Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
чтение
1 кл—4 кл
01.04.2018
В работе представлена пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе к образовательной программе " Школа России" . Она включает раздел " Оценивание достижений обучающихся". Подробно рассказывается, как оценивать, какими методами, приёмами пользоваться, виды оценивания по годам обучения, графики работ.Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе по УМК " Школа России", система оценивания
поясн литер оценивание.docx
1.8. Система оценивания достижений обучающихся
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения
программы по литературному чтению должны учитываться психологические возможности
младшего школьника, нервно психические проблемы, возникающие в процессе контроля,
ситуативных эмоциональных реакций ребёнка. В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо
использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных
достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального
общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования ( оценка предметных,
метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в
качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование накопительной системы оценки( портфолио), характеризующей динамику
индивидуальных образовательных достижений;
использование на ряду со стандартизированными письменными и устными работами таких
форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ,
самооценка, наблюдения и другие.
В 1–4х классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной
информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и
потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника.
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны
прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений,
определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе и нашей
авторской программой курса.
Назовем обобщенные показатели обученности (учебные компетенции) по литературному
чтению, которые, соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию.
1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения
(ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного
восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а
следовательно, успешного обучения в школе.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:
знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом
государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в
общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения и вошедших в нашу программу;
представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным
минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках и учебных
хрестоматиях для каждого класса.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.);
знание элементов книги.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие,
интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова,
то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).
Овладению этой компетенцией в нашем курсе уделяется особое внимание с первого до четвертого года обучения. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом,
результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост
как читателя) и, главное, его литературнотворческое развитие (способность выразить точно и
образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные минипроизведения разных жанров
и т.д.).
Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии
можно определить триадой: «знаю, понимаю, могу».
Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения мы предлагаем
задания разных видов:
комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
тесты по изученному произведению, теме, разделу;
тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на
понимание прочитанного;
диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской
деятельности;
тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого
полугодия);
тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3го и 4го классов);
комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и
читательских умений (в конце каждого полугодия);
итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго
полугодий в 1м классе, в конце первого полугодия во 2м классе). Начиная со второго
полугодия во 2м классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую
проверку начитанности и знания изученных произведений.
Диагностические работы учитель проводит по своему желанию, чтобы определить реальный
уровень развития учащихся. Через 2–3 месяца можно предложить этот же тест малоуспешным
учащимся, чтобы установить их продвижение или отставание, выявить причины последнего и
оказать помощь.
В 1м классе чтение является предметом обучения (осваиваются способы чтения, ведется
работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших дидактических текстов),
то во 2–4х классах оно постепенно становится средством обучения и формируется как
общеучебное умение. Этими особенностями определяются цели и содержание контроля за
овладением навыком чтения. Так, меняется соотношение чтения молча и вслух. Если в 1м
классе основное учебное время занимают слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере
овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10–15% в 1м классе до 80–
85% в 4м классе). Учитывая уровень сформированности навыка чтения, учитель ставит
конкретные задачи контроля.
В 1м классе проверяются овладение слогоаналитическим способом чтения, понимание общего
смысла слов и предложений, темп чтения текста (в конце года темп чтения – не менее 30 слов в
минуту).
Во 2м классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями,
понимание содержания прочитанного (темп чтения – не менее 50 слов в минуту).
В 3м классе проверяются умение читать целые слова, словосочетания и фразы, понимание
содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и чтение
наизусть стихотворений (темп чтения – не менее 60 слов вслух и не менее 80 слов молча).
В 4м классе проверяются овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в
минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и
выразительно пересказать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с
листа и наизусть – стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений.
Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста
(отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая –
в конце полугодия и года индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и
содержанию незнакомый текст.
Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально,
индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать
предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.
Оценивание в 1 классе
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Основная цель
которого сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс
гуманным и направленным на развитие личности ребёнка. Необходимо учитывать, что это не
обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в
начальных классах на содержательно оценочной основе. Допускается лишь словесная
объяснительная оценка. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия,
темп деятельности и др.).
Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка:
умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного материала и другое.
Системная оценка личностных , метапредметных и предметных результатов реализуется в
рамках накопительной системы рабочего Портфолио.
Система оценки достижения планируемых результатов литературного чтения предполагает
комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных
результатов служит способность первоклассников решать учебно познавательные и учебно
практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся « методом
сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения и развития оценивания
достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования второго поколения – формирование универсальных
учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а
также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущество рабочего Портфолио в следующем:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования,
которыми являются УУД;
содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые
образовательные стандарты начальной школы;
учитывает особенности развития критического мышления учащихся путём использования
трёх стадий: вызов( проблемная ситуация) осмысления рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное
присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов
обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего
образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником
продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях.
