Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часов в год.
Для реализации программного содержания в учебном процессе можно использовать следующие учебники:
Виленский, М. Я. Физическая культура. 5–7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2011.
Лях, В. И. Физическая культура. 8–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часов в год.
Для реализации программного содержания в учебном процессе можно использовать следующие учебники:
Виленский, М. Я. Физическая культура. 5–7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред. М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2011.
Лях, В. И. Физическая культура. 8–9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. : Просвещение, 2011.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре
для учащихся 5–9 классов
Рабочий план разработан на основе Примерной программы и авторской
программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11
классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится
как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102
часов в год.
Для реализации программного содержания в учебном процессе можно
использовать следующие учебники:
Виленский, М. Я. Физическая культура. 5–7 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / М. Я. Виленский, Т. Ю. Торочкова, И. М. Туревский ; под общ. ред.
М. Я. Виленского. – М. : Просвещение, 2011.
Лях, В. И. Физическая культура. 8–9 кл. : учеб. для общеобразоват.
учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич ; под общ. ред. В. И. Ляха. – М. :
Просвещение, 2011.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится
на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в
соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный
компонент лыжная подготовка. Базовая часть выполняет обязательный
минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная
часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный
материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения
сложности элементов на базе ранее пройденных. В 7–9 классах
единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для
закрепления теоретических сведений можно выделять время как в процессе
уроков, так и отдельно один час в четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является
оценивание учащихся, предусмотренное как по окончании раздела, так и по мере
освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен
показать уровень физической подготовленности не ниже результатов,
приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному
минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся
сдает дифференцированный зачет.Р а с п р е д е л е н и е у ч е б н о г о в р е м е н и
реализации программного материала
по физической культуре (5–9 классы)
№
п/п
Вид программного материала
Класс
Количество часов (уроков)
1 Основы знаний о физической культуре
2
3
4
5
6
Спортивные игры (волейбол)
Гимнастика с элементами акробатики
Легкая атлетика
Спортивные игры (Баскетбол)
Лыжная подготовка
Итого:
V
VI
VII
VIII
IX
В процессе урока
8
21
21
30
30
27
19
24
24
102
102
21
30
27
24
102
21
30
27
24
102
14
21
30
13
24
102
1. Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы
закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
1.1. Естественные основы.
5–6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной
функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников.
Защитные свойства организма и профилактика средствами физической
культуры.
7–8 классы. Опорнодвигательный аппарат и мышечная система, их роль в
осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении
движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических
процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических
упражнений, учитывающих возрастнополовые особенности школьников и
направленно действующих на совершенствование соответствующих физических
функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических
нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.2. Социальнопсихологические основы.
5–6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с
помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение ихобщеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение
травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ
техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение
тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за
функциональным состоянием организма.
7–8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их
роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и
самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на
физическое развитие, повышение учебнотрудовой активности и формирование
личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники физических упражнений,
их освоение и выполнение по объяснению. Ведение тетрадей самостоятельных
занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием
организма и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение
по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и
подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и
соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий
физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием
организма, физическим развитием и физической подготовленностью. Комплексы
физических упражнений для развития физических способностей и тестирования
уровня двигательной подготовленности.
1.3. Культурноисторические основы.
5–6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского
движения, физической культуры и отечественного спорта.
7–8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового
образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее
материальным и духовным ценностям.
1.4. Приемы закаливания.
5–6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные,
холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
7–8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых
водоемах.
9 класс. Пользование баней.
1.5. Подвижные игры.
Волейбол5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация
проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении
соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
5–9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация
проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении
соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
1.6. Гимнастика с элементами акробатики.
5–7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения
правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во
время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8–9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития
координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий.
Техника безопасности во время занятий.
1.7. Легкоатлетические упражнения.
5–9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация
проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при
проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в
судействе.
1.8. Лыжная подготовка.
5–9 классы. Правила и организация проведения соревнований по лыжным
гонкам. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь
в судействе.
2. Демонстрировать.
Физические
способности
Скоростные
Силовые
Физические упражнения
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с.
Прыжок в длину с места, см
Лазание по канату на расстояние 6 м, с.
Поднимание туловища, лежа на спине, руки
за головой, количество раз
К выносливости Бег 2000 м, мин
Маль
чики
9,2
180
12
–
Девочк
и
10,2
165
–
18
8,50
10,20К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков, с.
Броски малого мяча в стандартную мишень, м
10,0
12,0
14,0
10,0
Задачи физического воспитания учащихся 5–9 классов направлены:
– на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья
учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику
плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к
неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций,
на здоровый образ жизни;
– на обучение основам базовых видов двигательных действий;
– на дальнейшее развитие координационных и кондиционных
способностей;
– на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие
двигательных способностей на основе систем организма;
– на углубленное представление об основных видах спорта;
– на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и
занятиям любимым видом спорта в свободное время;
– на формирование адекватной оценки собственных физических
возможностей;
– на содействие развития психических процессов и обучение психической
саморегуляции.
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных
документов:
– Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80ФЗ;
– Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751;
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 1507р.
– Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской
Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г. № 322;
– Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ
МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236;
– О введении третьего дополнительного часа физической культуры в
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от
26.03.2002 г. № 30–51–197/20.– О введении зачетов по физической культуре для учащихся выпускных
классов 9 и 11 общеобразовательных школ РСФСР. Приказ МО РСФСР от
18.11.1985 г № 317.