавание противопоказаны при: 1) выраженной сердечно­сосудистой недостаточности; 2) инфекционных заболеваниях в острый период; 3) бронхиальной астме с частыми приступами; 4) эпилепсии; 5) кожных заболеваниях; 6) пиелонефритах   (в   стадии   устойчивой   ремиссии   с   разрешения   лечащего врача возможны занятия в бассейне). О с н о в н ы м и     з а д а ч а м и   физического воспитания в бассейне учащихся,   отнесенных   по   состоянию   здоровья   к   специальной   медицинской группе, являются: 1) укрепление   здоровья,   содействие   правильному   физическому   развитию   и закаливанию организма; 2) повышение умственной и физической работоспособности; 3) приобретение жизненно необходимого умения плавать; 4) улучшение функции сердечно­сосудистой и дыхательной систем; 5) профилактика   и   коррекция   нарушений   опорно­двигательного  аппарата   с помощью средств лечебно­оздоровительного плавания.Занятия   физической   культурой   в   условиях   плавательного   бассейна   имеют большое   воспитательное,   оздоровительное,   лечебное   и   психоэмоциональное значение. Воспитательное   значение  во   многом   зависит   от   организации   процесса. Систематические   занятия   содействуют   воспитанию   у   учащихся   чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей. Эмоциональное   значение  заключается   в   снятии   психологической напряженности у больных детей, создании оптимистического настроения. Оздоровительно­гигиеническое   значение  состоит   не   только   в   воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на   него   воды.   Вода   очищает   и   укрепляет   кожу,   оказывает   положительное влияние   на   нервную   систему,   активизирует   обмен   веществ,   улучшает деятельность   сердечно­сосудистой   и   дыхательной   систем.   Давление   воды   на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Лечебное   значение  плавания   особенно   наглядно   прослеживается   в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются   условия   для   нормального   роста   тел   позвонков. Самовытяжение   позвоночника   во   время   скольжения   дополняет   разгрузку   зон роста.   Одновременно   укрепляются   мышцы   позвоночника   и   всего   скелета, совершенствуется   координация   движений,   воспитывается   чувство   правильной осанки. Наряду   с   обучением   двигательным   навыкам   учитель   должен   сообщать учащимся   необходимые   сведения   о   закаливании,   оздоровлении,   безопасном пребывании на воде, прививать и закреплять гигиенические навыки. В   программу   входят   специальные   комплексы   упражнений,   плавание (имитация спортивных способов в свободном темпе, с элементами облегчения – ласты,   плавательные   доски),   игры   и   купание.   Упражнения   выполняются   с применением   различных   исходных   положений:   стоя,   в   полуприседе,   лежа,   с неподвижной и подвижной опорой, в безопорном положении, с предметами и без них. В занятиях применяются упражнения по обучению плаванию, упражнения локального   воздействия   на   различные   группы   мышц,  прыжки   и   соскоки   (длянекоторых   категорий   занимающихся), расслабление, укрепление опорно­двигательного аппарата.   упражнения   на   растяжение   и Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся и тем самым создать возможности для перевода в подготовительную или основную группу. Но следует иметь в виду, что   в   специальной   медицинской   группе   будут   заниматься   и   такие   ученики, состояние   здоровья   которых   длительное   время   не   позволит   форсировать   их физическую   подготовленность.   Поэтому   таким   ученикам   целесообразно некоторое время предлагать упражнения более легкие. В   программе   учебный   материал   группируется   для   следующих   категорий занимающихся: 1) с нарушениями функции сердечно­сосудистой системы; 2) с заболеваниями дыхательной системы; 3) с заболеваниями опорно­двигательного аппарата. В   данной   программе,   по   сравнению   с   учебной   программой   для   основной медицинской группы, ограничены упражнения на скорость, силу и выносливость, уменьшен объем проплываемых дистанций, исключены упражнения в нырянии на дальность   и   в   глубину.   Школьники   специальных   медицинских   групп освобождаются от выполнения учебных нормативов и участия в соревнованиях по плаванию. При   проведении   занятий   должны   быть   учтены   особенности   организма учащихся   спецмедгруппы,   их   пониженные   функциональные   возможности,   а следовательно,   и   относительно   меньшая   приспособляемость   к   физическим нагрузкам. Занятия по оздоровительному плаванию регламентируются четкими рамками индивидуализированного подбора упражнений и очень осторожного дозирования физической   нагрузки –   с   учетом   возраста,   физической   подготовленности   и диагноза   занимающихся.   Главное   заключается   в   том,   чтобы   дозировка   была доступной, посильной и не вызывала большого утомления. В   связи   с   этим   общими   принципами   занятий   в   специальных   медицинских группах являются: 1) осуществление  индивидуального  подхода в групповом   занятии   с  учетом функциональной подготовленности занимающихся; 2) оздоровительная направленность методики занятий в бассейне; 3) при обучении физическим упражнениям соблюдение принципа от простого к сложному; 4) простота и доступность физических упражнений каждому занимающемуся;5) соответствие упражнений в подготовительной части занятия решению задач основной части; 6) постепенное   повышение   кривой   физиологической   нагрузки   в   основной части   занятия   и   снижение   до   исходной   или   близкой   к   ней   величины   в заключительной части; 7) систематическое проведение занятий. Т е о р е т и ч е с к и е   с в е д е н и я Начальное общее образование, 1–4 классы 1)   Сообщение   детям   знаний   о   воде,   бассейне,   правилах   поведения   и безопасности в бассейне. 2) Гигиенические требования к пловцу. 3)   Профилактика   простудных   и   грибковых   заболеваний,   профилактика травматизма на воде. 4) Правила плавания. 5) Правила купания в открытых водоемах. 6) Лечебное плавание, его задачи. Особенности занятий лечебным плаванием. 7)   Влияние   плавания   на   организм   человека.   Значение   систематичности занятий плаванием. Основное общее образование, 5–9 классы 1) Техника безопасного поведения в бассейне и правила купания на открытой воде. 2) Спортивное плавание, основные стили плавания. 3) Влияние плавания на формирование правильной осанки, укрепление свода стопы. 4)   Влияние   плавания   на   укрепление   сердечно­сосудистой   и   дыхательной систем. 5) Особенности занятий лечебным плаванием. 6) Краткие сведения о водных видах спорта. 7) Достижения российских пловцов в разных видах водного спорта. Среднее общее образование, 10–11 классы 1)   Роль   и   значение   лечебного   плавания   в   профилактике   заболеваний   и укреплении здоровья.2) Особенности организации двигательного режима и подбор упражнений в зависимости от состояния самочувствия и показателей здоровья. 3) Контроль за физическими нагрузками во время самостоятельных занятий в бассейне. 4)   Основы   техники   безопасности   и   профилактики   травматизма   при организации индивидуальных форм занятий на воде. 5) Оказание помощи утопающему. 6) История развития и эволюция плавания. 7) Современное состояния плавания в нашей стране. Достижения российских и советских пловцов на крупнейших международных соревнованиях.