Выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.
Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы:
1. Заложить основу крепкого здоровья - укрепить сердцеВыносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.
Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности, энергии, четкости, инициативности - качества, для воспитания которых вряд ли можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой, физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми. Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем, чтобы:
1. Заложить основу крепкого здоровья - укрепить сердце
1
Практико значимая работа
на тему:
«Воспитание выносливости на уроках физической культуры в школе»
СодержаниеВведение.............................................................................................................3
1. Характеристика выносливости, как физического качества........................4
2. Факторы, развивающие выносливость..........................................................6
3. Методика воспитания выносливости..........................................................8
4. Опыт работы по воспитанию выносливости у школьников......................12
Выводы..............................................................................................................14
Список литературы3
Введение
Выносливость является общим свойством организма человека, которое
находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности.
Время, в которое мы живем, требует от всех нас высокой работоспособности,
энергии, четкости, инициативности качества, для воспитания которых вряд ли
можно обойтись без физической культуры. Долгое время роль и значение
выносливости, одного из основных, наряду с силой, гибкостью и быстротой,
физических качеств человека недооценивались, оставались нераскрытыми.
Забывалось, что планомерно, систематически и настойчиво развивать выносливость
должен не только стайер, мечтающий о победах на длинных дистанциях (да и
вообще любой без исключения спортсмен), но и каждый разумный человек с тем,
чтобы:
1. Заложить основу крепкого здоровья укрепить сердце и улучшить физическую
подготовленность приобрести способность выполнять повседневные обязанности
энергично и четко, не испытывая при этом чрезмерной усталости, создать
резервы высокой работоспособности;
2. Улучшить обмен веществ, нормализовать вес тела;
3. Укрепить нервную систему, зарядиться оптимизмом и хорошим настроением;
4. Продлить активную жизнь и добиться творческого долголетия.
Не случайно тысячи лет условием выживания наших предков являлась
именно выносливость. Добывание пищи, защита от врагов, а затем примитивная
трудовая деятельность были связаны с почти непрерывной на протяжении дня
мышечной работой. В процессе эволюции человек, его нервная и гормональная
системы, обмен веществ приспособились к напряженной физической работе. Чтобы
оставаться здоровым, двигательная активность человеку столь же необходима, как
еда, отдых, сон. Под воздействием упражнений на выносливость, таких, как
ускоренная ходьба, бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде, плавание,
разные виды гребли,
в организме происходит глубокая перестройка,
обеспечивающая возможность противостоять утомлению и переносить самые
различные нагрузки физические, эмоциональные, умственные. Конечно, было бы
наивно искать связь между, скажем, работоспособностью токаря, педагогическим
мастерством учителя, достижениями исследователя и их показателями в беге или
плавании. Но следует знать, что, развивая выносливость, человек укрепляет свое
здоровье, а это является важным условием для успешной деятельности в любой
области(2).4
1. Характеристика выносливости, как физического качества.
физическими качествами понимают определенные социально
Под
обусловленные совокупности биологических и психических свойств
человека, выражающих его физическую готовность осуществлять активную
Любые качества личности базируются на
двигательную деятельность.
представляющих в своей основе
ведущих функциях человека,
взаимодействие морфологических,
физиологических,
биохимических и
психических процессов соответствующих двигательной деятельности, в том
числе тренировочной и соревновательной, мы имеем дело не с отдельными
мышцами, внутренними органами или биохимическими реакциями, а с
целостным живым организмом, который представляет собой двигательную
функциональную систему (ДНС).
К числу основных физических качеств относятся:
быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. (3)
Выносливость это способность поддерживать заданную, необходимую для
обеспечения профессиональной деятельности,
мощность нагрузки и
противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы.
Различают также
общая и специальная.
Общая выносливость это совокупность функциональных возможностей
организма,
к продолжительному
выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и
составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в
различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
(1)
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации
жизнедеятельности,
выступает как важный компонент физического
здоровья.(5)Также может формироваться как итоговый результат конкретных
она определяется функциональными
типов специальной выносливости,
возможностями вегетативных систем организма
дыхательной),
поэтому ее называют аэробной.(4)
физическая сила,
определяющих
выносливости:
виды
его
способность
(ССС,
Основными показателем аэробной выносливости является максимальное
потребление кислорода (МПК) показатель, характеризующий возможность
спортсмена выполнять длительную работу околопредельной мощности. (3)
Специальная выносливость это способность к длительному перенесению
нагрузок,
характерных для конкретного вида профессиональной
Специальная выносливость сложное, многокомпонентное
деятельности.
