Тематика занятий по правилам дорожного движения
Содержание учебного курса «Правила дорожного движения» в 1-4 классах реализуется за счет классных часов – по 6 часов в каждом классе. Задачи:
1. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.
2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
3. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу, и закрепить правило светофора.
4. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
5. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
6. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
7. Закрепить умение детей собирать из частей целое – пазлы. Развитие зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.
пдд.docx
Тематика занятий по правилам дорожного движения
Содержание учебного курса «Правила дорожного движения» в 14 классах реализуется за
счет классных часов – по 6 часов в каждом классе.
месяц
Темы занятий
Количество часов
1 КЛАСС
№
пп
1
2
3
сентябрь Улица полна неожиданностей.
октябрь Пешеходные переходы.
декабрь
Регулируемые перекрестки. Светофор.
март
4
5
апрель
6 Май.
Поездка на автобусе и троллейбусе
Где можно и где нельзя играть.
Итоговое занятие.
Всего:
1
1
1
1
1
1
6 Правила дорожного движения
Предмет:
Тема: «Улица полна неожиданностей»
Задачи:
1. Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.
2. Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.
3. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу, и закрепить
правило светофора.
4. Систематизировать знания детей о дорожных знаках.
5. Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического
мышления, сообразительности.
6. Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
7. Закрепить умение детей собирать из частей целое – пазлы. Развитие
зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики рук.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – иллюстрации с изображением транспорта. Макет улицы,
маленькие машинки, дорожные знаки; загадки.
Раздаточный – лист бумаги с не до конца нарисованным лицом, для каждого
ребенка, пазлы.
I. Ход занятия
1) Ребята, сегодня мы погуляем по нашему городу. Представьте, что мы вышли
из школы на улицу и пошли пешком
(дети перемещаются по группе).
как мы сейчас называемся? (пешеходы)
как появилось это слово? Сколько на улице пешеходов? (вот один вышел из
трамвая, другой из магазина, третий из дома, а всего – много).
Остановились. Стоим
давайте остановимся и посмотрим на поток автомобилей
(дети встают вокруг стола, на котором выложены картинки с изображением
транспорта: пассажирского, грузового и транспорта специального назначения).
как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (автомобили)
на какие группы можно разделить все автомобили? (грузовые, пассажирские,
автомобили специального назначения)
почему они так называются – пассажирский транспорт, грузовой, спец.
назначения?
все автомобили разные, но почему их всех назвали одним словом – автомобили?
что у них общего? какие части есть у каждой автомашины? (колеса, руль, мотор и т.д.)
2)На ковер выложены машины. Сели на ковер.
Посмотрите, как много на улице машин. Так пешеходу не долго и растеряться.
Но если мы с вами будем знать одно очень важное правило, то не растеряемся
ни на одной даже самой оживленной улице. Кто знает, какое это правило? (дети
высказывают свои варианты)
вот оно правило – проезжая часть – для машин, тротуар – для пешеходов.
Для чего машинам широкие дороги? (машины большие, ездят быстро).
А нам, пешеходам, хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности.
А если мы в деревне, там нет тротуаров, как быть?
Здесь наше правило звучит немного подругому: дорога – для машин, обочина –
для пешеходов.
А что такое обочина? (обочина сбоку).
III. Игра «Мы – шоферы! »
(Дети должны показывать движения).
«Едем, едем на машине, (движение рулем)
Нажимаем на педаль (ногу согнуть в колене, вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы в даль (ладонь ко лбу)
Дворники считают капли («дворники»)
Вправо, влево чистота!
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы – шоферы хоть куда! (большой палец правой руки вверх).
IV.Работа по теме занятия
1) Смотрим на макет подошли к макету.
Но на улицах города идя по тротуару, рано или поздно придется сойти с
тротуара. Как вы думаете почему? (чтобы перейти улицу).
А можно ли где попало переходить улицу (нет, только там, где это разрешено)
А как узнать это место, где разрешено переходить улицу? (по полоскам)
Что это за полоски, для чего они нужны и как они называются? (зебра; чтобы
пешеходы сразу заметили, где переходить улицу и чтобы водитель видел из
далека: здесь может появиться пешеход)
Где еще можно переходить улицу? (подземный переход)
Вот мы подошли к зебре, можно ли сразу переходить улицу? Нет – внимательно
посмотрим на дорогу, не сходя с тротуара, нет ли машин. Сначала смотрим
налево – машины едут оттуда, потом на право. Если машин нет тогда иди.
Быстро, но не беги.
но бывают улицы, где машин очень много можно так стоять и до вечера. Что
нам поможет на таких улицах? (светофор).
