Практическое занятие с элементами тренинга «Психологическое благополучие педагога»
Оценка 4.9

Практическое занятие с элементами тренинга «Психологическое благополучие педагога»

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа
06.09.2020
Практическое занятие с элементами тренинга  «Психологическое благополучие педагога»
Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов. Задачи: 1.Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания. 2.Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию. 3.Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения. 4.Научение способам здоровьесберегающих технологий. 5.Знакомство с идеологией позитивной педагогики.
Тренинг Психологическое благополучие педагога.doc

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы  г. Зеленокумска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинговое занятие

 для педагогов дополнительного образования ЦВР

по теме:

 «Психологическое благополучие педагога»

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

Подготовила

и провела

 педагог-психолог

Мищенко С.А.

 

 

 

2014-2015 учебный год

 

Практическое занятие с элементами тренинга

«Психологическое благополучие педагога»

Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.

Задачи:

  1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.
  2. Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию.
  3. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.
  4. Научение способам здоровьесберегающих технологий.
  5. Знакомство с идеологией позитивной педагогики.

Ход тренинга:

1.  Вступление:

Психолог: -   Здравствуйте, сегодня мы поговорим о психологическом благополучии педагога. Но прежде давайте поприветствуем друг друга.

Упражнения на сплочение группы  «Поздороваемся»

Психолог предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

- Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

- Что почувствовали?

Психологический смысл упражнения

Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Психолог: - В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.

Статистические данные:

Ø  в России 80-95% педагогов - женщины.

Ø  27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.

Ø  29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.

Ø  еще 16 - 20% используют помощь родителей.

Ø  хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.

Ø  85% педагогов испытывают нервные срывы.

Ø  90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.

Вот такая картина вырисовывается.

2. Понятие «Эмоциональное благополучие».

- Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего,  необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям - можно определить эмоциональное благополучие?»

Упражнение «Незаконченное предложение»: Я предлагаю вам ответить на ряд простых вопросов, передавая при этом ниточку клубка:  «Эмоционально-благополучный человек - это...»

- Потяните нити. Что чувствуете? Мы вместе, мы в единой связке.

- В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -

Ø  уверенность в себе;

Ø  получение удовольствия от жизни;

Ø  удовлетворенность жизнью и работой;

Ø  хорошее настроение;

Ø  здоровье;

Ø  работоспособность.

 

- Передаем клубок в обратном направлении, собирая нить в клубок

-  Я счастливый человек  потому, что…

3.  Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:

- Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?

Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли

- В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:

Ø  Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).

Ø  Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).

Ø  Результативность (успешность) педагогической деятельности.

Ø  Учебная нагрузка.

Ø  Способность противостоять стрессу.

Ø  Умение решать конфликтные ситуации.

 

Упражнение «Весёлые ромашки».

Психолог: - Давайте попробуем определить с каким настроением вы сегодня пришли на тренинг. Я предлагаю вам выбрать ромашку, у которой такое же настроение, как у вас. /Педагоги берут ромашку /.

Рефлексия. Психолог: - Расскажите о своём настроении. (Педагоги по кругу рассказывают о своём настроении). А вы знаете, что настроение эта эмоция, которая может передаваться другим людям. Вы готовы поделиться своим хорошим настроением с другими? Тогда я предлагаю вам на обратной стороне ромашки написать что-то хорошее доброе: пожелание или девиз, а в конце занятия каждый  узнает, какое пожелание достанется именно вам. (Педагоги пишут пожелания на ромашках  и кладут его в шкатулку).

Основная часть тренинга.

5.  Влияние эмоций на педагогическую деятельность.

- Понятие «эмоциональное благополучие» характеризует, прежде всего, сферу наших чувств и эмоций. Поэтому, говоря об эмоциональном благополучии, мы не можем не затронуть тему.

Эмоциональный педагог - эффективный педагог - это, прежде всего, человек, который:

Ø  умеет выражать свои чувства,

Ø  обладает навыками саморегуляции,

Ø  понимает себя и свое эмоциональное состояние,

Ø  понимает чувства и эмоции детей.

Равнодушный к чувствам и переживаниям воспитатель сталкивается с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем опытнее и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом и каждого ребенка в отдельности.

Спектр эмоций:

- Если говорить об эмоциях и чувствах, то мне хотелось бы спросить вас, какие эмоции вы знаете? (педагоги высказываются).