двигательное качество.
Изменяя параметры выполняемых упражнений,
можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования
отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных
профессий могут быть
этих компонентов.(1)
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно мышечного
быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников
аппарата,
сочетания
свои5
энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития
других двигательных способностей.(5)
Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости:
к
сложнокоординированной, силовой, скоростносиловой и гликолитической
анаэробной работе; статическую выносливость,
связанную с длительным
пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного
пространства; выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной
и малой мощности; к длительной работе переменной мощности; а также к
работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода); сенсорную выносливость
способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения
эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или
утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от
устойчивости и надежности функционирования анализаторов:
двигательного,
вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового. Мерилом выносливости
является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность
определенного характера и интенсивности. (5) Выносливость проявляется в двух
основных формах:
1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления
первых признаков выраженного утомления.
2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Утомление это временное снижение работоспособности. Различают четыре типа
утомления: умственное, сенсорное, эмоциональное, физическое.
2. Факторы, развивающие выносливость.
факторы
функциональной устойчивости,
Выносливость в различных видах двигательной деятельности зависит от
биоэнергетических, функциональной и биохимической
многих факторов:
экономизации,
личностнопсихических,
генотипа (наследственности), среды и др.
Биоэнергетические
энергетических
ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности
сердечно сосудистой,
его систем (дыхания,
выделения и др.),
продуцирование и восстановление энергии в
обеспечивающих обмен,
процессе работы.
необходимой для работы на
выносливость,
происходит в результате химических превращений.
Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные,
анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые
характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых
для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также
допустимым объемом метаболических изменений
организме.
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности
Образование энергии,
включают
объем
ворганизма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе
работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности
организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая
быстрейшее
обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую "роль в
поддержании
максимальной
интенсивности продолжительностью до 75—20 с.
работоспособности
метаболического
упражнениях
продуктов
удаление
6
в
Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе
энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 с. до 5 6 мин.
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют
соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно
экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так
как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за
счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то
организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При
этом, чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих
проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую
от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной
деятельности;
которая
определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной
системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще
глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата
окисления.
физиологобиохимическую (или функциональную),
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность
функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней
среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение
концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости
зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические
параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностнопсихические факторы оказывают большое влияние на
проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят
мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на
процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые
качества,
выдержка и умение
терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять
работу через «не могу».
как целеустремленность,
настойчивость,
Факторы генотипа (наследственности) и среды.
Общая (аэробная)
выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов
(коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно
воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие7
коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической
выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и
среды примерно одинаковы. Наследственные факторы больше влияют на женский
организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе
умеренной мощности. (5)
3. Методика воспитания выносливости.
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии общей (аэробной)
выносливости в процессе физического воспитания детей 717 лет (по В.ИЛяху,
1998)
Метод
Число
Нагрузка
Интенсивность
Отдых
Упражнение
(средство)
Без пауз Ходьба, бег,
передвижения
на лыжах,
езда на
велосипеде,
многократные
прыжки через
короткую
скакалку и др.
То же
Повторный
максимум
(ПМ) каждого
упражнения
(индивидуаль
но): 1/21/3
ПМ (вначале),
2/33/4 ПМ
(через
несколько
месяцев
занятий)
повторений
1
Слитного
(непрерывного)
упражнения
Повторного
интервального
упражнения
34 (при
хорошей
подготовке
больше)
Число
кругов (13)
Круговая
тренировка
по методу
длительной
непрерывно
й работы
Длительность
Не менее чем
510 мин (I
IV кл.),Ю15
мин (VIX
кл.), 1525
мин (XXI
кл.)