Садимся на ковер. Берем с собой светофор. Кто нам сможет рассказать правило светофора? (загорелся красный, и машины
остановились. Зеленый – для нас, можно переходить через дорогу).
Каких цветов глаза у светофора? (красный, желтый, зеленый). А вы знаете,
почему выбраны именно эти цвета?
Такие цвета для светофора выбраны не случайно.
Красный цвет напоминает об опасности (нр, пожарные машины).
Желтый – те, которые работают на дорогах – бульдозеры, катки, которые
укладывают асфальт. И дорожные рабочие одеты в желтые костюмы.
Водитель из далека, видит желтый цвет и сбавляет скорость. И мы, должны быть
внимательны, увидев желтый глаз светофора.
А вот зеленый – спокойный, приятный цвет. Цвет травы и листьев. Когда
загорится зеленый глаз светофора, мы можем переходить через дорогу спокойно,
но вначале внимательно посмотрев по сторонам.
2)Давайте вместе попробуем отгадать загадки. (раздавать фишки за каждый
правильный ответ)
Загадки.
1. У дороги, словно в сказке на столбе живет трехглазка.
Все мигает и мигает, ни на миг не замыкает (Светофор)
2. Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус)
3. Коль бензину дашь напиться,
Вмиг помчится колесница. (Автомобиль)
4. Что за чудо синий дом, окна светлые кругом,
Носит обувь на резине, а питается бензином. (Автобус)
5. Две дорожки так узки, две дорожки так близки.
И бегут по тем дорожкам домики на круглых ножках. (Трамвай)
6. Дом на улице идет, на работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках.
(Автобус, троллейбус)
7. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
8. Я в любое время года и в любую непогоду
Очень быстро в час любой провезу вас под землей. (Метро)
9 Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути Помогает улицу людям перейти. (Светофор)
3) Давайте сосчитаем у кого больше фишек. Сколько фишек – столько хлопков.
Ребята, а что еще может помочь при передвижении по улицам пешеходам и
водителям? (дорожные знаки)
Делимся на 3 команды. Каждая команда получает пазлы дорожные знаки. На
время и на качество. Как называются эти знаки?
а какие еще дорожные знаки вы знаете? (варианты детей)
а давайте вместе посмотрим на дорожные знаки и выберем те, которые вам
известны.
Садимся за стол, на котором выложены дорожные знаки. Обсуждаем их
названия.
Много есть различных знаков –
Эти знаки нужно знать,
Чтобы правил на дороге никогда не нарушать.
Красный круг обозначает обязательно запрет.
Он гласит: «Нельзя тут ехать,
Или тут дороги нет».
А еще бывают знаки –
Взяты в синенький квадрат.
Как и где проехать можно эти знаки говорят.
Синенький прямоугольник,
Вам подскажет, где найти
Остановку и заправку –
Все, что нужно вам в пути!
Вы еще пока маленькие, одни по улицам не ходите. Но, выходя на улицу с кем
то из взрослых, проверяйте себя: хорошо ли вы знаете правила. И если чтото
забыли, не стесняйтесь, спрашивайте у взрослых.
V.Рефлексия
Ребята, скажите, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?
А теперь на листочках нарисуйте выражение лица человечка, если понравилось
– улыбку, если не понравилось – грусть.
Давайте посмотрим, сколько радостных личиков у нас получилось.
(спросить, что больше всего понравилось на занятии).
А грустные лица есть? С чем это связано?
Ребята, а что нового вы сегодня узнали?
Беседа.
I.
II.
Тема: Пешеходные переходы
Цель: знакомство с местами перехода дороги
Задачи:
Повторить правила перехода дороги;
Учить правильно переходить дорогу;
Развивать внимание, наблюдательность;
Воспитывать культуру поведения на улице.
Ход занятия
Организационный момент.
Повторение. Игра «Кто лучше знает правила дорожного движения»
Где должны ходить пешеходы?
А где ездят машины?
Где можно перейти улицу?
ΙΙΙ
. Объяснение нового материала.
1.
Вступительная беседа. Знакомство с дорожным знаком – пешеходный переход.
Вы уже знаете, что пересекать проезжую часть улицы можно только по размеченным
пешеходным дорожкам, или по подземным пешеходным переходам, или специальным
мостикам – эстакадам.
Наземный переход обозначается дорожным знаком или специальной табличкой
указателем.
Переходы через улицу или дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части и
дорожными знаками. Переходить улицу надо только по пешеходным переходам. Этот
переход обозначен с помощью информационноуказательных знаков. Этот знак – пешеходный переход. «Пешеходный переход» обозначает переходы через
дорогу или улицу. Это квадрат синего цвета. Внутри него, в белом треугольнике,
изображён пешеход. Но, обращали ли вы внимание, что фигурки, нарисованные на знаках,
идут в разных направлениях? Они указывают нам, в каком направлении надо переходить
улицу.
