Практичекое задание по литературе.

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 26.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Практическая работа «Средства выразительности в лирике Есенина.Метафора.» предназначена для выполнения на уроках литературы , дополнительных занятий. Исследуются произведения Сергея Есенина. Обучающиеся читают методический материал и на примерах учатся находить метафоры ,анализировать текст. Цель практической работы в усвоении пройденного материала по предмету и приобщении обучающихся к классике русской литературы.
Иконка файла материала практическое задание.docx
Практическое занятие  по литературе на тему «Средства  выразительности в лирике Есенина.Метафора.» Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... В.А. Сухомлинский Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени творящий  ее знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами  и фигурами.   Тропы – слова и выражения, употребленные не в обычном, прямом значении,  а в переносном смысле. К тропам относится метафора.  Метафора (от греч. metaphora) означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства, это словосочетание, имеющее  семантику скрытого сравнения. Если эпитет ­ не слово в словаре, а слово в  речи, то тем более справедливо утверждение: метафора ­ не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Слово  «гореть» в прямом значении обозначает  «пoддaвaтьcя дeйcтвию oгня; yничтoжaтьcя oгнём».  В стихотворении    Есенина ­ возникает выразительная метафора  «…я и скандалил, чтобы ярче  гореть». В метафоре три элемента: информация о том, что сравнивается; информация  о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о  признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях). И чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание превратило  скрытое сравнение  в открытое, тем выразительнее, очевидно, сама метафора.  В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что  сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит   только    второй   компонент.    Это    и    придает    образность    и   компактность тропу.  Метафора — один из наиболее распространенных тропов, так как сходство  между предметами и явлениями может быть основано на самых  разнообразных чертах: цвет, форма, размер, назначение. Метафора, может быть, простой, развернутой и лексической (мертвой,  стертой,    окаменевшей).    Простая   метафора   построена   на   сближении  предметов и явлений по одному какому­либо общему признаку — «заря  пылает», «звенят родные степи молитвословным ковылем», «закат жизни». Развернутая метафора построена на различных ассоциациях по сходству:  прием развернутой метафоры применен С. Есениным в стихотворениях «Клен ты мой опавший…» и «Отговорила роща золотая…». В этих стихотворениях осенний клен и облетевшая березовая роща - метафоры уходящей жизни поэта. Есенинская метафоричность становится «скрытой». Самые казалось бы простые слова (снег, цветение, голубой и т.д.)метафоризуются, неся в себе дополнительный художественный смысл, полученный в контексте есенинского творчества. Например «только синь сосет глаза», «отяжелела золотая моя голова», «заметался пожар голубой». В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. Метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить эмоциональное состояние лирического героя. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метафоризм. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Задание: 1) Прочитайте стихотворение С.Есенина (на выбор). 2) Выпишите метафоры. 3) Объясните значение метафор. 4)Сделайте свой вывод. Использованная литература 1. Толковый словарь русского языка. в 4­х томах. Под редакцией профессора  Д.Н. Ушакова. Издательство «Терра», М., ­ 1996  2. Литература. Справочник школьника. Под редакцией В.Я. Липкова, Н.Г.  Быковой. Филологическое общество «Слово», М., 1995  3. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 3­х частях, часть 1. Под редакцией Е.И. Дибровой. Издательство «Феникс» г. Ростов ­ на ­ Дону, 1997  4. Современный русский язык. Составили Н.С. Волгина, Д.Э. Розенталь.  Издательство «Высшая школа», М., 1971 5. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. Прокушев Ю.Л. Издательство  «Молодая гвардия», М., 1989  6. Сергей Есенин. Проблемы творчества. Сборник статей. Составил П.Ф.  Юшин. Издательство «Современник», М., 1978  7. Сергей Есенин. Собрание сочинений в 3­х томах. Под редакцией Е.А.  Есениной, С.А. Васильева. Издательство «Правда», М., 1970