Практическая работа "Решение основных геодезических задач и задач по определению планового положения точек местности"
Оценка 4.8

Практическая работа "Решение основных геодезических задач и задач по определению планового положения точек местности"

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
13.11.2021
Практическая работа "Решение основных геодезических задач и задач по определению планового положения точек местности"
Практическое занятие по геодезии на 2 курсе по специальности 35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
Занятие 32 Практическое занятие 6 28.10.docx

Занятие 32  Практическое занятие 6

Тема: Решение основных геодезических задач и задач по определению планового положения точек местности

Цель: Закрепить учебный материал  при решении задач.

Последовательность выполнения:

 

  1. Информация для повторения и методические указания для выполнения :

 

При переходе от измеряемых линейно-угловых величин к координатам точек местности необходимо решить несколько геодезических задач.

1.1 Вычисление дирекционных углов направлений.

 

87044_6_1

 

 

351997_html_m1173fb01

 

 

 α1= αо + 1800- β1 ;  α1= αо - 1800 + β1´

В этих формулах β1 - правый, β1´- левый по ходу углы, если считать, что ход направлен в сторону возрастания номеров вершин. Чаще всего принято измерять правые углы хода.

Решение треугольников. Для определения расстояний и уг­лов, которые невозможно или нецелесообразно измерять непо­средственно на местности, прибегают к построениям в виде треугольников. В них измеряют не менее трех линейных и угло­вых элементов, по которым, вычисляют остальные. Рассмотрим следующие типичные случаи.

Геодезическая задача – математического вида задача, связаная с определением взаимного положения точек земной поверхности и подразделяется на прямую и обратную задачу.

Прямой геодезической задачей (ПГЗ) называют вычисление геодезических координат - широты и долготы некоторой точки, лежащей на земном эллипсоиде, по координатам другой точки и по известным длине и дирекционному углу данного направления, соединяющей эти точки.

Обратная геодезическая задача (ОГЗ) заключается в определении по геодезическим координатам двух точек на земном эллипсоиде длины и дирекционного угла направления между этими точками.


1.2 Прямая геодезическая задача

В геодезии часто приходится передавать координаты с одной точки на другую. Например, зная исходные координаты точки А горизонтальное расстояние SAB от неё до точки В и направление линии, соединяющей обе точки (дирекционный угол αAB или румб rAB), можно определить координаты точки В. В такой постановке передача координат называется прямой геодезической задачей.

Geod_zad_pr

 Прямая геодезическая задача

Для точек, расположенных на сфероиде, решение данной задачи представляет значительные трудности. Для точек на плоскости она решается следующим образом.

Дано: Точка А( XA, YA ), SAB и αAB.

Найти: точку В( XB, YB ).

Непосредственно из рисунка имеем:

 ΔX = XB – XA ;

 ΔY = YB – YA .

Разности ΔX и ΔY координат точек последующей и предыдущей называются приращениями координат. Они представляют собой проекции отрезка АВ на соответствующие оси координат. Их значения находим из прямоугольного прямоугольника АВС:

ΔX = SAB · cos αAB ;

ΔY = SAB · sin αAB .

Так как в этих формулах SAB всегда число положительное, то знаки приращений координат ΔX  и  ΔY зависят от знаков cos αAB  и  sin αAB. Для различных значений углов знаки ΔX и ΔY представлены в табл.1.

                Таблица 1-Знаки приращений координат ΔX и ΔY

Приращения координат

Четверть окружности в которую направлена линия

I (СВ)

II (ЮВ)

III (ЮЗ)

IV (СЗ)

ΔX

+

+

ΔY

+

+

При помощи румба приращения координат вычисляют по формулам:

ΔX = SAB · cos rAB ;

ΔY = SAB · sin rAB .

Знаки приращениям дают в зависимости от названия румба.

Вычислив приращения координат, находим искомые координаты другой точки:

 XB = XA + ΔX  ;

 YB = YA + ΔY  .

Таким образом можно найти координаты любого числа точек по правилу: координаты последующей точки равны координатам предыдущей точки плюс соответствующие приращения.

