«Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации школьников на уроках математики"
Всероссийский педагогический конкурс
"Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса"
г. Красноярск
Учитель математики МБОУ г. Иркутска Лицей № 1
Руднева Наталья Николаевна
I. Проблемы развития математического образования
Проблемы мотивационного характера:
- низкая учебная мотивация школьников связанная с общественной недооценкой значимости математического образования;
- устаревшее содержание и отсутствие учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.
2. Проблемы содержательного характера:
- содержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;
- потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно;
- подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.
I. Проблемы развития математического образования
3. Кадровые проблемы
- Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний.
II. Практико-ориентированные задачи
Практико-ориентированные задачи – это задачи из окружающей действительности, которые тесно связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Цель этих задач – формирование умений действовать в социально- значимой ситуации.
Практико-ориентированные задачи помогают учащимся
работать с информацией, выделять и отбирать главное;
выстраивать собственные пути решения и обосновывать их, работать в парах и в группах;
развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности учащихся.
II. Практико-ориентированные задачи
Аналитические – это определение и анализ цели, выбор и анализ условий и способов решения, средств достижения цели.
III. Виды практико-ориентированных задач
Организационно – подготовительные – это планирование и организация практико-ориентированной работы индивидуальной, групповой или коллективной по созданию объектов; анализ и исследование свойств объектов труда, формирование понятий и установление связей между ними.
Оценочно-коррекционные – это формирование действий оценки и коррекции процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования, анализ деятельности.
формирование мотивации к учению и познавательного интереса;
иллюстрация и конкретизация учебного материала;
контроль и оценка учебной деятельности;
приобретение новых знаний и т. д.
IV. Функции практико-ориентированных задач
(по Л.В. Фридману)
указание (явное или неявное) области применения результата, полученного при решении задачи.
V. Отличительные особенности практико-ориентированных задач
познавательная, профессиональная, общекультурная, социальная, получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося;
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения, которой необходимо использовать знания из разных разделов основного предмета – математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи;
информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме: рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.
Грузовые перевозки 95% товаров в мире осуществляются по морю, в перевозках задействовано примерно 50 000 танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо.
Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду.
Реальная ситуация
VI. Примеры практико-ориентированных задач
«За год двигатель на корабле потребляет 3 500 000 л топлива, 1 литр топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2 500 000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?»
VI. Примеры практико-ориентированных задач
Реальный мир
Математическая типичная задача
«Из-за высокой стоимости дизельного топлива в 0,42 зеда за литр, владелец корабля «новая волна» думает о том, чтобы снабдить свой корабль кайтом.
Подсчитано, что кайт даёт возможность уменьшить расход дизельного топлива на 20%.
Стоимость установки на «Новой волне» кайта составляет 2 500 000 зедов.
Через сколько лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта? Приведите вычисления и подтверждающие ваш ответ.
Информационная карта
Название: «Новая волна»
Тип: фрахтовое судно (сдаётся в наём)
Длина: 117 метров
Ширина: 18 метров
Грузоподъемность: 12 000 тонн
Максимальная скорость: 19 узлов
Годовой расход дизельного топлива (без кайта) 3 500 000 л
VI. Примеры практико-ориентированных задач
На собрании членов садоводства «Спелая Вишня» было принято решение об обеспечении садоводов питьевой водой. Для этого необходимо вырыть колодцы – один общий колодец на четырёх хозяев. Перед хозяевами встал вопрос о месте расположения колодца.
На планах указано расположение домиков на участках, сможешь ли ты помочь соседям расположить колодец и проложить от него непересекающиеся дорожки к их домикам, так чтобы сумма расстояний от колодца до их домиков была бы наименьшей.
Реальный мир
Математическая задача
Найдите точку на плоскости, сумма расстояний до которой от заданных была бы наименьшей.
VI. Примеры практико-ориентированных задач
На собрании членов садоводства «Спелая Вишня» было принято решение об обеспечении садоводов питьевой водой. Для этого необходимо вырыть колодцы – один общий колодец на четырёх хозяев. Перед хозяевами встал вопрос о месте расположения колодца.
На планах указано расположение домиков на участках, сможешь ли ты помочь соседям расположить колодец и проложить от него непересекающиеся дорожки к их домикам, так чтобы сумма расстояний от колодца до их домиков была бы наименьшей.
Реальный мир
Математическая задача
Найдите точку на плоскости, сумма расстояний до которой от заданных была бы наименьшей.
VI. Примеры практико-ориентированных задач
На собрании членов садоводства «Спелая Вишня» было принято решение об обеспечении садоводов питьевой водой. Для этого необходимо вырыть колодцы – один общий колодец на четырёх хозяев. Перед хозяевами встал вопрос о месте расположения колодца.
На планах указано расположение домиков на участках, сможешь ли ты помочь соседям расположить колодец и проложить от него непересекающиеся дорожки к их домикам, так чтобы сумма расстояний от колодца до их домиков была бы наименьшей.
Реальный мир
Математическая задача
Найдите точку на плоскости, сумма расстояний до которой от заданных была бы наименьшей.
VI. Примеры практико-ориентированных задач
Реальный мир
Математическая задача
Населённые пункты с. Подгорное и районный центр п. Березняки расположены на противоположных берегах реки. После открытия новой федеральной трассы, проходящей через районный центр, селянам приходится преодолевать много километров в объезд, чтобы переправиться через реку и попасть в Березняки.
Сможете ли вы помочь жителям определиться в каком месте следует построить мост через реку Быстрая и проложить дороги от села Подгорное до моста и от моста до районного центра Березняки, так чтобы этот путь имел бы меньшую длину? При обосновании вам нужно учесть, что берега реки предполагаются параллельными, а мост строится перпендикулярно этим берегам.
Постройте отрезок 𝑂𝑂 𝑂 1 𝑂𝑂 𝑂 1 1 𝑂 1 ⊥𝑐𝑐 , так чтобы сумма длин отрезков АО, 𝑂𝑂 𝑂 1 𝑂𝑂 𝑂 1 1 𝑂 1 и 𝑂 1 𝑂𝑂 𝑂 1 1 𝑂 1 B была бы наименьшей.
Одним из важных параметров, которые необходимо брать во внимание перед покупкой камеры видеонаблюдения, является угол обзора объектива. От этой величины напрямую зависит то, какая площадь наблюдаемого участка попадет в поле зрения камеры. Например, для получения общего обзора участка или тесного помещения необходимо выбирать камеры с широким углом обзора, а при необходимости сосредоточения на каком-либо определенном объекте – с узким.
Реальная ситуация
VI. Примеры практико-ориентированных задач
Администрация города, в целях безопасности, устанавливает уличные камеры видеонаблюдения. Улицы Тенистая и Виноградная пересекаются под прямым углом, улица Абрикосовая пересекается с улицей Виноградной под углом 74°, а с улицей Вишневой — под углом 80°.
Карта улиц города
Администрация решила установить камеры видеонаблюдения на пересечении следующих улиц:
а) Вишневая и Тенистая;
б) Тенистая и Абрикосовая;
в) Виноградная и Вишневая.
Какой минимальный видеообзор должны иметь камеры (в градусах)?
VI. Примеры практико-ориентированных задач
Реальный мир
Математическая задача
Задача на нахождение углов многоугольника.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.