ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–9 классов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011). В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часов в год. Для реализации программного содержания в учебном процессе можно использовать следующие учебники: Виленский, М. Я. Физическая культура. 5–7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2011. Лях, В. И. Физическая культура. 8–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011). В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часов в год. Для реализации программного содержания в учебном процессе можно использовать следующие учебники: Виленский, М. Я. Физическая культура. 5–7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2011. Лях, В. И. Физическая культура. 8–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.
Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska_k_rabochey_programme_po_fk_dlya_5-9_klassov.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по физической культуре для учащихся 5–9 классов Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской  программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11  классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011). В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится  как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102  часов в год. Для реализации программного содержания в учебном процессе можно  использовать следующие учебники: Виленский, М. Я. Физическая культура. 5–7 кл.: учеб. для общеобразоват.  учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2011. Лях, В. И. Физическая культура. 8–9 кл. : учеб. для общеобразоват.  учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. :  Просвещение, 2011. В  программе  В. И. Ляха,  А. А. Зданевича  программный  материал делится  на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в  соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный  компонент ­ лыжная подготовка. Базовая часть выполняет обязательный  минимум образования по предмету «Физическая  культура».  Вариативная   часть  включает  в  себя  программный материал  по  баскетболу.  Программный  материал  усложняется  по  разделам каждый  год  за  счет  увеличения   сложности  элементов  на  базе  ранее  пройденных.  В  7–9 классах   единоборства  заменяются  легкой  атлетикой и кроссовой подготовкой. Для  закрепления теоретических сведений можно выделять время как в процессе  уроков, так и отдельно один час в четверти. Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является  оценивание учащихся, предусмотренное как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен  показать уровень физической подготовленности не ниже результатов,  приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному  минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся  сдает дифференцированный зачет.Р а с п р е д е л е н и е   у ч е б н о г о   в р е м е н и реализации программного материала по физической культуре (5–9 классы) № п/п Вид программного материала Класс Количество часов (уроков) 1 Основы знаний о физической культуре 2 3 4 5 6 Спортивные игры (волейбол) Гимнастика с элементами акробатики Легкая атлетика Спортивные игры (Баскетбол) Лыжная подготовка Итого: V VI VII VIII IX В процессе урока ­ 8 21 21 30 30 27 19 24 24 102 102 ­ 21 30 27 24 102 ­ 21 30 27 24 102 14 21 30 13 24 102 1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы  закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля. 1.1. Естественные основы. 5–6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной  функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.  Защитные свойства организма и профилактика средствами физической  культуры. 7–8 классы. Опорно­двигательный аппарат и мышечная система, их роль в  осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении  движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических  процессов в обучении двигательным действиям и движениям. 9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических  упражнений, учитывающих возрастно­половые особенности школьников и  направленно действующих на совершенствование соответствующих физических  функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических  нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями. 1.2. Социально­психологические основы. 5–6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с  помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации  самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение ихобщеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение  травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ  техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение  тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за  функциональным состоянием организма. 7–8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их  роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и  самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на  физическое развитие, повышение учебно­трудовой активности и формирование  личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных  занятий физическими упражнениями, контроля за  функциональным  состоянием организма  и  физической  подготовленностью. 9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение  по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и  подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и  соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий  физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием  организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы  физических упражнений для развития физических способностей и тестирования  уровня двигательной подготовленности. 1.3. Культурно­исторические основы. 5–6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского  движения, физической культуры и отечественного спорта. 7–8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового  образа жизни современного человека. 9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее  материальным и духовным ценностям. 1.4. Приемы закаливания. 5–6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные,  холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка). 7–8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых  водоемах. 9 класс. Пользование баней. 1.5. Подвижные игры. Волейбол5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация  проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении  соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.  Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. Баскетбол 5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация  проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении  соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.  Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий. 1.6. Гимнастика с элементами акробатики. 5–7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения  правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во  время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений. 8–9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития  координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий.  Техника безопасности во время занятий. 1.7. Легкоатлетические упражнения. 5–9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация  проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при  проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в  судействе. 1.8. Лыжная подготовка. 5–9 классы. Правила и организация проведения соревнований по лыжным  гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь  в судействе. 2. Демонстрировать. Физические способности Скоростные Силовые Физические упражнения Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с. Прыжок в длину с места, см Лазание по канату на расстояние 6 м, с. Поднимание туловища, лежа на спине, руки  за головой, количество раз К выносливости Бег 2000 м, мин Маль­ чики 9,2 180 12 – Девочк и 10,2 165 – 18 8,50 10,20К координации Последовательное выполнение пяти кувырков, с. Броски малого мяча в стандартную мишень, м 10,0 12,0 14,0 10,0 Задачи физического воспитания учащихся 5–9 классов направлены: – на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья  учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику  плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к  неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций,  на здоровый образ жизни; – на обучение основам базовых видов двигательных действий; – на  дальнейшее  развитие  координационных  и  кондиционных   способностей; – на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии  физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие  двигательных способностей на основе систем организма; – на углубленное представление об основных видах спорта; – на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и  занятиям любимым видом спорта в свободное время; – на формирование адекватной оценки собственных физических  возможностей; – на содействие развития психических процессов и обучение психической  саморегуляции. Рабочий  план  составлен  с  учетом  следующих  нормативных   документов: – Закон  РФ  «О  физической  культуре  и  спорте»  от  29.04.1999  № 80­ФЗ; – Национальная доктрина образования в Российской Федерации.  Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г.  № 751; – Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.  Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г.  № 1507­р. – Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской  Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г.  № 322; – Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ  МО РФ от 19.05.1998 г.  № 1236; – О введении третьего дополнительного часа физической культуры в  общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от  26.03.2002 г.  № 30–51–197/20.– О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных  классов 9 и 11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от  18.11.1985 г  № 317.