лучшедома
Предмет: математика Класс: 6 Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел

Предмет: математика Класс: 6 Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел

Разработки уроков
doc
математика
6 кл
25.03.2020
Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел Базовый учебник: Виленкин Н.Я. Математика: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд- Мнемозина, 2013, 288 с. Место в общей структуре курса: Глава II «Рациональные числа», § 7 «Умножение положительных и отрицательных чисел», 1 урок по данной теме согласно календарно-тематическому плану. Тип урок: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Технологическая карта (1).doc

Предмет: математика

Класс: 6

Тема урока: Умножение положительных и отрицательных чисел

Базовый учебник: Виленкин Н.Я.  Математика: 6 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд- Мнемозина,  2013, 288 с.

Место в общей структуре курса: Глава  II «Рациональные числа»,  § 7 «Умножение положительных и отрицательных чисел», 1  урок по данной теме согласно календарно-тематическому плану.

Тип урок: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

 Главная дидактическая цель: формировать умение формулировать правила и применять их при решении задач, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать уважение к ответам товарищей, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия  на уроке адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Приемы ТРКМ:

  • «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы».
  • «Работа с текстом».
  • «Синквейн».

Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, парная.

Методы обучения на уроке:

  • Исследовательский ( работа с раздаточным материалом по поиску правила умножения отрицательных чисел и чисел с разными знаками);
  • Частично поисковый (эвристическая беседа, ведущая к составлению алгоритма умножения )
  • Наглядный
  • Методы контроля и самоконтроля
  • Метод стимулирования

Технологии:

  • Системно-деятельностный подход.
  • Информационные технологии обучения.
  • Проблемное обучение.
  • Элементы здоровьесберегающих технологий.

Оборудование урока

  • Н.Я. Виленкин. Учебник «Математика-6»,персональный компьютер, ноутбуки, проектор, экран , документ-камера, рабочие тетради учащихся, раздаточный материал: карточки с заданиями, табель активности, примеры для самостоятельного решения, алгоритм для слабых.

Планируемые результаты:

  • в результате изучения данной темы, учащиеся должны усвоить смысл действия умножения, правило умножения отрицательных чисел и

 

1.     Организационный блок

Планируемые результаты урока

·        Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Дроби, модуль числа, положительные и отрицательные числа.

 

·        Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся  в результате проведения урока

Владение основным аппаратом понятий по данной теме, а именно обучающиеся научатся   понимать особенности умножения чисел с разными знаками, т.е.

будут знать:

1) Какой знак получается в произведении отрицательных чисел ? 2) Какой знак получается при умножении чисел с разными знаками?

На основе знаний будут уметь:

- определять знаки произведения рациональных чисел;

- использовать в ходе решения задач полученные правила умножения рациональных чисел.

 

УМЕНИЯ:

- определять знак произведения;

- использовать правила умножения рациональных чисел в ходе решения задач.

 проверяются на базовом и повышенном уровнях.

УМЕНИЕ  «вычислять произведение рациональных чисел» проверяется на базовом уровне.

 

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Личностные УУД: осознавать и вырабатывать  собственную жизненную позицию  в отношении себя и  окружающих людей, проявлять ответственность  за результаты своего учебного труда на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Познавательные: выполнять логические действия и операции, применять различные способы решения задач.

Регулятивные: совместно с учителем управлять  познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценивать  успешность  усвоения, самоуправление  и саморегуляция в учебной деятельности.

Коммуникативные: слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве товарища  и самого себя. Эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, уметь и быть  готовым  вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

 

Инструкции и пояснения

-

 

  Вводное слово учителя

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

 

  Распределение по группам

При работе в группах одна пара объединяется с парой соседней парты. По окончании работы и подведения итогов работы возвращаются в исходное положение.

1) На этапе принятия  цели учебно-познавательной деятельности обучающиеся.

2) частично-поисковая деятельность на этапе «Обобщение и систематизация знаний» «Синквейн»

  Выработка правил работы (определение норм, процедур работы)

Учитель напоминает  в целом о работе на уроке (свод правил работы на уроке, выработанный совместно с обучающимися  на первом уроке) и в частности (памятка «Работа в группе» есть у каждого обучающегося) о работе в группе:

- внимание;

- собранность;

- дисциплина и самодисциплина;

- уважительное отношение друг к другу;

- подчинение требованиям командира группы;

- не мешать другим группам;

- соблюдение регламента работы.

