(Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Правописание НЕ с существительными.
Цели урока.
1. Развитие ключевых компетентностей учащихся.
2. Формирование навыка правописания НЕ с именами существительными.
Задачи урока.
1. Образовательные:
уметь ставить цели урока и планировать время выполнения заданий (регулятивные УУД);
уметь выбрать уровень исследовательской работы (познавательные УУД);
познакомить с правилом правописания НЕ с существительными;
формировать умения и навыки применять его на практике;
формировать умения различать НЕ приставку, часть корня, частицу.
2. Развивающие:
развивать языковую, коммуникативную компетентность учащихся(коммуникативные УУД);
развивать логическое мышление, творческие способности.
3. Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа (личностные УУД);
воспитывать интерес и любовь к родному языку;
воспитывать настойчивость в достижении цели, корректного отношения к мнению одноклассников.
4. Здоровьесберегающие:
проводить физкультминутки по профилактике сколиозов, близорукости, снятия напряжения с пальцев
рук.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, пульты для системы голосования.
Тип урока: проблемно – поисковый, изучение нового материала по орфографии.
Проблемный вопрос: В каких случаях НЕ с сущ. пишется слитно, в каких – раздельно?
Структура урока.
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
3. Объяснение новой темы.
4. Исследовательская работа.
5. Работа в парах.
6. Физкультминутка.
1 7. Тест с использованием системы голосования.
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия.
Планируемые результаты урока.
1. Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
стремление к речевому самосовершенствованию;
2. Метапредметные:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических
норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной
язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения,
совместного выполнения какихлибо задач.
3. Предметные:
представление о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых
основ лингвистики;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и
использование их в собственной речевой практике.
Ход урока.
…слово дело великое…Словом можно служить любви,
словом же можно служить вражде и ненависти.
Л.Н.Толстой
1. Оргмомент. Прежде чем начнем урок, давайте вспомним правила поведения на уроке. Эти правила
помогут нам провести время урока организованно и эффективно, с их помощью мы достигнем
поставленной цели.
2. Актуализация знаний.
Уважаемые коллеги! Дада, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем
заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по
утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово дело великое…Словом можно служить любви, словом
же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).
2 Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном?
Поиграем в игру «Микрофон». Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части
речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное это самостоятельная часть речи.
А теперь покажите вы мне свои знания.
Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.
Инд. зад.на интерактивной доске.
Проверка д/з – упр. 308.
3. Объяснение новой темы.
Синтаксическая пятиминутка.
В поле цвели красивые незабудки.
Найдите имена существительные и определите их склонение и падеж.
В каком слове у вас возникли затруднения?
Выделите морфемы в слове незабудки.(1 – без НЕ не употребляется)
Тема нашего урока… «Правописание НЕ с именами существительными». Сегодня мы должны с вами
научиться… распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с сущ. Чтобы найти ответ на
вопрос, надо понаблюдать за словами в предложении и сделать вывод.
Эталон на "4"
I Знать: правило слитного и раздельного написания не с существительными.
II Уметь: правильно писать существительные, которые без НЕ не употребляются;
правильно писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без НЕ или близкими по
значению выражениями;
правильно писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при помощи
союза а;
графически обозначать орфограмму.
III Применять знания: правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными в тексте;
находить и исправлять ошибки в написании не с существительными.
Эталон на "5".
Планируемые достижения на "4" +
IV Уметь: правильно писать НЕ с существительными в частных случаях, когда таких слов с НЕ в языке
нет, так как нет таких предметов;
придумывать примеры, составлять текст с использованием орфограммы (эталоны находятся на каждом
столе в файле документов к уроку).
3 Грамматическая сказка
В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «не», жили в одной стране
просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева Ряха,
аккуратистка в высшей степени…
Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём
королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, когда всё хорошее может
употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..
Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).
Как они пишутся с НЕ?
Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему?
Исследовательская работа.
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком
ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»
Исследовательское задание (уровень А)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется
слитно, а при каком – раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется
слитно, а во второй раздельно?
Впереди был неприятель (враг).
Друг познаётся в несчастье (беде). Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.
Исследовательское задание (уровень Б)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется
слитно, а при каком раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется
слитно, а во второй – раздельно?
Впереди был неприятель (враг).
Друг познаётся в несчастье (беде). Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3. В помощь тебе опоранапоминание:
неприятельвраг, несчастьебеда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);
4 приятельвраг, счастьебеда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).
Исследовательское задание (уровень В)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными
пишется слитно, а при каком раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется
слитно, а во второй – раздельно?»
Впереди был неприятель (враг).
Друг познаётся в несчастье (беде). Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3.Попробуй привести свои примеры. (2 – можно заменить синонимом.
3 – Есть противопоставление)
А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 5 класса после каникул, которые вы
ждёте с нетерпением:
Ты был в зоопарке?
Был.
Обезьян видел?
Видел.
Крокодила видел?
Видел.
Неслона видел?
?! Не понял!
Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ",
потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия.
НЕ вносит отрицание – пишем раздельно. (НЕ – отрицание)
Физкультминутка.
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
5 И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!
Стихотворение.
Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей, (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)
А там в приставку превратиться (НЕДРУГ),
А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)
Ребята, так как может писаться НЕ с существительными? (стр. 26, правило)
Слитно Раздельно
1. Без НЕне употребляется 1. Есть противопоставление с союзом А
(ненависть). (не равнодушие, а участие).
2. Есть синоним (непогода). 2. НЕ является отрицанием (не луна)
Упр. 310
Работа в парах, взаимопрверка.
«Рабочая тетрадь», 1 ч., стр. 74 – 75, задание № 4.
(1 в. – 1 – 9 предложение; 2 в. – 10 – 17 предложение)
Пальчиковая гимнастика.
Будут пальцы изучать,
Как НЕ с существительными надо писать.
ТЕСТ. Система голосования.
Итоги урока.
Д/З.1. П. 42, упр. 315.
2. п. 42, выписать 5 пословиц по теме.
3. п. 42.Творческая работа. Стихотворения «Устная речь» В. Шефнера.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса.
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
6 Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь людское чудо
Не скудела в наши дни.
Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение учат нас правильно пользоваться тем
бесценным даром, которым мы владеем – словом.
Напишите сочинениеминиатюру «Берегите русскую речь!».
Рефлексия, итог урока, оценки.
Было ли вам сегодня :
трудно – легко, интересно – неинтересно…?
О чём сегодня мы говорили на уроке?
Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня?
Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, все получают оценки…
Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!
7
Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.