Семинар для педагогов
«Современные подходы к организации формирования элементарных математических представлений дошкольников в соответствии с ГОС ДО»
Уважаемые коллеги! Чтобы настроиться на продуктивную работу, предлагаем вам провести небольшую разминку: назвать пословицы, поговорки, крылатые слова, названия сказок, в названии которых есть числительные. (Например: «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка», «Семеро одного не ждут», «Одна голова хорошо, а две лучше»)
Различные математические понятия ребёнок слышит практически с самого рождения: это и те пословицы, поговорки, крылатые слова, названия сказок, которые вы только что вспомнили, слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения каждых величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и т.д.
Мы с вами живём в век интенсивно развивающихся цифровых технологий. Дети уже порой лучше взрослых ориентируются в компьютере, интернете. Прогресс остановить невозможно, он сильнее нас, и мы можем его только догонять. Поэтому современные родители стремятся как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различные задачи. Но у нас, педагогов, основная задача, - вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
О важности математического развития говорили многие учёные, великие люди.
«Математика – это гимнастика ума» (А. В. Суворов).
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует
свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
(А. Маркушевич, советский педагог-математик). Несомненно, обучению дошкольников
началам математики должно отводиться важное место.
Математика способствует развитию логического мышления.
- А какова взаимосвязь логики и речи?
Речевую деятельность следует рассматривать во взаимосвязи с различными познавательными процессами, особенно с мышлением, так как речь - это основное средство формирования мысли и форма её выражения. В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.
Назовите основные цели математического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ГОС ДО? (обсуждение)
(Элементарные математические знания и навыки логического мышления и решения задач: считает до 10 (колич. и поряд. счет в пределах 20). Знает цифры от 0 до 9. Составляет число из двух меньших, понимает и оперирует понятием на 1 меньше/больше в пределах 10. Осуществляет простые устные вычисления на сложение и вычитание. Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками ( + , -,=). Делит целое на 2-8 частей. Понимает, что часть меньше целого, а целое больше части. Владеет навыками сравнения предметов по величине, цвету, форме. Составляет сериационный ряд по признакам величины. Различает и называет геометрические фигуры и геом. Тела. Проводит их сравнение. Определяет последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года. С помощью моделей материализует математические, логические, временные отношения, использует условно – символические изображения и т.д. Владеет приемами обобщения, классификации, сравнения и сопоставления.)
Исходя из целей, в ГОС ДО определены целевые ориентиры (т.е. интегративные качества, которыми обладает ребёнок на выходе из детского сада) по формированию элементарных математических представлений:
· Ориентируется в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности,
· Считает, вычисляет, измеряет, моделирует
· Владеет математической терминологией
· Развиты познавательные интересы и способности, логическое мышление
· Владеет простейшими графическими навыками и умениями
· Владеет общими приемами умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.)
Мы сегодня будем говорить о современных подходах к ФЭМП.
Но, общеизвестно, что всё «новое» – это хорошо забытое «старое». Поэтому для начала давайте вспомним «классику», которую никто не отменял.
Как выглядит модель успешного занятия по ФЭМП?
Давайте, мы с вами составим модель успешного занятия в виде пирамидки, колечки у которой – это:
Можно эту же модель построить несколько иначе. Например, в виде круга, внутри которого эти же «колечки от пирамидки» переплетены между собой. Ведь каждый из названных компонентов очень важен и тесно взаимосвязан со всеми остальными.
Давайте вспомним содержание всех компонентов успешного занятия по ФЭМП.
Компетентность - это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Коль мы говорим о математическом развитии – хорошо владеть математической терминологией.
- Вы считаете себя умным человеком с развитым интеллектом и незаурядными творческими способностями? Тест на гения поможет определить, кем на самом деле вы являетесь, насколько вы умны и развиты, а также ваш потенциал.
Предлагаю каждому проверить себя: и ответить на 15 вопросов. Если вы правильно ответите на 14/15 значит вы эрудит. Если на 12/13 вопросов правильно ответили – вы интеллектуал, 10/11 - это норма. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Вот и повод задуматься о своей компетентности в области математики!!!
Следующий компонент - готовность к занятию.
Математика – наука точная. Поэтому освоить математику только во время режимных моментов или в повседневной жизни невозможно! Необходима грамотная организация целенаправленной непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП!!!
К занятиям необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и
соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний (ГОС ДО указывает на
«…недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей….»
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал, продумать его РАЗМЕЩЕНИЕ
- продумать формы организации деятельности детей ( индивидуальная
работа, фронтальная, в парах, в подгруппах и т. д.)
- продумать формулировку вопросов и инструкций! Вопросы и инструкции должны
быть краткими, точными и конкретными, понятными детям!!!
