Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Оценка 4.9

Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
21.04.2017
Правописание НЕ с существительными.  (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
НЕ с существительными.docx
(Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын) Правописание НЕ с существительными. Цели урока. 1. Развитие ключевых компетентностей учащихся. 2. Формирование навыка правописания НЕ с именами существительными. Задачи урока. 1. Образовательные: ­ уметь ставить цели урока и планировать время выполнения заданий (регулятивные УУД); ­ уметь выбрать уровень исследовательской работы (познавательные УУД); ­  познакомить с правилом правописания НЕ с существительными; ­ формировать умения и  навыки применять его на практике; ­ формировать  умения различать  НЕ ­  приставку, часть корня, частицу.   2. Развивающие: ­ развивать  языковую,  коммуникативную компетентность учащихся(коммуникативные УУД); ­ развивать логическое мышление, творческие способности.   3.  Воспитывающие:     ­ воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа (личностные УУД);    ­ воспитывать интерес и любовь к родному языку;    ­ воспитывать настойчивость в достижении цели, корректного отношения к мнению одноклассников.   4. Здоровьесберегающие:    ­ проводить физкультминутки по  профилактике сколиозов, близорукости, снятия напряжения с пальцев  рук.  Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, пульты для системы голосования. Тип урока: проблемно – поисковый, изучение нового материала по орфографии. Проблемный вопрос: ­ В каких случаях НЕ с сущ. пишется слитно, в каких – раздельно? Структура урока. 1.Оргмомент. 2. Актуализация знаний. 3. Объяснение новой темы. 4. Исследовательская работа. 5. Работа в парах. 6. Физкультминутка. 1 7. Тест с использованием системы голосования. 8. Итоги урока. 9. Домашнее задание. 10. Рефлексия.    Планируемые результаты урока. 1. Личностные: ­   понимание   русского   языка   как   одной   из   основных   национально­культурных   ценностей   русского   народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; ­ осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; 2. Метапредметные: ­ адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; ­ овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; ­   способность   определять   цели   предстоящей   учебной   деятельности,   последовательность   действий,   оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм   современного   русского   литературного   языка;   соблюдение   основных   правил   орфографии   и   пунктуации   в процессе письменного общения; ­ применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания; ­  коммуникативно   целесообразное   взаимодействие   с   окружающими   людьми   в   процессе   речевого   общения, совместного выполнения каких­либо задач. 3. Предметные: ­ представление о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; ­ усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых основ лингвистики; ­ проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; ­   понимание   коммуникативно­эстетических   возможностей   лексической   и   грамматической   синонимии   и использование их в собственной речевой практике. Ход урока.    …слово ­ дело великое…Словом можно служить любви,                                             словом же можно служить вражде и ненависти.                                         Л.Н.Толстой 1. Оргмомент. Прежде чем начнем урок, давайте вспомним правила поведения на уроке. Эти правила  помогут нам провести время урока организованно и эффективно, с их помощью мы достигнем  поставленной цели. 2. Актуализация знаний. Уважаемые коллеги! Да­да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем  заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по  утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово ­ дело великое…Словом можно служить любви, словом  же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).                 2 Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном?  Поиграем в игру «Микрофон». Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части  речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное ­ это самостоятельная часть речи.  А теперь ­ покажите вы мне свои знания. Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное. ­ Инд. зад.на интерактивной доске. ­ Проверка д/з – упр. 308. 3. Объяснение новой темы. ­ Синтаксическая пятиминутка.               В поле цвели красивые незабудки. ­ Найдите имена существительные и определите их склонение и падеж. ­ В каком слове у вас возникли затруднения? ­ Выделите морфемы в слове незабудки.(1 – без НЕ не употребляется) ­ Тема нашего урока… «Правописание НЕ с именами существительными». Сегодня мы должны с вами  научиться… распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с сущ. Чтобы найти ответ на  вопрос, надо понаблюдать за словами в предложении и сделать вывод. Эталон на "4" I Знать: правило слитного и раздельного написания не с существительными. II Уметь: правильно писать существительные, которые без НЕ не употребляются; правильно писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без НЕ или близкими по  значению выражениями; правильно писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при помощи  союза а; графически обозначать орфограмму. III Применять знания: правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными в тексте; находить и исправлять ошибки в написании не с существительными. Эталон на "5". Планируемые достижения на "4" + IV Уметь: правильно писать НЕ с существительными в частных случаях, когда таких слов с НЕ в языке  нет, так как нет таких предметов; придумывать примеры, составлять текст с использованием орфограммы  (эталоны находятся на каждом  столе в файле документов к уроку). 