При оценке предметных результатов объектом оценки являются действия, выполняемые
учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используются три вида оценивания: текущее, тематическое и итоговое без
выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует
процессу становления умения и навыка. Основная цель анализ хода формирования знаний и умений
учащихся на уроках литературного чтения. Это даёт возможность своевременно отреагировать на
недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание – проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника,
помещённых в конце каждого раздела.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются
комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить,
насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что
предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении
жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить уровень сформированности важнейших
аспектов обучения, компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
График проведения проверочных работ 1 класс
№ урока
90
100
108
113
119
125
129
Вид работы
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Проверочная работа
Общее количество
Тема
Чему нас научила Азбука
Жили были буквы
Сказки, загадки, небылицы
Апрель, апрель. Звенит капель!
И в шутку и всерьёз
Я и мои друзья
О братьях наших меньших
7
Успешность освоения учебных программ обучающихся 1 классов в соответствии с ФГОС НОО
(2009г.) оценивается следующими уровнями:
Качество освоения программы
Уровень достижений
90100%
6689%
5065%
меньше 50%
высокий
повышенный
средний
ниже среднего
При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо учитывать способ
чтения, беглость, правильность, выразительность, понимание прочитанного, владение речевыми
навыками и умением работать с текстом, умение работать с книгой.
Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавно–слоговой, целыми словами
способ чтения без ошибок при темпе не менее 30 слов в минуту (на конец учебного года),
понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль и найти в
тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Повышенному уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при
чтении допускается от 1 до 2 ошибок, темп чтения не менее 30 слов в минуту (на конец учебного
года). Учащийся может понять определённые слова при общем понимании прочитанного, умеет
выделить главную мысль, может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении
допускается от 2 до 4 ошибок при темпе ниже 25 30 слов в минуту. Учащийся не может понять
определённые слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не
может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Ниже среднего уровня развития навыка чтения соответствуют чтение по буквам при темпе ниже
25 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла
прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика
самостоятельно ориентироваться в детской книге, легко вычленять на обложке и прочитывать
название, определять тему, сопоставлять три внешних показателя её содержания (фамилию автора,
заглавие, иллюстрации).
Повышенному уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно
ориентироваться в детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию
автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её
содержания.
Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика,
при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно
ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с
помощью учителя, определяет тему, принимая во внимание главным образом иллюстрации на
обложке и в тексте.
Ниже среднего уровня уровню развития умения работать с книгой соответствует такая
деятельность ученика, при которой ученик не может самостоятельно ориентироваться в книге, не
вычленяет, не прочитывает название, не может определить тему.
Критерии оценивания по литературному чтению 24 классы.
Текущий контроль по чтению проходит в виде индивидуального или фронтального устного
опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения ( полно, кратко, выборочно),
выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных
произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы небольшие по
объёму( ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с
книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания
типа «закончи предложение», « найди правильный ответ», « найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить
как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде тестовых
заданий.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Подбираются
доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Подсчитывается количество слов( слово «
средней» длины равно шести знакам это буквы и пробел между словами). Для проверки понимания
текста учитель задаёт вопросы после чтения текста. Проверка навыка чтения « про себя»
проводится фронтально или группами. Учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые
получает каждый ученик.
или
дифференцированными.для учёта результатов проверки навыка чтения учитель пользуется
соответствующей схемой.
Задания на карточках могут быть общими, Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год: в
начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (2025 декабря), в конце учебного года
(апрель или май). Такой подход даёт возможность увидеть степень продвижения ученика в
овладении техникой чтения на протяжении трёх основных этапов обучения в течение года и по
классам.
Для фиксирования результатов проверки предлагается следующая таблица:
Ф.И.
ученика
Понимание
Способ чтения
Правиль
ность
чтения
Темп
чтения
Выразитель
ность
Итогов.
