Практикум
«Здоровьесберегающие технологии как средство оптимизации и сохранения внутриличностных ресурсов педагога»
Цель:
формирование у педагогов знаний о здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятельности.
Задачи:
создать условия для сохранения и укрепления здоровья педагогов,
поддерживать благоприятный психологический климат в учреждении;
формировать у педагогов навыки саморегуляции, чувство эмпатии; позитивное отношение друг к другу, искренность и открытость.
Ход практикума:
Перед тем как нам начать проводить практикум, я прочту вам великих и известных людей о здоровье.
Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда. (Конфуций)
«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». (Л.Н. Толстой)
«Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства». (Эпиктет)
« Нет на свете прекраснее одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи». (В.В. Маяковский)
« Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». (Гиппократ)
«Гимнастика удлиняет молодость человека» (Д. Локк)
«Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым». (У. Пенн)
«Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». (Д. Локк)
Здравствуйте! Это слово мы слышим с рождения. С него начинается каждый день. Здравствуйте, на первый взгляд, это самое обыкновенное слово. Но в нем все: и свет улыбки, и радость встречи, и пожелания здоровья. Говоря: «Здравствуйте», мы желаем человеку быть крепким, сильным, здоровым. Так давайте поприветствуем друг друга.
Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. Что же такое здоровье ? (ответы педагогов)
Итак, здоровье – это красота, это сила и ум, хорошее настроение. Здоровье – это самое большое богатство. Здоровье – это счастье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
-здоровье не все, что приносит радость, но без здоровья ничего не радует.
-здоровье – это не только хорошая физическая форма, но и душевное равновесие.
-здоровье – это способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
-здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан.
-здоровье – это культура человеческих отношений.
-здоровье – это социальная культура отношений.
-здоровье – это образ жизни.
Хочешь быть здоровым, подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей. Учись правильно дышать: спокойно, неглубоко, размерно.
-здоровье – это капитал, его можно приумножить, а можно прокурить и пропить. Хочешь быть здоровым – будь им!
1. Упражнение «Рецепт на каждый день»
Инструкция.
Работа в группах.
Участникам предлагается прослушать «рецепт на каждый день», проанализировать его составляющие и их воздействие на человека. Затем по аналогии придумать и представить аудитории свой рецепт, аргументировать его полезность.
« Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма и равнодушия. Добавляем, три полные ложки оптимизма, большую часть веры, ложку терпения, несколько зерен терпимости и наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всему. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу».
2. Самомассаж.
Схема общего укрепляющего массажа состоит из следующих шагов:
1. Размять шею и плечи круговыми захватывающими движениями и растереть подушечками пальцев.
2. Встряхнуть руками несколько раз, затем скрестить руки и взяться ладонями за уши, наклонять голову то вправо, то влево.
3. Погладить шею и плечи сначала легко, потом более глубоко.
4. Завести руки за спину и интенсивно растереть и размять область поясницы.
5. Костяшками пальцев пройти вдоль позвоночника, не задевая сами позвонки.
6. Для области спины, до которой невозможно достать руками, следует использовать ручной массажер или вибромассажер.
7. Лечь на спину, приподнять одну ногу и поглаживать ее от ступни вверх до паха, постепенно наращивая интенсивность. Повторить для другой ноги.
3. Упражнение – релаксация «В поисках себя»
Материалы. На каждого участника – рисунок мандалы, цветные карандаши.
Инструкция ведущего: «Медитация на мандалу, буддийский сакральный символ, помогает лучше понять себя, расслабиться и почувствовать прилив сил. Кроме того, раскрашивание мандалы помогает успокоиться и получить доступ к своим внутренним энергетическим ресурсам. Выберете карандаш, который вам нравиться больше всего, и раскрасьте центральный круг…. Другим цветом выделите часть мандалы, которая нравиться вам больше всего. Выберете ее интуитивно. Пройдите карандашом по лучам звезды, находящейся в этой части, как если бы вы бродили по лабиринту. Посмотрите на получившуюся цветную нить. Спросите себя: «Что мне напоминает этот путь?» запишите три слова, сочетания или предложения, которые придут вам на ум, чтобы описать ваш путь. Поразмышляйте над ним несколько минут…»
4. « Волшебная шкатулка»
Инструкция. Каждому участнику предлагается вытащить из «волшебной шкатулки» записку с пожеланием.
Примечание. Можно рекомендовать педагогам сделать подобие «волшебной шкатулки» дома или на работе и каждое утро вытаскивать по одной записке.
5. Рекомендации педагогам:
Начинайте каждый день с чувством радости.
Поддерживайте это состояние в течение дня.
Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.
Питайтесь регулярно и разнообразно.
Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
Не переедайте на ночь.
Спите не менее 8-ми часов в сутки.
Занимайтесь физическими упражнениями.
Больше двигайтесь, старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
Любите свою душу и тело.
Старайтесь окружить их комфортом.
Слушайте красивую музыку.
Выйдя за порог центра, оставить там, за дверью, все профессиональные мысли и заботы.
Чтобы сохранить энергию, так необходимую педагогу в его трудной, но благородной работе, важно помнить простые правила.
Правило первое: Не зацикливайтесь на плохом подводя итоги дня,
— считай только удачи !
Правило второе: Чаще улыбайтесь. Изумляйтесь всему, как изумляются дети.
Правило третье: Каждый день начинайте жизнь с «нового листа». В «реку жизни», как Вашу ближайшую речку, нельзя войти дважды. Всё течет, всё меняется.
Правило четвёртое: В педагогической деятельности стремитесь к сотрудничеству. Элемент критики не должен быть доминирующим. Постоянно транслируйте дружелюбность.
Правило пятое: Помнит восточную мудрость: «Трудись не перенапрягаясь. В работе не ленись, но и не доводи себя до истощения сил».
Правило шестое: Осознайте высшую самоценность жизни. В ней суть счастья. Мы счастливы оттого, что живём. Можем любить и быть любимыми, растить и воспитывать детей.
Простые утверждения снимают беспокойство. Повторения коротких, простых утверждений позволяют справиться с эмоциональным напряжением. Вот несколько примеров.
1. Сейчас я чувствую себя лучше
2. Я могу полностью расслабиться, а потом быстро собраться
3. Я могу управлять своими внутренними ощущениями
4. Я справлюсь с напряжением в любой момент, когда пожелаю
5. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на всякое беспокойство
6. Чтобы ни случилось, постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы избежать стресса
7. Внутренне я ощущаю, что все будет в порядке и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.