Тема:
«Правильные многогранники»
Конспект урока
Цели:
а) образовательные: формирование понятия правильного многогранника, умения использования свойств правильных многогранников при решении задач;
б) развивающие: развитие коммуникативных навыков общения, познавательных интересов, пространственного воображения, логического мышления, внимания, устной речи, самостоятельности учащихся, умения выделять главное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, слушать и слышать,
в) воспитательные: воспитание уважительного отношения друг к другу, умения работать в коллективе.
Наглядность и оборудование:
Модели многогранников, компьютеры учащихся, компьютер учителя с мультимедийным проектором, компакт диск («Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10-11 класс (часть первая)», © «Кирилл и Мефодий», 2001 год.), презентация (5 слайдов).
Структура урока:
Ход урока
1. Оргмомент
Проверка готовности учащихся к уроку, знакомство с планом урока.
2. Проверка домашнего задания
На этом этапе учащиеся выполняют тест по теме «Пирамида», используя разработанную учителями информатики программу по тестированию. (Компьютеры заранее подготовлены к проведению тестирования).
Тест
Сколько ребер у шестиугольной пирамиды?
1) 6 2)12 3)18 4)24 5)8
Какое наименьшее число граней может иметь пирамида?
1)5 2)12 3)10 4)6 5)4
Выберите правильное утверждение.
1)Многогранник, составленный из n треугольников, называется пирамидой;
2)все боковые ребра усеченной пирамиды равны;
3)пирамида называется правильной, если её основание – правильный многоугольник;
4)высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из её вершины, называется апофемой;
5)площадью боковой поверхности усеченной пирамиды называется сумма площадей её граней.
Боковые ребра треугольной пирамиды 7 см, 12 см и 5 см. Одно из них перпендикулярно к плоскости основания. Чему равна высота пирамиды?
1)Нельзя определить;
2)12 см;
3)5 см;
4)7см;
5)8см.
Основание пирамиды MABC служит прямоугольный треугольник ABC, у которого угол C равен 90°, угол А 30°, ВС = 6 см. Найдите высоту пирамиды.
1) 6см 2)6 см 3)6см 4)3 см 5)3см
Стороны основания правильной треугольной усеченной пирамиды равны 4 дм и 2 дм, а боковое ребро равно 2 дм. Найдите высоту усеченной пирамиды.
1) дм 2)2/3дм 3)3/2дм 4) дм 5) дм
Учитель выставляет оценки в журнал. Учащиеся пересаживаются от компьютеров за рабочие столы.
3. Подготовка к изучению нового материала
Учащиеся выбирают среди геометрических тел, предложенных учителем, ту модель, которую называет учитель (многогранник, наклонная призма, прямая призма, правильная призма, пирамида, усеченная пирамида) и дают ей определение.
Затем учитель показывает модели правильных многогранников, ребята дают название тем многогранникам, с которыми уже знакомы и пытаются отметить их общие свойства. Учитель сообщает о том, что сегодня на уроке учащимся предстоит познакомиться с каждым из данных многогранников и их свойствами.
4. Ознакомление с новым материалом
На этом этапе используется мультимедийный проектор и компакт диск «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10-11 класс (часть первая)», урок 20 (раздел: интерактивный урок). После вводного текста диктора учащиеся (по просьбе учителя) определяют тему урока «Правильные многоугольники» и записывают её в тетрадь. Учитель настраивает ребят слушать внимательно, выбирать главное и конспектировать в тетради.
5. Первичное осмысление и применение изученного
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, пользуясь конспектами.
- Какой многогранник называется правильным?
- Сколько существует видов правильных многогранников?
- Какой многогранник называется правильным тетраэдром (октаэдром, гексаэдром, додекаэдром, икосаэдром)?
Решение задач №279, №282, №280 .(Учебник «Геометрия 10-11», Л.С.Атанасян)
№279(устно). Слайд №1.
Учащиеся знакомятся с условиями задачи, обдумывают решение и говорят ответ. Учитель просит прокомментировать одного из учащихся, получивших правильный ответ, свое решение ( используется слайд №2). Учитель следит за правильностью рассуждений.
№282 выполняется аналогично №279 (при решении задачи используется слайд №3).
№280(письменно).
Учащиеся самостоятельно выполняют рисунок к данной задаче и оформляют решение в тетради. Учитель просматривает решение у каждого ученика, помогает, направляет при необходимости, затем по слайдам №4 и №5 – самопроверка. На вопросы, возникшие в ходе самопроверки у учащихся, отвечают другие учащиеся.
6. Постановка домашнего задания
Изучить п. 32, № 271-275 (один из номеров на выбор). Учащимся даётся возможность ознакомиться с практическим домашним заданием, а также выяснить вопросы, связанные с его выполнением.
7. Итог урока
Используется мультимедийный проектор и компакт диск «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10-11 класс (часть первая)», урок 20 (раздел: выводы), а также
модели правильных многогранников (учитель показывает модель, а учащиеся дают ей название).
С учётом работы в течение всего урока учителем комментируются и оцениваются ответы учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.