Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)
Оценка 4.7

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
18.02.2018
Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)
Цель: • Формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к “живому” слову; • Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова, а так же развивать умение видеть орфограмму “Правописание слов с безударными гласными в корне”, графически обозначать их; • Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
Правописание слов с безударными гласными в корне.docx
Правописание слов с безударными гласными в корне. 3­й класс Очередько Татьяна Константиновна, учитель начальных классов Цель:  Формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к  “живому” слову;  Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова, а так же  развивать умение видеть орфограмму “Правописание слов с безударными гласными  в корне”, графически обозначать их;  Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки; Тип учебного занятия: Комплексное применение знаний и умений. Ход урока I. Орг. момент II. Вступительное слово Начинается урок с чтения стихотворения С.Островского “Первородство” (дано в  сокращении): К словам привыкаешь день ото дня,  А они первородного смысла полны… И когда я слышу: “Извини меня!” ­  Это значит: “Исключи меня из вины!” У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу:  “Защити меня!” ­  Это значит: “Укрой меня за щитом!” Вслушайся! Вникни! Не позабудь: У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть –  Слово тебе сотворит добро. (Слайд 1,2,3) Презентация. ­ Ребята! О чём говорит поэт в этом стихотворении? Поделитесь, пожалуйста, своими  мыслями и впечатлениями. Дети: В этом стихотворение рассказывается о русском языке. Из него мы узнали, что  означают слова извини и защити и как они образовались. Это стихотворение учит нас  вслушиваться в слова и запоминать их. Молодцы! Вы правильно поняли смысл стихотворения. Нужно быть очень внимательным к  звучащему и написанному слову, стараться понять смысл, знати правописание. III. Постановка целей и задач урока Обратите внимание на вторую часть этого стихотворения. Подумайте, можно ли по  содержанию этого отрывка определить тему сегодняшнего урока. Дети: Да, мы будем работать с родственными словами. Мы будем учиться находить в словах корни. ­ Сегодня на уроке мы закрепим умение находить и проверять безударную гласную в корне  слова, распознавать слова с безударной гласной в корне, проверяемой и непроверяемой  ударением. IV. Актуализация знаний (Учитель подчёркивает на доске слова корни, родня) (слайд 4) У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем? Дети: Это дяди, тёти, братья, сёстры, родители и другие родственники. А какая родня может быть у слов? Дети: Это родственные, или однокоренные, слова. Правильно, ребята! Кстати, сейчас вы назвали много таких слов. Перечислите их. Дети: Это слова родня, родители, родственники, родственные. Докажите их родство. Дети: Все эти слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень род. (слайд 5) А теперь найдите родственные слова в тексте стихотворения. (защити и за щитом) (слайд  6) (Дети записывают эти слова в тетради). Сравните эти слова. Дети: Одно слово с предлогом за, поэтому оно написано раздельно. Другое слово с  приставкой за, поэтому оно написано слитно. Эти слова относятся к разным частям речи. Первое слово отвечает на вопрос (что сделай?)  и обозначает действие предмета, то есть глагол. Второе отвечает на вопрос (за чем?) и обозначает предмет, то есть существительное. Эти слова очень похожи по звучанию. Они близки по смыслу, у них общий корень щит. ­ Спасибо, ребята! Вы дали правильные ответы. Попробуйте теперь сами образовать  родственные слова с этим корнем, Мы вместе будем их записывать. (Ученик образовывают слова, в результате появляется запись). Слайд 7. защити за щитом защитник защита защищать защитный ­ Что вы ещё можете сказать о словах первого столбика, кроме того, что они родственные? Дети: Они относятся к разным частям речи (Дети устно определяют, что обозначают эти слова, ставят к ним вопросы и называют  соответствующие части речи). IV. Физминутка Хлопок! (Стоя ноги врозь, руки в стороны.) Руки в стороны поставим, правой левую достанем. (Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке.) А потом наоборот – бет вправо поворот. (Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке.) Раз – хлопок, два – хлопок – повернись ещё разок! (Делая хлопки, повернуться вокруг себя. Хлопки