Этот переход обозначен линиями пешеходного перехода «зебра»
«Зебра» обозначает
нерегулируемый пешеходный переход, т.е. движение здесь не регулируется светофором.
Иногда разметка «зебры» имеет стрелы, которые указывают направление движения
пешеходов и напоминают, что на переходе надо придерживаться правой стороны.
Белые полосы были придуманы, чтобы место перехода выделялось на дороге, чтобы
пешеход, находящийся на переходе, был лучше виден водителю: на фоне белых полос
человек становится гораздо заметнее, чем на асфальте.
Самый безопасный переход – подземный!
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасёт.
Рассмотрите внимательно рисунки. Чем они отличаются?
На одном рисунке – улица, по которой транспорт движется в одну сторону. Это улица с
односторонним движением.
На другом рисунке – улица, по которой машины движутся в обе стороны. Проезжая часть
разграничена разделительной полосой. Это улица с двусторонним движением. На широких дорогах с двусторонним движением и в середине пешеходного перехода
устраивают «островки безопасности», где пешеход спокойно может переждать поток
машин. В ночное время островки часто бывают освещены маячкамифонариками.
Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, иди.
Дойдя до середины улицы, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на
«островке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна.
Закончи переход.
Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому.
Так безопаснее.
Приближаясь к пешеходному переходу, водители знают, что здесь, на проезжей части,
могут быть пешеходы. Поэтому они должны усилить внимание и, при необходимости,
снизить скорость. Переходить дорогу в других местах опасно! В Правилах дорожного
движения записано: «Пешеходы обязаны пересекать проезжую часть по пешеходным
переходам».
Пересекать дорогу на пешеходном переходе следует только прямо, а не наискосок.
Запомни! Переходить улицу разрешается лишь в определённых местах. Переходить
можно:
По подземным переходам или пешеходным мостикам;
В местах, где на проезжей части имеется «зебра» или знак «Пешеходный переход»;
Если разметки «зебра» или знака «Пешеходный переход» нет, то переходить улицу
можно на перекрёстках дорог по линии тротуаров или обочин;
Автомобильную дорогу вне населённого пункта можно переходить только на тех
участках, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Ι
V. Итог урока
В каких местах можно переходить улицу?
Когда надо начинать переходить улицу?
Как надо идти по пешеходному переходу?
Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу?
Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?
Какие дорожные знаки, установлены возле нашей школы? Для чего? Тема: «Светофор. Регулируемые перекрестки».
Цели: формировать представление детей о регулируемых перекрёстках и светофоре;
Задачи: познакомить детей со светофором и правилам перехода дороги по пешеходному
переходу;
развивать умения пользоваться светофором; расширения кругозора детей;
воспитание грамотного пешехода;
Тип урока: «открытие» детьми нового знания.
Оборудование: плакат большого города; круги для работы в парах красного, жёлтого,
зелёного цвета; фигурки людей; модели машин; модели светофоров ( автомобильного и
пешеходного; знак пешеходного перехода.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
№
1
Организационный
момент.
Ребята, я рада вас видеть, и очень
хочу работать с вами.
Посмотрите друг на друга, и
улыбнитесь своему товарищу. Вот мы
и зарядились хорошей энергией на
весь урок.
Сегодня на уроке мы отправимся на
прогулку по улицам города.
Перед началом урока я раздала вам
круги разного цвета.
Назовите эти цвета.
Деятельность
учащихся
Настрой на урок
Смотрят и
улыбаются
товарищу.
Красный, зелёный,
жёлтый.
2
Актуализация
знаний Формулировка
темы и цели урока
3
Этап усвоения
новых знаний и
способов
действий
Что могут обозначать эти цвета?
Попробуйте сформулировать тему
нашего урока.
Что именно нам нужно знать о
светофоре?
Итак, мы сегодня будем говорить о
светофоре и правилах перехода через
дорогу. Эти правила, мы составим
сами во время прогулки по большому
городу.
1. Начало прогулки
Что вы видите на фотографии?
Это большой город. Здесь
действительно много домов и машин
и людей. Но люди никогда не
сталкиваются с машинами, почему?
Посмотрите дома тоже стоят ровно,
красиво с двух сторон дороги. Как
это называется?
Улица – самая главная часть города.
Посмотрите, какой порядок в городе.
Люди для удобства разделили улицу
на две части: одна для машин, другая
для людей.
Ребята, в большом городе нужно
знать правила дорожного движения и
безопасности и в этом поможет нам
наш друг. Отгадайте что это?
