Практическая работа:«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Оценка 5
Разработки уроков +1
docx
математика +1
8 кл
10.05.2017
Практическая работа предназначена для учащихся 8 класса. В ходе работы конкретизируются и закрепляются знания о массовой доле растворенного вещества как одном из способов выражения состава раствора; совершенствуется умение работать с химической посудой, пользоваться разновесами, выполнять вычисления по формулам; продолжается воспитание чувства личной безопасности через соблюдение правил техники безопасности на уроке (работа со стеклом и реактивами)
Практическая работа. Приготовление раствора сахара и определение массовой .docx
Практическая работа № 5:«Приготовление раствора сахара и определение массовой
доли его в растворе»
Задачи:
1. конкретизировать и закрепить знания о массовой доле растворенного вещества как
одном из способов выражения состава раствора;
2. совершенствовать умение работать с химической посудой, пользоваться
разновесами, выполнять вычисления по формулам;
3. продолжить воспитание чувства личной безопасности через соблюдение правил
техники безопасности на уроке (работа со стеклом и реактивами)
Девиз урока:
«Знания без применения – тучи без дождя».
Мудрость Востока
Мотивация и целеполагание:
Объявляем тему урока и, опираясь на девиз урока и тексты задач из вариантов
практической работы, осуществляем мотивацию и совместное целеполагание.
Актуализация знаний:
Тест
Верных ответов может быть несколько.
1. Раствор – это однородная система:
а) да; б) нет.
2. Из ниже предложенного укажите то, что можно отнести к понятию «раствор»:
а) растворитель; б) насыщенный; в) коэффициент растворимости; г) неоднородность.
3. Исключите лишнее:
а) сахар; б) кислород; в) спирт; г) песок.
4. Укажите массу соли и массу воды, необходимые для приготовления раствора соли
массой 500 г с массовой долей соли 4%:
а) соли – 2 г, воды – 488 г; б) соли – 50 г, воды – 450 г; в) соли – 20 г, воды – 480 г; г) соли
– 40 г, воды – 460 г.
5. Для отмеривания вычисленного количества воды при приготовлении раствора следует:
а) взвесить необходимую массу воды на весах; б) отмерить с помощью мерной посуды; в)
налить «на глаз»; г) нет верного ответа.
6. Компоненты раствора – это растворенное вещество и растворитель:
а) да; б) нет.
7. Исключите лишнее:
а) мел; б) масло подсолнечное; в) соль поваренная; г) бензин.
8. Укажите прибор, служащий для отмеривания необходимого количества воды при
приготовлении растворов:
а) глаз; б) весы; в) мерная посуда (цилиндр); г) нет верного ответа.
9. С помощью какого разновеса можно взвесить на весах 0,05 г вещества?
а) 500 мг; б) 10 мг; в) 100 мг; г) 50 мг.
10. С помощью какого из ниже предложенных разновесов можно взвесить на весах 0,1 г
вещества?
а) 500 мг; б) 10 мг; в) 100 мг; г) 50 мг. Выполнение практической работы:
Оборудование: колбы объемом 50 – 100 мл, стеклянная палочка с резиновым
наконечником, весы с разновесами, ложка для сыпучих веществ, мерный цилиндр;
Реактивы: сахар, дистиллированная вода.
Инструктаж по ТБ.
Экспериментальная задача
1 Получаем от учителя задание: приготовьте водный раствор сахара массой 150 г с
массовой долей 20 %.
2 Производим расчеты: определяем, какую массу сахара и воды нужно взять для
приготовления раствора, указанного в задании.
3 Записываем необходимую формулу для вычисления массы сахара:
m(сахара) = m(раствора) ∙
(сахара).
ω
4 Делаем вычисления: m(сахара) = 150 г ∙ 0,2 = 30 г
5 Записываем необходимую формулу для вычисления массы воды:
m(воды) = m(раствора) – m(сахара).
Делаем вычисления массы воды: m(воды) = 150 г – 30 г = 120 г.
6 Отвесим рассчитанную нами массу сахара (30 г) и поместим ее в колбу.
7 ТБ: помните, что разновесы можно брать только пинцетом!
8 Учтем, что 1 г воды занимает объем 1 мл (или 1 см3). Воду удобнее не взвешивать, а
отмерять мерной посудой. С помощью мерного цилиндра отмеряем рассчитанный
объем воды – 120 мл.
9 Небольшими порциями вливаем воду в колбу, постоянно перемешивая ее
содержимое с помощью стеклянной палочки с резиновым наконечником.
10 Делаем этикетку, указывая на ней название (раствор сахара), массовую долю
вещества (20%) и массу приготовленного раствора (150 г).
11 Раствор и этикетку сдаем учителю.
12 Приводим рабочее место в порядок.
Отчетные задания
Вариант 1
1 Не прибегая к расчетам, ответьте одним словом. Уменьшится или увеличится
массовая доля растворенного вещества в приготовленном вами растворе, если
добавить к раствору 15 г воды?
2 Формула сахарозы, входящей в состав сахара, С12Н22О11. Каким будет число
молекул сахара и количество вещества, содержащихся в приготовленном вами
растворе?
3 Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со
своими ролями, положительные моменты, недочеты).
4
Вариант 2 1 Не прибегая к расчетам, ответьте одним словом. Уменьшится или увеличится
массовая доля растворенного вещества в приготовленном вами растворе, если
добавить к раствору 10 г сахара?
2 Формула сахарозы, входящей в состав сахара, С12Н22О11. Каким будет число
молекул сахара и количество вещества, содержащихся в приготовленном вами
растворе?
3 Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со
своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Вариант 3
1 Не прибегая к расчетам, ответьте одним словом. Уменьшится или увеличится
массовая доля растворенного вещества в приготовленном вами растворе, если
раствор частично выпарить?
2 Формула сахарозы, входящей в состав сахара, С12Н22О11. Каким будет число
молекул сахара и количество вещества, содержащихся в приготовленном вами
растворе?
3 Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со
своими ролями, положительные моменты, недочеты).
Рефлексия и подведение итогов:
Организуем минидискуссию «Единственный вопрос».
Какой из этапов практической работы вызвал у вас наибольшие затруднения? Почему?
Домашнее задание: повторить тему «Растворы».
Практическая работа:«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Практическая работа:«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Практическая работа:«Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.