3 Грамматическая сказка     В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без  «не», жили в одной стране  просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева ­ Ряха,  аккуратистка в высшей степени…    Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём  королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, ­ когда всё хорошее может  употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?.. ­ Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.). ­ Как они пишутся с НЕ? ­ Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему? Исследовательская работа. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком  ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»   Исследовательское задание (уровень А) 1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется  слитно, а при каком – раздельно?» 2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется  слитно, а во второй ­ раздельно? Впереди был неприятель (враг). Друг познаётся в несчастье (беде). Он тебе не приятель, а враг. Не счастье, а беда подстерегала путников. 3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.             Исследовательское задание (уровень Б) 1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется  слитно, а при каком ­ раздельно?» 2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется  слитно, а во второй – раздельно? Впереди был неприятель (враг). Друг познаётся в несчастье (беде). Он  тебе не приятель, а враг. Не счастье, а беда подстерегала путников. 3. В помощь тебе опора­напоминание: неприятель­враг, несчастье­беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению); 4 приятель­враг, счастье­беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением). Исследовательское задание (уровень В)    1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными  пишется слитно, а при каком ­ раздельно?»    2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется  слитно, а во второй – раздельно?» Впереди был неприятель (враг). Друг познаётся в несчастье (беде). Он  тебе не приятель, а враг. Не счастье, а беда подстерегала путников. 3.Попробуй привести свои примеры.      (2 – можно заменить синонимом. 3 – Есть противопоставление) ­ А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 5 класса после каникул, которые вы  ждёте с нетерпением:  ­ Ты был в зоопарке? ­ Был. ­ Обезьян видел? ­ Видел. ­ Крокодила видел? ­ Видел. ­ Неслона видел? ­ ?! Не понял! Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ",  потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия. НЕ вносит отрицание – пишем раздельно.            (НЕ – отрицание)        Физкультминутка. Части речи изучаем, (ходьба на месте) Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны) Морфологии наука ­ занимательная штука! (приседания) Должен каждый в мире знать, (взмахи руками) Как части речи различать, (наклоны в стороны) 5 И за это на уроках лишь “пятёрки” получать! Стихотворение. Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне. Тут может быть она частицей,                         (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ) А там ­ в приставку превратиться (НЕДРУГ),  А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА) ­ Ребята, так как может писаться НЕ с существительными? (стр. 26, правило)                     Слитно                                                        Раздельно 1. Без НЕне употребляется                             1. Есть противопоставление с союзом А (ненависть).                                                     (не равнодушие, а участие). 2. Есть синоним (непогода).                            2. НЕ является отрицанием (не луна) Упр. 310 Работа в парах, взаимопрверка. «Рабочая тетрадь», 1 ч., стр. 74 – 75, задание № 4. (1 в. – 1 – 9  предложение; 2 в. – 10 – 17 предложение)  Пальчиковая гимнастика. Будут пальцы изучать, Как НЕ с существительными надо писать. ТЕСТ. Система голосования. Итоги урока. Д/З.1. П. 42, упр. 315.         2. п. 42, выписать 5 пословиц по теме.         3. п. 42.Творческая работа. Стихотворения «Устная речь» В. Шефнера. Гаснет устная словесность, Разговорная краса. Отступают в неизвестность Речи русской чудеса. Сотни слов, родных и метких,  6 Сникнув, голос потеряв, Взаперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь ­ людское чудо­ Не скудела в наши дни. Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение  учат нас правильно пользоваться тем  бесценным даром, которым мы владеем – словом. ­ Напишите сочинение­миниатюру «Берегите русскую речь!».  Рефлексия, итог урока, оценки. ­ Было ли вам сегодня :  трудно – легко, интересно – неинтересно…? ­ О чём сегодня мы говорили на уроке? ­ Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня? ­ Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, все получают оценки… Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!  7

Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными.  (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными.  (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными.  (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными.  (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными.  (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными.  (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными. (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)

Правописание НЕ с существительными.  (Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017