12 мин (для
начинающих
), 34 мин
(для достаточно
тренированных)
Время
прохождения
круга от 5 до 10
мин,
длительность
работы на одной
станции 3060 с
Умеренная и
переменная
ЧСС во время
работы от 120
130 до 160170
уд./мин
Субмаксимальная
ЧСС от 120140 в
начале до 170180
уд./мин
Активный
Бег
трусцой,
ходьба
Умеренная или
большая
Без пауз
Отдых
между
станциями
3060 сКруговая
тренировка
в режиме
интервальной
работы
Число
кругов (12)
512 мин,
длительность
работы на одной
станции 3045 с
8
Субмаксимальнай
переменная
отдых
между
кругами 3
мин
Бег,
многоскоки,
приседания,
отжимания в
упоре,
подтягивания9
Игровой
1
Не менее 510
мин
Переменная
Без
пауз
в висе,
упражнения с
набивным
мячом на
гимнастичес
кой стенке и
т.д.
Подвижные и
спортивные
игры.
Основными методами развития общей выносливости являются:
метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и
1)
переменной интенсивности;
2)
3)
4)
5)
метод повторного интервального упражнения;
метод круговой тренировки;
игровой метод;
соревновательный метод.
Равномерный метод. Характеризуется непрерывным продолжительным
режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Продолжительность
работы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся составляет от 10
15 мин до 6090 мин. Работа менее 45 мин малоэффективна, так как не успевают
развернуться дыхательные процессы и вывести кислородотранспортную систему
(сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления кислорода.
Интенсивность упражнений (скорость передвижения) должна повышаться
постепенно: от невысоких значений ЧСС (120130 уд/мин) к оптимальным (140170
уд/мин). Такая постепенность необходима для адаптации сердечнососудистой,
дыхательной,
эндокринной и других систем организма.
Малоинтенсивная работа не способствует активизации аэробного обмена, поэтому
она малопродуктивна.
мышечной,
По мере увеличения функциональных возможностей организма
занимающихся продолжительность непрерывной работы и ее интенсивность
постепенно возрастают.
Переменный метод. Отличается от равномерного последовательным
варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем
направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий
и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоростей). Он предполагает увеличение
и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу
интенсивного участка работы увеличивается до 170175 уд/мин, а к концу
малоинтенсивного участка снижается до 140145 уд/мин.10
Интервальный метод. Для него характерно выполнение работы в виде
высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенных небольшими
(строго дозированными)
интервалами отдыха между нагрузками.
Продолжительность работы для повышения аэробной производительности
составляет 12 мин. Меньшее время не позволяет активизировать работу
сердечнососудистой и дыхательной систем, а большее вызывает снижение
интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС
до 160170 уд/мин к концу упражнения. Интервалы отдыха делаются такой
продолжительности, чтобы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120130
уд/мин. Как правило, интервалы отдыха между упражнениями составляют 13 мин.
Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной
деятельности (например,
медленной ходьбы), одновременно ускоряющей
восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование.
Число повторений упражнения зависит от индивидуальных возможностей
занимающегося осуществлять работу в условиях значительного потребления
кислорода. Рекомендуется начинать с трехчетырех повторений за одно занятие и
постепенно повышать до десяти и более повторений.
Тренирующее воздействие при использовании данного метода происходит не
только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. В
течение первой минуты отдыха после нагрузки потребление кислорода
увеличивается, повышается также систолический объем крови. Если очередная
нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели достаточно высоки, то от
повторения к повторению будет постепенно увеличиваться потребление кислорода.
Следует отметить, что интервальный метод на начальном этапе развития общей
выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные
требования к сердечнососудистой и дыхательной системам.
Метод круговой тренировки. Предусматривает последовательное выполнение
специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные
группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.
В определенных местах зала или пришкольной площадки (стадиона) по кругу
располагаются несколько «станций» (чаще всего от 6 до 12). На каждой станции
занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от одного до трех
раз. Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно
повторять значительное число раз (не менее 2030). ЧСС при выполнении
упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха)
снижается до ПО уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения
упражнений круговым методом составляет 2535 мин.
Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная деятельность
занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он
предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в условиях
проведения спортивных и подвижных игр, требующих проявления выносливости.