Существует 6 основных, базовых эмоций: радость, грусть, злость, страх, обида, удивление.

Все ли эмоции нужны? Когда, в каких ситуациях, эмоции бывают полезны, а когда вредны? (высказывания педагогов)

Запрет на выражение эмоций.

Упражнение «Перекрывание чувств»: «Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему мы иногда скрываем свои чувства? В нашей культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т. д. А ведь каждое чувство нам нужно. Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?» Приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот - чтобы не кричал и не ругался; глаза - чтобы не выражали злости, не плакали; уши - чтобы не слышали лишнего; руки - чтобы не дрались; ноги - чтобы не убегали. «Что может такой человек?» Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Таким образом и человек, копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.

6. Влияние эмоций на педагогическую деятельность.

- Как разные эмоции влияют на педагогическую деятельность (проведение занятий, взаимодействие с воспитанниками и родителями, мотивация, работоспособность)? Педагоги, перекидывая игрушку друг другу, отвечают на вопрос.

Вывод: Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.

Способы саморегуляции.

- Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?  Записываются способы саморегуляции («мозговой штурм»).

Упражнение «Рисунок на спине»

Оборудование: рисунок с изображением дома

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на 2 команды и строятся в 2 колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. При этом первые и последние члены команд меняются местами, и упражнение повторяется, картинка меняется.

Обсуждение в общем кругу.

- Что помогало понимать и передавать ощущения?

- Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?

- Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.

7. Упражнение «Прекрасный сад»

Оборудование:  бумага, фломастер, ножницы, лист ватмана выкрашенного в зелёный цвет, клей или скотч.

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза

-  Представить себя цветком.

- Каким бы ты был?

-  Какие листья, стебель, а может быть шипы?

-  Высокий или низкий?

- Яркий или не очень?

- А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок.

- Вырежьте свой цветок.

Затем все садятся в круг. Все участники по очереди рассказывают о своем цветке: Что за цветок, есть ли у него шипи, для чего они, где бы они хотели, чтобы их цветок рос и т.д.

Психолог: – Это поляна, которую нужно засадить цветами. /После рассказа каждый педагог прикрепляет свой цветок на лист ватмана выкрашенного в виде полянки/.

Обсуждение

Психолог: - Полюбуйтесь  на «прекрасный сад», запечатлейте  эту картинку в памяти. Несет картина, что-то положительное?

- Что-то заметили на картине?

Эта картина несет в себе, положительную энергию. Заметьте, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных цветов растет ваш. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Рефлексия.

Психолог: - Это упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Упражнение «Пожелания на ромашках».

Психолог: - В конце нашего занятия хочу предложить вам немного позитива вспомнить о ромашках, на которых вы писали пожелание. (Психолог проносит шкатулку с ромашками, педагоги достают, какая попадётся и вслух зачитывают).

Подведение итогов.

Психолог: -  Прежде чем проститься с вами, мы хотим предложить вам поделиться с нами своим мыслями о нашем занятии. /Педагоги делятся своими мыслями/.

Упражнение «Свеча доверия». 

- Встаньте, пожалуйста, в круг, прижмитесь друг к другу, почувствуйте тепло товарища. Закройте глаза, сделайте вдох, выдох. Вспомните, какими вы пришли на встречу, чего ожидали. Вспомните самые неожиданные, трогательные моменты. Подумайте, как бы вы закончили предложение: «После нашего занятия…».  Откройте глаза и скажите.

Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу.

Свеча побывает в руках у каждого члена группы

Ведущий протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.

Психолог: -  Спасибо за участие, до свиданья!

 

 

 

 

 

 


МОУ ДОД «Центр внешкольной работы г

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы г

Практическое занятие с элементами тренинга «Психологическое благополучие педагога»

Практическое занятие с элементами тренинга «Психологическое благополучие педагога»

Вот такая картина вырисовывается

Вот такая картина вырисовывается

Вы готовы поделиться своим хорошим настроением с другими?

Вы готовы поделиться своим хорошим настроением с другими?

Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом

Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом

Обсуждение Психолог: - Полюбуйтесь на «прекрасный сад», запечатлейте эту картинку в памяти

Обсуждение Психолог: - Полюбуйтесь на «прекрасный сад», запечатлейте эту картинку в памяти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2020