2. Загадка о светофоре.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь
Зелёный, жёлтый, красный.
(Светофор)
(вывешиваю светофор на доску)
3. Знакомство с цветами
светофора и понятием
перекрёсток.
– Ребята, где стоят светофоры?
Да ребята, светофоры стоят на
определённых участках дороги.
Дороги в городе очень длинные, но
людям нужно переходить на другую
сторону, здесь и нужны светофоры.
Посмотрите на следующую
картинку мы с вами подошли к
Это цвета
светофора.
Мы сегодня будем
говорить о
светофоре.
Что обозначает
каждый цвет
светофора.
Здесь много домов,
машин, людей.
Машины едут по
дороге, а люди идут
по тротуару.
Это улица.
Светофор
Светофоры стоят
на участках дороги и
на перекрёстках (на
улице)
Перекрёсток это
пересечение дорог. перекрёстку. Что такое перекрёсток?
(на картинке около перёкрёстка
появляются фигурки детей).
Перекрёсток — пересечение дорог
или полос движения на одном уровне.
Более строго, в соответствии с
Правилами дорожного движения
Российской Федерации перекрёсток
определяется как «место
пересечения, примыкания или
разветвления дорог на одном уровне,
ограниченное воображаемыми
линиями.
Наш друг здесь самый лучший
помощник. В чём заключается его
помощь.
Чтобы перейти дорогу, вспомните,
что обозначают цвета светофора,
послушав стихотворение.
(см. приложение №1)
Что обозначает красный свет,
жёлтый, зелёный.
Как вы поняли, какой это
светофор?
Такой светофор называют
транспортным (автомобильным). Они
бывают разными
(см. приложение)
4. Рисование транспортного
светофора
Нарисуйте трёхцветный светофор в
карточке.
Данный светофор транспортный, а
какой светофор для пешеходов?
Появляется ещё один светофор
помощник (вывешиваю на доску)
5. Пешеходный светофор.
Он имеет два вида сигналов:
разрешающий и запрещающий.
Сами сигналы имеют различную
форму. Чаще всего используют
сигналы в виде силуэта человека:
красный — стоящего, зелёный —
идущего.
На оживленных магистралях
устанавливают, как правило,
автоматически переключающиеся
светофоры. Но часто применяется и
вариант, когда светофор
Светофор поможет
нам перейти дорогу.
Красный цвет
остановиться
Жёлтый цвет –
приготовится.
Зелёный – можно
ехать.
Это светофор для
машин.
Дети
рассматривают
разные виды
светофоров.
Дети рисуют
светофор.
Дети говорят о
светофоре
состоящих из двух
сигналов. переключается после нажатия
специальной кнопки и разрешает
переход в течение определенного
времени после этого. Такие
светофоры появились и в Костроме.
6. Рисование светофора для
пешеходов.
Нарисуйте второго помощника.
Давайте создадим первое правило.
Как вести себя на перекрёстке? (все
варианты выслушиваются,
формулируется правило).
Правило №1 .
Подойдя к перекрёстку, не
толкаемся, не мешаем другим
людям, не стоим на краю тротуара.
7. Знакомство с пешеходным
переходом.
Ребята посмотрите, сколько
машин, как перейти на другую
сторону? Посмотрите, что это за
полоски на дороге.
Да это пешеходный переход
«зебра», посмотрите на знак (см.
приложение), именно в этом месте
мы будем переходить дорогу,
помогут нам в это наши помощники
светофоры.
8. Рисование пешеходного
перехода.
Нарисуйте «зебру» у себя в
карточке.
Давайте создадим второе правило.
Как перейти дорогу по пешеходному
переходу?
(все варианты выслушиваются,
формулируется правило).
Правило №2
Дождитесь зелёного сигнала
светофора для пешеходов.
Переходим дорогу по пешеходному
переходу осторожно и внимательно.
Как нужно вести себя во время
перехода?
Правило № 3
Во время перехода дороги
прекращаем разговоры, не бежим,
идём размеренно (правила
Рисуют светофор
для пешеходов.
Не кричать, не
выходить на
проезжую часть,
вести себя спокойно
не мешать другим
людям.
Пешеходный
переход.
Рисуют «зебру».
Дождаться сигнала
светофора, идти
только по «зебре»,
быть внимательным
на дороге.
Не бежать, не
кричать, быть
внимательными. записываем в карточку в виде
коротких предложений или
схематичных рисунков).
Ребята, я хочу познакомить вас
ещё с некоторыми правилами.
Правило № 4
Нельзя выходить на проезжую
часть изза транспорта или кустов,
водитель может вас не заметить.
