Правописание приставок. Урок-обобщение по русскому языку. 5 класс
Оценка 4.6

Правописание приставок. Урок-обобщение по русскому языку. 5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
01.03.2022
Правописание приставок. Урок-обобщение по русскому языку. 5 класс
Урок-обобщение по русскому языку. 5 класс. Правописание приставок
ЗНАНИО. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. 5 класс. Опидович Е.С..docx

Опидович Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая категория,

ГУО «Учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа

№ 42 г. Могилёва» (Республика Беларусь)

 

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК 

(урок-обобщение в V классе)

 

Цели и задачи:

Ø  закрепление навыков правописания приставок, оканчивающихся  на -з, -с;

Ø  разграничение орфограммы (приставка с-, приставки на -з, -с, начальная буква корня);

Ø  создать содержательное и организационные условия для закрепления знаний по теме «Правописание приставок»;

Ø  содействовать развитию творческих и интеллектуальных способностей учащихся;

Ø  способствовать воспитанию эмоциональной, волевой, рефлективной, коммуникативной культуры;

Ø  воспитывать любовь к родине (малой родине), воспитывать культуру устной и письменной речи.

 

Оборудование. Школьная доска; интерактивная доска; видеосюжет «Аз, Буки, Веди…», фильм о Могилёве; электронный тренажёр «Курс русского языка» (базовый); карточки с заданиями по вариантам и ответы для взаимопроверки;  алфавит «Аз, буки, веди»; картинки-ассоциации («Солнышко», «Уютный дом», «Дружная семья», «Тучка»);  слова к заданию «Лови ошибку»; плакат «Путешествуйте по Беларуси».

 

Оформление. Доска. Картинки для подведения итогов урока (рефлексия). Плакат «Путешествуйте по Беларуси».

 

ХОД УРОКА

 

1.      1) Организационный момент. Приветствие в стихах.

 

2) Проверка домашнего задания (упр. 96, хоровое чтение вслух по памяти).

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз-, низ-, без-.

Но вот глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой  с.

Глухие звуки – это непоседы.

Они спокойно не желают жить.

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить!

                                               С.Бондаренко

 

2.      Лингвистическая игра «Зарядка для ума» (электронный тренажёр).

      (Повторение: правописание безударных гласных, проверяемых ударением).

 

Прож..вать хлеб                  (жевание)

прож..вать по адресу          (жить)

зав..зировать документ      (виза)

зав..зать шнурок                 (завяжет)

подр..жать старшим           (дразнит)

др..жать от холода              (дрожь)

спл..тить ряды                     (плотный)

запл..тить долг                    (плата)

ув..дать друга                      (видеть)

ув..дать от жары                  (вянуть)

св..лять шерсть                    (сваливать)

позв..лять шалости              (воля)

запл..тить реку                     (плот)

ср..внять с землёй                (ровный)

ср..внить по качеству          (сравнивать)

пот..рял перчатки                (потеря)

посв..тил фонарём               (свет)

посв..тил стихи                    (святость)

местный ст..рожил              (старый)

ст..рожил сад                       (сторож)

вып..рите шов                      (порка)

ч..стота в квартире              (чисто)

ч..стота колебаний              (часто)

ум..лять значение                (малый)

ум..лять о помощи              (молится)

скр..пить листы                   (скрепка)

скр..петь дверью                 (скрип)

 

 

3.      Работа по учебнику.

1)     Упр. 102 (учащийся у доски). Комментированное выполнение задания.

 

2)     Физкультминутка. (Выполнение упражнений на восстановление кровообращения и зарядки для глаз).

 

Простое слово «промежуток»,

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы назовем его ….. (антракт)

На время что-то прекратив,

Мы объявляем ….. (перерыв).

 

4.      «Лови ошибку» (ученик вытягивает листок со словом и объясняет, правильно ли оно написано, называет ошибку). Например: зберечь (правильно сберечь), надпилить (нет ошибки)…

Зберечь

Разбить

Прайти

Абмерить

Аткрыть

Падставить

Фписать

Разпадаться

Палажение

Натпилить

Надписать

Адкрутить

Надломить

Разсказать

Скрутить

 

 

5.      Работа по карточкам «Вставьте пропущенные буквы в приставках».  Вариант 1, 2. После выполнения производится взаимопроверка.

 

Вариант 1

Фамилия, имя учащегося _______________________ 5 «__» класс

 

Задание. Вставить пропущенные буквы (с/сс, з/зз), выделить приставки.