балл
п
о
н
и
м
а
е
т
Н
е
п
о
н
и
м
а
е
т
П
о
с
л
о
г
а
м
П
о
с
л
о
г
а
м
и
ц
е
л
ы
м
и
с
л
о
в
а
м
и
Ц
е
л
ы
м
и
с
л
о
в
а
м
и
Б
е
з
о
ш
и
б
о
к
С
о
ш
и
б
к
а
м
и
Н
и
з
к
и
й
у
р
о
в
е
н
ь
С
р
е
д
н
и
й
у
р
о
в
е
н
ь
В
ы
с
о
к
и
й
у
р
о
в
е
н
ь
С
о
б
л
ю
д
а
е
т
п
а
у
з
у
Э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
с
т
ь
Л
о
г
и
ч
е
с
к
и
е
у
д
а
р
е
н
и
я
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)
Учебные четверти
I четверть
Оценка
Первый класс
«5»
«4»
«3»
II четверть
больше 20 слов
16–20 слов
10–15 слов
III четверть
больше 35 слов
26–35 слов
20–25 слов «2»
Второй класс
«5»
«4»
«3»
«2»
Третий класс
«5»
«4»
«3»
«2»
Четвертый класс
«5»
«4»
«3»
«2»
больше 45 слов
35–45 слов
25–34 слова
меньше 25 слов
больше 70 слов
55–70 слов
40–54 слова
меньше 40 слов
больше 90 слов
75–90 слов
65–74 слова
меньше 65 слов
меньше 10 слов
больше 55 слов
40–55 слов
25–39 слов
меньше 25 слов
больше 75 слов
60–75 слов
45–59 слов
меньше 45 слов
больше 100 слов
85–100 слов
70–84 слова
меньше 70 слов
меньше 20 слов
больше 65 слов
50–65 слов
35–49 слов
меньше 35 слов
больше 85 слов
70–85 слов
55–69 слов
меньше 55 слов
больше 110 слов
95–110 слов
80–94 слова
меньше 80 слов
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки:
-
-
-
-
-
-
-
-
Ошибки
искажение читаемых слов (замена, перестановка,
пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение текста без смысловых пауз, нарушение
темпа и чёткости произношения слов;
непонимание общего смысла прочитанного текста
за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию;
неумение выделять основную мысль текста;
нарушение при пересказе последовательности
событий произведения;
нетвёрдое знание наизусть подготовленного
текста;
- монотонность,
выразительности.
отсутствие
средств
-
-
-
-
-
Недочёты
не более 2 неправильных ударений
отдельные нарушения смысловых пауз,
темпа, чёткости произношения слов;
осознание прочитанного текста за время,
немного превышающее установленное;
неточность при формулировке основной
мысли произведения;
использования
нецелесообразность
средств выразительности,
а также
недостаточная выразительность при
передаче характера персонажа.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура КИМов соответствует структуре
ЕГЭ. На выполнение работы отводится 1015 минут ( в зависимости от уровня подготовленности класса). Оценивание по шкале:
« 3» если сделано не менее 50% объёма работы
«4» если сделано не менее 75% объёма работы
«5» работа не содержит ошибок.
Чтение наизусть
Оценка "5" твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.
Оценка "2" нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение текста
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" выполнены правильно все требования
Оценка "4" не соблюдены 12 требования
Оценка "3" допущены ошибки по трём требованиям
Оценка "2" допущены ошибки более чем по трём требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. Своевременно начинать читать свои слова
2. Подбирать правильную интонацию
3. Читать безошибочно
4. Читать выразительно
Оценка "5" выполнены все требования
Оценка "4" допущены ошибки по одному какомуто требованию
Оценка "3" допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" допущены ошибки по трём требованиям
Пересказ
Оценка "5" пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская
главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ
на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" допускает 12 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно
передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" не может передать содержание прочитанного.
График проведения проверочных и контрольных работ
Период
обучения
Количество
часов
Тест
Проверочная
работа
Контрольная
работа
Проверка
техники
чтения
Диагностическая
работа
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4четверть
36
28
40
32
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Итого
136
3
4
5
4
3
Контрольно измерительные материалы.
№ урока
2
5
19
29
34
54
60
61
68
78
84
100
103
108
120
128
132
134
136
Виды работы
Диагностическая работа
Тест №1
Проверочная работа №1
Контрольная работа №1
Проверка техники чтения
Контрольная работа №2
Контрольная работа №3
Проверка техники чтения
Диагностическая работа
Проверочная работа №2
Тест №2
Контрольная работа №4
Проверка техники чтения
Тест №3
Проверочная работа №3
Проверочная работа №4
Контрольная работа №5
Проверка техники чтения
Итоговая диагностическая работа
Тема
Констатирующая диагностика
Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Поэтическая тетрадь №1
Промежуточная диагностика
Великие русские писатели
Констатирующая( за 1 полугодие)
Констатирующая( за 1 полугодие)
Литературные сказки
Были небылицы
Поэтическая тетрадь №1
Люби живое
Промежуточная диагностическая
работа
Поэтическая тетрадь №2
Собирай по ягодке наберёшь кузовок.
По страницам детских журналов
Зарубежная литература
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Пояснительная записка по литературному чтению в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.