Правило № 5
Не торопитесь перейти дорогу,
если на другой стороне вы увидели
друзей, нужный автобус, это
опасно. Лучше внимательно
смотреть на сигнал светофора.
Что делать если мы дошли до
середины дороги, а сигнал светофора
поменялся на красный? (ребята могут
быть в замешательстве, тогда на
помощь приходит учитель)
На широких дорогах есть
специальная сплошная полоса, где
люди могут подождать смены сигнала
на зелёный. Транспортному средству
на неё заезжать нельзя. Здесь люди
могут подождать, когда снова
загорится «зелёный человечек».
Попробуйте сформулировать
правило.
Правило № 6
Если загорелся красный свет, и
вы не смогли перейти дорогу,
остановитесь и подождите зелёного
сигнала на сплошной полосе.
Молодцы, наша прогулка подходит
к концу, но посмотрите, что это за
странный человек стоит на дороге с
жезлом?
Когда светофор случайно сломается
на помощь приходит регулировщик.
Этот человек регулирует движение
машин и пешеходов на перекрёстках
с помощью жезла. Водитель и
пешеход должен смотреть на знаки,
которые показывает регулировщик.
Значит и у светофора есть
помощники. Когда светофоров ещё
не было, движением на дороге
Если не успел
перейти дорогу
можно подождать на
сплошной полосе
Это регулировщик. 4
Этап первичной
проверки
понимания
изученного
5
Итог урока.
Рефлексия.
руководили только регулировщики
( см. приложение).
1. Повторение правил при
помощи карточки.
Посмотрите на карточку, которую
мы заполнили и попробуйте ответить
на мои вопросы.
Сколько цветов у
транспортного светофора?
Что обозначают эти цвета?
Опишите пешеходный
светофор и правила
использования.
Что такое «зебра».
Вспомните правила перехода
по пешеходному переходу.
Если светофор сломался, кто
приходит на помощь?
Мобилизация учащихся на
самооценку. Ребята, оцените свою
работу на уроке. Зелёный – я всё
понял и у меня хорошее настроение.
Жёлтый – я не всё понял – я
потренируюсь, и у меня всё
получится, красный – сегодня у меня
не получилось, но в следующий раз
обязательно получится.
У транспортного
светофора три цвета.
Красный – стой,
желтый –
приготовься,
зелёный можно
ехать.Пешеходный
состоит из двух
сигналов, «красный
человечек «– нужно
стоять, «зелёный
человечек» можно
переходить дорогу.
«Зебра» это
пешеходный
переход.Дети
вспоминают правила
по рисункам.
На помощь
приходит
регулировщик.
Самооценка
деятельности
Тема: Поездка на автобусе и троллейбусе.
Цель: знакомство учащихся с правилами пользования общественным транспортом
Задачи: учить детей правилам поведения на остановке, в транспорте, показать, как нужно
обходить общественный транспорт, довести до сознания детей, что на дороге все должны
быть дисциплинированы и выполнять правила дорожного движения; развивать внимание,
память; создать рисунки, содержащие наглядную информацию по теме урока; воспитывать
сознательных пешеходов.
Ход занятия
Ι
. Организационный момент.
ΙΙ
. Объяснение нового материала.
1. Повторение материала по теме «Где можно переходить дорогу»
Как называется знак, имеющий вид голубого прямоугольника с силуэтом идущего
Сообщение темы урока. человека в белом треугольнике?
В каких местах можно переходить улицу?
Когда надо начинать переходить улицу?
Как надо идти по пешеходному переходу?
Почему опасно пересекать проезжую часть бегом даже по пешеходному переходу?
Почему нельзя шагать с тротуара на проезжую часть, не останавливаясь?
2. Подготовка к изучению темы урока
Каким транспортом пользовались люди раньше?
Каким транспортом пользуемся мы?
Как вы понимаете выражение «общественный транспорт»?
Какие виды общественного транспорта вы знаете?
Угадайте, о чем идет речь
Что за синий дом! Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус).
Доска для шахмат на боку, что за машина не пойму? (Такси).
Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками.
(Троллейбус).
Дом чудесный – бегунок. На своей восьмёрке ног деньденьской в дороге! Бегает аллейкой
по стальным двум змейкам. (Трамвай).
Как называют людей, пользующихся общественным транспортом?
3 Работа по теме урока.
Все верно, к городскому транспорту общественного пользования относятся трамвай,
автобус, микроавтобус («маршрутка»), такси, троллейбус, метро.
_ Чем из перечисленного мы можем воспользоваться в нашем городе?
(Показ иллюстраций трамвая, троллейбуса)
4..Знакомство с новыми понятиями.
Путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктом,
называетсямаршрутом. А как называются автобусы, троллейбусы, такси, которые
перевозят пассажиров? (Маршрутными)
"Маршрутное транспортное средство" означает – «транспортное средство общего
пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам
людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами
остановок. Маршрутное такси (в просторечии «маршрутка», а также «тэшка», «газелька»,
«бусик», «рафик», «таксичка», «автолайн»). Местом возникновения маршрутных такси
(маршруток) являются США.
Аналоги маршрутных такси в других странах:
Гаити Иран Лаос Израиль
5.Что такое «остановка»? ОСТАНОВКА ЭТО ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДОРОГИ!
Ждать автобус, троллейбус или трамвай нужно только на остановках – местах,
обозначенных такими знаками, как на рисунках. А там, где их нет – на тротуаре. В
сельской местности, если нет оборудованной остановки, автобус ждут на обочине дороги.
ЗАПОМНИ!
На остановке никогда нельзя стоять у кромки тротуара. Тебя нечаянно могут толкнуть, и
ты окажешься под колесами.
Подходить для посадки к двери можно только после полной остановки транспорта. Не
садись в транспорт в последний момент, тебя может прищемить дверями. Может быть, ты
не успеешь на этот автобус или трамвай, зато будешь в безопасности.
1.
Права и обязанности пассажиров.
Пассажиры обязаны:
при поездке на транспортном средстве, оборудованным ремнями безопасности, быть
пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом шлеме;
проводить посадку и высадку со стороны тротуара или обочины и только после
полной остановки транспортного средства;
Пассажирам запрещается:
отвлекать водителя от управление транспортным средством во время его движения;
открывать двери транспортного средства во время его движения;
при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на
бортах или грузе выше бортов.
2.
Правила поведения в транспорте.
Общественный транспорт надо ожидать на тротуаре или посадочных посадках. Посадка в
общественный транспорт производится только при полной его остановке и вперед надо
пропускать лиц пожилого возраста и людей с маленькими детьми. Входить в салон
автобусов, троллейбусов, трамваев надо через заднюю дверь, а выходить через переднюю.
Войдя в салон надо пройти вперед. Запрещается проезжать в общественном транспорте в
грязной одежде и с не положенным по габаритам грузом. При выходе из трамвая надо
посмотреть направо, и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару. Стоящий
трамвай обходят спереди, а автобус и троллейбус сзади. При выходе из легкового
автомобиля необходимо осторожно открывать двери, чтобы не задеть пешеходов.
3.
Игра «Мы едем, едем, едем…» Для игры понадобятся таблички с надписями «Троллейбус», «Автобус». «Трамвай» и
набор монет, изготовленных на уроке
труда из плотной бумаги или картона.
В комнату, где проводится игра, ставят
стулья в два ряда (в затылок друг другу),
по 45 в каждом ряду.
Вначале ведущий спросит учащихся,
какой транспорт перевозит пассажиров.
Подтвердит: трамвай. Троллейбус,
автобус. И предложит ребятам, не выходя
из класса, стать пассажирами. Но прежде,
чем начать эту игру, учитель напомнит,
как должны вести себя пассажиры в
транспорте.
После этого начинают игру. Каждый ряд получает пакетик с набором монет для оплаты
проезда. В пакетике – точная сумма, рассчитанная на данное количество пассажиров.
Ребята должны сообразить, в каких сочетаниях монеты нужно разделить между собой. При
этом комуто с кемто придётся оплачивать проезд вдвоём.
Левый ряд – поедет в трамвае, средний – в троллейбусе, правый – в автобусе.
Учитель вешает на доску, например, табличку со словом «Трамвай». Значит, едет левый
ряд. Учитель подаёт сигнал, и пассажиры входят в трамвай, занимают места, оплачивают
проезд и т.д. Остальные ученики наблюдают за пассажирами, подмечая все нарушения
правил.
. Творческое задание.
Выиграет тот ряд, который допустит меньше нарушений.
ΙΙΙ
улицы, выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая.
Ι
V. Подведение итогов урока
Нарисовать картинки, как надо переходить проезжую часть
Тема: Где можно и где нельзя играть?
Цель: дать детям представления об опасных и безопасных местах для игр;
научить их необходимым мерам предосторожности; изучение правил безопасного
поведения во время зимних игр.
Оборудование: плакаты с дорожными знаками, сюжетные картинки на тему: «
Зимние игры детей», чистые листы бумаги, цветные карандаши. Ход занятия.
1. Беседа: Зима – это чудесное время года. Чем любят заниматься дети зимой?
Ответы детей ( кататься на санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговика).
