Участники: классные руководители 5-11-х классов, заместитель директора школы по воспитательной работе и школьный психолог.
Цель: пополнить методический арсенал классных руководителей методиками психолого-педагогической диагностики.
Подготовительная работа
1. Заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе договаривается со школьным психологом о проведении практического занятия с классными руководителями по проблеме применения методов психолого-педагогической диагностики в воспитательной деятельности. Решается вопрос о содержании данного занятия.
2. Психолог готовит все необходимое для проведения игры «Морские командные учения» и ознакомления педагогов-воспитателей с технологией обработки результатов, полученных при использовании методики А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью».
Практикум.
Использование методик психологопедагогической
диагностики в воспитательной деятельности
классного руководителя
Участники: классные руководители 511х классов, заместитель
директора школы по воспитательной работе и школьный
психолог.
Цель: пополнить методический арсенал классных руководителей
методиками психологопедагогической диагностики.
Подготовительная работа
1. Заместитель директора образовательного учреждения по
воспитательной работе договаривается со школьным
психологом о проведении практического занятия с классными
руководителями по проблеме применения методов психолого
педагогической диагностики в воспитательной деятельности.
Решается вопрос о содержании данного занятия.
2. Психолог готовит все необходимое для проведения игры
«Морские командные учения» и ознакомления педагогов
воспитателей с технологией обработки результатов,
полученных при использовании методики А.А. Андреева
«Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью».
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске пишется тема практического занятия и
изображается табло с перечислением предметов, которые
будут ранжированы в ходе игры;
б) 30 листов бумаги для заметок и 1015 стандартных листов
чистой бумаги;
в) таблички для обозначения номеров или названий экипажей
г)
кораблей;
30 бланков с текстом методики «Изучение
удовлетворённости учащихся школьной жизнью» и
результатами, полученными при её использовании;
д) столы для проведения игры располагаются по кругу (за
каждым будет сидеть от 3 до 5 человек), стулья
расставляются вдоль стены;
е) 1520 микрокалькуляторов.
1. Вступительная часть.
Ход практического занятия1.1. Руководитель и участники занятия входят в классный кабинет, в
котором проводится занятие.
1.2. Заместитель директора школы говорит о важном значении
использования методов психологопедагогической диагностики в
воспитательной деятельности классного руководителя и называет
цель данного занятия
2. Игра «Морские командные учения» (составлена на основе
разработки игры «Потерпевшие кораблекрушение», изложенной в
книге Кьелла Рудестама «Групповая психотерапия».
2.1. Психолог, исполняющий роль руководителя учений, предлагает
педагогамвоспитателям разделиться на экипажи кораблей в
составе от 3 до 5 человек в каждом и расположиться за
расставленными в кабинете столами. Сам психолог вместе с
заместителем директора школы занимает стол, который является
пунктом управления учениями.
2.2. Члены экипажей в течение 23 минут придумывают названия
своих кораблей и сообщают о своем решении участникам игры. На
стандартном листе они записывают фамилии и имена членов своей
команды.
2.3. Классный руководитель зачитывает следующую инструкцию: «В
нашем классе проводятся морские командные учения. С этой целью
сформированы экипажи кораблей. Корабли не имеют постоянной
связи друг с другом и с пунктом управления учениями. Только
руководитель учений может установить связь с любым кораблем и
наладить её между кораблями. Экипажам необходимо выполнить
сложное задание Генерального штаба. Представьте, что в
результате пожара ваш корабль тонет летом в Тихом океане. Изза
поломки навигационных приборов вы не знаете, где находитесь, но
примерно на расстоянии тысячи миль от ближайшей земли и на
таком же расстоянии от водных путей других кораблей. Имущество
оставшихся в живых составляет несколько коробок спичек и 5
десятирублевых купюр. Вы можете воспользоваться прочным
надувным плотом, на котором могут плыть все оставшиеся в живых
члены экипажа, и взять с тонущего корабля 10 предметов.
Запишите их в центре листка для заметок, располагая друг под
другом следующие предметы:
зеркало для бритья;
20литровая канистра с водой;
одна коробка сухих пайков;
карта Тихого океана;
10литровая канистра с нефтегазовой смесью;
одна бутылка рома крепостью 80 градусов;
транзисторный радиоприемник; две коробки шоколада;
рыболовная снасть;
плавательная подушка.