А вот в повседневной жизни, во время режимных моментов можно и НУЖНО закреплять полученные на занятиях знания.
Вопрос: как? Приведите примеры.
На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: образовательные; развивающие; воспитательные; речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане
Сейчас более правильно использовать термин «интегрированные задачи». И грамотная формулировка задач на современном этапе звучит так: создать условия для формирования… закрепления……; способствовать усвоению…; помочь детям…; дать детям возможность… и т.д.
Как же организовать работу над речевым развитием именно в математическом плане?
Обогащение, закрепление, активизация словаря - постоянная составная часть программного содержания каждой НОД по развитию математических представлений в области «Познавательное развитие» в ОДО. Словарь, который усваивают дети по развитию математических представлений, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных существительными, числительными, прилагательными, наречиями, предлогами, частицами. Его специфическая особенность - значительное преобладание таких частей речи (числительных, прилагательных, наречий, предлогов), которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно.
Главная цель словарной работы с детьми по математическому развитию - уяснение точного смысла (значения) слов, отражение с их помощью представлений, полученных в процессе практической деятельности.
Процесс формирования предполагает планомерное усвоение, постепенное расширение словаря. В процессе деятельности дети должны учиться не только распознавать величину предметов, но и отражать свои представления (шире - уже, выше - ниже, больше - меньше), осваивать существительные, обозначающие геометрические фигуры, тела, пространственные и временные обозначения. Процесс формирования математических представлений способствует совершенствованию грамматического строя и связной речи - точной, краткой, развитию умений обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать ошибки.
Коллеги, предлагаем вам выполнить практические упражнения.
Упражнение «Рассмотри картинку» (изображение петуха)
Про что можно сказать:
- У петуха ОДНА….. (голова, борода)
- ОДИН…. (клюв, хвост, гребешок)
- ДВА… (крыла, глаза)
- ДВЕ… (ноги, шпоры)
- МНОГО…. (перьев)
Для выполнения следующих заданий предлагаем разделиться на 3 команды.
В нашем детском саду реализуется комплексно-тематическое планирование. Поэтому следующее задание будет таким:
1. Придумать словосочетания (прилагательное + существительное) по одной из тем недели (раздаём заготовки с надписями «Урожай», «Одежда», «Мебель», «Осень» или любыми другими)
2. Согласовать словосочетание «Деревянный стол» с числительными 1, 3, 5.
3. Просклонять словосочетание «Пестрый петух», используя числительное 2.
Сложно было? Сложно. Можно такие упражнения проводить с детьми? Конечно! Полезны ли будут подобные упражнения? Несомненно!
Правильный подбор дидактического материала.
Дидактический наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям. Каким?
Один из компонентов успешного занятия по ФЭМП - выбор оптимальных методов и приёмов.
Какие это методы и приёмы?
Наглядные. ВЕСЬ материал (и раздаточный, и демонстрационный) должен быть ярким, красивым, качественным, привлекательным. Всё занятие строится на наглядности!
Игровые методы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Практические. МНОГО раздаточного материала для самостоятельной деятельности, + 1 ребёнок у доски; разнообразные формы организации детей на занятии (индивидуально, в парах, подгруппой и т.д.)
А. Нивен говорил: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Ребёнок постоянно должен ДЕЙСТВОВАТЬ!
Словесные методы
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Образец речи воспитателя – основной приём.
Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком.
Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя.
Многократное упражнение детей.
Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно.
По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний.
Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.
Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.
Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме.
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
Отсюда следует, что грамотная речь педагога - один из важнейших компонентов успешного занятия по ФЭМП
Согласно ГОС ДО процесс овладения знаниями, в том числе и элементарными математическими представлениями, должен быть привлекательным, ненавязчивым, радостным. Поэтому задача взрослого на современном этапе - поддерживать у ребенка познавательный интерес!
Как же «разбудить» этот познавательный интерес?
Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления».
То есть, необходимы неожиданность, новизна, несоответствие прежним представлениям. Важно сделать обучение занимательным. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, которые заставляют наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Причём, воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы КАЖДЫЙ ребёнок активно и увлеченно занимался.
Анатоль Франц, французский писатель, говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Каковы же современные подходы к организации формирования элементарных математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ГОС ДО?
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
Это различные головоломки, конструкторы ЛЕГО и ТИКО, палочки Кюинзера, блоки Дьенеша, игры Воскобовича, игры Никитина, картотеки с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок, лабиринтов и т.д. Более подробно все эти игры и задания мы рассмотрим на мастер - классе в ноябре.
Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса.
Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. Одни дети - лучше считают, другие – лучше ориентируются на листе бумаги, третьи – преуспевают в нахождении и преобразовании геометрических фигур…То есть успех может быть обеспечен только при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми. А это как раз - наличие РАЗНООБРАЗНОГО материала в группе (т.е. создание развивающей предметно-пространственной среды)
Уважаемые коллеги! Про организацию развивающей предметно-пространственной среды более подробно мы с вами поговорим на следующем методическом часе «Технология деятельностного метода обучения. Математика Петерсон: плюсы и минусы. Дидактические игры по ФЭМП», на котором вам будет предложено представить пару своих игр, которые вы используете на занятиях по ФЭМП.
Следующий современный подход – интеграция всех видов деятельности.
Интеграцию ФЭМП с развитием речи вы сегодня увидели на практике. Есть еще интересная форма работы - сочинение математических сказок.
Математические сказки применяются с самого раннего возраста, уже в 2-3 года можно успешно объяснять, что такое цифры на примере простейших историй. Математическая сказка про единицу познакомит с первой цифрой и поможет малышам быстрее освоить счет. Дошкольникам постарше уже будет интересно следить за динамичным сюжетом, где между цифрами и фигурами случаются ссоры и примирения. Дошкольники старшего возраста могут не только с удовольствием слушать истории, но и помочь действующим лицам найти решение, быстро включаться в процесс придумывания детективного сюжета, в которых, скажем, «Жила была упрямая задача».
У математической сказки много плюсов и пользы. Ведь она:
- пробуждает у ребенка интерес к математике;
- стимулирует развитие творческих способностей;
- помогает лучше уловить суть задания;
- учит до всего доходить своим умом, не бояться мыслить нестандартно;
- создает игровую ситуацию на занятии, которая вовлекает детей в процесс поиска решения.
- А как можно объединить ФЭМП и художественно-эстетическое развитие? (Нарисовать цифру, вылепить её, вырезать геометрические фигуры и выложить какой-либо орнамент.)
- А интеграция ФЭМП с музыкальными занятиями?
- А с физкультурными? (ответы педагогов)
Предлагаем провести физминутку «Хитрый счёт».
Считаем до 10, но:
- цифру 3 не произносим, а говорим 3 раза слово «мяу»,
- вместо 5 – 5 раз хлопаем;
- вместо 8 – 8 раз топаем;
- вместо 10 – поднимаем руки вверх и кричим «Ура!» (можно 2-3 раза с ускорением).
Безусловно, одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой всегда актуально участие родителей. Использование проектной деятельности и в целом, и, в частности, для развития математических представлений детей, способствует активизации познавательного и творческого развития ребенка, а также формированию его личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике позволяют воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитывая их потребности, возможности, желания в образовательном процессе.
На педсовете №2, по математическому развитию дошкольников, педагогам каждой группы необходимо будет представить любой краткосрочный математический проект (Сроки от 1 недели до 1 месяца). («Нескучная математика», «В стране Матемляндии, «Занимательная математика», «Математические сказки», «Маленькие умники», «Неделя веселой математики»)
Взаимодействие с родителями
Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. (Вы знаете, что активное участие родителей в образовательном процессе детей прописано и в Законе ПМР «Об образовании», и в ГОС ДО)
Предполагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели – не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнёры, у которых общая цель – воспитание ребёнка.
Какие формы взаимодействия с родителями можно использовать? Консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов, приглашение на занятия по ФЭМП, изготовление вместе с детьми мини-книжек, сочинение сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.
Качество педагогической деятельности по использованию современных средств для формирования математических представлений, главным образом, зависит от квалифицированных педагогов.
Поэтому можно выделить ещё один подход к организации формирования элементарных математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ГОС ДО – развитие кадрового потенциала
Джон Дьюи говорил: «Если мы будем учить наших детей, как учили вчера, мы украдём у них «завтра». Поэтому нужно идти в ногу со временем, постоянно самосовершенствоваться и самообразовываться, осваивать новые методики и технологии, постоянно повышать свою квалификацию по данному направлению.
Так 26.10 у нас пройдет консультативно – практический час на тему: «Технология Ситуация – ключ к самостоятельному открытию новых знаний». Где вы познакомитесь с данной технологией и будете ее внедрять в практику.
Завершая семинар, скажем несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на занятиях, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки «молодцы» есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д. Использование в старшем возрасте практики самооценки, так же положительно сказывается на умении ребенка рассуждать, делать простейшие умозаключения, увидеть себя со стороны.
Уважаемые коллеги! Наш семинар подошёл к концу. И в качестве обратной связи, традиционно предлагаем дать оценку мероприятию и продолжить 1 из фраз:
Спасибо за работу! Желаем всем творческих успехов!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.