Практика использования диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума
Оценка 5

Практика использования диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
29.01.2017
Практика использования  диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума
Иванова_Диагностика_в_работе_ПМПк.docx
Выступление Ивановой Е. М. «Практика использования психологического инструментария  в работе психолога школьного ПМПк» 1 Диагностика   является   одним   из   важных   направлений   деятельности   психолога школы и ПМПк. Инструментарий, отвечающий требованиям валидности, надежности и достоверности,   не   только   позволяет   уже   при   поступлении   ребенка   в   школу прогнозировать   трудности   и   проблемы   в   обучении   и   личностном   развитии,   но   и отслеживать динамику на протяжении всего периода обучения, оказывать грамотную психологическую помощь и ученикам, и педагогам, и родителям.  В   своем   выступлении   я   бы   хотела   остановиться   на   методическом диагностическом   комплексе   «Технология   оптимизации   обучения   и   развития школьника»   Л.   А.   Ясюковой  (Людмила   Аполлоновна   Ясюкова   ­   кандидат психологических   наук,   автор   технологии   психологического   сопровождения учебно­воспитательного   процесса   в  школе   с  1   по   11  класс),  который   является продолжением широко известной методики определения готовности к школе.  Психологическая технология состоит из трех частей: I часть ­ Определение готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе; II   часть   ­   Определение   готовности   к   переходу   на   вторую   ступень   обучения, прогноз и профилактика проблем обучения в 3­6 классах; III часть ­ Прогноз и профилактика проблем обучения учащихся 7­11­х классов, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. Основной целью ТООР как системы психологического сопровождения учебно­ воспитательного процесса является оптимизация адаптации, обучения, воспитания и развития   каждого   учащегося   школы   исходя   из   его   индивидуальности.   Ее методологической   базой   является   концепция   психического   развития   ребенка, разработанная школой Л. С. Выготского. Психологическое обеспечение учебно­воспитательного процесса в рамках ТООР выведено на уровень социальной технологии, в которой последовательно реализуются ряд взаимосвязанных этапов работы с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом   школы.   Эти   этапы   являются   структурными   элементами   социальной технологии   и   могут   быть   охарактеризованы   как:   диагностический,   аналитический, прогностический,   информационный,   обучающий,   консультационный,   коррекционно­ развивающий. Для реализации диагностического этапа разработан единый методический комплекс,   используемый   для   обследования   учащихся   с   1   по   11   классы. Диагностический   комплекс   состоит   из   классических   (адаптированных)   и   авторских методик, позволяющих количественно и качественно оценить более 100 показателей, характеризующих индивидуальность ребенка, имеет три модификации, используемые при тестировании учащихся 1­2 классов, 3­6 классов, 7­11 классов.  Для реализации аналитического этапа разработана система критериальных нормативов  для   каждого   показателя   используемых   методик,   которая   позволяет оценить,   в   какой   степени   сформированы   у   ребенка   необходимые   для   освоения 2 программ   соответствующего   класса   психологические   характеристики.   Для   каждого показателя   рассчитаны   количественные   значения   для   пяти   качественно   различных уровней или зон развития.  Обучающий этап  реализуется в групповом варианте посредством проведения классных   собраний   учащихся,   родительских   собраний   и   «малых   педсоветов»   с педагогами   и   администрацией   школы,   заседаний   ПМПк.   В   процессе   разъяснения принципа   работы   с   имеющейся   у   каждого   собственной   (или   своего   ребенка) индивидуальной   психологической   характеристикой   или   таблицей­характеристикой всего   класса   происходит   передача   психологических   знаний   и   обучение самостоятельному их использованию. Функционирование ТООР обеспечивает решение следующих задач: ­        сохранение нервно­психического здоровья детей, ­        предупреждение отклонений в развитии и задержки психического развития, ­        оптимизация школьной адаптации, ­         профилактика   проблем   в   обучении,   помощь   в   преодолении   учебных проблем, ­        гармонизация интеллектуального и личностного развития учащихся, ­        выявление детей, имеющих те или иные специальные способности, ­        сохранение и развитие творческого потенциала одаренных детей, ­        первичное профессиональное самоопределение школьников. Методика состоит из основного диагностического комплекса и дополнительных методик. Основной комплекс для 3­6  классов включает в себя следующие методики:  Тест №1   ­ тест Ясюковой для оценки сформированности навыка чтения.  