 

1.3 Обратная геодезическая задача

Обратная геодезическая задача заключается в том, что при известных координатах точек А( XA, YA ) и В( XB, YB ) необходимо найти длину SAB и направление линии АВ: румб rAB  и  дирекционный угол αAB (рис.24).

Geod_zad_obr

 Обратная геодезическая задача

Даннная задача решается следующим образом.

Сначала находим приращения координат:

 ΔX = XB – XA ;

 ΔY = YB – YA .

Величину угла rAB определем из отношения

ΔY

= tg rAB

ΔX 

 .

 

По знакам приращений координат вычисляют четверть, в которой располагается румб, и его название. Используя зависимость между дирекционными углами      ( азимутами А) и румбами, находим αAB.

 

Зависимость между дирекционными углами и румбами

четверти:

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвертая четверть

знак приращения

+X, +Y

-X, +Y

-X, -Y

+X, -Y

диреционный угол

a = r

a = 180 - r

a = 180 + r

a = 360 - r 

1338544231_tabl

Для контроля расстояние SAB дважды вычисляют по формулам:

1.

SAB=

ΔX

=

ΔY

= ΔX · sec αAB = ΔY · cosec αAB

cos αAB

sin αAB

 

 

SAB=

ΔX

=

ΔY

= ΔX · sec rAB = ΔY · cosec rAB

cos rAB

sin rAB

2.

Расстояние SAB можно определить также по формуле

Sab.

 

2.     Задание:

1 вариант:               1)   α1-2 = 234о23/

                                       β 2 =  156о17/

                                       ______________    

                                           α 2-3 =  ?

                                  2)   х1 = + 50,63 м

                                          у1  = - 105,70 м

                                          r1-2 = ЮЗ : 56о13/

                                          S1-2 = 120,75

                                     ________________

                                            х2 =?     у2 = ?

                                      

 3)   х1 = + 306,17 м

                                           у1  = - 18,65 м

        х2 = + 78,26 м

                                           у2  = + 2,98 м

                                          _________________

                                            r1-2 = ?       S1- 2 = ?                               

                                                                                  

2 вариант:                  1)   α3 - 4= 15о06/

                                          β 4 =  80о50/

                                       ______________    

                                           α 4-5 =?

2)   х1 = - 100,75 м

                                          у1  = - 105,90 м

                                          r = СВ : 10о40/

                                          S = 19,88м

                                     ________________

                                            х2 =?     у2 =?

                                      

 3)   х1 = + 17,45 м

                                           у1  = + 6,99 м

        х2 = - 30,85 м

                                           у2  = + 100,12 м

                                          _________________

                                            r1-2 = ?       S1- 2 = ?                               

 

 

Источники информации:

 Киселев М.И. Геодезия: учебник для студ. учреждений СПО/ М.И. Киселев, Д.Ш. Михелев. – 14-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018.  стр. 17-18 (стр.42-51.)

Пояснение к выполнению практического задания (решение задач) –

 

Варианты для выполнения РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:

1 вариант 

ВЫПОЛНЯЮТ СТУДЕНТЫ ГРУППЫ АНАНЬЕВОЙ Н,И, (по осенней практике)

2 вариант

ВЫПОЛНЯЮТ СТУДЕНТЫ ПОДГРУППЫ ГУРИНА Р,В, (по осенней практике)

 

Дополнительное задание:

Выполненые задания в читаемом виде высылать на anivof@mail.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

Занятие 32 Практическое занятие 6

Занятие 32 Практическое занятие 6

В них измеряют не менее трех линейных и угло­вых элементов, по которым, вычисляют остальные

В них измеряют не менее трех линейных и угло­вых элементов, по которым, вычисляют остальные

Их значения находим из прямоугольного прямоугольника

Их значения находим из прямоугольного прямоугольника

Y = tg r AB ΔX

Y = tg r AB ΔX

S 1- 2 = ? 2 вариант: 1) α 3 - 4 = 15 о 06 / β 4 = 80 о 50 / ______________…

S 1- 2 = ? 2 вариант: 1) α 3 - 4 = 15 о 06 / β 4 = 80 о 50 / ______________…

Выполненые задания в читаемом виде высылать на anivof @ mail

Выполненые задания в читаемом виде высылать на anivof @ mail
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021