 

Бе….ердечный              ра….лышать

бе….емельный              ра….читать

бе..честный                    ра..путать

во….тать                        и….ледовать

бе..мятежный                 ра..жевать

ра….ыпать                     во….вание

и..царапать                     в..рыхлить

ра….тавание                  во..делывать

..делать                           ..дуть

..бросить                         ..бежать

                                                                 Ваша оценка _____ баллов.

 

 

Вариант 2

Фамилия, имя учащегося _______________________ 5 «__» класс

 

Задание. Вставить пропущенные буквы (с/сс, з/зз), выделить приставки.

 

Бе..ценный                     ра..бить

бе..вкусный                    ра..бросать

бе….вучный                   ра..чёт

во….тание                      во….рение

бе..жизненный               и..портить

бе..платный                    и..жарить

ра….тояние                    во..певать

и..калечить                     в..дёрнуть

..вить                               ..жать

..гнить                             ..мыть

                                                                 Ваша оценка _____ баллов.

 

 

Вариант 1 (О Т В Е Т Ы)

Фамилия, имя учащегося _______________________ 5 «__» класс

 

Задание. Вставить пропущенные буквы (с/сс, з/зз), выделить приставки.

 

Бессердечный                расслышать

безземельный                рассчитать

бесчестный                    распутать

восстать                          исследовать

безмятежный                 разжевать

рассыпать                       воззвание

исцарапать                     взрыхлить

расставание                   возделывать

сделать                           сдуть

сбросить                         сбежать

                                                                 Ваша оценка _____ баллов.

 

 

Вариант 2  (О Т В Е Т Ы)

Фамилия, имя учащегося _______________________ 5 «__» класс

 

Задание. Вставить пропущенные буквы (с/сс, з/зз), выделить приставки.

 

Бесценный                     разбить

безвкусный                    разбросать

беззвучный                    расчёт

восстание                       воззрение

безжизненный               испортить

бесплатный                    изжарить

расстояние                     воспевать

искалечить                     вздёрнуть

свить                               сжать

сгнить                             смыть

                                                                  Ваша оценка _____ баллов.

 

 

 

6.      «Образуй слово». Например, без вкуса – безвкусный… (выделить орфограмму) и т.д. Добавить два своих примера.

 

Без вкуса      –  безвкусный

Без жизни     –  безжизненный

Без платы     –  бесплатный

Без чести      –  бесчестный

Без звука      –  беззвучный

Без земли     –  безземельный

Без сердца    –  бессердечный

Без цены       –  бесценный

Без воли        –  безвольный

Без мятежа   –  безмятежный

…..

 

7.      «Словарная опера». Четко произносим слова за учителем, выделяя «опасные» буквы:

    Спасибо

          рюкзак

          республика

          коридор

          причуда

          правильный

          мечта

          ремень

          предмет

          телефон

          телевизор

          благодарить

          прекрасный

          здесь

          здание

          здоровье

 

*Задание на повторение. Фонетический разбор слова «коридор». (Устно или письменно).

Коридор – ко-ри-дор (3 слога)

к [к]  – согл., глух. парн., тв. парн.;

о [а]  – гласн., безударн.;

р [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.;

и [и]  – гласн., безударн.;

д [д]  – согл., зв. парн., тв. парн.;

о [о]  – гласн., ударн.;

р [р]  – согл., зв. непарн., тв. парн.

7 б., 7 зв.

 

8.      Сочинение-признание «Моя малая родина – Могилев (Минск и др.)». Предложить начало мини-сочинения:

     «Я люблю свой родной город Могилев!..» (добавить 2-3 предложения, используя слова с разными приставками, выделить приставки в словах).

            (Просмотр видеосюжета о Могилеве – фрагмент 

https://www.youtube.com/watch?v=JxxiRkpPQfM ).

                 После написания учащиеся читают свои сочинения вслух, называя использованные слова с разными приставками.

 

9.      Подведение итогов урока. Рефлексия (картинки-ассоциации на доске). Учащиеся выбирают картинку-ассоциацию и объясняют свой выбор.

 

«Солнышко»: я чувствовал(-ла) себя на уроке комфортно, все было интересно, понятно…

 

«Уютный дом»: я чувствовал(-ла) себя на уроке комфортно, немного было трудно, но интересно…

 

 

«Дружная семья»: я чувствовал(-ла) себя на уроке очень комфортно, весь класс работал дружно и слаженно, почти все задания мы выполнили на «хорошо» и «отлично»… (Ребята хвалят своих одноклассников за хорошую работу, называя имена и фамилии и что именно запомнилось).

