Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 60.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Практикум «Учусь читать художественную прозу»
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Дети читают отрывок наизусть.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Подготовка к практической работе с текстом.
1) Цели и задачи работы.
2) Порядок работы.
3) Знакомство с текстом (Л.Н. Толстой «Косточка»).
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1Необходимо сообщить учащимся, что в течение года они выполнят три
практические работы:
– Учусь читать художественную прозу.
– Учусь читать лирическое стихотворение.
– Учусь читать научнопопулярный текст.
Обучающая цель этих уроков отражена в их темах.
2. Практическая работа с текстом.
Работа с текстом организуется как самостоятельная. Этапы прописаны в
«Тетради по литературному чтению» (урок 60). Возможны и другие формы
работы (в парах, группах, фронтальная).
Ребёнокчитатель:
1. Самостоятельно готовится к чтению текста.
2. Самостоятельно его читает.
3. Самостоятельно отвечает на контрольные вопросы, выполняет
контрольные задания.
4. Читает текст (повторно) «вместе» с авторами учебника.
5. Повторно отвечает на контрольные вопросы, выполняет контрольные задания.
6. Проводит рефлексию.
7. Проводит самооценку.
Критерии отбора текста:
– Небольшой объём.
– Связь с темами раздела.
– Критерий художественности.
– Доступность читателю младшего школьного возраста.
– Авторские вехи в тексте, возможность для ведения «диалога с автором» через
текст.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
2В качестве примера см. урокпрактикум по рассказу Л.Н. Толстого
«Косточка» в тетради.
Приложение к уроку 60.
КОСТОЧКА
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.
Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень
хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не
удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит,
одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли ктонибудь одну сливу?» Все
сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел ктонибудь из вас, это нехорошо; но не в этом
беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и
проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил в окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
(Л.Н. Толстой)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
По усмотрению учителя.
© ООО «Баласс», 2014
3© ООО «Баласс», 2014
4