Вам необходимо решить, какой из перечисленных
предметов следует взять с тонущего корабля в первую,
вторую, ... десятую очередь».
2.4. Руководитель учений предлагает: «В течение пяти минут каждый
из членов команды должен самостоятельно поставить цифровой
ранг от 1 до 10 перед перечисленными предметами в зависимости
от их важности в данной ситуации».
2.5. Пункт управления учениями приказывает: «В течение 5 минут
каждый экипаж должен принять совместное решение о
ранжировании предметов» (ранги предметов ставятся командиром
экипажа на стандартном листе бумаги).
2.6. Поступает указание руководителя учений: «После выработки
совместного решения каждому члену экипажа предлагается в
течение 2 минут принять своё окончательное решение по
ранжированию предметов и поставить цифры рангов после
наименования предметов».
2.7. Пункт управления учениями приказывает: «Между экипажами
кораблей (называются номера или названия этих кораблей) будет
установлена связь на 2 минуты. У экипажей есть возможность
использовать эти минуты, чтобы избежать ошибок и сомнений в
своём групповом решении. Даётся одна минута для подготовки
выхода на связь... Связь между кораблями установлена, можно
приступить к работе».
2.8. Руководитель учений приказывает: «В течение 3 минут каждому
экипажу принять свое окончательное решение по ранжированию
предметов и доложить о нем руководителю учений».
2.9. Капитаны кораблей поочередно заносят решение своих экипажей
на табло и обосновывают коллективную точку зрения своей
команды.
2. 10. Руководитель учений заносит на табло (см. образец) правильное
ранжирование предметов, а его помощники высчитывают сумму
отклонений решений экипажей от правильных рангов предметов.
Наименование
Правильный
предметов
ранг
1й
корабль
Решения экипажей
Отклонения 2й
Отклонения
корабль
Зеркало
Канистра со
смесью
1
2Канистра с
водой
Сухой паёк
Шоколад
Рыболовная
снасть
Плавательная
подушка
Бутылка рома
Транзистор
Карта Тихого
океана
3
4
5
6
7
8
9
10
Обоснование правильного ранжирования предметов
1.
Зеркало для бритья.
(Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.)
2.
10литровая канистра с нефтегазовой смесью.
(Нефтегазовая смесь может быть зажжена десятирублевой купюрой и
спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая
внимание спасателей.)
3.
20литровая канистра с водой.
(Необходима для утоления жажды.)
Одна коробка сухих пайков.
4.
(Обеспечивает основную пищу.)
3.
Две коробки шоколада.
(Резервный запас пищи.)
6. Рыболовная снасть.
(Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица
в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу.)
7.
Плавательная подушка.
(Если ктото упадет за борт, она может служить спасательным
средством.)
8.
Одна бутылка рома крепостью 80 градусов.
(Содержит 80 % алкоголя – достаточно для использования в качестве
возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет
малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание
организма.)
9.
Транзисторный радиоприемник.
(Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.)
10. Карта Тихого океана.
(Бесполезна без дополнительных навигационных приборов.)Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми
человеку при кораблекрушении, являются предметы, служащие для
привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до
прибытия спасателей. Причины более высокой оценки сигнальных
средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей,
водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет
надежды быть обнаруженными и спасёнными. К тому же в
большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые
тридцать шесть часов, а человек может прожить это время без пищи
и воды. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое
значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии
достичь земли, невозможно на нём запасти достаточно пищи и воды
для жизни в течение этого периода.
2.11. То же самое выполняет каждый учащийся индивидуально, чтобы
определить сумму отклонений своего собственного ранжирования от
правильного решения. Свои листочки члены экипажей передают в пункт
управления учениями.
2.12.
Руководитель учений называет победителей и призёров в личном
и командном первенстве.
2.13.
Психолог поясняет, что должен сделать классный руководитель
после проведения этой игры в своём классном коллективе. Он полагает, что
классному руководителю необходимо сделать анализ состава каждого
экипажа корабля, так как распределение учащихся по игровым группам в
большинстве случаев соответствует структуре сложившихся межличностных
отношений в классном сообществе. Внимание классного наставника должно
быть обращено и на выяснение того, кто из учащихся исполнял роль капитана
того или иного корабля, что позволяет предположить о выполнении этими
учащимися лидерской роли в своих группах. Не должны остаться
незамеченными и те члены классного сообщества, которые занимали
пассивную позицию в работе групп, как бы не находя возможностей
«вписаться» в совместную деятельность. Возможно, что эти учащиеся
недостаточно комфортно чувствуют себя в классном коллективе.
