ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
музыка
7 кл
17.02.2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программапо музыке для 7 класса разработана на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. № 19644.
3.«Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 годы№ (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008г. № 1244-р).
4.Концепции художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г.№ 1403).
5.Авторской программы «Музыка 5-8» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»;
6.Учебника-7 класс.. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. М.: 2011. — 158 с.
Пояснит.записка 7 кл.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программапо музыке для 7 класса разработана на основе:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273ФЗ.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011г. № 19644.
3.«Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 20082015 годы№ (распоряжение Правительства РФ от
25.08.2008г. № 1244р).
4.Концепции художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г.№ 1403).
5.Авторской программы «Музыка 58» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 17
классы. Искусство 89 классы»;
6.Учебника7 класс.. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. М.: 2011. — 158 с.
1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Результаты освоения учебного предмета
Личностные УУД
расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовнонравственных ценностей музыкального
искусства, усвоения его социальных функций;
формирование социально значимых качеств личности: активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в
условиях информационного общества;
развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать
ответственность за себя и других в коллективной работе;
осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии
современной музыки.
Познавательные УУД
познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и
стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
проявление интереса к воплощению приемов деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных) в
собственной творческой деятельности;
выявление в проектноисследовательской деятельности специфики музыкальной культуры своей семьи, края, региона;
понимание роли синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России и мира, различных национальных школ и
направлений;
идентификация/сопоставление/ терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на
основе выявления их общности и различий;
применение полученных знаний о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой
деятельности;
проявление устойчивого интереса к информационнокоммуникативным источникам информации о музыке, литературе, изобразительном
искусства, кино, театре, умение их применять в музыкальноэстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой,
самообразовании);
формирование познавательных мотивов деятельности по созданию индивидуального «Портфолио» для фиксации достижений по
формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Регулятивные УУД
самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох,
стилей, жанров, композиторских школ;
осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно
творческой, проектноисследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных
сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкальноэстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания музыкальной картины мира,
различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление,
выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД
устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и
письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу
различных явлений музыки и других видов искусства;
владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации, классификации
информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и
видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
Информационные УУД
умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников о музыкальном искусстве, выбирать оптимальный
вариант для решения учебных и творческих задач;
использование информационнокоммуникационные технологии при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке
собственных действий при разработке и защите проектов;
владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении
учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов;
проявление умений самостоятельного создания и демонстрации мультимедийных презентаций в программе MicrosoftOfficeРowerPoint
2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов;
умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие
школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда;
умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации;
совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (дискета, CD, DVD, flashпамять, айпен, айфон);
развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее
интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач;
оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно
исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки » 16 часов.
Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль.
Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие
мыслителихудожники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
Вводный урок. Актуализировать жизненномузыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными
произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия:«классика», «жанр», «классика жанра», «стиль»
( эпохи, национальный, индивидуальный). Урок 23. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба
народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)
Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и
взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в
опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая
великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.
Урок 45. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)
Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с
музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской
истории.
Урок 67. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с
половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)
Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития
образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные
эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение
синтеза различных искусств в балете.
Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов
балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Урок 8 . Героические образы народов, населяющих регион (1ч)
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героикопатриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно
образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных
образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда
к произведениям изобразительного искусства.
Урок 9 10. В музыкальном театре. Мой народ американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций
оперного спектакля .(2 ч)
Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. Л.
Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок оперы. Закрепление понятий жанров
джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер
Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).
Урок 1112. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч) Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы
главных героев, роль народных сцен.
Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и
Тореодора ».(1ч)
Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на
основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и
балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной
драматургии.
Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».
Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)
Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокальнодраматическим
творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова.
Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки
в воплощении музыкального образа.
Урок 15 . Образы скорби и печали в нартском эпосе. (1ч)
Урок16. «Рок опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (1ч)
Знакомство с фрагментами рокоперы Э.Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и
музыкальный язык основных образов рокоперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства
драматургического развития музыкальных образов.
Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гогольсюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская
сказка». Образы «Гогольсюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч)
Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненномузыкальных впечатлений учащихся о роли в
сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии
музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Тема II полугодия: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки 18 часов
Урок 1819. «Музыкальная драматургия – развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка.
(2ч)
Актуализировать жизненномузыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки;
закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и
светской музыки.
Урок 20. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (1ч)
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых
пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони;
Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа
оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Урок 21. РНиЭО Особенности духовной музыки адыгов и ее исполнения.
Урок 22 – 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».
Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)
Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната
в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.
Урок 24 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.А.Моцарта».(2ч)
Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»
на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение
представлений учащихся об ассоциативнообразных связях музыки с другими видами искусства.
Урок 26 29. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». Симфоническая музыка. Симфония
№103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5
Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5
П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича». (4ч)
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности
симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны
понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей
симфонии; сравнить с драматургией музыкальносценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе
«Слова о полку Игореве»).
Урок 30. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)
Урок 3132.Музыка народов мира.Музыка народов Крыма(2ч.)
Урок 33. Популярные хиты из мюзиклов и рокопер. (1ч) Урок 34. «Пусть музыка звучит!»
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
урока
1
2
3
45
67
8
9
10
11
12
13
14
Тема
Количество часов
16 ч.
Особенности музыкальной драматургии сценической
музыки.
Классика и современность.
В музыкальном театре. Опера.
Опера М.И.Глинка
« Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном
искусстве.
Опера А.П.Бородин
« Князь Игорь»
Русская эпическая опера.
В музыкальном театре .Балет.
Героическая тема в русской музыке.
Галерея героических образов
В музыкальном театре.
«Мой народ американцы». Опера Дж.Гершвина.
« Порги и Бесс».
Опера Ж.Бизе « Кармен».
Самая популярная опера в мире.
Балет Р.К.Щедрина
« Кармен – сюита».
Сюжеты и образы духовной музыки.
Музыкальное «зодчество» России. « Всенощное
бдение».
Рок – опера Л.Э. Уэббера « Иисус Христос
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1 суперзвезда»
Музыка к драматическому спектаклю « Ромео и
Джульетта»
« Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю «
Ревизская сказка»
Особенности драматургии камерной и
симфонической музыки.
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Два направления музыкальной культуры :светская и
духовная музыка.
Камерная инструментальная музыка: этюд.
Транскрипция. Ф.Лист
Циклические формы инструментальной музыки.
Симфоническая музыка
Симфоническая картина
« Празднества» К.Дебюсси.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с
оркестром А.И.Хачатуряна
« Рапсодия в стили блюз».
Джаз и европейский симфонизм.
Музыка народов мира.
Музыка народов Крыма..
Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер.
«Пусть музыка звучит!»
( обобщающий урок)
15
16
17
18
19
20
2123
2427
28
29
30
3132
33
34
Итого
1
1
18 ч.
1
1
1
1
3
4
1
1
1
2
1
1
34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО МУЗЫКЕ В 7 КЛАССЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.