 

2.     Мотивационный блок

Задача о выборе пути

Подведение обучающихся к формулированию темы и составлению плана работы с помощью задачи( мозговой штурм)

Сл.3

Выбор пути

Формулируют тему и записывают в тетрадь, составляют план работы

Сл 4,5

 

 

 

 

 

 

3.     Информационный блок.

Устные источники

Исторический материал

стр. 190, сл.4

 

 

 

 

Письменные источники        

Письменные задания из раздаточного материала

 №1121 (а-е)

Учебник, слайд 6,7,8

Задания проверочные с самопроверкой

Сл. 20,22

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Сл.17,21

 

 

 

 

 

 

Графические источники (схемы, диаграммы)

Блок-схема

Сл.13

Сл. 10-12

Электронные источники

Презентация, самостоятельно составленная

 

 

 

Видео источники         

 

 

ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

 

 

Источники информации для учащихся подбирает учитель

 

 

4.     Аналитический (практический) блок.

Устные упражнения из презентации

На этапе «Актуализации»

Письменные задания

На этапах:  «Актуализации» , «Первичное закрепление и включение  новых знаний в систему учебных действий»

 

 

5.     Оценочный блок.

Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика)

Самооценка

Взаимооценка ( по вариантам)

6.      Рефлексивный.

«Синквейн»

 

Оценка

Сл. 25

 

Структура и ход урока

№/п

Этап урока

Дидактические задачи

Деятельность учителя

Форма работы

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Время, отведенное на выполнение задания

УУД

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу Подготовка учащихся к уроку.

Добрый день, ребята. На ваших партах лежат картинки с изображением  лица. Как вы думаете, чего  не хватает на рисунке? Верно, улыбки. Улыбка ничего не стоит. Так нарисуйте её  на картинках и подарите  соседу по парте. Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса

(Слайд 1)

И

Проверяют подготовку рабочих мест, приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока.

 

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения.

2

Актуализация опорных знаний.

Подготовка к восприятию нового материала.

 На уроке нам предстоит узнать много нового. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с «математической разминки»

 (слайд 2).

Ф

 

 

 

 

 

 

Повторяют арифметические действия.

  Математическая разминка

Слайд 2

3

Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

 Познавательные: формулировать информационный запрос

 Регулятивные: определять цели учебной деятельности

3

Создание проблемной ситуации.

Мотивировать учащихся на изучение нового материала.

К нам пришло письмо « Помогите!», давайте прочитаем его.

Но оно зашифровано, может попробуем расшифровать его. Здесь даны примеры

Задание 1.Вычислите и расположите ответы примеров в порядке убывания, сопоставив их с соответствующими буквами. Если вычисления выполнены верно, то получится слово.

2.Предлагает решить несколько примеров, часть которых  с информацией проблемного характера.  Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова.

Слайд 3-4

Предлагает сформулировать цель урока.

Слайд 5-6

 

Ф

Предлагают свои варианты решения задачи и

формулируют вопросы к задаче

 

Задание на рабочем листе

Слайд 3- 4

3

Познавательные:

фиксирование проблемы.

Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Полнота и точность выражения своих мыслей в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.

 Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

4

«Открытие» учащимися новых знаний.

 

Предлагает игра «Верю – неверю»

Предлагает сформулировать, что такое правило.

После работы с текстом  из рабочего листа урока организует обсуждение прочитанного материала и предлагает записать правило умножения

Слайд 7-11

Ф

 

 

 

 

 

И

 

 

Г

Обсуждают варианты решения поставленной задачи и выделяют коллективное решение.

 

Предлагают свои варианты и сравнивают  с учебником

.(стр.190)

Проговаривают по вариантам друг другу правила умножения

Слайды 7-11

10

Познавательные:

поиск и выделение информации.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 

6

Физминутка

 

Слайд 12-13

 

 

Слайд 12-13

 

 

7

Первичное закрепление и включение  новых знаний в систему учебных действий.

Показать разнообразие задач на умножение рациональных чисел.

Организует и контролирует процесс решения задач.

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обсуждают план решения  задач и выдвигают версии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14-18

 

10

 

 

 

Познавательные:

самостоятельно планировать свою деятельность, прогнозировать результат.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

8

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Выявления качества овладением знаниями.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, взаимопроверку и взаимооценку.

И

Выполняют самостоятельную работу. После окончания делается  взаимопроверка.

Учащиеся анализируют работу одноклассника, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Слайды 19

5

Познавательные:

применять изученные понятия , строить логическую цепочку.