3.
Обработка
результатов
исследования
удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
3.1.
Каждый классный руководитель получает бланк методики
«Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», на котором
представлены следующие результаты исследования.
2
I
3
II
III
3
IV 2
2
2
2
2
1
3
3
3
2
3
3
2
2
3
4
2
3
3
3
3
2
3
3
2
0
2
2
2
2
3
3
3
1
3
4
3
2
3
3
3
1
4
4
4
0
2
3
2
2
3
3
3
3
4
4
34
3
2
4
V
VI
VII
VII
I
IX 2
X
1
4
2
2
3
2
1
4
3
2
4
2
2
3
2
2
4
2
1
4
2
3
4
3
1
4
2
3
4
2
2
4
3
2
3
2
2
3
2
2
3
1
0
4
3
3
4
3
2
4
3
2
4
2
1
4
3
3
4
3
2
4
3
4
4
3
2
4
3
2
4
2
1
3
2
2
3
2
1
4
4
3
4
3
2
3.2.
Классным руководителям предлагается подсчитать
самостоятельно сумму цифр в каждой строке и с помощью
микрокалькулятора разделить ее на 15 (это число соответствует количеству
респондентов).
Должно получиться следующее.
I – 25 : 15 = 1,7
II – 44 : 15 = 2,9
III – 47 : 15 = 3,1
IV – 39 : 15 = 2,6
V – 57 : 15 = 3,8
VI – 40:15 = 2,7
VII – 39 : 15 = 2,7
VIII – 56 : 15 = 3,7
IX – 34 : 15 = 2,3
X – 21 : 15 = 1,4
3.3.
Психолог поясняет, что полученные в каждой строке цифры
являются коэффициентами удовлетворенности школьной жизнью по тому или
иному критерию. Например, 2,7 – это коэффициент удовлетворенности по
критерию «В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение».
Используя предложенную в тексте методики шкалу оценки, можно выяснить
степень удовлетворенности – высокую, среднюю или низкую.
3.4.
Классные руководители складывают цифры в каждом столбике и
делят полученную сумму на 10. В результате получается коэффициент
удовлетворенности каждого ученика, по которому можно выявить степень
чувства удовлетворения ребёнка жизнедеятельностью в школе.
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
Сумма
2
2
2
2
4
2
2
3
2
1
3
2
4
3
4
3
3
2
4
4
4
3
3
2
4
4
3
2
1
2
26 22 27 24 28 29 26 17 30 27 30 33 23 24 34
1
3
3
3
4
3
2
4
2
2
3
3
3
3
4
2
3
4
2
2
2
3
3
2
3
2
2
4
2
1
2
3
4
2
4
2
3
4
3
1
1
3
4
3
4
3
2
4
2
1
2
3
3
2
4
3
2
3
2
2
0
2
2
2
3
2
2
3
1
0
2
3
3
3
4
3
3
4
3
2
2
3
3
3
3
2
2
3
2
1
2
3
3
3
4
3
3
4
3
2
1
4
4
4
4
3
4
4
3
2
0
2
3
2
4
3
2
4
2
1Коэффицие
нт
2,
6
2,
2
2,
7
2,
4
2,
8
2,
9
2,
6
1,
7
3,
0
2,
7
3,
0
3,
3
2,
3
2,
4
3,
4
3.5.
Участники практического занятия складывают коэффициенты
удовлетворённости по всем десяти критериям и делят полученную сумму на
10, что позволяет определить коэффициент (степень) удовлетворённости
учащихся всего класса школьной жизнью в целом.
4. Заключительная часть.
4.1.
Психолог благодарит педагоговвоспитателей за активное и
заинтересованное участие в занятии.
4.2.
Заместитель директора школы предлагает классным
руководителям более глубоко и детально ознакомиться с методиками
психологопедагогической диагностики,
изложенными в книге
«Педагогический контроль в процессе воспитания».
Рекомендуемая литература
1. Педагогический контроль в процессе воспитания / Под ред. Е.Н.
Степанова. – М., 2006.
2.
Планирование воспитательной работы в классе / Под ред.
Е.Н. Степанова. – М., 2006.