Скажите, а где можно кататься на санках? Ответы детей ( с горки, во дворе, там
где нет машин).
Если только выпал снег,
Выше на гору взобраться,
Вниз потом быстрей помчаться
Не проверив эту трассу,
Травму ты получишь сразу.
О чём говорит это стихотворение? Ответы детей ( Надо проверить место, где ты
собираешься кататься).
Вывод: Кататься на санках можно на детских площадках, во дворе, на стадионе.
А можно ли на лыжах добираться до дома после уроков физкультуры? Ответы
детей.
Вывод: Кататься на лыжах можно на детских площадках, во дворе, на стадионе,
где нет машин.
Расскажите, где можно кататься на коньках и играть в хоккей. Ответы детей ( на
специально оборудованном катке).
Кинулись друзья на лёд:
«Нам, авось, да повезёт!»
Покатаемся мы вволю
Здесь на ледяном просторе.
А ведь речка – не каток,
Вмиг провалишься, браток.
Многие из вас любят зимой кататься на коньках по льду. Существуют правила
безопасности на льду.
Первое правило – лёд считается прочным, если его толщина составляет не менее
7 см такой, может выдержать человека. А вот кататься на коньках разрешается
только в специально оборудованных катках. Если каток оборудован на водоёме,
то катание разрешается, лишь после тщательной проверки прочности льда и при
толщине его не менее 25 см. Непрочным считается лёд около стоков вод с
заводов и фабрик, в местах, где бьют ключи, вблизи деревьев, камышей. ( У нас
опасно у Глазного ключа, у устья реки Максимиха, не совсем безопасно играть и лазить в ледяные пещеры на Байкале, так как может быть подвижка льда и обвал
пещеры).
Расскажите, где можно играть в снежки, лепить снеговиков? Ответы детей ( во
дворе, на детских площадках, там где нет машин). Правильно.
2. А сейчас мы повторим значение дорожных знаков. Какие дорожные знаки вы
знаете? Что они обозначают? Для чего нужно знать правила дорожного
движения? Ответы детей.
3. Загадки. Знак « Дети». Я буду загадывать загадки, а вы должны сказать, что за
знак.
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут кудато.
На дороге – эстафета
Надо же детям бегать гдето.
Но боюсь, однако,
Смысл другой у знака.
Так какой же смысл у этого знака? Где должен стоять этот знак?
Знак «Велосипедное движение запрещено».
Мой приятель Ляпкин Яков –
Золотая голова!
И язык дорожных знаков
Для него, как дважды два.
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой:
Круг, внутри – велосипед
Ничего другого нет.
И сказал: «Ответ один –
Знак гласит: ведёт дорога
Прямо в веломагазин.
Ребята, прав ли он? Что обозначает этот знак? Какой ещё есть знаки, которые
нам запрещают? Как называются эти знаки? Правильно, это знаки запрещающие. Какие ещё вы знаете знаки? Ответы детей. Эти знаки называются
информационными. Они информируют нас, что дорогу нужно переходить через
переход. А указатель – где находится тот или иной объект.
А какой самый главный знак помогает нам перейти дорогу?
Отгадайте загадку.
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти.
Правильно, это светофор. Что такое светофор? Какие три глаза у светофора есть
и что же они обозначают?
На улице будьте внимательны дети,
Твёрдо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобой беда!
4.Узнай и нарисуй. На чистый лист бумаги перенесите точно такие же кружочки,
треугольники, квадраты. А теперь, прочитав подписи к этим знакам, дорисуйте
их и раскрасьте. ( Подписи: Велосипедное движение запрещено, Ремонтные
работы, Велосипедная дорожка, Переходная дорожка, Телефон, Пункт первой
медицинской помощи, Пункт питания.)
5. Итог занятия: Что мы с вами повторили? Что вы запомнили? Давайте сделаем
вывод.
Вывод: Итак, все игры должны проходить лишь в отведённых для них местах: во
дворе, на стадионе, на детских площадках, там, где нет машин. Итоговое занятие
Урок-игра по правилам дорожного движения
Цель: формирование представления младших школьников о безопасности дорожного
движения
Задачи:
-закрепить знания учащихся о регулировании дорожного движения;
-развивать умение детей распознавать дорожные знаки;
-развивать мышление, память, внимание;
-воспитывать общую культуру поведения на улице
Ход урока:
1. Орг. момент
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот,
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
2. Постановка целей урока:
Учитель: Почти каждое утро вы выходите из дома и идете в школу. Сегодня мы с
вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, выясним, какой
путь от дома до школы наиболее безопасный.
