ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ
М.В.Ельшина
г. Пермь, МАОУ «Гимназия №4 имени братьев Каменских»
Идея использования практико-ориентированного обучения на уроках химии не является чем-то новым и неожиданным. Химия просто немыслима без экспериментов, опытов, лабораторных работ. Так было всегда. Практико-ориентированное обучение - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у учащихся умений и навыков практической работы, востребованных сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной практики, а также формирования понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.
Прежде всего, хотелось бы поговорить о лабораторных работах. В 8 классе весь практикум реализует практико-ориентированный подход. В результате формируются необходимые универсальные учебные действия. В процессе проведения работы «Наблюдение за горящей свечой», можно остановиться на символическом значении свечи в религиозных обрядах, торжественных церемониях, гражданских актах. Во время выполнения работы «Анализ почвы и воды» будет полезно связать состав почвы с ее плодородием, с правилами выращивания комнатных растений, показать общечеловеческое значение чистой воды и почвы. Проводя работу «Приготовление раствора сахара», можно предложить учащимся рассчитать не только массовую долю растворенного вещества в растворе, но и количество молекул сахара в кружке или в одном глотке или стоимость одной молекулы сахара.
В базовых группах 10 и 11 классов, проводя практикум на идентификацию веществ, будет интересно предложить учащимся следующие задачи:
1. Глюкоза - бесцветный кристаллический порошок, хорошо растворимый в воде, имеющий сладкий вкус. Содержится во всех спелых ягодах и фруктах. Применяется в медицине, пищевой промышленности, кондитерском производстве, хлебопечении.
Задача 1: доказать, что глюкоза – альдегидоспирт.
Задача 2: идентифицировать глюкозу в предложенных фруктах.
2. Глицерин широко применяется в косметологии, особенно в производстве средств гигиены. В первую очередь он добавляется в мыло. Препарат в мыле повышает «мыльность», смягчает кожу, обладает легким отбеливающим эффектом. Глицерин также входит в состав мыла и зубной пасты.
Задача: определить глицерин в составе жидкого мыла, крема для рук и зубной пасты.
3. На полках садовых магазинов можно заметить пакеты, на которых написано «медный купорос». Медный купорос издавна применяется как фунгицид, то есть средство, имеющее противогрибковое действие. Хорошо растворяется в воде, образуя раствор голубого цвета.
Задача: определить качественный состав «медного купороса».
4. Чистящие средства предназначены для ухода за санитарно-техническим оборудованием. Их используют для удаления загрязнений различной природы с твёрдых поверхностей.
Задача: доказать, что в состав чистящего средства «Пемолюкс» входит сода.
Большое значение для обучения химии имеют практико-ориентированные задания. Практико-ориентированные задания можно разделить на три группы: теоретические, экспериментально-теоретические, расчетные.
Теоретические задачи: основа рассмотрения количественных характеристик. Их решение дает возможность учителю развить логическое мышление учащихся, формировать химические понятия, связывать обучение с жизнью.
1. Почему провода линий электропередач изготавливают из алюминия?
2. В ряду активности металлов алюминий следует за металлами 2А группы, т. е. очень активен, но с водой, как показывает бытовой опыт, не взаимодействует при обычных условиях (алюминиевые провода и посуда не разрушаются под действием воды). Почему?
3. Какую химическую реакцию положил в основу рассказа «Бенгальские огни» его автор Н. Носов? Запишите уравнение реакции и рассмотрите с позиций окисления-восстановления.
4. Можно ли хранить в алюминиевой кастрюле компот из свежих ягод? Квашеную капусту? Ответ подтвердите уравнениями соответствующих реакций.
5. Почему концентрированную азотную кислоту перевозят в алюминиевых цистернах?
6. Как отличить порошок железа и порошок алюминия, используя химические методы. Ответ подтвердите уравнением химической реакции.
Экспериментально-теоретические задачи: при их выполнении опытным путем на основе имеющихся теоретических знаний разрешаются практические вопросы. При их выполнении происходит синтез логических, количественных и экспериментальных операций, приобретается умение решать комплексные задачи.
1. При взаимодействии соды и уксусной кислоты образуется углекислый газ, что делает тесто пышным.
2. Какую формулу имеют сода, уксусная кислота, углекислый газ?