 

«Тучка»: я чувствовал(-ла) себя на уроке тревожно, боялся (боялась), что что-то не получится или вдруг что-то сделаю не так…

 

Выставление оценок за урок.

 

(Просмотр видеосюжета «Аз, Буки, Веди…» https://www.youtube.com/watch?v=S2CE1sUzqxM)

 

 

10.  Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения по картине (упр. 104). Словарные слова учить, повторять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Ахраменкова, Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык, 5 класс: пособие для учащихся / Л.А.Ахраменкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 223 с.

2.      Балуш, Т.В. Русский язык на «отлично». 5 класс: пособие для учащихся / Т.В.Балуш. –  4-е изд. – Минск: Попурри, 2017. – 256 с.

3.      Долбик, Е.Е., Леонович В.Л., Саникович В.А. Готовимся к экзамену по русскому языку: Пособие для абитуриентов. / Е.Е.Долбик, В.Л.Леонович, В.А.Саникович. – Мн.: Універсітэцкае, 2000.– 272 с. 

4.      Костяева, Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс: Пособие для учителя./ Т.А.Костяева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

5.      Курс русского языка (базовый). Электронный репетитор-тренажёр. – М.: ООО «Медиахаус», 2001.

6.      Русский язык: Учебное пособие для 5-го класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. В двух частях. Часть 2 / Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Г.И.Николаенко. –  Минск: Национальный институт образования, 2014. – 144 с. : ил.

7.      Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания: Русский язык. Русская литературы. VIX   классы. Минск: Национальный институт образования, 2017.

8.      Шпаковская, С.В. Лингвистические и литературные игры. 5-11 классы: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус.яз. обучения / С.В.Шпаковская. –  Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. – 168 с. –  (Серия «Педагогическая мастерская»).

 

Интернет-источники

 

1.       Видеосюжет «Аз, Буки, Веди…»

https://www.youtube.com/watch?v=S2CE1sUzqxM 

2.       Видеофильм «Могилев – Беларусь24» https://www.youtube.com/watch?v=JxxiRkpPQfM


 

Скачано с www.znanio.ru

Опидович Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория,

Опидович Елена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория,

Аз, буки, веди»; картинки-ассоциации («Солнышко», «Уютный дом», «Дружная семья», «Тучка»); слова к заданию «Лови ошибку»; плакат «Путешествуйте по

Аз, буки, веди»; картинки-ассоциации («Солнышко», «Уютный дом», «Дружная семья», «Тучка»); слова к заданию «Лови ошибку»; плакат «Путешествуйте по

Работа по учебнику. 1)

Работа по учебнику. 1)

На время что-то прекратив, Мы объявляем …

На время что-то прекратив, Мы объявляем …

Ваша оценка _____ баллов.

Ваша оценка _____ баллов.

Задание . Вставить пропущенные буквы (с/сс, з/зз), выделить приставки

Задание . Вставить пропущенные буквы (с/сс, з/зз), выделить приставки

Образуй слово». Например, без вкуса – бе зв кусный… (выделить орфограмму) и т

Образуй слово». Например, без вкуса – бе зв кусный… (выделить орфограмму) и т

Задание на повторение . Фонетический разбор слова «коридор»

Задание на повторение . Фонетический разбор слова «коридор»

Солнышко» : я чувствовал(-ла) себя на уроке комфортно, все было интересно, понятно… «Уютный дом» : я чувствовал(-ла) себя на уроке комфортно, немного было трудно, но…

Солнышко» : я чувствовал(-ла) себя на уроке комфортно, все было интересно, понятно… «Уютный дом» : я чувствовал(-ла) себя на уроке комфортно, немного было трудно, но…

Дружная семья» : я чувствовал(-ла) себя на уроке очень комфортно, весь класс работал дружно и слаженно, почти все задания мы выполнили на «хорошо» и «отлично»…

Дружная семья» : я чувствовал(-ла) себя на уроке очень комфортно, весь класс работал дружно и слаженно, почти все задания мы выполнили на «хорошо» и «отлично»…

Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения по картине (упр

Домашнее задание. Подготовиться к написанию сочинения по картине (упр

Часть 2 / Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко,

Часть 2 / Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022