в ладоши.) Раз – два – три – четыре – плечи выше, руки шире! (Приподнять плечи, руки развести в стороны.) Опускаем руки вниз – и на корточки садись. (Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки.) Расскажите о значении каждого из этих слов. Придумайте с ними предложения. Ученики объясняют слова. Устно составляют предложения. Вот некоторые из них: Родину нужно защищать! У воинов одежда защитного цвета. Я хочу научиться играть в хоккей и быть защитником. ­ Отлично! Молодцы! Кто из вас знает, что обозначают выражения вернуться на щите  и вернуться со щитом. (слайд 8) (Ученики пробуют дать свои объяснения этим фразам. Учитель обобщает ответы детей.) ­ Вернуться на щите означало в Древней Греции, что воин погиб. А вернуться со щитом – возвратиться победителем. Эти словосочетания используются в нашей речи и по сей день,  но имеют немного другое значение: “побеждённый” и “победитель”. Как вы думаете, в  какой столбик нужно записать слова из данных выражений? Объясните почему? Дети: Во второй столбик, так как там уже записано одно слово с предлогом. Нужно записать слова во второй столбик, так как все слова будут являться формами  одного и того же слова – щит. ­ У кого другое мнение? (Слайд 9,10). за щитом на щите со щитом защити защитник защищать защита защитный ­ Поставьте знаки ударения над словами того столбика, где записаны родственные слова.  Выделите в них корень. Что вы заметили? Дети: Я заметила чередование согласных в корнях т – щ. В некоторых словах корни с безударной гласной, поэтому их можно написать неправильно. А вот в корнях других слов – ударные гласные, и они слышатся ясно. ­ Вы очень наблюдательные и внимательные дети, если чувствуете в словах опасные места.  Что же надо делать, что– бы избежать ошибки? Дети: Нужно проверить безударную гласную в корне. Для этого нужно изменить форму  слова или подобрать родственные слова так, чтобы безударная гласная стала ударной. ­ Вот и отлично! Найдите и подчеркните среди родственных слов проверяемые. Какой  способ проверки вы используете? Дети: С помощью родственных слов. ­ А как называется такой вид работы? Дети: Словообразование. ­ А как называется другой вид проверки и другой вид работы? Дети: Словоизменение. Эту работу мы провели со словами второго столбика и проверили  безударную гласную в корне словом щит. ­ Прочитайте, пожалуйста, текст. Слайд 11. Родиной мы зовём нашу страну потому, что здесь мы родились и всё тут для нас  родное. Как мать, вскормила Родина нас своим хлебом, вспоила своими водами. Как мать,  она защищает и бережёт нас. ­ Ряд каких родственных слов пополнит слова данного текста? Дети: Ряд слов с корнем род. Это слова Родина, родилась, родное. (Ответы детей). ­ А какое ещё слово может нас в этом тексте заинтересовать? Дети: В тексте упражнения есть ещё слово защищает. ­ Задаю трудный вопрос: для каких из записанных слов, слово защищает родственное, а для какого слова является лишь его формой? (Ученики дают аргументированные ответы) Дети: Слово защищать, защищает – это формы слова; остальным словам  слово защищает – родственное. V. Физминутка ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ Хлопай веселей! Руки к верху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. (Руки вверх. Руки вниз. Руки в стороны. Руки вниз, прижать к бёдрам. Хлопки в ладоши.) VI. Закрепление ранее изученного. ­ Я довольна вашими ответами. Прошу вас снова вернуться к тексту стихотворения. Какое слово показалось вам странным  и непонятным? (Ученики снова читают стихотворение и находят словосочетание под  сирым кустом.) (слайд 12) Попробуем сами объяснить значение этого слова.( Класс молчит. Несколько учеников  робко пытаются объяснить, что слово сирый означает цвет куста (оттенок серого). ­ Это действительно необычное слово, поскольку оно устаревшее и в современном русском языке практически не употребляется. Ребята! Подскажите, что нужно делать в случаях,  когда значение слова или его написание вы не знаете? Дети: Нужно посмотреть в словаре. ­ Найдём объяснение этому слову в “Толковом словаре русского языка” Ожегова. Что оно  означает? (слайд 13) Дети: Бедный, одинокий. ­ Продолжите ряд родственных слов. Запись в тетрадях и на доске: Сирота, сиротливый, сиротка, сиротинушка. ­ Найдите и подчеркните безударные гласные в корне этих слов. (Дети самостоятельно вспоминают, что для этого необходимо сделать. Один из учеников  работает у доски.) Дети: В этих словах по две безударные гласные в корне. Одну из них мы можем проверить  словом сиротка. А гласную и можно проверить лишь словом сирый. ­ Вот видите, ребята, как устаревшее слово сирый помогло в написании современных слов. Послушайте предложение и запишите его. (Учитель диктует предложение, чётко  проговаривая незнакомые орфограммы. Сиротливо в лесу холодной зимой. ­ Объясните, почему человек (вовсе не сирота) испытывает чувство сиротства в зимнем  лесу. Дети: Потому что зимой в лесу нет ни зверей, ни птиц, ни цветов, ни листьев. Тишина!  