Тест №2  ­ тест Кеттелла­Ясюковой для оценки самостоятельности мышления.  Тест   №3     ­   тест   Амтхауэра   (модификация   для   3­6   классов   Ясюковой)   для диагностики структуры интеллекта.  Тест №4   ­ серии А, В, С и  D  теста прогрессивных матриц Равена для оценки визуального мышления.  Тест №5  ­ проективный тест рисунка дерева Коха. Тест  Тест №7  ­ тест Тулуз­Пьерона для диагностики внимания и скорости переработки  информации.  Тест №8   ­ задачи Гилфорда для оценки дивергентного мышления.  Тест №9  ­ детский личностный опросник Кеттелла (модификация Ясюковой).  Тест №10­ проективный тест межличностных взаимоотношений в классе Ясюковой.  В качестве дополнительных могут использоваться методики:  Тест №11 ­ гештальт­тест Бендер для оценки зрительно­моторной координации.  Тест №12 ­ тест Ясюковой для оценки гуманитарных способностей.  Тест №13­ Тесты Торренса, Рензулли для выявления творческих способностей.  Тест №14­ фрустрационный тест Розенцвейга.   Немаловажен   и   тот   факт,   что   все   процедуры   рассчитаны   по   времени   на продолжительность одного­двух уроков, просты в обработке, позволяют подготовить рекомендации по коррекции и развитию ребенка для всех участников образовательного процесса.   Между тремя ступенями единого методического комплекса (отражающих три качественно своеобразных этапа развития) сохраняется полная преемственность, 3 обеспечивающая   возможность   сравнения   и   прослеживания   развития   каждого психического свойства учащихся за весь период их обучения в школе с 1 по 11 класс. Следующая методика, на которую я бы хотела обратить внимание, это гештальт­ тест Лоуретты Бендер. Бендер­гештальт тест применяется:   для диагностики степени развития структурных зрительно­моторных функций у  детей,  выраженности нарушений отдельных  функций и органических мозговых дефектов  как у взрослых, так и у детей,  исследования личностных отклонений, особенно тех, которые связаны с  регрессивными проявлениями.    для определения задержки психического развития и умственной отсталости.   для определения  готовности к школе и выявления причин  неуспеваемости в школе. Также используется для оценки сформированности регулятивных действий и  некоторых личностных показателей:  наличие ориентировки, характера деятельности, навыков планирования и  контроля  принятие задачи, характер коррекции, критичность к результатам,  отношение к успеху и неудаче.  Следующий хорошо известный диагностический комплекс  это «Диагностический  альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка дошкольного   и младшего  школьного  возраста. Семаго.»  Данный альбом позволяет не только  оценить уровень нормативного развития дошкольников и младших школьников, но  выявить детей, имеющих задержки в психическом развитии, подозрения на  интеллектуальные нарушения.  При проведении  индивидуального обследования в рамках подготовки к ПМПк  составляю план, который включает в себя исследование динамических характеристик  (память, внимание, работоспособность, темп деятельности), уровень развития  словесно­логического мышления, наблюдение над личностными особенностями  ребенка. Исследуются динамические  характеристики: 1. Кратковременная речевая память 2. Слуховая  память 3. Смысловая  память 4. Уровень  зрительной памяти Исследование уровня сформированности  словесно­логического мышления на  зрительном (для дошкольников и младших школьников) или вербальном  материале.     Первый субтест  позволяет выявить осведомленность; второй – умение  классифицировать; третий  – умение обобщать;  четвертый – подбирать аналогии. 4 В результате  такой диагностики, которая может проводиться как в группе, так и  индивидуально, у вас может появиться такая карта мониторинга: Карта мониторинга  сформированности психических функций и мышления.   Данная карта не только покажет  динамику  развития ребенка, проблемные точки, но и поможет определить направления коррекционно­развивающей работы, а  затем и её эффективность. Ф.И. учени (ка/цы)______________________________________________ Класс 1 2 3 4 Начало     года  Конец  года Начало года Конец года Начало года Конец  года Начало года Конец  года Восприятие Внимание Слуховая  память Зрительная  память Смысловая  память Логическая  память Оператив ная память Развитие логических  операций Тест Бендер Общая  осведомл. 5 Материал для практического занятия. 1. Диагностика памяти     1 .