Регулятивные:

выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

9

Работа в группах

(Синквейн)

 

 

 

 

Слайд 20

5

 

10

Подведение итогов.

 Рефлексия.

 

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

 Давайте посмотрим сценку.  

Учитель

Выставление оценок

 

 

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок

Отвечают на вопросы :

1)Что нового узнали?

2)Как умножить

числа с разными знаками?

3)Как умножить

числа с одинаковыми знаками?

Слайд 21

 

 

 

 

 

 

Определяют своё настроение с помощью смайликов и сравнивают его с  началом урока

 

 

3

Личностные:

оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

11

Домашнее задание

Закрепление навыков и умений.

Дает инструктаж по  домашнему заданию

Слайд 22

 

Учащиеся записывают в дневники задание.

п. 35, № 1143(а-г), 1144(а-г)

Творческое задание: придумать реальные задачи на умножение положительных и отрицательных чисел.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1.Организационный момент (1 мин.)

Добрый день, ребята. На ваших партах лежат картинки с изображением  лиц. Оцените своё настроение на начало урока.  

Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:

- Что есть больше всего на свете? – Пространство.

- Что быстрее всего? – Ум.

- Что мудрее всего? – Время.

- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.

Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.

Сегодня на уроке мы будем открывать «новые знания», работать классом, в группах, индивидуально. Каждый из вас сможет оценить себя и друг друга.

На столе у каждого ученика файл с раздаточным материалом (Приложение), который на перемене раздают дежурные. Готовят листы активности (где в дальнейшем, отмечают оценки).

2. Разминка: Начнём с разминки. (2мин)

Устно:

1) Определите закономерность и продолжите ряд:

А) 2; 4; 8; 16; …
Б) – 2; – 4; – 8; – 16; …

2) Дан ряд чисел:

– 5; 3; 0; – 7; – 104; 104; 12; 19.

А) Назовите положительные числа.
Б) Назовите отрицательные числа.
В) Назовите все числа одним словом.

Обучающиеся отвечают.

1) А) каждое последующее число больше предыдущего в 2 раза.
Б) каждое последующее число меньше предыдущего в 2 раза.

2)А) 3; 104; 12; 19.
Б) –5; –7; –104.
В) целые.

3.Актуализация знаний (1 мин.)

Фронтальный опрос:

  • Какие числа называются целыми?
  • Что такое модуль числа?
  • Чему равен модуль положительного числа?
  • Чему равен модуль отрицательного числа?
  • Как сложить числа с одинаковыми знаками?
  • Как сложить числа с разными знаками? Обучающиеся отвечают определения и правила

4. Постановка проблемы. Стадия вызова. (8 мин)

Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату

(Письмо) К нам пришло письмо « Помогите!», давайте прочитаем его.

Но оно зашифровано, может попробуем расшифровать его. Здесь даны примеры

Задание 1.Вычислите и расположите ответы примеров в порядке убывания, сопоставив их с соответствующими буквами. Если вычисления выполнены верно, то получится слово.

1.

8-35+35=

М

2.

(-5)+(-7)=

И

3.

-1,4 + (-0,6)=

Е

4.

- 0,75+0,25=

О

5.

-2,8+0=

Н

6.

-0,9+0,9=

Н

7.

-0,5-0,5=

Ж

8.

(-12) +(-6)- (-3)=

Е

9.

- 45 +60=

У

 

Ответы:

15

8

0

-0,5

-1

-2

-2,8

-12

-15

У

М

Н

О

Ж

Е

Н

И

Е

 

Создание проблемной ситуации.(1 мин)

Вычислите: (Примеры записаны на доске)

1) 6 х 3 = 
2) 3 х 5 =
3)  7 х ( – 2) =
4) –5 х (– 4) =

Вопросы:

1. Какое действие вы выполняли при решении этого задания?
2. Какие числа вы умеете умножать?
3. Знаете ли вы, как выполняется умножение чисел с разными знаками?
4. Знаете ли вы, как выполняется умножение двух отрицательных чисел?

Как вы думаете, какова тема нашего урока? Ребята, а давайте вместе с вами попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока? А какие цели вы для себя поставили?( Чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке, а что вам необходимо для этого знать? )

Обучающиеся формулируют цель урока: научиться умножать положительные и отрицательные числа, развивать мыслительные способности, воспитать положительное отношение к знаниям.

5.Открытие обучающимися нового знания. Стадия осмысления (8 мин)

Работа с раздаточным материалом:

1)Игра «Верю – не верю».