3. Определите тип химической реакции, протекающей при этом.
4. Проведите опыт и составьте уравнения химических реакций, протекающих при выпечке хлеба с использованием соды.
5. Найдите информацию о том, какие другие вещества можно использовать аналогичным образом.
Расчетные задачи: Решая расчетные задачи, учащиеся уясняют количественные закономерности, приобретают навык применения математических приемов в изучении химии.
Монетная бронза содержит 95% меди и 5% алюминия. Сколько меди и алюминия (в граммах, молях и штуках) содержится в копейке массой 1 грамм?
В процессе обучения широко используются практические и творческие домашние задания, учащиеся получают возможность обращаться к своей фантазии, к творчеству.
Домашний опыт: прилить немного перекиси водорода (из домашней аптечки) к сырому и вареному картофелю. Объяснить полученные результаты.
Домашний опыт: испытать растворы уксуса, соды, поваренной соли, мыла универсальным индикатором. Объяснить полученные результаты.
Домашнее задание: Основываясь на знании состава, строения, свойств и применения кислородосодержащих органических соединений, написать рассказ (стихотворение, сказку) о любом кислородосодержащем органическом веществе.
Особенностью ФГОС является применение новых методов практико-ориентированного обучения (метод проектов, деловые игры и тренинги, моделирование и имитационные занятия). Пример учебного проекта представлен в таблице 1.
Таблица 1
Пример учебного проекта по химии
Название проекта |
«Реклама – двигатель прогресса» (азотосодержащие органические вещества) |
Учебный предмет |
Химия |
Участники проекта |
Учитель химии Ельшина М.В., учащиеся 10 классов. Куратор проекта – Ельшина М.В. |
Сроки проведения проекта |
Март - апрель 2021 г. |
Защита проекта |
23 апреля 2021 г. |
Цель проекта |
Долгосрочные цели: 1. Развитие у учащихся умений поисковой и познавательной деятельности. 2. Стимулирование творческой активности учащихся. 3. Развитие творческих способностей. 4. Формирование интереса к химии. Краткосрочные цели: 1. Применение творческого подхода к изучению химических объектов. 2. Развитие творческих способностей на базе химических знаний. 3. Создание рекламы наиболее известных азотосодержащих органических веществ. |
Решаемая проблема |
Одна из основных задач учителя - развитие и воспитание у учащихся творческого начала. Особое значение в развитии творческих способностей имеет проектная деятельность, которая развивает личность учащегося, его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении результата. Учение может стать увлекательным занятием, если теоретические знания рассматривать как фундамент для собственного творчества. |
Задачи, стоящие перед учащимися |
1. Изучить научную литературу. 2. Освоить химическую характеристику объекта. 3. Применить творческий подход. 4. Создать свое произведение. |
Предполагаемые продукты |
Различные виды рекламы (плакаты, презентации, видеоролики) азотосодержащих органических соединений. |
Описание хода осуществления проекта |
I этап: Организационный На этом этапе учитель мотивирует детей к созданию проекта. Обговариваются цели и задачи проекта, процедура работы над ним. В совместной деятельности определяются критерии оценки проекта. Определяются сроки проекта. II этап: Работа над проектом На этом этапе изучаются необходимые литературные источники. Обобщается и структурируется полученная информация. Прорабатываются творческие идеи. Создается реклама вещества. III этап: Заключительный Оформление материалов проекта в электронном виде, подготовка выступлений, сравнительный анализ представленных работ, определение лучших работ. Защита проекта Учащиеся представляют свою рекламу. |
Критерии оценивания |
Для оценивания творческого задания применяется рубрикатор. |
В заключение хотелось бы сказать, что использование практико-ориентированного подхода в обучении химии позволяют активизировать познавательную деятельность школьников, задействовать эмоциональную сферу, жизненный опыт, способствовать включению учащихся в познавательный процесс.
Список литературы:
1. Жилин Д.М. Химический эксперимент в российских школах // Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и в мире: сборник под ред. акад. В.В. Лунина и проф. Н.Е. Кузьменко. – М., 2011. – С. 125-149.
3. Сульдина Т.И. Педагогические аспекты практико-ориентированного обучения химии// Научное обозрение• Педагогические науки № 2, 2017
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.