Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей в подготовительной к школе группе комбинированной направленности на тему: «Воздух и его свойства».
Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.
Развивающие:
1. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента.
2. Развивать собственный познавательный опыт, умение участвовать в коллективном разговоре, аргументировать свой ответ понятно для собеседников.
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности.
2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Методы и приёмы:
1. Практические (эксперименты, опыты. Дидактические игры).
2. Наглядные ( презентация).
3. Словесные (вопросы, пояснения, выводы).
Материалы: Целлофановые пакеты, надувные игрушки, одноразовые стаканы, наполненные водой, трубочки, пёрышки, бутылочки, наполненные ароматными предметами (Апельсин, чеснок), альбомный лист бумаги, стаканы с подкрашенной красками мыльной водой, акварельные краски, кисти.
Воспитатель: Ребята. сейчас мы встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся
- Доброе утро!
Ход
- Посмотрите. Какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, мне сегодня их передал почтальон, а здесь письмо, я самы й главный волшебник, разгадайте все мои фокусы, и я подарю вам эти красивые шары. А вы знаете, как зовут самого главного волшебника? Отгадаем, кто же это:
«Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же,
Без него мы жить не можем.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Отгадай, кто же это?»
- Конечно, этот волшебник воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (правильно, лаборатория)
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я организовала для вас небольшую лабораторию, чтобы вы разгадали все тайны и фокусы воздуха волшебника.
- Ребята, чтобы мы с вами не забыли, какие фокусы воздуха мы разгадаем, мы будем обозначать их символами. Согласны?
1 опыт: «Воздух невидимка»
-Дети, помните, в загадке было сказано, что воздух невидимый? Давайте мы это проверим. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз. Кто увидел воздух?
- Вот это первый фокус воздуха. Раз мы его не видим, значит, он какой? (Невидимый) А если он невидимый, значит, мы ему можем дать имя? Какое? (Невидимка)
- Посмотрите, каким символом будем обозначать - воздух – невидимку.
2 опыт: «Воздух вокруг нас»
- Ребята, если воздух – невидимка, значит он где – то прячется? Давайте попробуем его поймать. Для этого я раздам вам пакеты. Давайте я вам покажу, как надо ловить воздух. А теперь вы, попробуйте поймать его.
- Что у тебя в пакете? А у тебя?
- А где мы его взяли? (Вокруг нас)
- Давайте выпустим воздух из пакета, ещё раз повернёмся вокруг себя и поймаем его. Мы снова поймали воздух.
- Что мы можем теперь сказать про воздух? Где мы его взяли? (Воздух есть вокруг нас). Катя, где есть воздух?
- Вот, дети, это второй фокус воздуха. Обозначается он вот таким символом.
- А теперь присаживайтесь на стулья .
3 опыт: «Воздух не имеет форму»
- Дети, что мы сейчас делали с воздухом? (Ловили в пакеты).
- А можно сказать, мы его поместили в пакеты. Давайте все вместе скажем это сложное слово «поместили».
- Когда мы воздух поместили в пакеты, какую он форму принял? Форму чего? (Форму пакета).
- А если я помещу воздух в шарик, форму чего примет воздух? Скажите полностью (воздух примет форму шарика).
- Давайте проверим. (Надуваю шар). Форму чего принял воздух?
- А сейчас, я вам раздам надувные игрушки. Попробуйте их надуть.
- Скажи, Даша, форму чего принял у тебя воздух? А у тебя?
- Ребята, как, вы думаете, воздух имеет форму? Нет, не имеет. Воздух может принимать форму того предмета, в который его поместили. Давайте повторим этот сложный вывод.
«Воздух не имеет форму, а принимает форму того предмета, в которую его поместили»
- Это третий фокус воздуха. И мы его обозначим вот таким символом.
Игра: «Шарики».
- Дети, я сейчас при помощи волшебной палочки помещу воздух в мыльные пузыри, а вы его оттуда будете выпускать. Когда появятся пузыри, вы можете их ладошками по ним хлопать. Согласны? Но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри не попали вам в глаза.
4 опыт: «Воздух внутри нас »
- Ребята, скажите, когда вы надували игрушки, а я шарик, откуда мы брали воздух? (Из себя).