Этот метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся вдвигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с
упражнениями монотонного характера (например, продолжительный бег в
равномерном темпе).
1112
Соревновательный метод. Это способ выполнения упражнений на
выносливость в форме различных соревнований и соревновательных заданий,
предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует максимальную
мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей
занимающихся.
соревновательного метода
Обязательным условием
является
подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнении, в которых они
должны соревноваться. Выбор методов в значительной степени определяется
уровнем подготовленности занимающихся. Важным требованием к применяемым
методам развития выносливости является нахождение оптимального сочетания
продолжительности и интенсивности нагрузки.
4. Опыт работы по воспитанию выносливости у школьников
Сам являясь действующим спортсменом, выступающим в беге на средние,
длинные дистанции (пробеги), полумарафоны и марафоны я с самого начала уделял
в работе с детьми в школе особое внимание выносливости. Не секрет, что одни дети
могут бежать без усталости и напряжения пробежать в свободном темпе 6, 8, 10
минут, другие уже через 1,5 минуты переходят на ходьбу. М что интересно,
переходят на ходьбу не только полные дети, но и дети обычного, среднего
телосложения. Начиная с 500600 метров ( мне так удобнее, так как длина круга где
бегут дети именно 600 метров), затем через урок прибавляю к бегу от 30 секунд до
1 минуты, постепенно доводя к 1516 уроку по легкой атлетике, в зависимости от
возраста следующий временной показатель.
(Я работаю в основном среднем и старшем звене).
Класс Юноши
(минут)
8
10
12
14
16
18
20
5
6
7
8
9
10
11
Девушки
(минут)
6
8
10
10
12
14
16
Конечно, есть дети, которым эти показатели нереальны (по ряду причин:
пропуски уроков, болезни, излишний вес и т.д.) но ведь и у них так же наблюдается
процесс прироста времени бега, а в конечном итоге это самое главное. Учащиеся
привыкают к требованиям по временным показателям бега и нормально бегут свои13
минуты. Повышая главное качество, которое, доказано, напрямую связано с
продолжительностью жизни человека выносливость.
В нашей районной Спартакиаде школьников 6 видов, из них 4ре напрямую
связаны с выносливостью. Это легкая атлетика, кроссовый бег, лыжные гонки,
эстафета по улицам города ( 8 этапов по 400 метров). Так за последние 10 лет
учащиеся нашей школы 5 раз становились победителями Спартакиады, а юноши 9
раз выигрывали кросс и 10 раз лыжные гонки, становились победителями и
призерами и в эстафете и в легкой атлетике. Результаты девушек чуть по скромнее,
но они тоже достаточно высокие, и я считаю, что это напрямую связано с уделением
большого внимания на уроках физической культуры главному физическому
качеству выносливости.14
ВЫВОДЫ:
Выносливость является основным качеством, которое поддается тренировке
Для воспитания выносливости необходимо правильное сочетание всех
1.
в любом возрасте и которое так нужно в повседневной жизни.
2.
методов физической нагрузки, правильного чередования работы и отдыха,
восстановительных мероприятий и питания.
Необходимо очень осторожно повышать нагрузку, учитывая возраст, пол,
3.
антропометрические данные и т.д. во избежание несчастных последствий бега, а
это: забитость мышц, боли в коленном, голеностопном суставах, стопе.
4.
рук, положении головы и туловища.
Следить за правильной обувью для бега, подсказывать ошибки в работе ног,
Список литературы:1. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А А. Энциклопедия физической подготовки
(Методические основы развития физических качеств). :Учебное пособие.// Москва:
Лептос, 1994. 232с. 262с.
15
2. Каганов Л.С. Развитие выносливости (Новое в жизни, науке и технике. Серия
«Физкультура и спорт» № 5). // Москва: Знание, 1990. Зс. 6с.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.: Учебное пособие.//
Москва: ФиС, 1991. 532с.
4. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта.: Учебное пособие для училищ
олимпийского резерва.// Москва: ФиС, 1997. 416с.
5. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического
воспитания и спорта.: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений (2е издание).// Москва: Академия, 2001. 103с. 121с.