Человек как будто остался совсем один. ­ Смысл предложения вы поняли правильно. А вот грамотно ли вы написали это  предложение, мы сейчас проверим. Объясните написание безударных гласных в корнях всех слов и подчеркните эту  орфограмму. ­ Холодной зимой в лесу действительно сиротливо. А в нашем школьном дворе? Давайте  подойдём к окну и посмотрим, что там происходит. (Слайд 14.) Вышло из­за туч солнце. Свет залил поле и лес. Разным цветом заискрился снег. (Дети знакомятся с текстом, представляют картины солнечного зимнего дня). ­ Найдите в тексте слова с безударными гласными в корне. Дети: Слово заискрился. Проверочное слово – искры. ­ Какие ещё орфограммы в корне слова вы нашли? Дети: Написание звонких согласных на конце слова – снег. Проверочное слово – снега. ­ Я тоже нашла орфограмму, которую вы пока не знаете. Непроизносимая согласная л в  слове солнце. Подберите проверочное слово, чтобы эта согласная ясно слышалась. Дети: Это слово солнышко. ­ Правильно. Как видите, ребята, наш текст не очень богат орфограммами. Предлагаю  интересную и необычную работу. Давайте сами займёмся насыщением этого текста  орфограммой “Безударная гласная в корне слова”. Не будем больше бояться безударной  гласной, а пойдём ей на встречу и пригласим её в слова, которые мы образуем. С первым  предложением поработаем все вместе, а остальные изменяйте самостоятельно. В конце  урока посмотрим, кто был грамотнее, изобретательнее и находчивее других. Итак,  вышло из­за туч солнце. Ваши варианты. Только Чтобы смысл предложения резко не  менялся. Дети: Вместо слова вышло я напишу появилось. Проверю словом явиться. А я напишу выглянуло. Проверю словом глянул. Я заменю словом показалось. Проверю  словом кажется. ­ Пробуем заменить следующие слова. Дети: Здесь есть только один вариант. Заменить из­за туч на из­за облаков. (Дети пробуют проверить две безударные гласные в корне, но удается проверить лишь  одну: облако, поэтому они делают вывод, что вторая безударная гласная а непроверяемая.  Слово записывается в словарик. ­ Все ребята поняли задание? Тогда приступайте. Думайте! Творите! Пробуйте! Желаю  успехов в орфографическом творчестве! VII. Работа в группах. Цель: развитие умения работать в группе, закрепление учебного материала невербальными  средствами. (На эту работу отводится около 10 минут. По окончанию работы дети зачитывают  свои мини – сочинения. Потом ребята создают общий текст усилиями всего класса.  Результат коллективного творчества воспроизводится на доске). (Слайд 15). Выглянуло из­за облаков солнце. Осветились поля и леса. Заискрился снежок цветными огоньками. Дети отмечают орфограмму “Безударная гласная в корне”. ­ Ребята! Какие виды работ вам пришлось использовать при создании нового текста? (Словоизменение: поле – поля, лес – леса. Словообразование: снег­снежок, свет ­ осветились, цветом ­ цветными. Замену слов на близкие по смыслу: вышло – выглянуло, из­за туч – из­за облаков. Добавление новых слов: огоньками. VIII. Итог урока Вы сегодня хорошо потрудились! Что вам помогло легко справиться с работой?  Что на уроке было главным?  Как проверить безударную гласную в корне слова?  Что было интересным?  Чему научились? IX. Релаксация. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, представьте себе ту картину, которую я  сейчас буду описывать. (Звучит спокойная тихая музыка). СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ. В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе.  Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к  ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем  лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка  стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость,  тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт  тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Откройте глаза. Пошлём друг другу хорошее настроение и добрые мысли. Всего вам доброго! (слайд 16)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)

Правописание слов с безударными гласными в корне. (3-й класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018