- Вот, ребята, оказывается, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас. Когда мы вдыхаем, наши лёгкие наполняются воздухом. При вдохе грудная клетка (грудь) поднимается. При выдохе , воздух выходит наружу и грудная клетка опускается. Давайте мы это проверим. Положите руку на грудь и сделайте глубокий вдох, чувствуете, как поднялась грудная клетка? А теперь выдох, грудная клетка опустилась.
- Вот сейчас, мы с вами поиграли, какой сделаем вывод? (Воздух есть вокруг нас, и воздух есть внутри нас).
- Я, ещё, знаю, как можно проверить, есть ли внутри нас воздух. Подходите к столу, смотрите, здесь стоят стаканы с водой, а в них трубочки. Как вы думаете, при помощи этих предметов, как можно узнать, есть ли воздух внутри нас? (Надо подуть в воду через трубочку).
- Давайте попробуем подуть и посмотрим, что получится?
- Что вы увидели когда, дули в воду? ( Мы увидели пузырьки).
- А как вы думаете, что это за пузыри? Это пузыри воздуха. Откуда, они там взялись?
- Какой мы можем сделать вывод? (Воздух есть внутри нас).
- Вот, ребята, это четвёртый фокус воздуха. И обозначается он вот таким символом.
5 опыт: «Воздух есть в воде».
- Скажите, а зачем нужен воздух? А кому нужен воздух? Правильно, воздух нужен всем живым существам, живущим не только на земле, но и в воде. В воде кто живёт? Значит они тоже дышат воздухам, значит воздух есть в воде. Давайте мы это проверим. Подойдите все к столу, возьмите каждый себе по одной рыбке и опустите её воду, но только не намочите руки. Давайте посмотрим на рыбки. Чем они покрылись? Да, это на них появились пузырьки. Как вы думаете, что это за пузырьки? Правильно, это пузырьки воздуха. Что мы можем сказать про эти пузырьки? ( В воде есть воздух).
- Какой можно сделать вывод? (Воздух есть в воде).
- Ребята, это пятый фокус воздуха. Обозначим мы его вот таким символом.
Игра: «Пёрышки»
- А ещё хотите поиграть с воздухом? Я приготовила для вас игру.
(Раздаются пёрышки)
- Эти пёрышки такие лёгкие, что могут летать в воздухе. Давайте поиграем с этими пёрышками. Вы на них дуйте, а они будут летать. Старайтесь, что бы ваше пёрышко не упала на пол, а летала .
- Вот какие вы молодцы, красиво летают ваши пёрышки. Теперь давайте снова положим их в коробочку. Присаживайтесь на стулья.
6 опыт: «Воздух не имеет запаха»
- Ребята, а помните, в загадке говорилось, что воздух не имеет запаха. Хотите проверить. Давайте сделаем вдох, выдох, вы что ни будь почувствовали? (Ответы детей)
- Я предлагаю вам провести следующий опыт. Вот бутылочки, я в них что – что положила. Сейчас вы понюхаете и постарайтесь отгадать, что там лежит. Чем пахнет? (Проводится опыт. Ответы детей)
- А теперь скажите, воздух имеет запах? (Ответы детей) Нет, воздух не имеет запаха, он приобретает запах того предмета, от которого он распространяется. Что можно сказать про воздух? Какой можно сделать вывод? (Он не имеет запаха).
- Давайте вместе скажем это правило. «Воздух не имеет запаха, а приобретает запах того предмета, от которого распространяется».
- Посмотрите, каким символом мы его обозначим, то, что воздух не имеет запаха.
- Мы сегодня разгадывали фокусы воздуха. А вы знаете, ребята, что при помощи воздуха можно рисовать? Хотите, научу? Тогда, садитесь за столы. (Показ рисования мыльными пузырями).
- А теперь попробуйте вы.
- Какие замечательные рисунки у вас получились! А ваши родители, знают, что вы умеете делать фокусы? Тогда вы можете взять эти фокусы домой и расскажете как вы это делали.
Рефлексия:
- Дети вы такие молодцы, разгадали все фокусы воздуха, и сами были фокусниками.
- А сейчас возьмите себе фишки и какой фокус вам больше всего понравился, положите эту фишку к символу, который обозначает этот фокус.
(Звучит фонограмма «дует ветер»)
- Что вы, слышите? (Ответы детей)
Это дует ветер. Ветер, это потоки воздуха. Это говорит о том , что нам пора возвращаться в группу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.