- Для чего нам надо знать правила дорожного движения? (чтобы не попасть под
машину, не погибнуть)
3. Актуализация знаний:
Учитель:
- Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не
умеет правильно ходить по ней. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов
тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом. Но тот,
кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не
опасаться самой быстрой машины. -- -Давайте вспомним эти правила правила: - Правило 1: пешеходы должны ходить только по тротуару. И идти по нему нужно,
придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.
- Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут навстречу
транспорту.
- Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала налево, а
потом направо.
4. Повторение изученного:
Игра «Доскажи словечко»
Учитель: Вы знаете правила дорожного движения. Используйте свои знания,
договаривая стихи.
Бурлит в движеньи мостовая-
Бегут авто, спешат трамваи,
Все будьте правилу верны-
Держитесь … стороны.
Ученики: Правой.
Учитель:
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая –для … (транспорта),
Для тебя - … (тротуар).
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе… (переход).
Дорога не тропинка,
Дорога не канава…
Сперва смотри … (налево),
Потом смотри … (направо).
Учитель: Какие вы все молодцы!
5. Игра «Светофор»:
У вас на партах лежат зелёные, красные, жёлтые кружки. У первого ряда- красные, у
второго ряда-желтые, а у третьего ряда-зеленые. Необходимо в процессе чтения
стихов реагировать соответствующими сигналами светофора.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь-
Зеленый, желтый, красный! (Дети понимают кружки)
Наш домик –светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Мы три чудесных цвета,
Ты часто видишь нас,
Но нашего совета
Не слушаешь подчас.
Самый строгий –красный свет. (Дети 1 ряда поднимают красные кружки)
Если он горит: «Стой!
Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт».
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
«Жди! Увидишь скоро желтый (Дети 2 ряда поднимают желтые кружки)
В середине свет».
А за ним зеленый свет (Дети 3 ряда поднимают зеленые кружки)
Вспыхнет впереди,
Скажет он: «Препятствий нет,
Смело в путь иди!». Коли выполнишь без спора
Указанья светофора,
Попадешь домой и в школу,
Ты, конечно, очень скоро!
6. Физминутка.
-Поиграем в игру «Светофор» и отдохнем. Если я покажу красный круг, вы стоите
молча. Если желтый круг, хлопаете в ладоши. А если зеленый, пошли на месте.
Учитель: Молодцы!
7. Игра в мяч «Правила дорожного движения».
Я буду вам бросать мяч по очереди и одновременно задавать вопрос. Вы должны
ответить на вопрос и кинуть мяч мне назад.
Учитель: По дороге кто идёт?
Ученик: Пешеход.
Учитель: Кто машину ведёт?
Ученик: Водитель.
Учитель: Сколько глаз у светофора?
Ученик: Три глаза.
Учитель: Если красный «глаз» горит, то о чём он говорит?
Ученик: Стой и жди.
Учитель: Если жёлтый «глаз» горит, то о чём он говорит?
Ученик: Подожди.
Учитель: Если зелёный «глаз» горит, то о чём он говорит?
Ученик: Можете идти.
Учитель: Идут наши ножки по пешеходной…
Ученик: Дорожке.
Учитель: Где мы автобус ждём?
Ученик: На остановке.
Учитель: Где играем в прятки?
Ученик: На детской площадке.
Учитель: Молодцы!
8. Игра «Говорящие знаки»
Участникам предлагается отгадать загадки о дорожных знаках и показать знак на
плакате.
Если ты спешишь в пути
через улицу пройти,
Там иди, где весь народ,
там, где знак ... (Пешеходный переход)
Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!» (Дети)
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом -
Этот знак к твоим услугам! (Телефон)
Чудо-конь - велосипед.
Можно ехать или нет?
Странный этот синий знак. Не понять его никак! (Велосипедная дорожка)
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт (Пешеходный переход).
Видно строить будут дом -
Кирпичи висят кругом.
Но у нашего двора
Стройплощадка не видна. (Въезд запрещен)
Белый круг с каемкой красной -
Значит, ехать не опасно.
Может, и висит он зря?
Что вы скажете, друзья? (Движение запрещено)
9. Итог
- Молодцы, ребята, вы сегодня отлично поработали, справились с большинством
вопросов викторины.
- Чтоб не оказаться в опасности на дороге, нужно знать и знаки светофора, и правила
дорожного движения.
Я надеюсь, что вы подружились с правилами дорожного движения, с дорожными
знаками, и дороги для вас станут с этими знаниями безопасными.
11. Рефлексия проведенного занятия.
- Учитель предлагает, используя смайлики, лежащие на столе у каждого учащегося,
оценить работу на занятии.
Если вам сегодня было интересно - покажите веселого смайлика, если нет –
грустного.
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Правила дорожного движения 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.