Диагностика слуховой памяти:  методика  «10 слов». Рекомендуемые слова:  корабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти ребенок должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов. 2. Диагностика смысловой памяти 10 пар слов учитель медленно зачитывает, между словами имеется смысловая связь. Затем через  небольшой интервал времени читает лишь первое слово из каждой пары, ученики в это время  припоминают  второе слово из каждой пары. Затем просим  записать все слова парами на  бумаге. Рекомендуемый набор пар слов:          Шум ­ вода                            дуб – желудь          Стол – обед                           дичь – выстрел          Мост – река                           рой – пчела          Рубль – копейка                    час – время          Лес – медведь                        гвоздь ­ доска       ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:  подсчитывается число правильно воспроизведенных пар.  Если  6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно. 3. Диагностика уровня зрительной памяти Время предъявления  строки – 5 сек.  4 1 ИНСТРУКЦИЯ:  тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь  их как можно лучше запомнить.  Затем необходимо по памяти воспроизвести предъявленные   цифры,  обязательно сохраняя порядок следования.  Показатель 5 и выше считается хорошим. 3 2 8 5 2 3 6 9 2. Исследование уровня сформированности  словесно­логического мышления          1.   Аналогии:  В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы  относилось к слову гвоздика так же, как слово овощ  к слову огурец. Выбери  нужное слово,  подчеркни. 6             1. огурец               гвоздика                  овощ                сорняк, цветок, роса, садик, земля             2.  огород               сад                   морковь            забор, грибы, яблоня, колодец,  скамейка             3. учитель               врач                  ученик                очки, больница, палата, больной              4.  цветок               птица                    ваза                  клюв, чайка, гнездо, перья, хвост              5. перчатка            сапог                   рука                  чулки, подошва, кожа, нога, щетка              6. темный               мокрый                   светлый             солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный              7.  часы                   градусник                    время                 стекло, больной, кровать, врач, температура              8. машина                лодка                  мотор                   река, маяк, парус, волна, берег              9. стол                      пол                   скатерть              мебель,  ковер, пыль,  доски,  гвозди             10. стул                     игла                    деревянный        острая, тонкая, блестящая,  короткая, стальная                                                                     2.  Исключение понятий 1.  1) писать    2)рубить    3)ковать    4) шить    5)читать 2.  1) скоро    2) вскоре    3) в скором времени    4) завтра    5) сейчас 3.  1) клиент    2) компаньон    3) подзащитный    4) покупатель    5) пациент 4.  1) существенный    2) примечательный    3) важный    4) характерный    5) типичный 5.  1) различный    2) отличающийся    3)иной    4) неодинаковый    5) измененный 6.  1) туманный    2) морозный    3) ветреный    4) хмурый    5) дождливый 7.  1) разговор    2) доклад    3) дискуссия    4) конференция 5) совещание 8.  1)перелистывать    2)повернуть    3)перевернуть    4)переворачивать    5)обходить 9.  1 ) нервный    2) трепещущий    3) беспокойный    4) неуверенный    5) возбужденный 10.  1) лепить    2) ломать    3) гнуть    4) тянуть    5) растягивать 3.  Обобщение. Инструкция: приведены два слова. Определите, что между ними общего;  подберите обобщающее слово или словосочетание. 1.  Любовь, ненависть 2.  Герб, флаг.  3.  Барометр, термометр. 4.  Крокодил, черепаха. 5.  Землетрясение, смерч.  6.  Рим, Вашингтон.  7.  Умножение, вычитание. 8.  Повесть, рассказ.  9.  Африка, Антарктида.  10. День, ночь.

Практика использования диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования  диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования  диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования  диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования  диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования  диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума

Практика использования  диагностического инструментария в работе психолога школьного психолого-медико-психологического консилиума
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.