Практикум по конфликтологии

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи: вовлечение в деятельность, событие, переживание, где накапливается опыт проявления формируемых личностных качеств; развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности; развитие и сплочение ученического коллектива; формирование чувства товарищества и взаимопомощи; формирование умения конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации; подготовка подростков к самостоятельной жизни.
Иконка файла материала конспект.docx
ПРМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ Веления времени требуют от современного педагога выработать у обучающихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения. Технология критического мышления создает условия для развития творческих способностей обучающихся, формирования умений критически мыслить, ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, применять независимые продуманные решения, навыков самостоятельной и групповой работы, интерактивному включению обучающегося в образовательный процесс. ответственные и Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы принимать обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый обучающийся, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно- психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Исходные научные идеи технологии критического мышления заключаются в том, что ее применение: − способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; − облегчает понимание различных «взглядов на мир»; − позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности. Тема: Права несовершеннолетних. Цели учебного занятия:- Помочь обучающимся распознавать свои права; - Создать условия для осознания обучающимися своих прав и свобод; - Содействовать развитию способностей обучающихся реализовывать права в повседневной жизни, отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать права другого человека; - Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления обучающихся. Оборудование: тетради, выставка правовой литературы, текст для работы. Ход учебного занятия Вступительное слово преподавателя «… Человек, его права и свобода являются высшей ценностью. » - Как вы понимаете смысл этого утверждения? - Согласны ли вы с ним? - Сегодня мы посвятим наше занятие правам несовершеннолетних. 1. Этап: «Вызов» 1.Какие ассоциации вызывает у вас понятие «права несовершеннолетних» ? 2.Запишите самостоятельно в своих тетрадях всё, что вы можете сказать о правах несовершеннолетних. 3.Обменяйтесь мнениями в парах. 4.Нарисуйте в тетрадях маркировочную таблицу с тремя одинаковыми вертикальными колонками. ( Преподаватель на доске рисует такую же таблицу) 5.В левой колонке таблицы запишите всё, что вы знаете о правах несовершеннолетних. 26.Давайте запишем в левую колонку таблицы, которая представлена на доске всё, что вы все знаете о правах несовершеннолетних. Для этого каждый из вас по очереди должен зачитать свои данные из левой колонки (из своих тетрадей). 7. Обозначим левую колонку таблицы значком «Знаю». (См. дальше) 2. Этап: «Осмысление» 1. Вы представили обширную информацию о правах несовершеннолетних. Но такой информацией очень трудно воспользоваться. Ёё необходимо каким – то образом сгруппировать. Иными словами необходимо классифицировать полученные в результате проведённой вами работы данные. Для этого следует определить основания, в соответствии с которыми полученные данные можно разбить на группы. 2. На доске оформляется структурно- логическая схема: Экологические Личные Социальные Культурные несовершенно- Права летних Политические Экономические 33. Этап: «Чтение с пометками» 1. Обучающимся предлагается текст (каждому индивидуальная распечатка) и объясняется, что в течение 10 минут каждый работает самостоятельно. 2. Даётся задание: «Читаем и делаем пометки в тексте». Работа с текстом (См. Приложение) Задание: читаем и делаем пометки: «v » - знаю; « - » - « противоречит моим первоначальным представлениям »; « ? »- « хочу узнать »; « + »- « это для меня новое ». 3. Организуется работа обучающихся в режиме самостоятельной работы с маркировочной таблицей в тетрадях (оставшиеся колонки получают своё название) Знаю Хочу узнать Узнал 4. Обчающимся даётся время на заполнение таблицы. 5. Обсуждение данных, представленных в третьей колонке маркировочной таблицы: «Давайте подумаем, что нового вы узнали о правах несовершеннолетних» (фронтальная работа). 6. По ходу обсуждения преподавательз аполняет таблицу. 7. Обсуждение данных, представленных в колонке «Хочу узнать», и заполнение этой колонки преподавателем на доске. 8. По ходу заполнения этой колонки обучающимся предлагается сообщение по тому или иному возникшему вопросу. 49. «Теперь вернёмся к нашей построенной структурно- логической схеме и попробуем уже на основе полученной вами новой информации представить новую схему». 4. Этап: «Рефлексия» 1.Используется методика « Незаконченного предложения: − «Сегодня на уроке мне удалось….»; − «Самым интересным на уроке было…….»; − «Я думаю, что права ребёнку необходимы, для того чтобы….» . Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Условиями развития творческой активности является доминирование активного познавательного интереса в мотивационной структуре личности обучающегося и творческий характер учебно- познавательной деятельности. Поэтому обучающиеся должны быть в состоянии воспринимать новую информацию, тщательно критически её исследовать; самостоятельно анализировать полученные знания и действовать, исходя из степени её полезности. Они должны быть в состоянии исследовать новые идеи, рассматривая их согласно многочисленных перспектив, размышляя в отношении их достоверности, а также оценивать, выделяя общую ценность этих идей на основе личных потребностей и целей. Они должны научиться правильному, культурному общению. Критическое мышление развивает умение воспринимать идеи и анализировать их, придавая их мягкому корректному скептицизму, разрабатывать систему доказательств в поддержку соответствующей точки зрения, делать определенные выводы. Приложение 5Текст для анализа Извлечения из сокращённого варианта Конвенции о правах ребёнка  Право ребёнка выражать своё мнение и право на то, чтобы оно принималось во внимание. (ст. 12)  Право искать, получать и передавать информацию любого рода в форме произведения искусства, письменной или печатной форме. (ст. 13 ).  Свобода мысли, совести и вероисповедания. (ст. 14.)  Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. (ст. 15).  