Тренинговое занятие
для педагогов дополнительного образования ЦВР
по теме:
«Психологическое благополучие педагога»
Подготовила
и провела
педагог-психолог
Мищенко С.А.
2014-2015 учебный год
Практическое занятие с элементами тренинга
«Психологическое благополучие педагога»
Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
Задачи:
Ход тренинга:
1. Вступление:
Психолог: - Здравствуйте, сегодня мы поговорим о психологическом благополучии педагога. Но прежде давайте поприветствуем друг друга.
Упражнения на сплочение группы «Поздороваемся»
Психолог предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.
- Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.
- Что почувствовали?
Психологический смысл упражнения
Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.
Психолог: - В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.
Статистические данные:
Ø в России 80-95% педагогов - женщины.
Ø 27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.
Ø 29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.
Ø еще 16 - 20% используют помощь родителей.
Ø хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.
Ø 85% педагогов испытывают нервные срывы.
Ø 90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.
Вот такая картина вырисовывается.
2. Понятие «Эмоциональное благополучие».
- Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям - можно определить эмоциональное благополучие?»
Упражнение «Незаконченное предложение»: Я предлагаю вам ответить на ряд простых вопросов, передавая при этом ниточку клубка: «Эмоционально-благополучный человек - это...»
- Потяните нити. Что чувствуете? Мы вместе, мы в единой связке.
- В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -
Ø уверенность в себе;
Ø получение удовольствия от жизни;
Ø удовлетворенность жизнью и работой;
Ø хорошее настроение;
Ø здоровье;
Ø работоспособность.
- Передаем клубок в обратном направлении, собирая нить в клубок
- Я счастливый человек потому, что…
3. Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:
- Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли
- В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
Ø Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
Ø Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
Ø Результативность (успешность) педагогической деятельности.
Ø Учебная нагрузка.
Ø Способность противостоять стрессу.
Ø Умение решать конфликтные ситуации.
Упражнение «Весёлые ромашки».
Психолог: - Давайте попробуем определить с каким настроением вы сегодня пришли на тренинг. Я предлагаю вам выбрать ромашку, у которой такое же настроение, как у вас. /Педагоги берут ромашку /.
Рефлексия. Психолог: - Расскажите о своём настроении. (Педагоги по кругу рассказывают о своём настроении). А вы знаете, что настроение эта эмоция, которая может передаваться другим людям. Вы готовы поделиться своим хорошим настроением с другими? Тогда я предлагаю вам на обратной стороне ромашки написать что-то хорошее доброе: пожелание или девиз, а в конце занятия каждый узнает, какое пожелание достанется именно вам. (Педагоги пишут пожелания на ромашках и кладут его в шкатулку).
Основная часть тренинга.
5. Влияние эмоций на педагогическую деятельность.
- Понятие «эмоциональное благополучие» характеризует, прежде всего, сферу наших чувств и эмоций. Поэтому, говоря об эмоциональном благополучии, мы не можем не затронуть тему.
Эмоциональный педагог - эффективный педагог - это, прежде всего, человек, который:
Ø умеет выражать свои чувства,
Ø обладает навыками саморегуляции,
Ø понимает себя и свое эмоциональное состояние,
Ø понимает чувства и эмоции детей.
Равнодушный к чувствам и переживаниям воспитатель сталкивается с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем опытнее и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом и каждого ребенка в отдельности.
Спектр эмоций:
- Если говорить об эмоциях и чувствах, то мне хотелось бы спросить вас, какие эмоции вы знаете? (педагоги высказываются).
Существует 6 основных, базовых эмоций: радость, грусть, злость, страх, обида, удивление.
Все ли эмоции нужны? Когда, в каких ситуациях, эмоции бывают полезны, а когда вредны? (высказывания педагогов)
Запрет на выражение эмоций.
Упражнение «Перекрывание чувств»: «Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему мы иногда скрываем свои чувства? В нашей культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т. д. А ведь каждое чувство нам нужно. Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?» Приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот - чтобы не кричал и не ругался; глаза - чтобы не выражали злости, не плакали; уши - чтобы не слышали лишнего; руки - чтобы не дрались; ноги - чтобы не убегали. «Что может такой человек?» Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Таким образом и человек, копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.
6. Влияние эмоций на педагогическую деятельность.
- Как разные эмоции влияют на педагогическую деятельность (проведение занятий, взаимодействие с воспитанниками и родителями, мотивация, работоспособность)? Педагоги, перекидывая игрушку друг другу, отвечают на вопрос.
Вывод: Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.
Способы саморегуляции.
- Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями? Записываются способы саморегуляции («мозговой штурм»).
Упражнение «Рисунок на спине»
Оборудование: рисунок с изображением дома
Описание упражнения
Участники делятся произвольно на 2 команды и строятся в 2 колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. При этом первые и последние члены команд меняются местами, и упражнение повторяется, картинка меняется.
Обсуждение в общем кругу.
- Что помогало понимать и передавать ощущения?
- Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае?
- Что мешало выполнять упражнение?
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
7. Упражнение «Прекрасный сад»
Оборудование: бумага, фломастер, ножницы, лист ватмана выкрашенного в зелёный цвет, клей или скотч.
Описание упражнения
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза
- Представить себя цветком.
- Каким бы ты был?
- Какие листья, стебель, а может быть шипы?
- Высокий или низкий?
- Яркий или не очень?
- А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок.
- Вырежьте свой цветок.
Затем все садятся в круг. Все участники по очереди рассказывают о своем цветке: Что за цветок, есть ли у него шипи, для чего они, где бы они хотели, чтобы их цветок рос и т.д.
Психолог: – Это поляна, которую нужно засадить цветами. /После рассказа каждый педагог прикрепляет свой цветок на лист ватмана выкрашенного в виде полянки/.
Обсуждение
Психолог: - Полюбуйтесь на «прекрасный сад», запечатлейте эту картинку в памяти. Несет картина, что-то положительное?
- Что-то заметили на картине?
Эта картина несет в себе, положительную энергию. Заметьте, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении, каких разных цветов растет ваш. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.
Рефлексия.
Психолог: - Это упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
Упражнение «Пожелания на ромашках».
Психолог: - В конце нашего занятия хочу предложить вам немного позитива вспомнить о ромашках, на которых вы писали пожелание. (Психолог проносит шкатулку с ромашками, педагоги достают, какая попадётся и вслух зачитывают).
Подведение итогов.
Психолог: - Прежде чем проститься с вами, мы хотим предложить вам поделиться с нами своим мыслями о нашем занятии. /Педагоги делятся своими мыслями/.
Упражнение «Свеча доверия».
- Встаньте, пожалуйста, в круг, прижмитесь друг к другу, почувствуйте тепло товарища. Закройте глаза, сделайте вдох, выдох. Вспомните, какими вы пришли на встречу, чего ожидали. Вспомните самые неожиданные, трогательные моменты. Подумайте, как бы вы закончили предложение: «После нашего занятия…». Откройте глаза и скажите.
Примечание ведущему: к этому моменту нужно зажечь свечу.
Свеча побывает в руках у каждого члена группы
Ведущий протягивает свечу на ладони в центр круга, жестами просит группу подойти ближе и единым выдохом задуть свечу.
Психолог: - Спасибо за участие, до свиданья!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.