Приём  "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"?

Вопросы игры составляются по тексту, который,  в последствии самостоятельно изучается обучающимися. Для ответов отводится две графы. Первую графу обучающиеся заполняют после постановки цели урока и перед изучением текста. Вторую графу, после изучения текста. Данное задание обучающиеся могут выполнять индивидуально или в парах.
Вопросы учителя:
– Почему Вы так считаете? (Вопрос задаётся после работы в первой графе).
– Почему изменилось Ваше мнение?  (Вопрос задаётся после работы во второй графе).

Обучающиеся работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы игры в первой графе и объясняют, почему они так думают

2)Приём  «Работа с текстом»

В данном тексте три задания:
Задание1. Прочитайте текст и сформулируйте правила умножения положительных и отрицательных чисел.
Задание 2. Ответьте на вопросы игры «Верю – не верю», используя прочитанный текст.
Задание 3. На основе изученного материала выведите правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел, поставьте в скобках знаки «+» или «–».
Вопросы учителя:
– Какие вопросы у Вас возникли при изучении текста?
– Каким действием можно проверить действие умножения?
– Поясните это на примере –5*3=
– Используя правила умножения положительных и отрицательных чисел индийского математика
Бхаскары, поясните решение примера –5*(–3)=
– Сравните свои ответы в игре «Верю – не верю» в обеих колонках. Объясните, почему в некоторых ответах Вы изменили мнение?
– Поясните получение результата в правилах знаков при умножении положительных и отрицательных чисел?
– Как умножить два числа с одинаковыми знаками?
– Как умножить два числа с разными знаками?

При выполнении заданий обучающиеся делают записи в тетради, пометки в самом тексте. При выполнении последнего задания, дети отмечают знаки в тексте, в скобках.

После работы с текстом учащиеся отвечают на вопросы учителя.

3)Подведение итогов по игре и работе с текстом 

6.Физкульминутка: Гимнастика для глаз (2мин.)

Понаблюдаем за рыбками.

Определение знака выражения по карточкам: Если получается число отрицательное, то нужно встать, а если положительное, то нужно оставаться на месте.

1) 6 х 5 = 30 
2) –3 х 7 = - 35
3)  7 х ( – 7) = -49
4) –6 х (– 4) = 24

7.Закрепление обучающимися нового материала( 8мин.)

1)Индивидуальная работа. ( с самопроверкой) (4 мин)

 1)Разбейте выражения  на две группы и выполните умножение.( 1 ученик у доски)

2) Не  выполняя  арифметических  действий,  сравните  значения  выражений. (отвечают с места) (2 мин)

3) Турист движется по шоссе со скоростью  v км/ч. Сейчас он находится в точке О. Если он движется в положительном направлении, то его скорость считают положительной, а в отрицательном направлении – отрицательной.  Значение t = -4 означает «4 ч назад» . Где буде находиться турист через t часов. (2 мин)

_ Что необходимо найти в этой задачи?

- Что известно?_

Как найти расстояние?

8. Выполнение самостоятельной работы по изученной теме с последующей взаимопроверкой. (5 мин)

Один ученик выполняет возле доски. В дальнейшем работу проверяет учитель. В одной работе можно выставить оценку тому,  кто решал, и тому, кто проверял.

3)Проверяем.
Какие у вас возникли затруднения?
Как вы думаете почему? 
Над чем еще нужно работать, чтобы избежать ошибок? Обучающиеся выполняют сам. раб., осуществляют взаимопроверку.
Сдают работу учителю

9.Стадия рефлексии(8 мин.)

Приём «Синквейн».(5 мин)
Синквейн даёт возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн выступает в качестве средства творческого самовыражения. 
1)Составить синквейн на тему «Умножение положительных и отрицательных чисел».
2)Слушаем.

Составляют синквейны по теме «Умножение положительных и отрицательных чисел».

 

Умножение

Положительные, отрицательные

Умножать, делить

Одного знака– результат положительный

Разного знака – результат отрицательный

Понятно!

10.Итог урока(2 мин)

1)Какую цель ставили на уроке?

2)Достигли ли поставленной цели?
3)Как перемножить два числа с разными знаками?
4)Как перемножить два отрицательных числа? 
11.Домашнее задание: С комментированием(1 мин.)

 

         п. 35, № 1143(а-г), 1144(а-г)

         Творческое задание: придумать реальные задачи на умножение положительных и отрицательных чисел.

Урок окончен. Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)