Ни один ребёнок не может быть объектом вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции. (ст. 16).  Ребёнок должен иметь доступ к различным источникам информации. (ст. 17)  Право ребёнка на социальное обеспечение. (ст. 26).  Родители несут ответственность за обеспечение ребёнку уровня жизни, необходимого для его гармонического развития, даже в том случае, если один из родителей проживает в другой стране. (ст.27).  Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу. (ст. 28)  Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. (ст. 31).  Право ребёнка на защиту от эксплуатации, от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья. (ст. 32 )  Защита ребёнка от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, от использования детей в их противозаконном производстве и торговле ими.(ст. 33).  Защита ребёнка от сексуальной эксплуатацией, включая использования детей в проституцию; порнографических материалах. (ст. 34.). защита от 6 Дети, не достигшие 15 лет, не должны принимать участия в военных действий. Дети моложе 15 лет не подлежат призыву на службу в вооружённые силы. (ст. 38 ). Извлечения из Гражданского кодекса РФ Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. 1.Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. таким несовершеннолетним, действительна также при последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем. совершенная Сделка, 2.Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя : - распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами; - осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности ; - в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими; - совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 ст. 28 настоящего Кодекса. - по достижении 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членом кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. - Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершённым ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причинённый ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом. - При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или 7 ограничить может илииными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрёл дееспособность в полном объёме в соответствии со статьёй 27 настоящего Кодекса. Статья 27. Эмансипация. 1. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. 2. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. Статья 29. Дееспособность малолетних. 1. 3а несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. 2. Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: - мелкие бытовые сделки; - сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; - сделки по распоряжению средствами, представленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения. З.Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что 8обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причинённый малолетними. Извлечения из Семейного кодекса РФ Глава 11. Права несовершеннолетних детей Статья 54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье. 1.Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). 2.Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса. Статья 55. Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками. 1. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребёнка. В случае раздельного проживания родителей ребёнок имеет право на общение с каждым из них. Ребёнок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. 2. Ребёнок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном 9учреждении), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом. Статья 56. Право ребёнка на защиту. 1.Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органами опеки и попечительства, прокурором или судом. 2.Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд. Статья 57. Право ребёнка выражать своё мнение. Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного заседания или административного разбирательства. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Статья 58. Право ребёнка на имя, отчество и фамилию. 1.Ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию. 2.Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. 3. Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. 104.При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и ( или ) фамилии ребёнка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. 5. Если отцовство не установлено, имя ребёнку даётся по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребёнка, фамилия - по фамилии матери. Статья 59. Изменение имени и фамилии ребёнка. 1 По совместной просьбе родителей до достижения ребёнком возраста 14 лет орган опеки и попечительства вправе разрешить изменить имя ребёнку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. 2 Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребёнок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребёнка и с учётом мнения другого родителя. 3 Изменение имени и (или) фамилии ребёнка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия. Статья 60. Имущественные права ребёнка. 1 Ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены законом. 2 Суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребёнка. 3 Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им дар или в порядке наследования, а также на любое имущество, приобретённое на средства ребёнка. 4 Ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на 11имущество ребёнка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию. Извлечения из Трудового Кодекса РФ Глава 42. 0собенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет *3апрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). (ст. 265 )Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. *Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет представляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. *Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случаях получения общего образования. Либо продолжения освоения программы основного общего образования по иной, чем очная , форме обучения, либо основания в соответствии с федеральным законом образовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей ( попечителя) трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не не нарушающего процесса обучения.( ст.65). *Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации), помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной 12инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 13